Определение основных компонентов функционального процесса

 

Для анализа качества существенный интерес представляет структура функционального процесса, т.к. в одном процессе одновременно могут участвовать несколько разных изделий с разными функциями. Анализ структуры функционального процесса позволяет определить место и роль данного изделия в этом процессе, выявить основное назначение изделия, ради которого оно создано и используется потребителем и что отличает это изделие от других.

В структуре функционального процесса выделяют следующие компоненты:

1) предмет потребления, функционирующий в данной среде, его техническая функция;

2) потребители, имеющие потребность, формирующие требования к товарам;

3) условия и способы, характеризующие среду, средства и способы потребления.

Компоненты функционального процесса более подробно описаны ниже.

По видам и принципам технического действия все непродовольственные товары подразделяются на группы:

· физического принципа действия: предметы потребления, которые приводятся в действие мускульной силой человека, а также предметы потребления, которые формируют среду жизнедеятельности человека (одежда, обувь, посуда, мебель);

· механического принципа действия: механизмы с простейшими шарнирными соединениями и системами передач (ножницы, кофемолка ручная, ручная дрель), а также механизмы, приводимые в действие механическими устройствами;

· электрического принципа действия: электротехнические изделия (нагревательные приборы, электролампы);

· электронного принципа действия: приборы, структура которых включает на ряду с электротехническими также электронные устройства, позволяющие программировать работу прибора.

Принцип действия изделий формирует виды действий человека с изделием при эксплуатации и составляет исходную базу для формирования эргономических требований к этому изделию.

Столовое белье относится к непродовольственным товарам физического принципа действия.

Классификация потребителей может строиться по различным основаниям. При проведении анализа качества используют классификацию потребителей, которая учитывает весь комплекс характеристик, определяющих социальные, демографические, экономические условия потребления.

На основе экспертных работ выделяют пять признаков классификации потребителей, которые наиболее сильно сказываются на формировании требований к ассортименту и качеству изделий. К этим признакам относятся:

1) образ жизни: наиболее общая социальная характеристика жизнедеятельности обширных групп населения, включая характеристики способов жизнедеятельности и организации труда населения. По этому признаку население подразделяют на городское, сельское и проживающее в отдаленных регионах;

2) демографические особенности: позволяют подразделить потребителей по половозрастным признакам, которые определяют важнейшие ассортиментные группировки. Важным демографическим показателем служит состав семьи, количественные и качественные характеристики которой оказывают влияние на формирование ассортимента посуды, мебели, холодильников и т.д.;

3) подготовленность потребителей к потреблению: характеризует один из важнейших аспектов отношения потребителей к предметам потребления. В одних случаях потребление изделий требует от потребителей наличия лишь элементарных знаний и навыков, а в других – специальной подготовки. От уровня профессиональной квалификации потребителей зависит ассортиментный ряд многих изделий;

4) культурные запросы потребителей: сказываются на эстетических требованиях к изделиям. Этот признак требует группировки потребителей в соответствии со сложившимися национальными традициями, требованиями стиля, моды, престижа, с влиянием социально-психологических факторов (новаторы или консерваторы, лидеры или аутсайдеры);

5) социально-экономические факторы: этот признак позволяет классифицировать потребителей по уровням дохода и оказывает влияние на стоимость товара, которая зависит от технических возможностей изделия. Для отдельных групп потребителей должны быть установлены разумные комбинации потребительских свойств, качества и цены.

Для столового белья можно выделить следующие признаки потребителей:

1) образ жизни – в условиях городской и сельской местности;

2) демографические особенности – не имеет половозрастного назначения;

3) подготовленность потребителей к потреблению – наличие элементарных знаний и навыков;

4) культурные запросы потребителей – разнообразное колористическое оформление, разнообразие способов отделки, красивый внешний вид, качество и фактура материалов.

В зависимости от того, где и в каких условиях эксплуатируется изделие, появляются их ассортиментные разновидности. Общая классификация условий процесса потребления выглядит следующим образом:

· внешняя среда (городская, сельская);

· жилая среда (городская квартира, загородный дом);

· мобильность использования изделий (носимые, переносимые, стационарные, трансформируемые);

· месторасположение изделий (напольные, настольные, настенные, встроенные);

· комплектность потребления (изделие может являться элементом комплекса, комплекта, ансамбля);

· периодичность потребления (сезонные, для определенного времени использования).

Для исследуемой группы изделий можно выделить следующие условия и способы, характеризующие среду потребления:

1) внешняя среда – городская, сельская;

2) жилая среда – городская квартира, загородный дом;

3) мобильность использования – стационарное изделие;

4) месторасположение изделий – настольное;

5) комплектность потребления – может использоваться как одно изделие, так и настольные комплекты;

6) периодичность потребления – может использоваться в любой период.

Учитывая характеристики основных компонентов функционального процесса составляется исходная база (набор требований) для формирования эргономических и функциональных требований к изделию.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: