II. Младший школьник: личность и ее

Развитие

Личность – влияние наследственности и среды

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психологическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называют средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую – ближайшему. Естественно человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Там где общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья оказывают на него благоприятное воздействие.

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезынтересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Приверженцы так называемого биогенного направления в педагогике безусловно предпочтение отдают наследственности, а социогенного – среде.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного процесса заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность среда действуют бессознательно и подсознательно. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк – от утверждения его полной бессильности и бессмысленности, до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между двумя крайностями. В судьбы людей воспитание, полученное в школе, вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной.

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Существующая сопротивляемости воспитанию как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: