Основные проблемы и перспективы развития рынка

Пластиковых карт

Появление и распространение пластиковых карт в России обусловлено заинтересованностью государства, предприятий, банков и держателей пластиковых карт. Для государства – это одно из средств снижения потребности в наличной денежной массе. Эмиссия международных пластиковых карт позволяет российским банкам интегрировать в мировую систему безналичных платежных средств, совершенствовать механизм их внедрения и использования, поднять авторитет страны и самого банка.

Расширение базы держателей карт в России в основном реализуется путем договоренностей банков с крупными предприятиями и организациями о перечислении заработной платы и других выплат работникам этих предприятий на карточные банковские счета. При этом сокращаются расходы предприятий, связанные с инкассацией денег, и решаются проблемы недостатка наличных денег в кассах при наличии средств на счетах.

Благодаря своей функциональности банковские пластиковые карты активно внедряются в повседневную жизнь всех слоев населения как через зарплатные проекты, так и в качестве многофункциональных средств для реализации социальных программ (например, социальная карта москвича).

Для держателей карты исключается необходимость иметь крупные суммы наличных денег для оплаты товаров и услуг: клиент может использовать средства, хранящиеся на счете, в торговых точках, принимающих карты в качестве средства оплаты, или воспользовавшись услугами банкоматов.

Предпосылками развития системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в российских банках являются:

- интеграция в мировую систему безналичных платежных средств;

- расширение сферы деятельности за границу;

- рост престижа банка;

- получение дохода от комиссионных и процентных поступлений;

- привлечение новых и «привязывание» имеющихся клиентов;

- организация быстрых и удобных для клиентов форм расчетов;

-уменьшение объема используемой в расчетах наличности и снижение стоимости операций;

- переход к новой, более прогрессивной «безбумажной»технологии;

- стремление не стать аутсайдерами;

- реклама банка на пластиковых картах, которые клиенты используют не только как средство платежа, но и как признак определенного социального статуса.

В российских банках развитие систем карточных расчетов началось с выпуска карт ведущих зарубежных компаний, таких как MasterCard и VISA. Подобную практику используют и многие зарубежные банки, не имеющие своей расчетной системы по пластиковым картам. Это позволяет внедрять системы расчетов с применением пластиковых карт с меньшими затратами. Банки использовали технологии и наработки зарубежных компаний – лидеров в этой области, с необходимой адаптацией к условиям нашей страны. В дальнейшем накопленный опыт позволил банкам заняться созданием собственных систем расчетов.

В настоящее время кроме традиционных магнитных карт международных платежных систем российские банки эмитируют платежные карты российских платежных систем: STB Card, Union Card, Accord, Золотая корона, СБЕРКАРТ и др. имея определенный опыт выпуска карт международных платежных систем, отечественные банки начали создавать собственные карточные системы, используя свои разработки в области программного обеспечения или основываясь на зарубежном программном обеспечении. Подобное развитие объясняется достаточно большой гибкостью карточных систем, позволяющих применять различные уровни участия банков в карточных программах:

- распространение карт других банков – банки осуществляют выдачу карт других банков и не осуществляют их обслуживание;

- обслуживание карт других банков и международных систем – банки имеют собственный процессинговый центр по обслуживанию карт или нанимают обслуживающую процессинговую компанию;

- эмиссия и эквайринг карт существующих платежных систем – банки не имеют прямого контакта с платежными системами, а действуют через банки – члены платежных систем, ответственность по обязательствам таковых банков несут банки – члены платежных систем;

- полное членство в карточной платежной системе банки имеют право голоса в деятельности платежной системы, осуществляют все операции по картам на собственные средства и под собственную ответственность;

- создание собственной платежной системы на основе пластиковых карт.

Наличие различных уровней интеграции в карточные системы позволяет банкам участвовать в карточных программах, исходя из собственных возможностей.

Международные платежные системы перестали относиться к российскому рынку пластиковых карт с недоверием и оценивают его как наиболее перспективный. Создаются ассоциации банков – членов международных платежных систем, призванные координировать развитие российских карточных проектов в рамках этих систем.

В последние годы наблюдается бурный рост сегмента банковских карт на российском рынке розничных банковских услуг. Ежегодно их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Таких темпов роста нет ни в одной стране с развитым рынком банковских услуг. Так, если первая карта в России была выпущена в 1989 году, то количество карт, выпущенных кредитными организациями в России в 1995 и 1966 годах, составляло 1 млн., в первом квартале 2001 года – 7,6 млн., то во втором квартале 2005 года – 42,5 млн., во втором квартале 2006 года – 62,5 млн., а во втором квартале 2007 года суммарная эмиссия банковских карт в России составила 92,2 млн. штук (см. график в Приложении 1, построенный по данным Банка России). Это обусловлено тем, что для российского рынка пластиковые карты являются новым банковским инструментом, в то время как мировые схемы расчетов с их использованием существуют уже несколько десятилетий. Между банками, выпускающими карты, ведется борьба за клиентуру, развиваются новые технологии, формируются современные предложения новых карточных продуктов [13].

Одновременно с увеличением числа карт, эмитированных российскими кредитными организациями и находящихся в обращении, растет и количество операций, совершаемых с их применением (Приложение 2). По итогам второго квартала 2006 года оборот по картам в России впервые превысил 1 трлн. рублей.

Российский карточный рынок на 1 июля 2006 года в основном представлен дебетовыми картами – более 93 % (см. Приложение 3).

