Рассмотрим организацию и обслуживание рабочих мест в на ОАО "Детский мир" с помощью таблиц 2 и 3.
Таблица 2
Обслуживание рабочего места
№ п/п | Функции обслуживания | Содержание обслуживания | Исполнитель | Затраты времени, мин. | |
1. | Получение товаров и документации | Получение товара и проверка сертификатов | Товаровед | 60 | |
2. | Наладка и подналадка оборудования | Устранение сбоев в работе оборудования |
Специалисты по ремонту данного типа оборудования | 30 | |
3. | Ремонт оборудования | Устранение поломок | До полного устранение поломки | ||
4. | Упаковка полученных товаров | Распределение, упаковка | Продавец | 20 - 30 | |
5. | Уборка отходов и не качественной продукции | Продавец | 3 - 5 | ||
6. | Сдача денег инкассаторам | Заполнение кассовой книги и сдача денег в бухгалтерию | Продавец - кассир |
60 - 90 |
По данным, приведенным в таблице можно сделать следующие выводы: поломка оборудования приводит к наибольшим потерям рабочего времени, так как она может послужить причиной невозможности продолжения трудового процесса. На ОАО "Детский мир" имеется резервное оборудование, которое заменяет основное во время ремонта и устранения возникших неполадок в его работе (запасные кассовые аппараты, стеллажи, витрины). Организация рабочего места представляет собой систему мероприятий по его оснащению средствами и предметами размещение в определенном порядке. Организация обслуживания рабочего места означает его обеспечение средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса. Рассмотрим оснащение рабочих мест на ОАО "Детский мир" с помощью данных таблицы 3. Где будет рассмотрено оснащение рабочего места в кафетерии ОАО "Детский мир"
|
|
Таблица 3
Оснащение рабочего места технологической оснасткой, инструментом, приспособлениями
№ п/п | Наименование | Характеристика | Количество единиц | Отклонения (+, -) | |
По нормативу | Фактически | ||||
1. | Инструмент | ножи для резки продуктов кондитерские щипцы одноразовая посуда | 2 2 550 | 2 2 580 | 30 |
2. | Технологическая оснастка, приспособления | стеллажи витрины, прилавки холодильные шкафы - витрины весы контрольно - кассовое оборудование | 2 3 2 1 1 | 2 2 1 1 1 | |
3. | Подъемно - транспортные средства | Отсутствуют |
Из таблицы видно, что существуют отклонения от норм, это говорит о том что, рабочее место не полностью оснащено необходимым инструментом и оборудованием, что делает труд продавцов не качественным и не оперативным. Следовательно, существуют потери рабочего времени из-за организации рабочих мест в кафетерии ОАО "Детский мир".
|
|
Использование рабочего времени
С целью устранения потерь рабочего времени и его рационального использования необходимо изучать возможные его потери и способы их устранения. Существуют как целодневные, так и внутрисменные потери рабочего времени. Их изучение возможно при проведении хронометража и фотографии рабочего времени, а так же на основе данных табельного учета. Рассмотрим потери времени на ОАО "Детский мир" с помощью фотографии рабочего дня продавца (данные приведены в таблице 4)
Таблица 4
Фотография рабочего дня продавца
№ п/п | Наименование затрат рабочего времени | Текущее время, часы и минуты | Продолжительность, мин. | Индекс |
1. | Пришел на работу | 9.00 | 3 | ПЗ |
2. | Приемка товара | 9.03 | 20 | ОП |
3. | Раскладка товара по витринам | 9.23 | 15 | ОП |
4. | Подготовка рабочего места | 9.38 | 7 | ОМ |
5. | Включил кассу | 9.45 | 3 | ОМ |
6. | Ввел данные в кассу | 9.48 | 12 | ОМ |
7. | Приступил к работе | 10.00 | 4 | ОП |
8. | Обслуживание покупателей | 10.04 | 95 | ОП |
9. | Отрыв от работы по личным надобностям | 11.39 | 4 | ОЛН |
10. | Разговор по телефону | 11.43 | 7 | ПР |
11. | Обслуживание покупателей | 11.50 | 43 | ОП |
12. | Сменила кассовую ленту | 12.33 | 9 | ПО |
13. | Обслуживание покупателей | 12.42 | 68 | ОП |
14. | Отрыв то работы по личным надобностям | 13.50 | 3 | ОЛН |
15. | Обслуживание покупателей | 13.53 | 7 | ОП |
16. | Обед | 14.00 | 60 | ОЛН |
17. | Приступил к работе | 15.00 | 2 | ОП |
18. | Уборка столов в кафетерии | 15.02 | 10 | ПО |
19. | Обслуживание покупателей | 15.12 | 39 | ОП |
20. | Принесла одноразовую посуду | 15.51 | 3 | ПО |
21. | Обслуживание покупателей | 15.54 | 36 | ОП |
22. | Снятие показаний с кассы | 16.30 | 13 | ОМ |
23. | Уборка рабочего места и столов в кафетерии | 16.43 | 17 | ОМ |
24. | Уход домой | 17.00 | ||
Итого: | 480 |
Для того, чтобы узнать рационально ли используется рабочее время продавцом в кафетерии рассмотрим его баланс.
Таблица 5
Баланс затрат рабочего времени продавца
№ п/п | Категория затрат | Индекс | Сумма фактических затрат, мин. |
1. | Подготовительно - заключительное время | ПЗ | 3 |
2. | Время оперативной работы | ОП | 329 |
3. | Время на отдых и личные надобности | ОЛН | 67 |
4. | Время нарушения трудовой дисциплины | ПР | 7 |
5. | Время остановки работы по организационно техническим причинам | ПО | 22 |
6. | Время обслуживание места | ОМ | 52 |
Итого: | 480 |
По таблицам можно сделать следующие выводы:
- Время оперативной работы равно 329 минут из 480 минут рабочей смены. Это говорит о том, что оно используется не рационально и требует улучшения.
- Время обслуживания места занимает 52 минуты значит продавец работает не оперативно.
- Время на отдых и личные надобности занимает 67 минут 60 из них время обеденного перерыва. Значит оно не представляет больших потерь.
- Время не запланированных перерывов составляет 29 минут (разговор по телефону и остановки в работе по организационно техническим причинам), что составляет 6,04% от времени рабочей смены (8 часов).
Рассчитаем коэффициент использования рабочего времени, он находится по следующей формуле:
Кисп. = (ОП + ПЗ + ОМ + ОЛН) / время рабочей смены * 100%
Кисп. = (329+ 3 + 52 + 67) / 480 * 100% = 93,96 %
Коэффициент потерь рабочего времени находится по следующей формуле:
Кпотерь = (ПО + ПР) / время рабочей смены * 100%
Кпотерь = (22 + 7) / 480 * 100% = 6,04 %
Коэффициент использования рабочего времени составляет 93,96%, а коэффициент его потерь - 6,04 % это можно сделать следующий вывод, что 29 минут от рабочего времени использованы не рационально. Рассмотрим значение коэффициента потерь по отношению к коэффициенту его использования, коэффициент потерь имеет немалое значение, это говорит о том, что необходимо принять меры по устранению незапланированных перерывов в работе продавца данного отдела с целью обеспечения оперативного обслуживания клиентов.
|
|