В оценке хозяйственной деятельности выделяют следующие показатели рентабельности:
· рентабельность основной (производственной) деятельности;
· рентабельность производства.
1) Рентабельность основной (производственной) деятельности (R):
Рентабельность показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство продукции.
Она может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам или по видам продукции. Этот показатель показывает всю величину собственных заработанных средств, поступающих в распоряжение предприятия из оборота.
2) Рентабельность продаж. Рентабельность продаж измеряется отношением величины прибыли от реализации продукции к объему продаж (Rпр):
Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько получено прибыли с 1 рубля продаж.
Исходные данные, необходимые для анализа показателей рентабельности, приведены в Таблице 1.3.1.:
|
|
Таблица 1.3.1. Исходные данные для факторного анализа показателей рентабельности продаж
№ п/п | Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение (+,-) |
1 | Выручка строительного предприятия, тыс.руб. | 119898,14 | 116199,88 | -3698,27 |
2 | Себестоимость выполненных СМР, тыс.руб. | 107819,06 | 97630,08 | -10188,98 |
3 | Валовая прибыль, тыс.руб. | 12079,09 | 18569,80 | 6490,71 |
4 | Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % | 10,0745% | 15,9809% | 5,9065% |
Влияние факторов на рентабельность основной деятельности измеряется методом цепных подстановок:
где Q - объем работ в натуральных единицах;
Ц - цена работ за 1 кв.м.;
Себ - себестоимость работ на 1 кв.м.
|
| Предыдущий год | Отчетный год | изменение |
| Рентабельность основной (производственной) деятельности | 11,2031% | 19,0206% | 7,8175% |
1 | Влияние фактора изменения объема СМР ΔR(Q) | 22,6619% | 19,0206% | -3,6413% |
2 | Влияние фактора изменения себестоимости СМР ΔR(C) | 12,4083% | 19,0206% | 6,6123% |
3 | Влияние фактора изменения средневзвешенных цен ΔR(Ц) | 17,7445% | 19,0206% | 1,2761% |
| Итого |
|
| 4,2471% |
Таким образом, наибольшее влияние на изменение рентабельности основной деятельности влияет изменение себестоимости СМР (6,6123%).
Рентабельность продаж по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 5,9065%. На это отклонение оказали влияние 2 фактора: изменение объема продаж и себестоимости.
Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить условный показатель рентабельности при отчетной выручке от продаж (Q1) и базисной себестоимости (Себ0):
1 | Условный показатель рентабельности продаж Rпусл
| 7,2124% | ||
2 | Влияние фактора изменения объема СМР ΔRп(Q) | -2,8620% | ||
3 | Влияние фактора изменения себестоимости СМР ΔRп(C) | 8,7685% | ||
| Итого | 5,9065% |
Таким образом, наибольшее влияние на изменение рентабельности продаж оказывает изменение себестоимости СМР (8,7685%).
3) Рентабельность основного капитала
Может рассчитываться как на базе валовой прибыли, так и на базе чистой прибыли:
где ФОС – средняя стоимость основных средств, тыс.руб.
ФОА – средняя стоимость оборотных активов, тыс.руб.
В этом виде формула устанавливает связь со следующими факторами:
· величиной валовой прибыли на 1 рубль СМР;
· фондоемкостью и фондоотдачей, характеризующими использование основных средств;
· коэффициентом закрепления материальных оборотных средств или коэффициентом оборачиваемости материальных оборотных средств.
Эти факторы приведены в Таблице 1.3.2.:
Таблица 1.3.2. Анализ рентабельности производственного капитала
№ п/п | Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение (+, -) |
1 | Валовая прибыль | 12079,09 | 18569,80 | 6490,71 |
2 | Выручка строительного предприятия | 119898,14 | 116199,88 | -3698,27 |
3 | Средняя стоимость основных средств | 51401,88 | 54015,19 | 2613,31 |
4 | Средняя стоимость оборотных средств | 19891,72 | 17839,30 | -2052,42 |
5 | Рентабельность продаж,% | 0,10 | 0,16 | 0,06 |
6 | Фондоотдача | 2,33 | 2,15 | -0,18 |
7 | Фондоемкость | 0,43 | 0,46 | 0,04 |
8 | Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | 6,03 | 6,51 | 0,49 |
9 | Коэффициент закрепления | 0,17 | 0,15 | -0,01 |
10 | Рентабельность производства, % | 0,17 | 0,26 | 0,09 |
Затем, используя метод цепных подстановок, оценивается влияние на результирующий показатель – рентабельность производства.
1 | Изменение рентабельности за счет изменения валовой прибыли | 9,1042% |
2 | Изменение рентабельности за счет изменения стоимости ОС | -0,9210% |
3 | Изменение рентабельности за счет изменения стоимости оборотных средств | 0,7177% |
| Итого | 8,9009% |
Таким образом, наибольшее влияние на результирующий показатель оказывает влияние изменение валовой прибыли (9,1042%).