Основными игроками российского рынка пластиковых карт являются международные платежные системы MasterCard и VISA Int., следом за ними с большим отрывом идут российские платежные системы Золотая Корона и СБЕРКАРТ. Доли платежных систем по количеству карт, эмитированных в России во втором квартале 2006 года, а также структура объемов операций по этим картам приведены в Приложениях 4 и 5 соответственно.

Российские банки, сотрудничающие с международными платежными системами, обязаны находиться на уровне их требований и полностью соответствовать технологии, принятой в мировой практике. Следовательно, российские банки, работающие с картами – лидеры современных банковских технологий.

Требования увеличения числа клиентов и объемов привлекаемых средств неизбежно заставляет крупные банки разрабатывать карточные программы в удаленных регионах, где, внедряя зарплатные проекты, удается практически без конкуренции создавать локальные подсистемы безналичных карточных расчетов, насчитывающие большое количество держателей карт. А резко возрастающие объемы привлеченных средств и операций позволяют говорить о картах как о массовом продукте в классическом понимании розничных банковских услуг.

Следует отметить, что доля безналичных платежей по оплате товаров и услуг не превышает 20 % от общего количества операций, совершаемых с применением карт (Приложение 6), и составляет около 10 % от общего оборота по таковым операциям (Приложение 7). Это обусловлено тем, что основная часть эмитированных карт используется держателями для обналичивания своих зарплат и иных доходов, перечисляемых на их карточные счета.

В настоящее время осуществляется переход основных международных платежных систем на микропроцессорные технологии (EMV-спецификации – Europay-MasterCard-VISA specification).

Среди стимулов для миграции банков на технологии EMV представители международных платежных систем выделяют следующие:

- повышение безопасности трансакций;

- уменьшение операционных расходов, связанное с увеличением объема операций, обслуживаемых в off-line режиме (без обращения за авторизацией к эмитенту);

- использование новых приложений, реализуемых на базе микропроцессора (электронные кошельки, системы лояльности и т.п.);

- изменение межбанковских комиссий в пользу банков, мигрирующих на чип.

Учитывая специфические особенности России: протяженность территории, наличие отдаленных регионов, климатические условия, усложняющие развитие инфраструктуры, в том числе развитие высококачественных разветвленных и надежных средств коммуникаций; низкая кредитная надежность населения, наиболее эффективным представляется внедрение карт, основанных на применении микропроцессорных технологий и позволяющих осуществлять операции в off-line режиме, то есть без авторизации в торговой точке.

Оценивая ситуацию, сложившуюся на рынке пластиковых карт в России, хотелось бы отметить, что сфера их распространения ограничивается крупными городами: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Казань, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, что составляет преобладающее большинство от общего числа карт (Приложение 8).

Таким образом, учитывая, что в регионах не сформированы сети приема карт с магнитной полосой, Россия имеет значительный потенциал для развития технологий на основе МК. Во-первых, это поможет избежать банкам-эквайерам конкуренции со стороны платежных систем на основе карт с магнитной полосой. Во-вторых, развитие сети приема МК потребует значительно меньших затрат, так как исключаются затраты на дорогостоящие каналы связи для on-line авторизации.

Как отмечалось выше, существенным фактором, определяющим ситуацию на современном российском карточном рынке, также служит то, что доля безналичных платежей за услуги и товары составляет около 10 % от общего оборота по банковским картам, в 2001 году данный показатель составлял всего 7 %. В условиях общего роста экономических показателей, стабилизации ситуации в социально-политической сфере увеличение доли безналичных операций на рынке массовых повседневных платежей населения позволит существенно улучшить макроэкономические показатели за счет активного привлечения средств населения в экономику, сокращение государственных расходов на поддержание наличного обращения, достижение прозрачности финансовых потоков и роста налогооблагаемой базы.

Это вполне возможно за счет развития программ лояльности и популяризации отношений, в том числе предоставление скидок держателям карт, проведение розыгрышей и лотерей среди наиболее активных держателей, а также увеличение числа точек, принимающих карты при оплате товаров и услуг, путем вовлечения всей инфраструктуры, как городов, так и регионов.

Проведенный анализ российского рынка платежных карт позволил сделать следующие выводы, определяющие основные перспективы его дальнейшего развития:

- количество платежных карт в обращении увеличивается в геометрической прогрессии;

- Россия имеет значительный потенциал для развития рынка пластиковых карт и увеличения доли безналичных операций на рынке массовых повседневных платежей населения, которое пока прирастает в прогрессии, близкой к арифметической, а также увеличение объемов безналичных платежей по оплате товаров и услуг, совершаемых с применением карт, так как она составляет около 10 % от общего оборота денежных средств по картам, а остальные 90 % денежного оборота приходятся на операции по снятию наличных;

- выявлено преобладание международных платежных систем VISA Int. и MasterCard Int. над российскими платежными системами: доля международных платежных систем составляет 78 % по количеству карт, эмитированных в России, и 75 % по объемам операций по этим картам;

- сфера распространения карт с магнитной полосой, обусловленная наличием высококачественных каналов связи, ограничивается только крупными городами. Порядка половина (52,3 %) пластиковых карт, эмитированных в России, сконцентрирована в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге;

- учитывая перечисленные специфические особенности России, наиболее эффективными представляется дальнейшее повсеместное внедрение карт, основанных на применении микропроцессорных технологий (EMV-спецификаций), позволяющих осуществлять операции в off-line режиме, то есть без авторизации в точке обслуживания;

- применение микропроцессорных технологий (EMV-спецификаций) в комплексе с развитием инфраструктуры обслуживания карт повлечет за собой как рост числа операций, совершаемых с использованием карт, так и увеличение количества карт в обращении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: