Эффективность менеджмента

 

В латинском языке effectivus означает действенный, производитель­ный, дающий определенный эффект. Это понятие универсально. Его ис­пользуют во всех сферах человеческой деятельности. В смысловом отно­шении эффективность связана с результативностью работы (действия1 экономичностью, т.е. минимальным объемом затрат для выполнения дан­ной работы (действия). Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это по­нятие используют при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, инвестиций, нововведений.

Эффективность менеджмента правомерно рассматривать как форму проявления категории «эффективность» в управленческой деятельности.

Эффективность менеджмента отражает наиболее важные, сущност­ные свойства отношений управления производством, распределением и использования эффекта. Эти свойства характерны для всех видов отно­шений управления, вследствие чего эффективность становится категори­ей теории менеджмента. Положительным воздействием управления обес­печивается достижение социально-экономического эффекта в производ­стве и его увеличение вследствие сокращения рабочего времени, приходящегося на единицу потребительной стоимости.

Основная функция эффективности — обеспечить за счет управленческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и 1 увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии вос­производственного процесса до эффективного потребления. При этом как уже отмечалось ранее, решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности. Ориентация развитие на конечные народнохозяйственные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного ре­зультата — продукта через все стадии воспроизводства. На стадии обра­щения результаты производства проверяются на общественную полез­ность, на стадии потребления регулируется процесс непосредственной реализации производственного результата. Степень удовлетворения об­щественных потребностей проявляется как критерий развития производ­ства и самого менеджмента. При этом должны быть учтены все издержки обращения и доведения продукции до потребителя. Основой деятельнос­ти предприятия становится комплексное решение проблемы заказчика (потребителя).

Эффективность менеджмента отражает его результативность в дос­тижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономи­ческого эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затра­тами на управление. Экономический смысл эффективности управления — в обеспечении наибольшего экономического эффекта в народном хозяй­стве при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.

Экономический эффект материального производства характеризует не только конечный результат как таковой, но и качество этого результа­та, т.е. полученный при этом народнохозяйственный чистый доход.

Экономический эффект с точки зрения общества в целом проявляет­ся в виде вновь созданной стоимости или величины ВВП, ВНП, националь­ного дохода.

Экономический эффект отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое его толкование дает возмож­ность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности производства, воспроизводства и менеджмента. При этом исключаются затраты прошлого труда (потребленных средств производства) и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени.

При определении экономического эффекта менеджмента наряду с оцен­кой его величины учитывают эффективность его распределения и потреб­ления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие предприятия и создание потенциала для будущего обновления. Такой же концепции следу­ет придерживаться и при определении социального эффекта менеджмен­та. С позиций социально-экономической системы социальный эффект про­является в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента выступает обеспечение устойчивого развития социально-эко­номической системы и создание потенциала для будущего, а главным эле­ментом потенциала является человек, логично считать социальным эффек­том менеджмента наряду с уровнем жизни и развитие личности.

При оценке народнохозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента производственно-хозяйственной системы в эконо­мику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают значимость и ценность.

Научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновляемое™ продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках. Экологический эффект— в сохранении и обновлении приро­ды и ее взаимодействии с экономической и социальной жизнью общества.

Эффективность менеджмента определяется соизмерением результата и использованных ресурсов, производственных затрат. Кроме того, опреде­ляются наиболее значимые средства воздействия, применяемые менедже­рами в процессах достижения цели. Среди таких средств следует отметить оценку стратегии менеджмента, методы мотивации работников, систему контроля. При оценке средств воздействия анализируются правильность вы­бора, т.е. соответствие ситуации, качество (в отличие от качеств средств, аналогичных выбранным), результативность и эффективность реализации. Средства управленческого воздействия и взаимодействия характеризуют соответствующие возможности или потенциал управления: информацион­ный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала.

Формирование эффективности менеджмента приводит к следующей понятийной цепочке:

 

 

Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с определившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), т.е. о соотнесении конечных результатов и эффекта с использованием ресурсов (затратами). В последнем случае выясня­ют, какова ресурсная, или затратная, эффективность менеджмента.

Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, ос­новные фонды, оборотные фонды, информационные, временные. Уровень использования производственных ресурсов, связанный с конкретным ко­нечным результатом, сравнивается с затраченными управленческими ре­сурсами непосредственно или посредством механизмов и форм организа­ции управления. Анализируя данную схему, нетрудно сделать вывод, что процесс достижения конкретного результата должен быть обеспечен не только совокупностью ресурсов, но и комплексом методов, гарантий, сти­мулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.

Таким же образом предполагается обеспечить конечные результаты комплексом управленческих функций, процедур и системой регламентов, при помощи которых достигаются конечные результаты.

С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообус­ловлены функции, ресурсы, права как условия для распоряжения ресурса­ми и ответственность за их рациональное использование (распределение, передачу, продажу). Следует указать на опасность отрыва экономических отношений от уровня и состояния материальной базы. Например, для сырь­евых отраслей необходимы стимулы и механизмы, направленные на повы­шение производительности труда и фондоотдачи, а для перерабатываю­щих отраслей существенную роль могут сыграть экономия сырья и качество продукции. Это следует учитывать при разработке регулирующих докумен­тов и правовых актов, в том числе законов.

Такой подход к исследованию и оценке эффективности менеджмента позволяет говорить о комплексности оценки мер по реструктуризации си­стем управления.

Каждое мероприятие или решение по управлению должно оцениваться с точки зрения конечного результата и рассматриваться в разрезе целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т.е. всей сово­купности используемых средств воздействия. В качестве средств воздей­ствия могут рассматриваться и ресурсы. Их выделение обусловлено особой, ролью в производственной деятельности как факторов производства, и в этом качестве ресурсы становятся объектом управленческого воздействия. Выделим лишь некоторые средства воздействия по основным функциям менеджмента: целеполагание — цель, стратегия, тактика; планирование — прогноз, программа, план; организация — функция, полномочия, структу­ра; мотивация — мотив, стимул, метод; гуманизация — этические нормы, культура, традиции; контроль — нормы, стандарты, экспертиза.

Процесс управления следует рассматривать как выбор средств воз­действия и взаимодействия, приемлемых в данной ситуации и обеспечи­вающих реализацию поставленных целей и задач. Исходя из сущности ме­неджмента и его функционального назначения все имеющиеся и вновь возникающие средства воздействия и взаимодействия можно условно раз­делить на предпочтительно используемые в процессах управления персо­налом и преимущественно используемые в процессах управления деятель­ностью, т.е. коллективами людей, занятых производственно-хозяйственной деятельностью.

Во взаимодействии с внешними юридическими лицами и их руководи­телями и менеджерами, а также с отдельными физическими лицами (соб­ственниками, инвесторами, наемными работниками) используемые сред­ства воздействия и взаимодействия также имеют свою специфику, что J связано с необходимостью согласования часто противоречивых или разнонаправленных интересов.

На эффективность реализации внешних связей оказывают влияние государственные и рыночные регуляторы, а также их взаимодействие. Выбор средств взаимодействия и воздействия в данной области — более сложная проблема именно вследствие комплексности действующих фак­торов и их изменчивости. Поэтому для менеджера очень важно видеть четкую картину динамики важнейших параметров внешней среды в той или иной ситуации.

Следует отметить, что именно во внешней среде происходят реализа­ция продукции фирмы и выявление конечных результатов ее деятельнос­ти и отдельных видов эффектов. Отсюда следует, что работа с внешними партнерами и государственными органами, организациями рыночной ин­фраструктуры и предпринимательского сектора — приоритетная и специ­фичная сфера реализации функций менеджмента, в значительной степе­ни определяющая его эффективность.

Эффективность менеджмента оценивается по следующим направле­ниям:

■ постановка и обоснование цели оценки;

■ выбор критерия отбора показателей оценки;

■ соизмерение цели фирмы и потребности в данном виде продукции; • соизмерение цели и конечного результата;

■ соизмерение конечного результата и потребности;

■ определение результативности менеджмента;

■ определение ресурсообеспеченности цели;

■ соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбереже­ние);

■ определение величины экономического эффекта;

• отношение экономического эффекта к величине каждого вида ис­пользованных ресурсов;

■ отношение экономического эффекта к величине затрат на управле­ние;

■ отношение величины каждого вида использованных ресурсов к ве­личине соответствующего потенциала;

■ определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;

■ определение величины использования каждого вида потенциала: ре­сурсного, организационного, информационного, научно-техническо­го, экологического, кадрового;

■ определение эффектов: социального, научно-инновационного, эко­логического, организационного;

■ определение эффективности использования каждого вида потен­циала социально-экономической системы.

