Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации тем самым способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны.
Образно говоря, оптовая торговля — мотор, сердце кровеносной системы экономики. В то же время она глаза и уши ее передовой линии — розницы. Оптовая торговля наиболее сильно испытала на себе разрушительные последствия командной приватизации, от которых она не может оправиться до сих пор.[8]
К моменту либерализации экономических отношений оптовая торговля России представляла собой достаточно мощную, стабильную и единообразную в территориальном разрезе структуру, которая характеризовалась следующими основными чертами:
- примерно равная обеспеченность регионов России конкретным составом оптовых предприятий;
|
|
- жесткая унификация товарных профилей оптовых предприятий в пределах регионов;
- регламентация работы региональных оптовых предприятий из центра;
- ограничение зоны деятельности региональных оптовых предприятий;
- централизованное формирование структуры хозяйственных связей оптовых предприятий и их хозяйственного механизма;
- приоритетное развитие государственных оптовых предприятий, обуславливавшее высокий уровень монополизации рынка оптовых торговых услуг.
В итоге в России сформировалась практически одноканальная система товародвижения, во многом не соответствовавшая требованиям рыночного развития.
Сопоставление количественных параметров развития отечественного оптового звена с аналогичными показателями в ведущих странах рыночной ориентации подтверждает этот вывод. Если в России в начале 90-х годов в среднем в расчете на регион размещения (область, край, автономия) приходилось 20-25 оптовых структур, то в США — более 8 тыс. на один штат, во Франции — более 10 тыс. на один департамент, в бывшей ФРГ -около 10 тыс. на одну землю.
Смена ориентиров хозяйственного развития в стране вызвала серьезные деформации в развитии оптовой торговли.
Усиливающиеся с середины 80-х годов элементы стагнации в народном хозяйстве в начале 90-х годов привели к кризисным явлениям в оптовой звене. Продолжалась тенденция снижения товарных запасов в бывших государственных оптовых предприятиях.
Решающими факторами роста негативных тенденций на рынке услуг оптовой торговой деятельности стали:
|
|
- продолжающийся спад производства отечественных товаров;
- нерегулируемое повышение производителями отпускных цен с целью обеспечения собственного финансового состояния на фоне крайне слабой работы по снижению себестоимости выпускаемой продукции;
- крайне высокое обесценение инвестиционных средств на потребительском рынке и в сфере оптовой торговой деятельности;
- практически полное обесценение собственных оборотных средств оптовых предприятий, которые в начале 90-х годов составляли половину их платежных ресурсов;
- появление на рынке большого количества частных комиссионных посредников в процессе движения товара до потребителей, в том числе с теневым капиталом, что приводило к взвинчиванию цен на товары;
- неэффективность налоговой политики государства, ориентирующейся только на официально зарегистрированную часть предпринимательского сектора на рынке оптовых услуг, в связи с чем размеры налогового пресса превосходят все допустимые пределы.
В условиях рыночной экономики коренное изменение должны претерпеть целевые ориентиры развития оптовой торговли как активного коммерческого посредника, являющегося ключевым звеном в системе товародвижения.
Целями развития оптовой торговли должны стать:
- создание развитой структуры каналов товародвижения;
- поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.
Соответственно должны измениться и функции оптовой торговли. С одной стороны, они будут усложняться, а с другой — персонифицироваться.
По отношению к клиентам-покупателям оптовая торговля призвана выполнять следующие функции: оценка потребностей и спроса; преобразование промышленного ассортимента в торговый; концентрация товарной массы; хранение товарных запасов; доставка товаров; кредитование; информационное и консалтинговое обслуживание.
По отношению к клиентам-поставщикам функции оптовой торговли заключаются в: концентрации коммерческой деятельности; поддержке процесса перехода прав собственности на товар; инвестиционном обеспечении процесса товародвижения; минимизации коммерческого риска; маркетинговом обслуживании.
Предполагаемая целевая и функциональная переориентация оптовой торговли, смена ориентиров государственной политики ее развития должны способствовать формированию цивилизованных форм оптовой торговли. От того, как сформируется оптовая торговля, в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, и решение болезненных проблем восстановления хозяйственных связей, и межрегиональная интеграция потребительского рынка.
Долговременной целью структурной политики развития оптовой торговли должно являться обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, гарантирующего наполнение потребительского рынка товарами, беспрепятственное их продвижение по каналам реализации, стимулирование отечественных товаропроизводителей, все более полное вовлечение страны в систему межгосударственных связей.[9]
Формирование организационных структур оптовой торговли строится с учетом углубления наметившихся в последнее время тенденций к интеграции производства и сбыта товаров, поиска новых форм региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
Особенностью структурной политики развития оптовой торговли в рыночной модели хозяйствования является ориентация на условно-бесструктурную схему ее организации.
Это означает, что господствовавшие ранее различного рода типовые решения организации оптовой торговли в масштабах федерации и отдельных регионов, основывавшиеся на принципах линейно-функционального взаимодействия и подчинения, прекращают свое существование. Товарная специализация оптового предприятия, сфера и зона его деятельности, уровень автономности функционирования, функциональная ориентация становятся исключительно компетенцией предприятия.
|
|
Важной особенностью структурной политики государства в области развития оптовой торговли должно стать придание самой подотрасли хозяйственной устойчивости на основе последовательного развития как типового, так и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.
Типовое разнообразие оптовых структур является следствием различных масштабов их деятельности. В связи с этим следует выделять оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней.
Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня должны являться стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли, гарантирующей ее устойчивость и стратегическую стабильность.
Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары потребителям по всей территории страны. Их главная задача — создать необходимую структуру каналов товародвижения для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, зарубежных производителей и поставщиков товаров.
Группу предприятий общенационального масштаба будут образовывать предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие потребности Крайнего Севера, Дальнего Востока и местностей досрочного завоза, оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства отдельных товаров (текстиль, хрусталь, керамика, виноградарство, мебель и т. п.).
Товарный ассортимент этих предприятий должен развиваться преимущественно в рамках товарных групп, обеспечивающих стратегическую стабильность потребительского рынка (товары для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов, труднодоступных районов, местностей досрочного завоза).
|
|
Наиболее целесообразной организационно-правовой формой таких предприятий могут быть открытые акционерные общества с участием государства в их уставных капиталах (не исключая при этом и более жестких форм - государственных концернов).
В перспективе данные предприятия составят основу формирования торгово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.
Оптовые предприятия регионального уровня по характеру своей деятельности и месту в общей системе товародвижения, как правило, завершают процесс оптовой реализации товаров.
Оптовые предприятия регионального уровня закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и в оптовых предприятиях федерального уровня, доводят их до любых покупателей в зоне своего нахождения. Их главная задача — обеспечение товарами региональных товарных рынков.
Группу предприятий регионального уровня должны образовывать как автономные оптовые структуры, так и сбытовые подразделения промышленных предприятий (опт производителя), а также оптовые структуры крупных розничных предприятий (опт розничного торговца).
В организационно-правовом отношении оптовые предприятия регионального уровня могут формироваться и фактически создаются преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.
Действенным инструментом реализации структурной политики развития оптовой торговли на региональном уровне становятся различного рода объединения. При этом объединения формируются как в виде цепных оптовых торговых компаний, так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.[10]
Видовое разнообразие оптовых структур предусматривает, что каждый тип оптовых предприятий может существовать в нескольких видах.
Основой видового разнообразия оптовых структур является различная мотивация товаропроизводителем своего выбора того или иного способа продвижения на рынок производимого товара.
Реализация каждой из возможных моделей поведения товаропроизводителя требует выделения в структуре оптовых предприятий следующих их видов:
- специализированных на оптовой торговой деятельности предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену (независимых оптовых торговцев);
- посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар;
- организаторов оптового оборота.
Основу системы оптовых структур на потребительском рынке должны составлять специализирующиеся на оптовой торговле предприятия.
Основной задачей специализированных структур должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок в основном крупных товаропроизводителей и розничных торговцев потребительскими товарами.
Среди независимых оптовых торговцев могут быть как оптовики с широким набором оказываемых услуг, так и с ограниченным их набором; как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные.
Самостоятельное значение на рынке оптовой торговой деятельности должны занять посреднические структуры — предприятия-брокеры, предприятия-агенты.