Сущность педагогической деятельности

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Ленинградский государственный университет

Имени А.С. Пушкина

Факультет психологии и педагогики имени И.П. Иванова

 

Курсовая работа

По дисциплине «Cоциальная психология»

На тему: «Исследование влияния учителей на младших школьников»

 

Выполнила:

студентка

5 курса заочного отделения

Будаева В.Е.

Проверила:

Чернова Г.Р.

Выборг

2007

 Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

I. Педагогическая деятельность

1.1. Сущность педагогической деятельности……………………………...5

1.2. Структура деятельности педагога……………………………………..8

1.3. Профессионально обусловленные требования к учителю младших классов………………………………………………………………….10

II.        Младший школьник: личность и ее

   развитие.

2.1. Личность – влияние наследственности и среды……………………..15

2.2. Возрастные особенности младших школьников…………………….16

2.3. Восприятие средств взаимодействия в младших классах…………..22

 

III.    Исследование влияния учителей на младших школьников на примере 1-го класса общеобразовательной школы №10 г.Выборга …….24

    

Заключение ……………………………………………………………………...32

Список литературы …………………………………………………………….34

 

Введение

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

 Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

 Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка и делает данную тематику актуальной для исследований.

 Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребеноквозраста ребенокчиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Целью курсовой работы стало выявление оказываемого влияния учителей на младших школьников.

В рамках данной цели намечен ряд задач:

-изучить литературу по теме исследования;

-рассмотреть сущность и структуру педагогической деятельности;

-выявить основные задачи, которые необходимо решать преподавателю, и на основании этих задач сформулировать требования к личности педагога;

-рассмотреть каково влияние на младших школьников наследственности и окружающей его среды (родители, учителя, одноклассники и т.д.);

-сформулировать особенности младших школьников (физиологические, познавательные процессы и др.);

-охарактеризовать средства взаимодействия: вербальные и невербальные и показать особенности их восприятия в младших классах;

-исследовать влияние учителей на младших школьников на примере 1-го класса общеобразовательной школы №10 г. Выборга.

 

 

 

I. Педагогическая деятельность

Сущность педагогической деятельности

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старых поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многим рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая цель достигается решением конкретных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое воздействие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность – понятия тождественные. Такое понимание раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Выражаясь образно, «целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание».

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные рамки, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Содержание обучения, а следовательно и логику преподавания, можно жестко умений и навыков запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых предусмотрено учебными планами, по существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.

Преподаватель имеет дело с примерно «однородным» исходным материалом. Результаты учения практически однозначно определяют его деятельность, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Воспитатель вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника. Преподавание как деятельность имеет дискретный характер. Оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима, чем основная часть.

Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения – уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В силу стохастичности тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.

Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль играет здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Итак, из многих видов деятельности школьников познавательная не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя.

В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: