Анализ показателей рентабельности

В оценке хозяйственной деятельности выделяют следующие показатели рентабельности:

· рентабельность основной (производственной) деятельности;

· рентабельность производства.

1) Рентабельность основной (производственной) деятельности (R):


 

Рентабельность показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство продукции.

Она может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам или по видам продукции. Этот показатель показывает всю величину собственных заработанных средств, поступающих в распоряжение предприятия из оборота.

2) Рентабельность продаж. Рентабельность продаж измеряется отношением величины прибыли от реализации продукции к объему продаж (Rпр):

 

 

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько получено прибыли с 1 рубля продаж.

Исходные данные, необходимые для анализа показателей рентабельности, приведены в Таблице 1.3.1.:

 

Таблица 1.3.1. Исходные данные для факторного анализа показателей рентабельности продаж

№ п/п Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение (+,-)
1 Выручка строительного предприятия, тыс.руб. 119898,14 116199,88 -3698,27
2 Себестоимость выполненных СМР, тыс.руб. 107819,06 97630,08 -10188,98
3 Валовая прибыль, тыс.руб. 12079,09 18569,80 6490,71
4 Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % 10,0745% 15,9809% 5,9065%

 

Влияние факторов на рентабельность основной деятельности измеряется методом цепных подстановок:

 

 

где Q - объем работ в натуральных единицах;

Ц - цена работ за 1 кв.м.;

Себ - себестоимость работ на 1 кв.м.

 

 

 

Предыдущий год

Отчетный год

изменение

 

Рентабельность основной (производственной) деятельности

11,2031%

19,0206%

7,8175%

1

Влияние фактора изменения объема СМР ΔR(Q)

22,6619%

19,0206%

-3,6413%

2

Влияние фактора изменения себестоимости СМР ΔR(C)

12,4083%

19,0206%

6,6123%

3

Влияние фактора изменения средневзвешенных цен ΔR(Ц)

17,7445%

19,0206%

1,2761%

 

Итого

 

 

4,2471%

Таким образом, наибольшее влияние на изменение рентабельности основной деятельности влияет изменение себестоимости СМР (6,6123%).

Рентабельность продаж по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 5,9065%. На это отклонение оказали влияние 2 фактора: изменение объема продаж и себестоимости.

Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить условный показатель рентабельности при отчетной выручке от продаж (Q1) и базисной себестоимости (Себ0):


 

1

Условный показатель рентабельности продаж Rпусл

7,2124%

2

Влияние фактора изменения объема СМР ΔRп(Q)

-2,8620%

3

Влияние фактора изменения себестоимости СМР ΔRп(C)

8,7685%

 

Итого

5,9065%

 

Таким образом, наибольшее влияние на изменение рентабельности продаж оказывает изменение себестоимости СМР (8,7685%).

3) Рентабельность основного капитала

Может рассчитываться как на базе валовой прибыли, так и на базе чистой прибыли:

 

 

где ФОС – средняя стоимость основных средств, тыс.руб.

ФОА – средняя стоимость оборотных активов, тыс.руб.

В этом виде формула устанавливает связь со следующими факторами:

· величиной валовой прибыли на 1 рубль СМР;

· фондоемкостью и фондоотдачей, характеризующими использование основных средств;

· коэффициентом закрепления материальных оборотных средств или коэффициентом оборачиваемости материальных оборотных средств.

Эти факторы приведены в Таблице 1.3.2.:

 


Таблица 1.3.2. Анализ рентабельности производственного капитала

№ п/п Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение (+, -)
1 Валовая прибыль 12079,09 18569,80 6490,71
2 Выручка строительного предприятия 119898,14 116199,88 -3698,27
3 Средняя стоимость основных средств 51401,88 54015,19 2613,31
4 Средняя стоимость оборотных средств 19891,72 17839,30 -2052,42
5 Рентабельность продаж,% 0,10 0,16 0,06
6 Фондоотдача 2,33 2,15 -0,18
7 Фондоемкость 0,43 0,46 0,04
8 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 6,03 6,51 0,49
9 Коэффициент закрепления 0,17 0,15 -0,01
10 Рентабельность производства, % 0,17 0,26 0,09

 

Затем, используя метод цепных подстановок, оценивается влияние на результирующий показатель – рентабельность производства.

 

1 Изменение рентабельности за счет изменения валовой прибыли

9,1042%

2 Изменение рентабельности за счет изменения стоимости ОС

-0,9210%

3 Изменение рентабельности за счет изменения стоимости оборотных средств

0,7177%

 

Итого

8,9009%

 

Таким образом, наибольшее влияние на результирующий показатель оказывает влияние изменение валовой прибыли (9,1042%).

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: