Роль и функции оптовой торговли на рынке оптовых услуг

Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации тем самым способствуют гармониза­ции единого потребительского рынка страны.

Образно говоря, оптовая торговля — мотор, сердце кровеносной системы эко­номики. В то же время она глаза и уши ее передовой линии — розницы. Оптовая торговля наиболее сильно испытала на себе разрушительные последствия ко­мандной приватизации, от которых она не может оправиться до сих пор.[8]

К моменту либерализации экономических отношений оптовая торговля России представляла собой достаточно мощную, стабильную и единообразную в терри­ториальном разрезе структуру, которая характеризовалась следующими основны­ми чертами:

- примерно равная обеспеченность регионов России конкретным составом оптовых предприятий;

- жесткая унификация товарных профилей оптовых предприятий в пределах регионов;

- регламентация работы региональных оптовых предприятий из центра;

- ограничение зоны деятельности региональных оптовых предприятий;

- централизованное формирование структуры хозяйственных связей оптовых предприятий и их хозяйственного механизма;

- приоритетное развитие государственных оптовых предприятий, обуславли­вавшее высокий уровень монополизации рынка оптовых торговых услуг.

В итоге в России сформировалась практически одноканальная система товаро­движения, во многом не соответствовавшая требованиям рыночного развития.

Сопоставление количественных параметров развития отечественного оптового звена с аналогичными показателями в ведущих странах рыночной ориентации подтверждает этот вывод. Если в России в начале 90-х годов в среднем в расчете на регион размещения (область, край, автономия) приходилось 20-25 оптовых структур, то в США — более 8 тыс. на один штат, во Франции — более 10 тыс. на один департамент, в бывшей ФРГ -около 10 тыс. на одну землю.

Смена ориентиров хозяйственного развития в стране вызвала серьезные де­формации в развитии оптовой торговли.

Усиливающиеся с середины 80-х годов элементы стагнации в народном хозяй­стве в начале 90-х годов привели к кризисным явлениям в оптовой звене. Про­должалась тенденция снижения товарных запасов в бывших государственных оптовых предприятиях.

Решающими факторами роста негативных тенденций на рынке услуг оптовой торговой деятельности стали:

- продолжающийся спад производства отечественных товаров;

- нерегулируемое повышение производителями отпускных цен с целью обеспечения собственного финансового состояния на фоне крайне слабой работы по снижению себестоимости выпускаемой продукции;

- крайне высокое обесценение инвестиционных средств на потребительском рынке и в сфере оптовой торговой деятельности;

- практически полное обесценение собственных оборотных средств оптовых предприятий, которые в начале 90-х годов составляли половину их платежных ресурсов;

- появление на рынке большого количества частных комиссионных посред­ников в процессе движения товара до потребителей, в том числе с теневым капи­талом, что приводило к взвинчиванию цен на товары;

- неэффективность налоговой политики государства, ориентирующейся только на официально зарегистрированную часть предпринимательского сектора на рынке оптовых услуг, в связи с чем размеры налогового пресса превосходят все допустимые пределы.

В условиях рыночной экономики коренное изменение должны претерпеть це­левые ориентиры развития оптовой торговли как активного коммерческого по­средника, являющегося ключевым звеном в системе товародвижения.

Целями развития оптовой торговли должны стать:

- создание развитой структуры каналов товародвижения;

- поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;

- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.  

Соответственно должны измениться и функции оптовой торговли. С одной стороны, они будут усложняться, а с другой — персонифицироваться.

По отношению к клиентам-покупателям оптовая торговля призвана выполнять следующие функции: оценка потребностей и спроса; преобразование промыш­ленного ассортимента в торговый; концентрация товарной массы; хранение то­варных запасов; доставка товаров; кредитование; информационное и консалтин­говое обслуживание.

По отношению к клиентам-поставщикам функции оптовой торговли заключа­ются в: концентрации коммерческой деятельности; поддержке процесса перехода прав собственности на товар; инвестиционном обеспечении процесса товародви­жения; минимизации коммерческого риска; маркетинговом обслуживании.

Предполагаемая целевая и функциональная переориентация оптовой торговли, смена ориентиров государственной политики ее развития должны способствовать формированию цивилизованных форм оптовой торговли. От того, как сформиру­ется оптовая торговля, в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, и решение болезненных проблем восстановления хозяйственных связей, и межрегиональная интеграция потребительского рынка.

Долговременной целью структурной политики развития оптовой торговли должно являться обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляю­щих оптовую торговую деятельность, гарантирующего наполнение потребитель­ского рынка товарами, беспрепятственное их продвижение по каналам реализа­ции, стимулирование отечественных товаропроизводителей, все более полное вовлечение страны в систему межгосударственных связей.[9]

Формирование организационных структур оптовой торговли строится с уче­том углубления наметившихся в последнее время тенденций к интеграции произ­водства и сбыта товаров, поиска новых форм региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

Особенностью структурной политики развития оптовой торговли в рыночной модели хозяйствования является ориентация на условно-бесструктурную схему ее организации.

Это означает, что господствовавшие ранее различного рода типовые решения организации оптовой торговли в масштабах федерации и отдельных регионов, основывавшиеся на принципах линейно-функционального взаимодействия и под­чинения, прекращают свое существование. Товарная специализация оптового предприятия, сфера и зона его деятельности, уровень автономности функциони­рования, функциональная ориентация становятся исключительно компетенцией предприятия.

Важной особенностью структурной политики государства в области развития оптовой торговли должно стать придание самой подотрасли хозяйственной ус­тойчивости на основе последовательного развития как типового, так и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.

Типовое разнообразие оптовых структур является следствием различных масштабов их деятельности. В связи с этим следует выделять оптовые предпри­ятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней.

Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня должны яв­ляться стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли, гаранти­рующей ее устойчивость и стратегическую стабильность.

Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары потреби­телям по всей территории страны. Их главная задача — создать необходимую структуру каналов товародвижения для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Группу предприятий общенационального масштаба будут образовывать пред­приятия, обеспечивающие федеральные нужды, оптовые структуры межрегио­нального характера, обслуживающие потребности Крайнего Севера, Дальнего Востока и местностей досрочного завоза, оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства отдельных товаров (текстиль, хрусталь, керамика, виноградарство, мебель и т. п.).

Товарный ассортимент этих предприятий должен развиваться преимуществен­но в рамках товарных групп, обеспечивающих стратегическую стабильность по­требительского рынка (товары для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов, труднодоступных районов, местностей досрочного завоза).

Наиболее целесообразной организационно-правовой формой таких предпри­ятий могут быть открытые акционерные общества с участием государства в их уставных капиталах (не исключая при этом и более жестких форм - государст­венных концернов).

В перспективе данные предприятия составят основу формирования торгово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.

Оптовые предприятия регионального уровня по характеру своей деятельности и месту в общей системе товародвижения, как правило, завершают процесс опто­вой реализации товаров.

Оптовые предприятия регионального уровня закупают товары непосредствен­но у товаропроизводителей и в оптовых предприятиях федерального уровня, до­водят их до любых покупателей в зоне своего нахождения. Их главная задача — обеспечение товарами региональных товарных рынков.

Группу предприятий регионального уровня должны образовывать как авто­номные оптовые структуры, так и сбытовые подразделения промышленных пред­приятий (опт производителя), а также оптовые структуры крупных розничных предприятий (опт розничного торговца).

В организационно-правовом отношении оптовые предприятия регионального уровня могут формироваться и фактически создаются преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

Действенным инструментом реализации структурной политики развития опто­вой торговли на региональном уровне становятся различного рода объединения. При этом объединения формируются как в виде цепных оптовых торговых ком­паний, так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.[10]

Видовое разнообразие оптовых структур предусматривает, что каждый тип оптовых предприятий может существовать в нескольких видах.

Основой видового разнообразия оптовых структур является различная моти­вация товаропроизводителем своего выбора того или иного способа продвижения на рынок производимого товара.

Реализация каждой из возможных моделей поведения товаропроизводителя требует выделения в структуре оптовых предприятий следующих их видов:

- специализированных на оптовой торговой деятельности предприятий, осу­ществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом пра­ва собственности на товар к оптовому звену (независимых оптовых торговцев);

- посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар;

- организаторов оптового оборота.

Основу системы оптовых структур на потребительском рынке должны состав­лять специализирующиеся на оптовой торговле предприятия.

Основной задачей специализированных структур должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок в ос­новном крупных товаропроизводителей и розничных торговцев потребительски­ми товарами.

Среди независимых оптовых торговцев могут быть как оптовики с широким набором оказываемых услуг, так и с ограниченным их набором; как специализи­рованные на отдельных товарах, так и универсальные.

Самостоятельное значение на рынке оптовой торговой деятельности долж­ны занять посреднические структуры — предприятия-брокеры, предприятия-агенты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: