Пантеон славянских богов

Тамбовский государственный университет

Имени Г. Р. Державина

Кафедра культурологии

 

Курсовая работа

на тему:

«Религиозные мифологемы

Древних славян

в

Пантеоне

Князя Владимира»

 

Выполнила:

       

3курс, группа 4-К

                                          Проверила:

                                                              К.и.н. профессор

  Ромах Н.И.

 

Тамбов

2004

Содержание

Введение.

Своеобразие восточнославянской мифологии.

3. Пантеон славянских богов:

3.1. Языческая реформа князя Владимира;

3.2. Громовержец Перун;

3.3. Дажьбог – податель всех благ;

3.4 Великий Хорс;

3.5 Стрибог – дедушка всех ветров;

3.6 Крылатый пес Семаргл;

3.7 Мать – сыра земля.

Отношение народа к языческой реформе.

Заключение.

Литература.

Введение

 

Когда мы слышим что - нибудь о греческой мифологии, сразу перед глазами проносится вереница олимпийских божеств. Но когда речь заходит о славянских богах, не каждый может похвастаться знанием хотя бы имен, не говоря уже о функциях, внешнем виде, атрибутах богов. А ведь славяне – это наше прошлое, наша история Их система верований должна быть нами хорошо изучена.

Что же мы сегодня знаем о богах, занимавших некогда места на древнерусском языческом Олимпе и свергнутых затем силами христианства? В отличие от греческой мифологии, которая уже с VII в. стала объектом (а, может быть, в какой - то мере и жертвой) литературной обработки и творческого обогащения жрецами, поэтами, писателями и специалистами мифографами, славянская мифология, как жизнь богов осталась неописанной. Прямых источников по изучению у нас крайне мало, и приходится довольствоваться отрывочными, попутными средствами, нередко - сбивчивыми упоминаниями о древней религии славян в сочинениях греческих авторов, в записках европейских и арабских путешественников, в обличительных высказываниях русских книжников.

Ценнейшие данные предоставляют археологи, раскапывая и реконструируя древние копища, извлекая из глубин культурного слоя изваяния идолов и культурные предметы.

Очень важны исследования этнографов и лингвистов, свидетельствующие о живой связи верований и религиозных представлений русских, белорусов, украинцев в XVIII – XX веках с древними истоками языческой религии.

И еще один бесценный источник: язычество восточных славян, при всех его неповторимых особенностях, есть лишь ветвь общеславянского, шире - общеиндоевропейского, более того – общечеловеческого древа языческой религии и мифологии. Обращаясь к другим ветвям – родственным, в первую очередь, (западно - и южнославянским, балтийским, скандинавским), мы находим здесь материал для сравнений, для восстановления навсегда, казалось, утраченных элементов мужества Древней Руси.

Обширный материал по исследованию славянской мифологии содержится в работах таких авторов, как Борис Александрович Рыбаков и его исследованиях в книге «Язычество древних славян», в которой академик анализирует происхождение языческих богов, представления о мире и управляющих им силах. Соколов М.Е. в книге «Старорусские солнечные боги» дает подробное описание богов солнечного круга. Владимир Шуклин в «Мифах русского народа» дает свод представлений народа о мироустройстве, богах и духах. Л.Н. Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» подробно рассматривает представления о богах и силах природы в произведениях древних авторов. Кроме этого мы использовали энциклопедию славянской жизни Марии Семеновой, Мифы древних славян и словарь славянской мифологии. Это только несколько источников, которые мы использовали, но ни одну из этих книг мы не брали за основу, так как эти исследователи рассматривают или мифологию древних славян в целом, или с какой-то одной стороны (например, солнечный круг). Нас же интересуют всего 6 богов, вошедших в результате языческой реформы в пантеон.

Тема нашего исследования «Религиозные мифологемы древних славян в пантеоне князя Владимира» как раз и направлена на изучение божеств, вошедших в пантеон. Таким образом, анализируя весь материал, мы продвигаемся к цели нашей работы, которая заключается в изучении мифологии древних славян. Но так как язычество - это вера во множество божеств, а мы ограничены объемными рамками и не можем рассмотреть всех богов древних славян, то мы остановились на изучении 6-ти, вошедших по воле князя Владимира в славянский пантеон высших богов. А так как мы рассматриваем пантеон, мы должны рассмотреть, какое влияние реформа язычества оказала на общество и на развитие государства. Для того, чтобы прийти к цели нашего исследования, мы должны рассмотреть, во - первых, своеобразие восточнославянской мифологии в целом, так как славянская мифология была не систематизирована, функции богов переплетались, и не изучив этого факта, будет непонятен дальнейший ход работы. Кроме этого необходимо выяснить, что заставило князя Владимира провести реформу, почему было выбрано шесть богов.

Таким образом, продвигаясь к цели нашей работы, мы подробно рассмотрим каждого представителя пантеона. Сразу хочется заметить, что сведения о богах различны, об одних (Перун) мы можем рассказать довольно много (и происхождение имени, и функции, и атрибуты бога), а о некоторых-сведения

обрывочны и малы (например, Стрибог и Семаргл).

    В этом случае мы подробно остановимся на толковании именно различными авторами, а также изучим причины возведения именно этих шести богов в пантеон. И, наконец, мы рассмотрим, почему же реформу не принял народ.

    Для изучения религиозных представлений древних славян мы рассмотрим легенды, мифы, обратимся к древним источникам, чтобы понять, как же древние славяне видели своих богов. Для возможности воссоздания внешности богов в работе приведены иллюстрации.

Но многое, очень многое остается не ясным. В науке накопилось не мало предположений, догадок противоречивых толкований, ученые ведут дискуссии, медленно, шаг за шагом продвигаясь к истине. Последуем же за ними …

Своеобразие восточнославянской мифологии

 

    Типологическое многообразие мифов народов мира во многом обусловлено географическим и геополитическим положением каждого из этих народов, ландшафтно-климатическими и этническими особенностями формирования национальной картины мира, особенностями языка, формами производственной деятельности и трудовой специализации народов. Все эти особенности национального менталитета зарождаются и формируются уже на древнейшей стадии этнического и культурного самоопределения каждого народа, когда складывается его мифология. Все принципиальные особенности национальной культуры, а позднее и цивилизации, становятся определенными и своеобразными уже на этой ранней фазе культурной истории того или иного народа или его страны. Более того, можно предположить, что основные черты исторического развития будущего этноса, нации, народности закладываются и программируются уже в начале их истории, а точнее, в доисторический период, отмеченный образованием национальной мифологии. Важно изучение этого культурно-исторического начала и для Руси.

    В зависимости от капризов суровой природы, климатической неустойчивости, необузданности агрессивных кочевых народов, составляющих ближайшее окружение, неуверенность в собственном завтрашнем дне и его содержательном наполнении (урожай или недород, война или мир, дом или поход в чужие земли, воля или кабала, бунт или покорность, охота или неволя и т.д.) – все это аккумулировалось в народных представлениях о постоянстве и изменчивости, об известной зависимости человека от господствующих над ним и неподвластных ему сил (судьба, доля, счастье), о реальности и определенности прошлого (традиций, предания) – по сравнению с ирреальным и неопределенным, драматически вариативным и непредсказуемым будущим.

    Особенно ярко актуализируются языческие представления, поверья, обычаи, традиции, как бы всплывая из глубин исторического подсознания, в кризисные моменты: в «смутные» периоды истории, переломные или трагические моменты частной жизни людей (болезнь или смерть близких родственников, стихийные или социальные бедствия, разрушение семьи, испытания судьбы, личные неудачи или несчастья, разочарования и отчаянье).

    Достаточно вспомнить, с какой тщательностью, подчас педантичностью, соблюдаются языческие обычаи во время свадеб и новоселья, в случае тяжелой болезни близких, особенно же на похоронах и при поминовении покойников. Многие из этих обрядов оставались практически целое тысячелетие, а может быть, и значительно дольше.

    Подобная жизнестойкость восточнославянского, древнерусского язычества тем более удивительна, что славянская мифология вообще, и русская, в частности, очень архаичны и во многом восходят непосредственно к праиндоеропейским корням. Так, культу Перуна – громовержца; богине плодородия Мокоши (Макоши), подземного змея – Волоса (Велеса), покровительствовавшего урожаю, охоте, скотоводству, Стрибога – бога ветров и других богов есть аналогии в мифологиях почти всех индоевропейских народов. Однако, существует большая разница между, например, древнегреческим Зевсом и Перуном, хотя оба они громовержцы: функции Перуна гораздо проще и примитивнее, нежели у властителя Олимпа.

    Ко всему прочему, восточнославянские боги, в отличие от античных, не вполне антропоморфны, а нередко и прямо зооморфны или тождественны проявлениям стихий. Если Перуна и Мокошь все представляли в человеческом образе (воин в шлеме и пряха), то это явно не относится к Волосу (которого представляли не только змеем, но и другими зверями: волком, медведем, а еще чаще оборотнем, меняющим свой облик). Совсем не ясно, как виделись древним славянам Хорс и Семаргл – божества, скорее всего, иранского происхождения (некоторые исследователи полагают, что Семаргл был семиглавым или похожим на грифона, а Хорса - конем). Все это свидетельствовало о том, что славянская мифология – во всяком случае, во внешних чертах своей образности, - была ближе к древневосточной мифологии (иранской, хеттской, египетской и др.), нежели к полностью антропоморфной античной, и была во всех отношениях менее развитой и отрефлексированной, чем германо-скандинавская, кельтская или, например, индийская.

    Языческая мифология восточных славян была еще крайне несистематизированной, расплывчатой, неустойчивой; функции их богов часто переплетались между собой и многократно дублировали друг друга. Например, культ солнца так или иначе ассоциировался и с Хорсом (небесным Конем), и с Дажьбогом (тепло, источник поддержания жизни), и со Сварогом (небесный свет и огонь), и с Ярилом, воплощавшим жар весеннего возрождения природы и любовной страсти, зачатие и плодородие, и с Купалой (божеством летнего солнцестояния), и с Колядой (божеством зимнего поворота Солнца на весну). Плодородие природы связывалось с властью не только Ярилы и Купалы, но и Костромы, Мокоши, Волоса, Переплута, Дажьбога, возможно, Семаргла. Семью оберегали, кроме Мокоши, так же Чур, Род и рожаницы Лада и Леля. Все представители так называемой высшей мифологии славян (верховные божества, олицетворявшие важнейшие природные, космические стихии) находятся между собой в совершенно неопределенных отношениях; практически не известны никакие мифологические сюжеты с участием славянских языческих божеств, и о многих из них исследователям приходится лишь догадываться, апеллируя к археологическим, лингвистическим данным или к данным мифологической компаративистики. Только в отдельных случаях удается реконструировать условный мифологический сюжет (вроде основного мифа о громовержце – змееборце, просвечивающего противостояние Перуна и Волоса).

    Причина этого заключается отнюдь не в том, что после Крещения Руси языческие сюжеты были забыты или соединились с христианской мифологией, - по существу, они еще окончательно и не сложились в какую- либо каноническую версию, рассыпаясь на бесчисленные местные варианты общеславянского мифа. Еще важнее, что славянская мифологи существовала не столько в вербализованном виде, т.е. в форме сказаний, эпических песен, космогонических повествований, словесного искусства и предфилософии., но жила практически – в обрядах и ритуалах, образе жизни, первобытной магии, действиях и поступках людей, в природном календаре. Славянская мифология была аморфной дорефлексивной стихией и потому была самой жизнью, а не способом ее понимания, осмысления, объяснения – в сознании людей, в отражающих ее текстах. Таким образом, множественность древних богов и мифологических персонажей, а также разнообразие связанных с ними культов в период оформления государственности, несомненно требовали унификации. В русле этих стремлений к упорядочению лежит своеобразная реформа 980 г., когда князь Владимир утвердил «список» богов с последующим установлением идолов, известных с тех пор под названием «Пантеон князя Владимира».

 

 

Пантеон славянских богов

Языческая реформа князя Владимира

 

В 980 г князь Владимир предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского

язычества, с целью упорядочить мифологический хаос, царивший в сознании восточнославянских племен. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном, богом грозы и войны; кроме Перуна в пантеон Владимира вошли Хорс – бог солнца – святила, небесный Конь, Дажьбог – бог белого света и податель небесных благ, тепла; Стрибог – бог ветра и воздушных стихий, распространитель доли; Семаргл – бог – сеятель семян – небесный посланец, связующий небо и землю, и единственный женский персонаж Мокошь (мать - сыра земля)- богиня плодородия и плодовитости, мать судьбы (пряха) и урожая, покровительница домашнего очага.

Возникает вопрос: почему именно шесть божеств? Есть ли какой- то смысл в этой численности? Неясно, какой принцип положен при отборе «кандидатов» пантеон: племенные боги или покровители разных «профессий». В первом случае число «шесть» совпадало с количеством племен, входивших в состав Руси этого времени: их перечислил летописец, рассказывая о славянской грамоте (поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи полоцкие и словене новгородские). Но в это время, похоже, чисто племенная связь с божествами была утрачена, и все они получали и какое- то функциональное значение

Следует подчеркнуть, что в отличие от Перуна, Стрибога, Дажьбога и Мокоши, божеств исконно славянского (общеславянского) происхождения, во Владимиров пантеон оказались включены боги явно восточного (иранского, хорезмийского) ареала, т.е. была отражена диалектика славянского и восточного компонентов древнейшего восточнославянского божества, которые не только сосуществовали и взаимодействовали в архаическом сознании и мифологии восточных славян, но и составляли важный момент восточной и южной политики киевских князей в 970-980 гг. Прокопий Кесарийский, писатель 6 века говорит о религии древних славян: «Они признают единого бога – творца молний и грома (разумеется, Перуна) единым господином вселенной и приносят ему в жертву быков и иных священных животных». Интересно, что, говоря о ревностном служении Владимира языческим богам, летописец замечает: «и начал княжить Владимир в Киеве, и поставил кумиров на холме вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». При чтении этих слов летописи невольно бросается в глаза то самое обстоятельство, что летописец сравнительно очень много говорит о Перуне, описывая мелкие подробности его идола, - между тем тот же самый летописец, когда речь идет о других богах, едва удостаивает его той необходимой доли внимания, чтобы передать хотя бы имена, на первый взгляд вообще довольно

странные и, за исключением Дажьбога, вообще непонятны для современного русского человека. Таким образом, Перуна представляли славяне, как главное божество языческого пантеона.

 

 

Громовержец Перун

 

«И хмелясь победным пиром,

За лучом бросая луч,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: