Три основные формы реагирования на чужие поступки

 

В этом параграфе П.А.Сорокин продолжает рассуждать о действиях, или актах. Однако, если в первом параграфе давалась классификация актов с точки зрения самого субъекта социального взаимодействия – собственно индивида (причем, что немаловажно, идет оценка индивидом своих же собственных действий), то здесь приводится классификация актов с точки зрения реагирования индивида на акты другого субъекта взаимодействия. В соответствии с этим Сорокин выделяет следующие формы реагирования на «чужие» акты:

1)Акты, воспринимаемые людьми как «должные», не вызывают ни переживаний вражды, ни ненависти, а равно ни особенной любви и симпатии к ним самим и к их исполнителю, они воспринимаются просто как «дозволенно-должные» (иное слово трудно найти), как нормальные, и только. Сама форма актов не вызывает в людях ни отвращения-отталкивания, ни притяжения-любви. Они нормальны, справедливы, а потому положительны, и только. Сорокин приводит наглядный пример: «Лавочник дал мне фунт хлеба, я заплатил ему 7 копеек. Акт лавочника для меня просто нормальный, должный и ничего больше, а сам он не вызвал во мне по своему адресу ни особенной любви и симпатии, ни ненависти и вражды.»

2)Иное переживание возникает в ответ на акты «рекомендуемые». Здесь индивид, в ответ на подобный акт, испытывает по адресу его субъекта особенное благорасположение, благодарность и любовь, симпатию и желание и ему, в свою очередь, оказать ту же услугу. Сам же акт нам кажется чем-то желательным и притягивающим.

3)Наконец, в ответ на акты запрещенные люди реагируют в форме переживаний и актов вражды, недружелюбия и ненависти по адресу его субъекта; в людях самопроизвольно возникает желание отпарировать его незаконное покушение и отомстить за его попытку. Сам же акт вызывает в людях переживание отвращения и отталкивания к такой форме поведения.

Иначе, рассуждает Сорокин, акты должные кажутся нам всегда нормальными, справедливыми и потому морально положительными; акты запрещен­ные — морально отрицательными и поднормальными; акты реко­мендуемые — сверхнормально-положительными, своего рода мораль­ной роскошью.

Т.е. если предельно обобщить, что справедливо следующее: каким является каждый из человеческих актов  — такую же реакцию он вызывает. Эта реакция происходит самопроизвольно и спонтанно.

Само собой разумеется, подчеркивает П.А.Сорокин, что установленная классификация как самих актов, так и форм реагирования на них не есть классификация по конкретному содержанию самого акта и реакция на него, но это есть классификация по форме психических переживаний. Какой акт является для кого-нибудь запрещенным, рекомендуемым или должным, а соответственно с этим на какие акты он будет реагировать нормальным, поднормально-враждебным и сверхнорма­льно-любовным образом — это зависит от всего характера психической жизни, убеждений и мировоззрения индивида, создаваемых различными факторами. Содержание каждого разряда как акций, так и реакций, как уже выше было указано, может быть различным для различных индивидов, но сама наличность указанных разрядов и описанных форм реагирования на каждый из них дана в поведении каждого человека.

Установив эти три разряда актов и три разряда реакций на чужие акты, воспринимаемые то как должные, то как рекомендуемые, то как запрещенные, теперь для краткости Сорокин обозначает каждый из них соответ­ственными терминами. Акты рекомендуемые он называет «подвигом» или услу­гой, а реакцию на них со стороны другого, воспринимающего их именно как акты рекомендуемые, - «наградой». Акты запрещенные определяются как «преступлени­е», реакция на них, понимаемая другими именно как акты запрещенные, — «наказание». Акты «дозволенно-должные» и вызываемую ими реакцию можно называть просто дозволенно-должными. Таким образом, получа­ются три пары актов и вызываемых ими реакций:

преступление — наказание,

подвиг — награда,

«дозволенный» акт — «должная» реакция.



Преступление и подвиг

Преступление

 

В этой главе П.А.Сорокин подробно останавливается уже на таких определенных им понятиях, как преступление и подвиг.

Что касается преступления, то раскрытие этого понятие происходит свойственным для Сорокина образом: изначально он приводит уже существующие определения преступления (предложенные в рамках разнообразных теорий), систематически указывает на недостатки и неточности этих определений и, тем самым, опровергает и критикует их, выводя свои собственные определения. Таким образом, как уже было отмечено выше, Сорокин позволяет читателю убедиться в строгой доказательности и последовательности своих мыслей.

Важным замечанием является для социолога тот факт (как, впрочем, и для понятия социального взаимодействия), что преступление неразрывно связано с человеческой психикой и не существует вне ее. «Пре­ступным», по мнению П.А.Сорокина, будет и может быть тот или иной акт не сам по себе, а лишь в том случае, когда в психическом переживании кого-нибудь он квалифицируется как преступный. Если бы мы, говорит ученый, попытались ис­ключить эту чисто психическую природу преступления — мы бы не усмотрели в актах ничего, кроме простых актов, то есть движений двух или большего числа тел, имеющих определенную форму, опре­деленную скорость и т. п. В этом случае поступки людей были бы тем, чем они являются в глазах физика, изучающего их «как частные виды взаимодействия двух или большего числа тел», как частный случай сложного взаимодействия, изучаемого вообще ме­ханикой.

Там, где нет психики, еще раз подчеркивает Сорокин, нет и преступных форм взаимодействия и взаимоотношения. Где нет индивида, одаренного психической жизнью, нет и не может быть никаких преступных актов. Не в том или ином характере акта заключается его «преступность», а в том, что этот акт кем-нибудь психически переживается как преступный, как запрещенный.

Из всего вышесказанного П.А.Сорокин приходит к следующим выводам:

1) преступление может быть только психическим явлением, и класс преступных явлений есть класс специфических психических процессов, переживаемых тем или иным индивидом;

2) определить признаки преступления — это значит отметить при­знаки специфического класса психических переживаний;

3) так как психические переживания даны только в индивиде, то при определении преступления и преступных деяний можно стоять только на точке зрения того или иного индивида, то есть точкой отнесения неиз­бежно становится индивид. Тот или иной акт может быть преступлением лишь с чьей-нибудь точки зрения, то есть или индивида, или группы индивидов;

4) для каждого индивида преступными будут те акты, действительные или воображаемые, свои или чужие, которые возбуждают в нем соответственные специфические переживания.

Из этих положений, в свою очередь, вытекают такие правила:

1) нельзя искать признаки «преступности» в самом содержании или в материальном характере тех или иных актов. Нет ни одного акта, действительного или воображаемого, который по своей материальной природе был бы преступным или запрещенным;

2) хотя преступные акты и причиняют в большинстве случаев то или иное страдание, но логическим моментом, делающим их преступными, являются не страдания, а то, что они возбуждают специ­фическое душевное переживание;

Итак, для того чтобы определить класс преступных актов, необ­ходимо охарактеризовать те признаки специальных психических пережи­ваний, наличность которых в «душе» индивида и обусловливает собою квалификацию им тех или иных актов как актов преступных.

В каждом преступном акте, по мнению Сорокина, даны по меньшей мере два элемента психической жизни: а) представление «запрещенного» акта и б)отталкивательная эмоция.

Об­щим признаком всего класса преступных актов и преступного поведения (с точки зрения любого индивида) будет признак противоречия их с пове­дением и актами, осознаваемыми как «дозволенно-должные».

Если один и тот же акт или ряд актов будет противоречить шаблону «должного» поведения целой группы лиц, то этот акт будет преступлением для всей этой группы лиц. А так как группы вза­имодействующих индивидов известны под различными названиями: то тотемического клана, то рода, то семьи, то церкви, то научного общества, то государства — то тем самым могут быть даны акты, преступные с точки зрения тотема, рода, семьи, государства, церкви и т. д., лишь бы они вызывали в психике их членов соответственные переживания. Такова сущность и определение актов, являющихся пре­ступными с точки зрения коллектива.

 

Подвиг

П.А.Сорокин определяет подвиг как совокупность актов (как своих, так и чужих), которые, во-первых, не противоречат нашим «должным» шаблонам, во-вторых, выходят по своей «добродетельности» за пределы «обязанности», в силу этого они добровольны, и никто не может притя­зать на них, а равно выполняющий их не сознает себя «обязанным» выполнять их. Следовательно, три черты характеризуют услужный акт:

1) его непротиворечие с переживанием «долженствования». В силу этого он всегда рассматривается как морально-положительный, в противоположность преступным актам, всегда квалифицируемым как акты морально-отрицательные. Это происходит в силу того, что «должные» шаблоны поведения в силу «долженствования» всегда являются нормой и мерой «справедливости». Долженствование есть синоним справедливо­сти. А поэтому раз услужные акты (подвиги) не противоречат должным, а, так сказать, представляют высшие сверхнормальные степени справед­ливости, то, понятно, они не могут квалифицироваться в качестве мора­льно-отрицательных. Преступные же акты, противоречащие должным актам, всегда должны переживаться как акты несправедливые и мораль­но-отрицательные;

2) его «сверхнормальностъ», или избыток «добродетельности». Эта черта выражается в том, что притязать на эти акты или вменять их в обязанность нельзя;

3) а эта черта, в свою очередь, указывает на третий признак —       признак «добровольности» этих актов. Если совершит субъект услуги свой акт — его добрая воля; не совершит — тоже его добрая воля. Претендовать на него индивид не может.

В силу сказанного для каждого индивида или для совокупности ин­дивидов «подвигами» будут все те акты, как свои, так и чужие, которые наделяются или переживаются ими как акты, обладающие вышеуказан­ными свойствами.


 


Наказание и награда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: