Политика в области жилищного хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
|
|
Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:
- предотвращение массовых эпидемий;
- обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
- пропаганда здорового образа жизни и т.д.
Следует также отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.
Политика в области образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения).
|
|
2 Социальная политика России на современном этапе развития
Статистка основных социальных показателей
Динамика доходов
По данным Госкомстата РФ, дифференциация по доходам в России в 2009 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,0% общего объема денежных доходов (в 2008г. - 31,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9% (1,9%) [29]. При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов в стране (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение общего объема денежных доходов населения России в 2005-2009 гг. [26]
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Денежные доходы - всего, процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по 20-процентным группам населения: | |||||
первая (с наименьшими доходами) | 5,4 | 5,3 | 5,1 | 5,1 | 5,1 |
вторая | 10,1 | 9,9 | 9,7 | 9,8 | 9,8 |
третья | 15,1 | 14,9 | 14,8 | 14,8 | 14,8 |
четвертая | 22,7 | 22,6 | 22,5 | 22,5 | 22,5 |
пятая (с наибольшими доходами) | 46,7 | 47,3 | 47,9 | 47,8 | 47,8 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах | 15,2 | 16,0 | 16,8 | 16,8 | 16,7 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) | 0,409 | 0,416 | 0,423 | 0,422 | 0,422 |
Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2), выросли доходы населения (рисунок 2).
Таблица 2 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [32]
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: | |||||
млн. человек | 25,2 | 25,2 | 21,5 | 18,7 | 18,5 |
в процентах от общей численности населения | 17,6 | 17,7 | 15,2 | 13,3 | 13,1 |
Дефицит денежного дохода: | |||||
млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) | 225,6 | 286,9 | 276,6 | 270,3 | 319,5 |
в процентах от общего объема денежных доходов населения | 2,1 | 2,1 | 1,6 | 1,3 | 1,2 |
Рисунок 2 – Динамика основных показателей реальных доходов населения в России в 2007-2009 г. [29]
Так, в 2009г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2008 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2008 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году [29].
Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время [21].
Динамика занятости
По данным Госкомстата России [19], численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010г. составил 8,6% (рисунок 3).
Рисунок 3 – Уровень безработицы в России в 1999-2010 гг.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2010г. составил 61,2% (таблица 3).
Таблица 3 – Экономическая активность населения
Показатели | IV квартал 2009 г.
| 2010 г. | I квартал 2010 г. | I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-) | ||||
январь | февраль | март | ||||||
Тыс. человек | х | х | х | х | х | х | ||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) | 75570 | 74569 | 74464 | 74646 | 74560 | -1010 | ||
занятые | 69503 | 67737 | 68028 | 68228 | 67998 | -1505 | ||
безработные | 6067 | 6832 | 6436 | 6418 | 6562 | 495 | ||
В процентах | х | х | х | х | х | х | ||
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 67,8 | 66,9 | 66,8 | 67,0 | 66,9 | -0,9 | ||
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 62,4 | 60,8 | 61,1 | 61,2 | 61,0 | -1,4 | ||
Уровень безработицы (безработные к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 8,0 | 9,2 | 8,6 | 8,6 | 8,8 | 0,8 |
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.