На практике обычно оцениваются 4—6 ключевых конечных результа­тов, решающим образом влияющих на результативность деятельности фирмы, на их основе распределяются ресурсы.

Ниже в укрупненном виде приведен состав основных ресурсов менедж­мента

 

 

Основные ресурсы менеджмента

 

Человеческие Материальные Финансовые Экологические Информационно-технологические Временные и пространственные Внешние связи и коммуникации Внутренние атмосфера и коммуникации

 

Не все виды ресурсов могут быть измерены абсолютными величина­ми, в таких случаях следует использовать экспертные оценки.

Распределение ресурсов, их структура выступают важными фактора­ми эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявить реальные возможности и способы достижения цели.

В качестве примера приводится состав показателей, характеризующих результативность и эффективность банковского менеджмента.

Современная теория управления определяет следующие вилы эффективности менеджмента:

■ по средствам воздействия и взаимодействия — целевая, мотивационная, стратегическая, тактическая, ресурсная, затратная, плановая, прогнозная, программная, концептуальная, функциональная;

■ по содержанию эффекта — экономическая, организационная, со­циальная, экологическая;

■ по фактору времени — перспективная, текущая, оперативная;

■ по стадиям развития систем менеджмента — формирования, ста­новления, антикризисная, совершенствования, реформирования;

■ по видам управленческой деятельности — маркетинговая, иннова­ционная, инвестиционная, производственная, финансовая, коммер­ческая, предпринимательская;

■ по формам эффективности — системы менеджмента, управленчес­кой деятельности, процесса управления, управленческого нововве­дения, деятельности менеджера и служащего.

 

Качество менеджмента

 

Эффективность управления тесным образом связана с его качеством. Управление через свои специфические возможности и средства воздей­ствует на движение и развитие всего организма производственно-хозяй­ственной системы, на все его процессы: производственные, обслуживаю­щие, управляющие. Однако, акцентируя внимание на том, как управление влияет на производство, часто игнорируют обратную связь, т.е. то, что происходит или должно происходить с управленческой деятельностью в результате управляющего воздействия. Это, естественно, приводит к дис­пропорциям в развитии системы менеджмента и тем самым снижает эф­фективность принимаемых мер или вообще приводит к отрицательным последствиям. Еще сохраняется взгляд на управленцев как на иждивен­цев и требование сокращать их численность любыми средствами, в основ­ном административными.

Многие проблемы будут сняты при определении категории качества менеджмента и усвоении методологии исследования, измерения и оценки данной характеристики.

Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. Каче­ство предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.

Поэтому понятие качества связывается с «бытием предмета». Сущность данного понятия применима к любой деятельности, в том числе к произ­водственно-хозяйственной и управленческой.

В социально-экономической системе категория качества использует­ся как характеристика качества труда, производственной деятельности, качества продукции. Все данные понятия взаимообусловлены. Качество труда определяет качество производственной деятельности, последнее находит отражение в качестве продукции. Качество отражает сущност­ные черты назначения предмета или явления, их главную функцию.

Продукция имеет конкретное целевое назначение и функциональные особенности. Именно они характеризуют качественную специфику данно­го предмета в отличие от любого другого. Если автомобиль — средство передвижения, то его качество характеризует то, как он его обеспечива­ет: скоростные возможности, проходимость, расход энергии, продолжи­тельность работы, вместимость, дизайн, цена, комфорт.

Качество в значительной степени определяется потребностью, или спросом. В определенных случаях такую потребность создает сам изгото­витель. Таким образом, качество продукции выступает целью производ­ственной деятельности. Обеспечение данной цели становится функцией менеджмента, а ее реализация обеспечивается системой менеджмента. Качество продукции или услуги определяется качеством производствен­ной деятельности, используемых ресурсов, профессионализмом и опытом персонала, организацией управления.

Вышеизложенное позволяет сделать ряд важных выводов:

■ качество отражает аспект назначения продукции (услуги) или дея­тельности;

■ качество деятельности определяет качество продукции; «качество продукции и качество деятельности выражается системой показателей, характеризующих отдельные его стороны;

■ качество выступает целью производственно-хозяйственной систе­мы, что обусловливает потребность формирования системы управ­ления качеством.

Исходя из данных положений рассмотрим категорию "качество ме­неджмента». При этом используем представление о менеджменте как уп­равленческой деятельности и системе управления.

Под качеством понимается совокупность существенных свойств, харак­теризующих способность управления удовлетворять потребности производ­ства. Отсюда следует, что качество менеджмента можно описать совокупностью характеристик, отражающих целевые, функциональные, мотивационные, экономические, организационные, социальные, технологические, правовые свойства. Критерием качества выступает управляемость. Как категория управления качество имеет социально-экономическую форму, что

выражается в его целевом назначении, в применяемых рычагах и стимулах.

Первым признаком качества управленческой деятельности выступает

качество труда, отражающее сущностные его особенности и производи

тельную силу. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда есть функциональное назначение управленческого труда. В связи со сложностью измерения производительной силы управленческого труда рассмотрим качественные особенности труда и его продукта.                                                                                                         

Качественными особенностями управленческого труда выступают:   

■ творчество как форма умственного труда;

■ предпринимательский характер;                                                         

■ инновационность;

■ временные ограничения;

■ коллективный характер (партнерство, корпоративность);

■ рисковость.

Как видим, качественные характеристики управленческого труда много­гранны: экономические, специальные, организационные и др. Их оценка и измерение предполагают обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями производственно-хозяйственной деятельности и ситуационными данными.

В дополнение к общим характеристикам качества труда следует при­соединить качественные характеристики управленческих работников, ин­формационных ресурсов, средств и техники, трудовых взаимоотношений между работниками и коллективами, качество организации, условий и мо­тивации труда.

Поскольку непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое нами как реализованное решение, то ка­чество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его способности удовлетворять те или иные потребности производства.

Качество управления как результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором используемых средств и методов воз­действия, правильной процедурой их реализации в производстве. О каче­стве воздействия можно судить лишь после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов формирования воз­действия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы.

При оценке управленческого решения как процесса используются ка­чественные характеристики: оптимальность, экономичность, оператив­ность, эффективность, рисковость, социальная значимость, правовая за­щищенность. При оценке решения как результата воздействия определя­ется эффект, рассматриваемый как итоговая характеристика качества менеджмента.

Особенностью понятия «качество управления», обусловленного сущнос­тью управления как воздействия, выступает не только наличие качествен­ных свойств, но и их соответствие потребностям производственно-хозяй­ственной и социальной деятельности, а также соответствие прогрессивным тенденциям, мировым и отечественным стандартам, регламентирующим данные тенденции. Например, качество структуры управления выражается в обеспечении устойчивости деятельности в сочетании с гибкостью ее свя­зей и способностью приспособления в случае изменения ситуации и зада­чи. При этом обеспечивается соответствие объема и характера связей нор­мам управляемости. Последние связаны со спецификой функций, выполня­емых на данном уровне структуры, и объемом полномочий, закрепленных за данным уровнем (лицом). Так, на уровне дирекции предприятия норма управляемости составляет 5—6 человек (подразделений), имеющих выход на одного руководителя. Чем ниже уровень управления и однообразнее вы­полняемые функции, тем выше норма управляемости или диапазон контро­ля. На уровне мастера норма может составлять 25—40 человек в зависи­мости от особенностей производственной деятельности.

Качество системы менеджмента проявляется в следующих характе­ристиках: социально-экономических — имидж и марка фирмы, ее место в мировом или национальном рейтинге, ценовая стратегия, экономичность; организационных — надежность, организованность, адаптивность, уро­вень интеграции и дифференциации управления, уровень децентрализа­ции и диверсификации; социальных и психологических — коммуникабель­ность, корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, совместимость, стиль руководства, соотношение формальных и неформальных структур, этичность поведения руководителей, профессио­нализм кадров; технологических - инновационность, уровень технологич­ности, техническая вооруженность.

Между качеством и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Качество выступает одновременно и как сред­ство, и как результат эффективности. То же можно сказать и об эффектив­ности, выступающей как средство и как результат высокого качества.

И качество управления, и его эффективность — разные состояния управления. Общее у них то, что они представляют собой признаки деятельности, отражаемые в конечных результатах. По мнению И.М. Сыроежина, «эффективность — это динамика объема деятельности, а качество — динамика ее структуры»

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: