Наказание и награда и их связь с преступлением и подвигом

 

После того, как Сорокин в полной мере раскрыл понятия преступления и подвига, он переходит к соответствующим этим понятиям парам – наказанию и награде.

Наказание определяется как акт, или совокупность актов, вызванных преступлением и представля­ющих реакцию на акты, квалифицируемые как акты преступные.

Под наградой понимается акт или совокупность актов, вызванных подвигом и представляющих реакцию на акты, квалифицируемые как акты услужные.

Важно отметить следующее: не все страдательные акты — акты карательные и не все акты, доставляющие удовольствие, акты наградные.

Причинный ряд, говорит П.А.Сорокин, здесь таков: 1) акт — преступление; 2) оно вызывает психические переживания оскорбления, оскорбление — неприязнь (враж­ду, злобу, ненависть), и 3) они спонтанно разряжаются в ряде актов, наносящих преступнику тот или иной вред или страдание. Такова связь карательных актов с актами, причиняющими преступнику страдание.

То же приложимо и к связи наградных актов с актами, приносящими «подвижнику» удовольствие и вообще благо. Подвиг квалифицируется людьми всегда как нечто положительное и возбуждает как по отношению к «услужным» актам, так и по отношению к «подвижнику» «симпатичес­ки-притягательное» переживание, имеющее разные степени, начиная с простой симпатии и простого «одобрения» и кончая «благоговением, восхищением и восторженностью». Эти «положительные переживания» неизбежно выливаются и в положительные по отношению к «преступ­нику» акты (награда).

Оскорбление, вражда и карательный акт связаны причинно и неизбежно с преступле­нием. Симпатия, каритативность и наградной акт связаны причинно с подвигом.

 

Условия «вменения» преступления и подвига

И наказание, и награда, по справедливому замечанию П.А.Сорокина, могут принимать самые разнообразные формы и иметь самые разнообразные степени, но у всякого индивида, коль скоро он квалифицирует тот или иной акт того или иного субъекта как преступный или как услужный — в силу психической необходимости, — неизбежно или карательное или наградное реагирование в той или другой форме, начиная с внутреннего недовольства и мягкого порицания и соответственно переживания симпатии и одобрения и кончая убий­ством и самопожертвованием.

Для того чтобы услуга или преступление по адресу кого-нибудь вызвала со стороны ли адресата, или со стороны других наградную или карательную реакцию, необходимо: а) сходство квалификации акта той и другой стороной в качестве услуги или в качестве преступления. Если этой «однородной оценки» нет — не будет и реакционных эффектов.

А так как эта однородная оценка зависит, в конце концов, от одинакового понимания должных, запрещенных и рекомендованных актов, то необ­ходимо единство морального сознания; б) кроме этого психического единства необходимо еще и сходство самих форм объективации психичес­ких переживаний. Если бы кто-нибудь любовь выражал побоями и эпи­тетами вроде: «подлец», «негодяй» и т. д., горе — счастливым смехом и веселыми плясками, ненависть — поцелуями, а другой объективировал бы те же самые чувства обычным способом: любовь — лаской и словами «дорогой, милый», горе — плачем, грустным видом и т. д., то, конечно, недоразумениям не было бы конца.

Для того чтобы какое-нибудь действие кем-нибудь квалифициро­валось как услуга (или как преступление), необходимо, чтобы это было действие субъекта услуги (или преступления). Если дано действие, кото­рое по своему материальному содержанию могло бы быть услугой (или преступлением), но это действие совершено существом, которое, по моему убеждению, не может быть субъектом услуги (или преступления), например, корова насмерть забодала человека, то само собой разумеет­ся, что это действие не является для меня ни услугой, ни преступлением.

Услуга есть не обязательное, принудительное, а до­бровольное действие, то вполне понятно, что какое-нибудь действие X, по своему материальному характеру являющееся услугой, не будет мной квалифицироваться как услуга, если оно совершено под условием прину­ждения или угрозы.

Для того чтобы услуга могла квалифицироваться как услуга, недостаточно, чтобы она была только в сознании субъекта услуги; в этом случае она неизвестна никому и поэтому не может возбудить никакой наградной реакции. Услуга, как и преступление, должна так или иначе выразиться во внешних действиях и поступках. И здесь можно различать некоторую градацию внешних проявлений услуги и соответственно с этим градацию наград.

Первой степенью внешнего проявления услуги, согласно терминоло­гии уголовного права, является приготовление к ней, то есть «поставление себя в возможность совершить услугу».

Третьим этапом выполнения услуги служит покушение на услугу.

Дальнейшими ступенями служат неудавшаяся услуга и совершение услуги. То и другое обычно награждается.

Дальнейшим явлением в области услуг, аналогичным соответствен­ному явлению в области преступления, служит участие в услугах.

Награда падает и на долю соучастников и тем в большей степени, чем важнее было соучастие каждого в данной услуге.

Распределение наград, следовательно, производилось сообразно с тем, каковой казалась близость и важность участия каждого участ­ника в данной услуге.

 

Об элементах преступного и услужного акта

Преступление и подвиг есть прежде всего акты — или акты действительные, или акты воображаемые. А понятие акта, в свою очередь, предполагает представление субъекта, его совершившего, представление адресата этого акта (дестинатора), в пользу которого или против которого совершены услуга и преступле­ние; представление тех или иных действий, из которых состоит акт (объектное представление) и далее ряд модальных представлений: време­ни (когда совершен акт), места (где), ряд вещных представлений и т. д.

Сообразно с этой классификацией Сорокин и строит свое формальное уче­ние о преступлениях и подвигах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: