Результативность менеджмента

 

Результативность связана с реализацией целей менеджмента и ре­зультативностью деятельности управляемого объекта за определенный период.

Цель менеджмента — формирование условий устойчивого долговре­менного развития социально-экономической системы на основе обеспе­чения результативности ее функционирования при нормальном уровне до­ходности, допустимом риске, безопасности деятельности, что достигается использованием присущих менеджменту эффективных средств воздей­ствия на персонал и методов взаимодействия коллективов.

Формирование данной категории связано с логикой следующей поня­тийной цепочки:

 

потребность —> цель —> конечный результат.

 

Цель как направляющий элемент управленческой деятельности обус­ловлена социальной потребностью общества, всего народного хозяйства. Следовательно, конечный результат, прогнозируемый в общей цели соци­ально-экономической системы, в том числе в производственно-хозяйствен­ной, всегда имеет форму удовлетворения определенной народнохозяй­ственной потребности, на которую ориентирована данная система. Поэтому конечный результат можно трактовать как уровень удовлетворенности со­циальной потребности общества (коллектива) в том или ином виде продук­ции, услуг.

Если данное положение не вызывает возражений по существу, то оцен­ка и выражение конечного результата остаются вопросом дискуссионным. Следует обратить внимание на то, что, когда речь идет о продукте в нату­ральном его измерении, доведенный до потребителя или потребленный продукт признается конечным результатом.

Таким образом, цель при оценке ее реализации может быть сопостав­лена с конечным результатом — продуктом и уровнем обеспечения этим продуктом социальной потребности общества. Именно уровень достиже­ния цели и удовлетворения социальной потребности как разница между целью (потребностью) и фактическим результатом характеризует соци­альный результат материального производства. При этом предполагает­ся, что цель адекватно отражает потребности, обусловленные данным уров­нем развития производительных сил и производственных отношений.

В связи с ориентацией развития производственно-хозяйственных сис­тем на конечные результаты формулирование и взаимоувязка целей по ко­нечным результатам приобретают исключительную значимость. Ошибки в формулировании цели становятся все ощутимее (по некоторым данным, до 90% всех ошибок в управлении). В ряде случаев промежуточные цели под­меняют главные. Иногда промежуточные цели приобретают значение само­цели, и происходит потеря главной цели. С другой стороны, преувеличение значения конечных главных целей снижает внимание к промежуточным целям, от качества и сроков достижения которых зависит реализация глав­ных целей. Все это может привести к нежелательным последствиям.

Многоцелевой характер производственно-хозяйственных систем и многоаспектность понятия «конечные результаты» позволяют говорить о различных формах результативности производственно-хозяйственной де­ятельности. Наиболее реальны в настоящее время социальный, экономи­ческий, научно-технический, экологический, организационный и времен­ной аспекты результативности.

Как уже отмечалось, в условиях перестройки системы управления эко­номикой идет процесс закономерного движения к разнообразию форм хозяйствования, что, естественно, повышает ответственность за измере­ние и оценку конечных результатов каждого звена. В основе решения данной проблемы должны лежать такие категории, как труд и собствен­ность. В отношении собственности при исследовании и решении пробле­мы пойдут по направлению оценки конечных результатов функционирова­ния разных форм собственности.

Конечные результаты как экономическая категория должны быть вы­ражены в системе показателей, отражающих их количество и качество. В процессе управления осуществляется декомпозиция — разложение общей цели на составляющие в соответствии с задачами производства, распределения, обмена, потребления, участников, единого воспроизвод­ственного процесса, а также с учетом воспроизводства всех видов ис­пользуемых ресурсов: трудовых, материальных, топливно-энергетических, информационных, экологических и т.д. Отсюда возникает система взаимозависимых целей, выступающих условиями достижения общей цели. Речь идет о целях научно-технического, экономического, производственного, социального, экологического развития.

В производственно-хозяйственной системе кроме непосредственно про­изводственной имеется инновационная деятельность, маркетинговая, фи­нансовая, социальная, результативность которой определяется уровнем до­стижения функциональных целей. Инновационный результат — масштаб новшеств; финансовый результат —величина или динамика прибыли; соци­альный результат — уровень жизни работников и его динамика; маркетин­говый результат — доля нового рынка или расширение имеющегося.

Уровень достижения функциональных целей характеризует результа­тивность функционального менеджмента с точки зрения результатов со­циально-экономической системы как условия, обеспечивающего конечные результаты.

Естественно, когда социально-экономическая система специализиро­вана на функциональной деятельности, например, банковская структура, маркетинговый центр, венчурная компания, результативность определя­ется по конечным результатам таких самостоятельных систем.

Следует отметить, что при оценке конечных результатов определяют­ся последствия, вызванные данной деятельностью. Например, при оценке научно-технического уровня и качества продукции следует дать оценку экологическим последствиям в регионах производителя и потребителя, к которым приводят производство и потребление данной продукции. Резуль­тативность менеджмента как уровень обеспечения удовлетворения потреб­ности в продукции (услугах) организации оценивается на уровнях обще­ства, экономики, определенного рынка.

Результативность менеджмента—способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели, удовлетворяющих определенную народнохозяйственную потребность и созда­ющих условия для устойчивого развития социально-экономической системы. Из приведенного определения выделим условия, при которых менедж­мент можно назвать результативным:

■ социально-экономическая система достигла конечных результатов, в которых в значительной степени реализована общая цель или мис­сия системы (уровень достижения цели);

■ конечные результаты соизмеримы с потребностью (уровень удов­летворения потребности);

■ определена потенциальная потребность как основание для форми­рования новой цели и создания условий устойчивого развития (уро­вень возможного расширения производства);

достигнута результативность по каждому виду функционального менеджмента как уровня обеспечения соответствия функциональных

результатов их целям.

Последнее условие требует пояснения. Например, финансовая цель производственно-хозяйственной системы определяется величиной прибы­ли, которую предполагается получить в процессе производства и реализа­ции продукции. Прибыль рассматривается как средство, обеспечивающее развитие социально-экономической системы, как условие реализации глав­ной цели менеджмента. Такая оценка осуществляется по каждой из по­ставленных функциональных целей менеджмента: научно-технической, мар­кетинговой, социальной. Сопоставление конечных и функциональных результатов позволяет дать оценку согласованности деятельности менед­жеров и всего аппарата управления, а также оценку результативности отдельных процессов управления, их взаимодействия.

Оценка результативности деятельности менеджмента позволяет выявить возможности и направления развития организации, дает информацию о не­обходимости создания новой потребности и, соответственно, выпуска новой или усовершенствования выпускаемой продукции, о диверсификации, о про­блемах взаимодействия участников производственного процесса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: