Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции

 

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Анализ этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

- объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

- исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

- содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

- выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Снижение себестоимости продукции - важнейший фактор развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования - самими организациями [7, с.160].

При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают (рисунок 1.1):

 

Рисунок 1.1 – Классификация себестоимости продукции промышленного предприятия

 

Цеховая себестоимость, представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;

Полная себестоимость, отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Себестоимость продукции представляет собой затраты организации на производство и реализацию продукции, служит основой соизмерения расходов и доходов, а также выступают одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов [7, с.166].

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции [14, с.259].

Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:

1) определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;

2) проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель.

3) определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основные из которых:

- изменение объема продукции;

- изменение структуры затрат;

- изменение уровня затрат в себестоимости.

Помимо перечисленных выше факторов на уровень себестоимости оказывают влияние изменения в:

- техническом уровне производства;

- организации производства и труда;

- объеме, структуре и размещении производства;

- использовании природных ресурсов;

- развитии производства.

Важнейшую роль в снижении себестоимости продукции играет оперативный экономический анализ, с помощью которого своевременно оцениваются складывающиеся хозяйственные ситуации с формированием себестоимости производимой продукции, вовремя вскрываются отрицательные причины и недостатки в работе, внутрихозяйственные резервы улучшения использования производственных ресурсов и оперативно принимаются управленческие решения по устранению отрицательных причин и мобилизации выявленных резервов снижения себестоимости продукции [7, с.166-173].

Рыночная экономика предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости.

Анализ себестоимости производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия.

Изучение динамики себестоимости и контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.

Для установления планового задания по снижению себестоимости единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года, используя формулу 1.1.

 

±С = Сб-Спл,                                       (1.1)

 

где Сб — себестоимость базисная;

Спл — себестоимость плановая.

Индекс планового задания по снижению себестоимости (ic) определяется по формуле 1.2:

 

Iс. пл = Спл / Сб,                                          (1.2)

 

Для проверки выполнения плана по себестоимости необходимо фактическую себестоимость единицы продукции сопоставить с плановой. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле 1.3:

 

ic = С1 / Спл,                                       (1.3)

 

где С1 — фактическая себестоимость единицы продукции.

Для измерения динамики фактического снижения себестоимости единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года (базисного года) по формуле 1.4:

 

i = С1 / Сб,                                                    (1.4)

 

Снижение себестоимости — уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.

При многономенклатурном производстве исчисляются общие индексы себестоимости продукции по агрегатной форме.

В условиях рынка практически все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ, при условии спроса на продукцию (работы, услуги).

К сравнимой товарной продукции относятся все виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период.

К несравнимой товарной продукции относят все виды единичного производства, а также серийного и массового производства, которые впервые запускаются в серийное или массовое производство. Показателем сравниваемой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой — затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются по формуле 1.5:

 

З1ртп = ∑qc/∑qz,                                                   (1.5)

 

где З1ртп — затраты на один рубль товарной продукции;

q — количество, объем выпуска в натуральном выражении;

с — себестоимость;

z — цена.

Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применяется для контроля за динамикой себестоимости. Используя данные обобщающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения.

Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на один рубль товарной продукции. Затраты на один рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции.

Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию.

В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:

- изменение объема и структуры продукции,

- изменение себестоимости продукции,

- изменение цен на продукцию.

При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот.

Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на один рубль товарный продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на один рубль товарной продукции, и наоборот.

Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на один рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на один рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок.

Для того чтобы проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции, необходимо:

1. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции при всех плановых показателях.

2. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент.

3. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т. е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане.

4. Определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году.

Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, имеют разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Изменение уровня себестоимости отдельных изделий зависит от:

- изменения цен на сырье, материалы, топливо и т. д., тарифов на энергию, грузовые перевозки;

- уровня затрат по отдельным статьям себестоимости.

Снижение оптовых цен при прочих равных условиях увеличивает затраты на один рубль товарной продукции, и наоборот.

Для того чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на один рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции.

Для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах [11, с.264-268].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: