Организация и обслуживание рабочих мест

 

Рассмотрим организацию и обслуживание рабочих мест в на ОАО "Детский мир" с помощью таблиц 2 и 3.

Таблица 2

Обслуживание рабочего места

№ п/п Функции обслуживания Содержание обслуживания Исполнитель Затраты времени, мин.  
1. Получение товаров и документации Получение товара и проверка сертификатов   Товаровед   60  
2. Наладка и подналадка оборудования Устранение сбоев в работе оборудования

 

Специалисты по ремонту данного типа оборудования

  30  
3. Ремонт оборудования Устранение поломок До полного устранение поломки  
4. Упаковка полученных товаров Распределение, упаковка   Продавец   20 - 30  
5. Уборка отходов и не качественной продукции     Продавец   3 - 5  
6. Сдача денег инкассаторам Заполнение кассовой книги и сдача денег в бухгалтерию   Продавец - кассир

 

60 - 90

 

По данным, приведенным в таблице можно сделать следующие выводы: поломка оборудования приводит к наибольшим потерям рабочего времени, так как она может послужить причиной невозможности продолжения трудового процесса. На ОАО "Детский мир" имеется резервное оборудование, которое заменяет основное во время ремонта и устранения возникших неполадок в его работе (запасные кассовые аппараты, стеллажи, витрины). Организация рабочего места представляет собой систему мероприятий по его оснащению средствами и предметами размещение в определенном порядке. Организация обслуживания рабочего места означает его обеспечение средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса. Рассмотрим оснащение рабочих мест на ОАО "Детский мир" с помощью данных таблицы 3. Где будет рассмотрено оснащение рабочего места в кафетерии ОАО "Детский мир"

Таблица 3

Оснащение рабочего места технологической оснасткой, инструментом, приспособлениями

№ п/п

Наименование

Характеристика

Количество единиц

Отклонения (+, -)

По нормативу Фактически
 1. Инструмент ножи для резки продуктов кондитерские щипцы одноразовая посуда   2 2 550   2 2 580   30
 2. Технологическая оснастка, приспособления стеллажи витрины, прилавки холодильные шкафы - витрины весы контрольно - кассовое оборудование 2 3 2 1 1 2 2 1 1 1  
 3. Подъемно - транспортные средства   Отсутствуют      

 

Из таблицы видно, что существуют отклонения от норм, это говорит о том что, рабочее место не полностью оснащено необходимым инструментом и оборудованием, что делает труд продавцов не качественным и не оперативным. Следовательно, существуют потери рабочего времени из-за организации рабочих мест в кафетерии ОАО "Детский мир".



Использование рабочего времени

 

С целью устранения потерь рабочего времени и его рационального использования необходимо изучать возможные его потери и способы их устранения. Существуют как целодневные, так и внутрисменные потери рабочего времени. Их изучение возможно при проведении хронометража и фотографии рабочего времени, а так же на основе данных табельного учета. Рассмотрим потери времени на ОАО "Детский мир" с помощью фотографии рабочего дня продавца (данные приведены в таблице 4)

Таблица 4

Фотография рабочего дня продавца

№ п/п Наименование затрат рабочего времени Текущее время, часы и минуты Продолжительность, мин. Индекс
1. Пришел на работу 9.00 3 ПЗ
2. Приемка товара 9.03 20 ОП
3. Раскладка товара по витринам 9.23 15 ОП
4. Подготовка рабочего места 9.38 7 ОМ
5. Включил кассу 9.45 3 ОМ
6. Ввел данные в кассу 9.48 12 ОМ
7. Приступил к работе 10.00 4 ОП
8. Обслуживание покупателей 10.04 95 ОП
9. Отрыв от работы по личным надобностям 11.39 4 ОЛН
10. Разговор по телефону 11.43 7 ПР
11. Обслуживание покупателей 11.50 43 ОП
12. Сменила кассовую ленту 12.33 9 ПО
13. Обслуживание покупателей 12.42 68 ОП
14. Отрыв то работы по личным надобностям 13.50 3 ОЛН
15. Обслуживание покупателей 13.53 7 ОП
16. Обед 14.00 60 ОЛН
17. Приступил к работе 15.00 2 ОП
18. Уборка столов в кафетерии 15.02 10 ПО
19. Обслуживание покупателей 15.12 39 ОП
20. Принесла одноразовую посуду 15.51 3 ПО
21. Обслуживание покупателей 15.54 36 ОП
22. Снятие показаний с кассы 16.30 13 ОМ
23. Уборка рабочего места и столов в кафетерии 16.43 17 ОМ
24. Уход домой 17.00    

 Итого:

480  

 

Для того, чтобы узнать рационально ли используется рабочее время продавцом в кафетерии рассмотрим его баланс.

Таблица 5

Баланс затрат рабочего времени продавца

№ п/п Категория затрат Индекс Сумма фактических затрат, мин.
1. Подготовительно - заключительное время ПЗ 3
2. Время оперативной работы ОП 329
3. Время на отдых и личные надобности ОЛН 67
4. Время нарушения трудовой дисциплины ПР 7
5. Время остановки работы по организационно техническим причинам   ПО   22
6. Время обслуживание места ОМ 52

Итого:

  480

 

По таблицам можно сделать следующие выводы:

- Время оперативной работы равно 329 минут из 480 минут рабочей смены. Это говорит о том, что оно используется не рационально и требует улучшения.

- Время обслуживания места занимает 52 минуты значит продавец работает не оперативно.

- Время на отдых и личные надобности занимает 67 минут 60 из них время обеденного перерыва. Значит оно не представляет больших потерь.

- Время не запланированных перерывов составляет 29 минут (разговор по телефону и остановки в работе по организационно техническим причинам), что составляет 6,04% от времени рабочей смены (8 часов).

Рассчитаем коэффициент использования рабочего времени, он находится по следующей формуле:

 

Кисп. = (ОП + ПЗ + ОМ + ОЛН) / время рабочей смены * 100%

Кисп. = (329+ 3 + 52 + 67) / 480 * 100% = 93,96 %

 

Коэффициент потерь рабочего времени находится по следующей формуле:

 

Кпотерь = (ПО + ПР) / время рабочей смены * 100%

Кпотерь = (22 + 7) / 480 * 100% = 6,04 %

 

Коэффициент использования рабочего времени составляет 93,96%, а коэффициент его потерь - 6,04 % это можно сделать следующий вывод, что 29 минут от рабочего времени использованы не рационально. Рассмотрим значение коэффициента потерь по отношению к коэффициенту его использования, коэффициент потерь имеет немалое значение, это говорит о том, что необходимо принять меры по устранению незапланированных перерывов в работе продавца данного отдела с целью обеспечения оперативного обслуживания клиентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: