Трудовой процесс - это совокупность трудовых действий, осуществляемых в определенном порядке.
Оптимизация структуры трудового процесса достигается путем сокращения количества трудовых движений и совершенствования способов их выполнения. Следовательно, важным фактором построения рационального трудового процесса является классификация трудовых движений (см. приложение 3).
Выбор рациональных трудовых движений, с учетом их классификации, должен сводиться к следующему: при проектировании трудового процесса следует отдавать предпочтение коротким движениям, так как они являются менее утомительными. Горизонтальные движения рук более быстрые и менее утомительные, чем вертикальные.
Совмещение трудовых движений (рук и ног), помимо экономии времени сокращает утомляемость работников.
Чтобы проследить трудовой процесс по обслуживанию покупателей проведем его графический анализ.
Таблица 6
Графический анализ трудового процесса по обслуживанию покупателей
№ | Приемы | Продолжительность действий, мин. | Корпус | Ноги | Левая рука | Правая рука | |||||||||||||
1. | Взяла кондитерские щипцы | 0,05 | |||||||||||||||||
2. | Взяла тарелку | 0,05 | |||||||||||||||||
3. | Подошла к витрине | 0,07 | |||||||||||||||||
4. | Взяла пиро- женое | 0,05 | |||||||||||||||||
5. | Положила щипцы и поставила тарелку | 0,06 | |||||||||||||||||
6. | Взяла стакан | 0,1 | |||||||||||||||||
7. | Налила чай | 0,13 | |||||||||||||||||
8. | Положила сахар | 0,06 | |||||||||||||||||
9. | Поставила на прилавок покупку | 0,05 | |||||||||||||||||
10. | Отбила чек покупателю | 0,25 | |||||||||||||||||
11. | Взяла деньги | 0,05 | |||||||||||||||||
12. | Отдала покупку | 0,06 | |||||||||||||||||
13. | Дала сдачу | 0,12 | |||||||||||||||||
ИТОГО: | 1,1 |
Из данной таблицы хорошо прослеживается количество совершаемых движений корпусом, ногами и руками продавца, а так же время, затраченное на их выполнение.
Итак, процесс обслуживания покупателя занимает 1 минуту 6 секунд. Корпус продавца, практически, находится стоя на протяжении всего процесса (из 12 приемов, 8 выполняются стоя, 4 согнувшись, что связано с фасовкой сахара).
Ноги продавца задействованы ходьбой, либо совершают простой, который необходим для выполнения какого - либо приема. Незапланированных простоев нет. Что касается рук, можно проследить следующее: большинство приемов выполняется правой рукой (фасовка, упаковка, держание, транспортировка сахара, расчет с покупателями), т.е. она задействована во всех приемах. Левая рука совершает меньше движений, которые являются, в основном, вспомогательными (поставить товар, держать при упаковке и т.д.), либо совершает простой.
Из всех вышеописанных приемов, на мой взгляд, подлежит улучшению фасовка сахара, т.к., для того, чтобы взвесить необходимое количество сахара у продавца уходит 0,6 минут, что составляет 45,11% от времени всего процесса продажи товара. Для создания оперативного обслуживания покупателей необходимо введение мероприятия по устранению потерь рабочего времени, например,. взять на работу второго продавца.
2.5 Нормирование и оплата труда на ОАО "Детский мир"
На ОАО "Детский мир" существуют следующие нормы: численности, обслуживания, норма рабочего времени.
Численность персонала в магазине составляет 122 человек. Каждый продавец работает в соответствующем отдел. Рабочий день у продавцов составляет 8 часов. Норма выработки на одного продавца составляет 6080 тенге в смену, в зависимости от нее начисляется заработная плата работнику, средний размер которой составляет 10909,03 тенге в месяц. С увеличением выработки будет и увеличена и заработная плата продавца. Следовательно, на ОАО "Детский мир" применяется сдельная оплата труда, т.е. заработок продавца определяется исходя из количества проданной продукции и расценки за ее единицу. Остальным работникам начисляется повременная заработная плата, т.е. оплата труда зависит от количества отработанного работником времени.