В целях непрерывного наблюдения за ходом основных социально-трудовых процессов и устранения негативных тенденций в этой сфере распоряжением Правительства Российской Федерации от. 22 марта 1995 г. введен порядок осуществления Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы. Мониторинг регистрируемой безработицы является составной его частью. Во исполнение этого распоряжения Госкомстат России 12 сентября 1995 года утвердил единую систему статистических показателей и краткие методологические пояснения к ним.
Органы государственной службы занятости проводят работу по учету обратившихся к ним граждан по поводу устройства на работу, установлению статуса безработных, выплате пособий и материальной помощи нуждающимся, направлению на переобучение и повышение квалификации, выдаче рекомендаций по трудоустройству. Данные по перечисленным выше показателям формируются и накапливаются по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам по каждому органу службы занятости, по территориям, субъектам Российской Федерации и в целом по России. Затем полученные статистические данные обобщаются, систематизируются и в дальнейшем используются при разработке программ занятости на различных уровнях реализации политики занятости.
Наряду с органами государственной службы занятости функционируют коммерческие негосударственные организации, занимающиеся трудоустройством и профессиональной подготовкой безработных. Но по их деятельности отсутствует четкая система учета и отчетности, поэтому невозможно сделать какой-либо обзор и анализ статистических данных.
Положение на рынке труда обусловлено общим социально-экономическим фоном в стране, изменениями демографической структуры населения, а так же миграцией трудоспособного населения (приток низкоквалифицированной рабочей силы из государств СНГ, отток специалистов из страны).
Таблица 1.Параметры предложения труда в динамике за 2003–2008 годы (млн. чел.)[1].
| Показатели | Годы | |||||
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
| Экономически активное население | 72391,4 | 72949,6 | 73431,7 | 74166,9 | 75159,0 | 75 756,6 |
| Занятое | 66432,2 | 67274,7 | 68168,9 | 68854,9 | 70570,5 | 70965,1 |
| Незанятое | 5959,2 | 5674,9 | 5262,8 | 5312,0 | 4588,5 | 4791,5 |
| зарегистрировано в службе занятости | 21467 | 22689,1 | 24855,8 | 23716,2 | 21293,4 | 19355,9 |
Данные таблицы 1 наглядно подтверждают позитивную тенденцию в обеспечении занятости населения: количество занятых среди экономически активного населения из года в год растет. При этом необходимо отметить неадекватную тенденцию изменения численности безработных, зарегистрированных в службе занятости. Это объясняется низким уровнем величины пособия по безработице и тем, что многие безработные, отчаявшись найти хорошую работу через службу занятости, занимаются поисками самостоятельно.
Данные последних лет и прогноз, составленный в институте макроэкономических исследований Минэкономразвития России, показывают, что численность населения в трудоспособном возрасте в ближайшие годы будет расти, а затем будет наблюдаться спад данной численности.
Таблица 2.Численность населения в трудоспособном возрасте в динамике за 2000–2015 годы (млн. чел.)[2].
| Годы | 2000 | 2006 | 2015 |
| Численность населения в трудоспособном возрасте | 86,7 | 89,6 | 81,1 |
По прогнозам российских ученых в ближайшие годы предполагается некоторый рост численности экономически активного населения, а затем – резкий спад. Данный прогноз является результатом перепадов рождаемости прошлых лет. Он показывает, что в ближайшие годы в стране обостриться и будет требовать скорейшего разрешения проблема безработицы.
Мы хотим проанализировать показатели реализации государственной политики занятости на региональном уровне, с целью выявления основных тенденций политики занятости в целом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», предусмотрено направить в 2009 году 43,7 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Согласно данным таблицы1 «Основные показатели реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда» (см. Приложение 5) за 9 месяцев 2009 года субъекты Российской Федерации заключили договора на общую сумму 27,7 млрд. рублей или 79,8% от заявленных в Программах средств, что на 7,8% больше, чем за период январь-август 2009 года. Ими организована широкомасштабная работа по созданию условий для временной занятости и опережающего обучения (переобучения и повышения квалификации) лиц, находящихся под риском увольнения, а также развития предпринимательской инициативы безработных и оказания адресной поддержки при переезде на работу в другую местность.
Общее число участников по уже заключенным договорам в целом по всем программам увеличилось за сентябрь на 25,6% и составило за 9 месяцев 2009 года 2024,9 тыс. человек. В реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, участвуют 1765,3 тыс. граждан из 80,9 тыс. предприятий. Среди них:
· граждане, находящиеся под угрозой увольнения – 1105,3 тысяч чел.;
· безработные граждане – 335,1 тысяч чел.;
· граждане, ищущие работу – 282,4 тысяч чел.;
· выпускники учебных заведений – 42,5 тысяч чел.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственная политика занятости в РФ дает положительные результаты.
Проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой






