Старшие пресвитеры ВСЕХБ

Летом 1946 года старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев написал проект своего циркулярного письма «К общинам ЕХБ» и вполне «законопослушно» представил его на «согласование» во ВСЕХБ в Москву. Письмо это было совершенно безвинным, но «московские братья», согласно установленному порядку, понесли его на «согласование» в Совет по делам религиозных культов. Уже несколько дней спустя секретной почтой в Киев в адрес Вильхового полетело сердитое предписание заместителя председателя Совета Садовского следующего содержания:

13 августа 1946 г. Секретно Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, ознакомившись с проектом письма Андреева «К общинам ЕХБ» от 31 июля с. г. за М» 802, считает необходимым:

1. Полностью изъять из «Письма» всю часть, относящуюся к поездке Андреева и Голяева в Швецию и Финляндию. В очередном номере журнала «Братский вестник» будет дан соответствующий информационный материал об этой поездке.

2. Не указывать в «Письме» количества общин ЕХБ в Украине.

3. По поводу «Праздников жатвы» обязательно указать, что эти праздники проводятся только для членов общины и в пределах молитвенного здания и, конечно, не одновременно по всей Украине. Обязательным условием также является отсутствие каких-либо неотложных производственных заданий, нарушение которых в связи с «Праздником жатвы» недопустимо.

4. Соответствующее разъяснение по «Письму» Андреева дано ВСЕХБ, куда он прислал проект своего

«Письма».113

Таким образом, Совет по делам религий стремился «засекретить» даже количество общин в Украине и характер международных связей ВСЕХБ. Андреев стал проявлять некоторую самостоятельность, а это уже показалось опасным и недопустимым.

24 декабря 1946 года в Москве проходило заседания Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Союза ССР. Повестка дня предусматривала только один вопрос. На этом заседании был заслушан доклад уполномоченного Совета по Украинской ССР П. А. Вильхового под названием «О состоянии и деятельности религиозных культов на территории Украинской ССР». Сохранившаяся стенограмма свидетельствует о том, что Вильховый начал свое выступление с шутливого заявления, что «Украина богата всем, в том числе и культами». Основания для такого заявления, конечно, были - основная масса евангельских церквей в бывшем СССР находилась на территории Украины. Естественно, ожидалось, что богатый опыт работы «украинских товарищей» будет заимствован для применения в других республиках.

Во время обсуждения доклада Вильхового заведующий отделом Совета В. Г. Соколов в отношении состояния дел в Украине заявлял следующее:

Надо сказать, что Андреев «испортился» после поездки в Швецию. Он распустился, развинтился, насмотревшись «демократических» порядков в Швеции, и переоценивает свои силы. Возможно, надо будет поставить вопрос о другом работнике ВСЕХБ в Украине, если в ближайшее время Андреев не изменит своей политики и практики.

Насчет «хевов». По последним сведениям, имеется в УССР еще 192 Общины «хевов», не слившихся с ЕХБ. Мне кажется, что у тов. Вильхового правильная линия на то, чтобы, через голову вождей «хевов», ставить вопрос прямо перед общиной о слиянии с ЕХБ, и с вождями Совет долгое время возился.114

В своем заключительном слове заместитель председателя Совета по делам религиозных культов Садовский, под руководством которого и проходило вышеназванное совещание, в частности, говорил на хорошо понятном эзоповом языке:

Надо отметить определенную линию работы. Она должна заключаться в том, чтобы мы, не пользуясь несвойственной нам методикой, проводили такую линию организационных мероприятий, которые давали бы одновременно и материал для информации. Наша работа должна быть построена так, чтобы мы не боялись того, что о ней станет известно, что о ней будут говорить. Наши мероприятия должны быть продуманы и построены так, чтобы мы не боялись их рассекречивания.

Конечно, ошибаться никому не позволяется, но в некоторых случаях лучше ошибиться, чем совсем ничего не делать и совсем не решать тот или иной вопрос. Вы ошибетесь - мы Вас поправим, мы ошибемся - нас поправят. Основное в том, что работа должна быть сделана.115

Если перевести это заявление на русский язык, легко можно понять, что это звучит как индульгенция в отношении возможных перегибов, на которые глаза будут закрыты или на которые будет, в случае чего, просто-напросто «указано», но главное - чтобы «работа была сделана». Нужно ли объяснять -какая работа?!

А вот что касается института старших пресвитеров - тут, оказывается, вопрос особенный. Неугодных, разумеется, нужно смещать, но сам институт старших пресвитеров не только следует беречь, как зеницу ока, но и всячески поощрять, в том числе даже освободить старших пресвитеров от непосильных налогов «по 19-й статье», которыми безжалостно давили служителей поместных общин в общем контексте оголтелой «борьбы с религией». Садовский говорил следующее:

Надо затронуть вопрос относительно налогового облозкения старших пресвитеров. В инструкции сказано:

«Старший пресвитер, получающий зарплату как старший пресвитер - облагается по 5-й статье; если он одновременно с этим имеет доход от служения в религиозных общинах -он облагается по 19-й статье». Здесь получается двойная бухгалтерия. Над этим вопросом очень серьезно думали. Старшие пресвитера у баптистов - это институт, который введен по нашей активной подсказке, и мы голосуем за этот институт, потому что он удобен. И если мы сейчас поставим старшего пресвитера в такое полозкение, то мы сорвем нашу линию.116

В целом же работа «украинских товарищей» была оценена московским руководством весьма положительно, что и было выражено в заключительных словах Садовского:

Что касается оценки работы товарища Вильхового, которую, конечно, нужно дать, то можно сказать только, что работа у него проведена большая и хорошая. Работа такая, на которой можно учиться и учить других.117 Согласно официальным данным, на 1 января 1947 г. общин пятидесятников, полностью слившихся с общинами ЕХБ, было зарегистрировано 441 с количеством верующих до 20.419 чел.

По областям Украины, например, согласно отчету уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Украине, по состоянию на 1 июля 1947 г. картина выглядела следующим образом:118

Наименование Всего общин Из них: области присоединилось не присоединилось

 

Волынская 45 34 11

 

Ворошиловградская 11 11

Винницкая 73 52 21

Дрогобычская 1 1 Днепропетровская 52 52 Житомирская 19 12 7

Запорожская 8 8 Закарпатская - - Измаильская 16 10 6

Кам.-Подольская 24 19 5

Киевская 20 19 1

Кировоградская 33 32 1

Львовская 35 33 2

Николаевская 7 7 Одесская 32 26 6

Полтавская 10 10 Ровенская 115 115 Сталинская 11 5 6

Станиславская 8 5 3

Сумская 5 3 2

Тернопольская 82 75 7

Харьковская 1 1 Черниговская 3 1 2

Черновицкая 15 14 1

Всего: 626 545 81

Характеризуя деятельность старших пресвитеров ВСЕХиБ, от которых по вполне понятным причинам ожидалась не только полная лояльность всем решениям партии и правительства, но и самое активное содействие в практическом осуществлении этой политики, Вильховый с некоторым разочарованием писал:

«В ходе практического осуществления слияния ХЕВ и ЕХБ была констатирована известного рода боязнь ЕХБ быть «проглоченными» ХЕВ, а отсюда и нежелание развернуть активную работу по выполнению Московского соглашения о слиянии. Старшие пресвитеры ЕХБ в большинстве своем к этой работе относились формально, занимаясь вопросами слияния от случая к случаю, очень редко выезжали в общины ХЕВ и не вели разъяснительной работы среди массы верующих «хевовцев». Путем наших категорических рекомендаций ст. пресвитеру ЕХБ по УССР Андрееву об активизации работы по слиянию со стороны старших пресвитеров на местах и вызовов непосредственно к нам некоторых из них работа по слиянию на сегодня как видно из таблицы, имеет положительные результаты. Из учтенных 626 общин ХЕВ осталась неприсоединившейся только 81 община. 119

Впрочем, успокаиваться на этом, разумеется, не собирались и были полны решимости начатое дело довести до победного конца. Каким способом”? Ответ на этот вопрос тоже можно найти в архивах Совета. Вот этот план.

Завершение работы по слиянию мы предлагаем провести таким образом:

Принять более решительные меры в отношении упорствующих пятидесятников, прекратив с ними всякие разговоры на тему о необходимости слияния.

Потребовать от руководителей пятидесятнических общин прекращения всякой деятельности.

Через органы финотдела принять меры налогового обложения незаконно функционирующих общин.

Не принимать от пятидесятников никаких ходатайств об открытии молитвенных домов.

Духовному руководству ЕХБ предложено не оставлять работы по вовлечению «хевовцев» в свои общины.

В связи с разворотом работы по коллективизации в западных областях УССР и антиколхозной агитацией со стороны «хевовских» «пророков» и «пророчиц» предложено Андрееву командировать в некоторые области активных работников ЕХБ для проведения соответствующей работы в пораженных общинах по ликвидации антиобщественных настроений.120

При проведении «соответствующей работы» всех, кто казался неугодным, прежде всего, просто исключали из членов церкви, чтобы они не «имели влияния в общине и не разлагали других». Разумеется, провести в жизнь такое каноническое действие, как отлучение кого бы то ни было от церкви, советские органы не могли - этого не мог сделать ни один уполномоченный, ибо даже они хорошо понимали, что это может быть только прерогативой поместной церкви. Но это не было проблемой - под рукой был послушный институт старших пресвитеров ВСЕХиБ, которому и отводилась эта роль - в случае необходимости делать «черновую работу». (Первоначально они даже назывались тоже уполномоченными уполномоченными ВСЕХиБ - и только с 1 апреля 1947 г., как сообщал через журнал «Братский вестник» Генеральный секретарь ВСЕХБ А. В. Карев, «звание уполномоченного ВСЕХБ упраздняется и вместо него вводится звание старшего пресвитера»).121 Иногда старшие пресвитеры старались просто уж чересчур - даже по мнению работников Совета. В 1946 году Полянский неодобрительно отозвался о письме старшего пресвитера ВСЕХБ Суханова к общинам, в котором он призывал верующих к весенне-посевным работам и досрочному выполнению 5-летнего плана. Полянский наложил свою резолюцию, которая гласила, что это письмо Суханова «носит слишком общий характер и по стилю своему мало напоминает документ, исходящий от руководителя религиозной организации».122

Понятно, что на должность старших пресвитеров подбирались кадры весьма тщательно - и, соответственно, согласовывались кандидатуры «со всеми заинтересованными службами, организациями и компетентными органами». При переписке уполномоченные старались избегать прямого упоминания в документах об органах государственной безопасности, с которыми они держали тесную и постоянную связь. Пользуясь эзоповым языком, они именовали их «соседями».

Вот один секретный документ такого рода, говорящий о «согласовании» кандидатуры старшего пресвитера ВСЕХиБ.

 

13 ноября 1945 г.

УПОЛНОМОЧЕННОМУ СОВЕТА

ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СНК СССР по УССР тов. ВИЛЬХОВОМУ

Направляю при этом заявления пресвитеров ЕХиБ Тернопольской области о назначении старшим пресвитером Теслюка Афанасия Маркияновича. Прошу содействовать через Андреева о его назначении. Кандидатуру Теслюка поддерживают «соседи», а также и я, о назначении Теслюка облуполномоченным ЕХиБ, - прошу не задерживать и выслать документ.

Уполномоченный Совета по делам РК при СНК СССР по Тернопольской области Чирва 123

Стоит ли удивляться, что интересов верующих Теслюк защищать не будет и «ворон ворона в глаз не клюнет». Летом 1949 года власти отняли у церкви пятидесятников села Темногайцы (вошедшей в состав ВСЕХБ!) здание церкви, которое община построила своими руками еще до войны, а собрания им предложили проводить в доме их пресвитера Каплуна. Верующие в своей простоте обратились за помощью к старшему пресвитеру по Тернопольской области, который, разумеется, хорошо знал и это здание, и историю его строительства (церковь в Темногайцах имела дом молитвы, который был известен всему Всепольскому союзу христиан веры евангельской). Сгоряча Теслюк подтвердил, что это здание принадлежит верующим. Однако «после консультаций» его мнение изменилось на прямо противоположное. 15 декабря 1949 г. он в своей объяснительной записке уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Тернопольской области пишет буквально следующее:

21 июня 1949 года, подтверждая заявление верующей религиозной общины ЕХБ села Темногайцы Дедеркальского района о якобы незаконном отобрании у них молитвенного дома, я допустил ошибку в том, что, подтверждая заявление, преждевременно не ознакомился с материалами регистрационного дела общины и полагал, что община зарегистрирован в том доме, который Вами предложено освободить. Теперь, когда я ознакомился, считаю, что община должна проводить молитвенное собрание в доме, который она арендует у гражданина Каплуна.124

Беззаконие произвола властей и нелепость предательской «эквилибристики» Теслюка очевидны. Тем не менее, когда летом 1986 года, собирая материалы об истории пятидесятнического движения в Западной Украине, я посетил церковь в Темногайцах, богослужения по-прежнему проходили в доме пресвитера церкви Григория Каплуна, а здание церкви использовалось под сельский клуб.

Подобных документов о тесном сотрудничестве уполномоченных Совета и уполномоченных ВСЕХБ (старших пресвитеров) - множество.

Естественно, о «двойном дне» многих из них просто невозможно подумать, если читать в «Братском вестнике» бравые репортажи о «благословенном» их служении. Например, в отношении того же Теслюка.

Энергичный брат A. M. Теслюк, старший пресвитер по Тернопольской области, за время с 9 по 25 июля 1947 г. организовал нашу встречу с отдельными группами пресвитеров, с которыми мы провели много бесед. Много разнообразных вопросов было выяснено. И здесь местные братья также впервые встретились с братьями из центра. Брат Теслюк - один из старых работников пятидесятнического движения. Он хорошо знает духовное состояние церквей своей области. Он искренно, много потрудился в деле единства верующих и в настоящее время больше 60 общин бывших пятидесятников совместно с евангельскими христианами-баптистами трудятся на ниве Господней. Воистину исполняется молитва Господня: «Да будут все едино».

В Тернопольской области имеется 80 общин. Во время пребывания брата Андреева в городе Черткове мне (А. Мицкевичу - В. Ф.) Господь позволил совместно с братом Теслюком поехать в село Башуки Почаевского района, где состоялось водное крещение. По пути туда мы прошли 20 километров, посетив братьев Г. А. Горошко и И. В. Данилюка - работников Тарнопольской области. Братья были весьма рады неожиданно увидеть нас у себя в доме. Вместе с ними мы поехали к цели нашего пути. После крещения в селе Башуки там состоялось торжественное богослужебное собрание в молитвенном доме, где мною была совершена молитва над крещаемыми.125

Теслюка, как человека «надежного», переводили с места на место, доверяя ему разные участки работы, где требовалась, с точки зрения властей, твердая рука. Так, он был старшим пресвитером ВСЕХБ по Тернопольской области с 1945 по 1952 гг., в период с 1952 г. по 1960 г. он был старшим пресвитером по Полтавской области, затем с 1961 г. по 1967 г - по Сумской области. В 1968 г. назрела кризисная ситуация в Тернопольской области -старший пресвитер ВСЕХБ по области, избранный из числа старых и опытных служителей пятидесятников Даниил Федорович Быць настолько «не устраивал» местных властей, что через 2.5 года его служения власти затеяли его досрочное смещение. Сместить его одним росчерком пера послушно управляемого руководства ВСЕХБ уже было невозможно - пришлось разыграть фарс с «досрочными перевыборами».

Сохранилась в архивах Совета по делам религий характеристика на Быця, отправленная уполномоченным М Радченко своему руководству в Киев и Москву. В частности, Радченко писал:

Быць Д. Ф., будучи старшим пресвитером ВСЕХБ по Тернопольской области, показал себя как фанатик, всю свою деятельность направляя на рост религиозных убеждений, главным образом, за счет молодежи.126

Понятно, его нужно было срочно заменить. В Тернополь командируется заместитель старшего пресвитера по Украине Ф. Р. Астахов, который, по приезду на место, неожиданно включает в повестку дня рабочего запланированного пресвитерского совещания пункт о досрочных перевыборах старшего пресвитера по области На это же совещание «подтягивается» столь же знакомый тернопольчанам, сколь же и непопулярный Теслюк, от которого христиане с большим трудом избавились на предыдущих местах его работы. Уполномоченный Радченко характеризует его совсем другим образом. В сообщении уполномоченного написано, что «Теслюк A. M. показал себя с положительной стороны, нарушений законодательства о религиозных культах не допускает».127

27 апреля состоялся сам фарс перевыборов, коллизии которого подробно и беззастенчиво описаны в отчете Астахова - этот отчет также благополучно сохранился в архиве Совета по делам религий.128 Добившись отстранения Д Ф. Быця от служения, Астахов пытался «протолкнуть» кандидатуру Теслюка. Как вспоминал в беседе со мной в декабре 2000 г. участник этого пресвитерского совещания П Я Скакун, которого также ненавидели за то, что он активно помогал в служении Быця, несмотря на грубое давление со стороны Астахова, евангельские служители не соглашались на кандидатуру Теслюка, запятнавшего себя многими неблаговидными поступками.

Уполномоченный Радченко вынужден был доложить о неудаче. В своем донесении он писал:

При избрании старшего пресвитера ВСЕХБ по Тернопольской области Быць Д. Ф. не был рекомендован представителем ВСЕХБ по Украине, а был рекомендован Теслюк A. M., кандидатура которого была согласована с уполномоченным Совета по УССР. Но, как потом было выявлено, Быць Д. Ф. сумел так провести работу среди представителей областного совещания, что Теслюка старшим пресвитером по Тернопольской области не избрали, а избрали Вознюка Д. Л. - проповедника Шумскои общины ЕХБ.129

В отместку новому старшему пресвитеру было предписано строжайшим образом «ограничить самостоятельные выезды Быця Д. Ф.» в другие общины области.130 Теслюка, тем не менее, «провели» помощником старшего пресвитера Вознюка.

Если такие вещи происходили в 1968 г., можно себе представить степень произвола в вопросе вмешательства в дела церкви при жизни Сталина.

Впрочем, даже в 1973 г. уполномоченный Совета по делам религий по Донецкой области Г. Е. Гомля писал в Москву на имя первого заместителя председателя Совета по делам религий СССР А. И. Барменкова и председателя Совета по Украине К 3. Литвина в материале под названием «Избрание старшего пресвитера ВСЕХБ по Донецкой области» следующее:

Кандидатуру Карпенко поддерживает старший пресвитер по Украине Мельников Н. Н., уполномоченный Совета по делам религий по Украинской ССР и заинтересованные в этом органы.131

Опасаясь, что дело может «не выгореть», Гомля предусмотрительно писал по поводу проведения этих «выборов» на пресвитерском совещании следующее Руководство должно быть поручено ст. пресвитеру по Украине Мельникову Н. Н., его заместитель Гнида И. С. в совещании не должен участвовать, т. к. он связан с экстремистами и не исключена возможность попытки с его стороны изменить ход совещания в невыгодную для нас сторону.132

В итоге, все состоялось, «как надо» Степан Федорович Карпенко с тех пор и до настоящего времени является старшим пресвитером церквей ЕХБ по Донецкой области.

Уполномоченные (всех сортов!) были призваны зорко и бдительно наблюдать за тем, что происходит в церквах, фиксируя каждую мелочь, которая могла им казаться важной, - и, соответственно, своевременно информировать «кого следует». Вот образец такого донесения с некоторыми сокращениями.

 

Секретно 30 ноября 1945 г.

Уполномоченному Совета по делам религиозных культов приСНК СССР по УССР тов. ВИЛЬХОВОМУ

КОПИЯ: Совет по делам религиозных культов при СНК СССР,

Секретарю Днепропетровского обкома КП/б/У тов. ЕМЕЛЬЯНЕНКО докладная записка о работе за период апрель-ноябрь 1945 года, согласно Вашему указанию от 2/XI-45 г. за № 242

Если служители ЕХиБ ведут себя относительно спокойно, особенно работающие в колхозах или на производстве, то нельзя этого сказать о служителях культов ХЕВ. Во-первых, значительное число из них нигде не работает и, следовательно, имеет достаточно времени для своей «духовной деятельности». Чаще посещают членов общины, теснее связаны друг с другом, особенно со [своими руководителями, имеют связь с другими областями. (Пятихатская группа связана с общинами Кировоградской и Запорожской областей). Вопрос слияния с ЕХиБ рассматривают с точки зрения сохранения и обеспечения своих кадров. Энергичнее вербуют в свою общину. Больше по сравнению с ЕХиБ подготовили к принятию крещения, настойчивее добивались разрешения на крещение, больше вовлекали в свои общины несовершеннолетних, будучи Непосредственно заинтересованными в количественном росте общин, они добивались этого различными способами. Не работая сами, стремились добиться освобождения от работы возможно большего количества членов, хотя это никакими потребностями культа не вызывалось.

В процессе слияния ХЕВ с ЕХиБ служители культа ХЕВ сначала настаивали на медленном отходе от «иных языков» и омовения ног, ссылаясь на то, что часть верующих может уйти в подполье, и этим затягивали слияние. В ряде общин ХЕВ вопрос о слиянии был поставлен под напором масс, в таких случаях пресвитеры не выступали против, делали вид, что решение вопроса полностью предоставляют общине, а в действительности же тайком поддерживают или даже организовывают противников объединения. Для этого мобилизуются пророчества, пророчицы, истолкователи и т. д.

Окончание периода горячих сельскохозяйственных работ и соглашение о слиянии ЕХиБ с ХЕВ уже привели к оживлению деятельности сектантов. Как раз в это время Бидаш получил из Риги посылку - 12 экземпляров Библии и распределил их по общинам. Ожидает вторую партию.

Пятихатские ХЕВ отвезли около 500 кг картофеля семье Понурко, бывшего своего руководителя, ныне отбывающего наказание.

Общая картина по области мне представляется такой: а) ЕХиБ, по-видимому, поверили в беспрепятственное свое существование. Ведут себя спокойно; б) основная масса ХЕВ неохотно идёт на слияние. Все служители культа против объединения. Подчиняются, но создают свои группы. Замкнуты, дают неправильные сведения, но общей линии поведения ещё не установили.

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СНК ССР по Днепропетровской области Павлов.133

Между прочим, по-своему интересной личностью был-таки уполномоченный Павлов. Он сумел заметить то, что не желают замечать подчас некоторые христианские богословы, - что вероучение пятидесятников действительно имеет Библейское основание. Вот дословно оригинальный совет Павлова, как бороться с пятидесятническим движением: «Если когда-либо придётся печатать Библию, то, мне кажется, нужно будет её сократить, особенно книгу Деяния Апостолов и послания апостольские, на которые главным образом опираются ХЕВ».134

Впоследствии Пономарчук писал в журнале «Братский вестник»:

19 августа 1945 года я был приглашен Всесоюзным Советом евангельских христиан-баптистов в Москву на совещание по вопросу объединения наших Союзов. Я с радостью принял приглашение. 23 августа 1945 года настал час нашего объединения. В этот день я дал добровольное согласие о присоединении Союза христиан евангельской веры к Союзу евангельских христиан-баптистов. Я был уверен, что этот мой шаг выражает волю всех искренних детей Божиих, входящих в Союз христиан евангельской веры. Здесь же я был избран членом ВСЕХБ. Притом я был назначен Всесоюзным Советом на должность помощника уполномоченного ВСЕХБ по Украине. В настоящее время я несу эти возложенные на меня обязанности. В день объединения наших Союзов, в 1945 году, исполнилось ровно 30 лет моей работы на ниве Божией. И я тем более торжественно отмечал это объединение, совпавшее со знаменательной датой из моей жизни.135

Однако большее число пятидесятников думало совсем не так, как Пономарчук, и его понимание и действия отнюдь не выражали их волю…

Редакционная статья в журнале ВСЕХБ под названием «Отрадное в жизни нашего братства за первую половину текущего года» сообщала:

Августовское соглашение об объединении с евангельскими христианами-баптистами христиан евангельской веры пятидесятников успешно продвинулось вперед и приближается к полному завершению. Из большинства мест, где произошло объединение, мы получаем добрые вести о дружной, согласованной работе и о радости детей Божиих по човоду осуществления великого и благословенного дела единства. Мы надеемся, что в течение второй половины этого года организационная часть дела объединения будет полностью закончена, и тогда вся энергия наших церквей будет отдана на духовное строительство - благовестие воспитание.136

Я. И. Жидков в своей статье «Углубление единства в наших рядах» заявлял, что «в Союз евангельских христиан-баптистов влилось более Четырехсот общин христиан евангельской веры, сохранивших свой состав работников; эти общины, согласно вышеуказанному решению, ержатся теперь с евангельскими христианами-баптистами единой огослужебной практики»137

Разумеется, есть официальная статистика, что впоследствии в целом в |) бщины ЕХБ влилось достаточно много пятидесятников (по состоянию на ломент выхода из ВСЕХБ в 1989 г. в союзе находилось более 33.000 (в том] шсле более 20.000 - в Украине).138 Руководители пятидесятнического рратства таким методом старались обеспечить для церквей условия хотя бы минимально возможного легального существования. Однако, как движение, ятидесятники продолжали оставаться сами собой.

Осенью 1947 года состоялась поездка делегации руководства ВСЕХБ в эставе А. В. Карева и М. И. Голяева в Среднюю Азию, рассказ о которой был |) публикован в «Братском вестнике». В частности, там говорилось:

Во вторник 21 октября мы направились в город Фрунзе - столицу Киргизской ССР. На следующий день мы были уже там. Не доезжая дной остановки до Фрунзе, на станции Пишпек, к нам в вагон вошел брат Кукуюк Георгий Евгеньевич, старый деятель христиан веры Евангельской (пятидесятников), ныне - член и проповедник Фрунзенской общины евангельских христиан-баптистов. Он сопровождал нас до Фрунзе, где на вокзале нас ожидала уже целая группа братьев и сестер работников Фрунзенской церкви. Нам вручили несколько громадных букетов живых цветов со словами: «Приветствуем вас во Фрунзе -городе цветов». Погода была чудная. Солнце приятно грело. Мы сели в автомашину и покатили к дому одного из братьев Фрунзенской церкви. Здесь мы привели себя в порядок после дороги и, хорошо отдохнув, отправились в вечернее собрание 2-й Фрунзенской общины. Во Фрунзе, как и в Алма-Ате, два молитвенных дома и две общины: в одной 600 членов, в другой - 400.

В воскресенье 26 октября мы праздновали во Фрунзе День единства ежегодный праздник нашего братства. На утреннем собрании, которым руководил брат В. И. Андреенко, слово на тему о единстве детей Божиих говорили братья: Г. Е. Кукуюк (из бывшего Союза христиан веры евангельской, или пятидесятников), А. В. Карее (из бывшего Союза евангельских христиан) и М. И. Голяев (из бывшего Союза баптистов). Приятно и отрадно было слышать этих трех представителей трех бывших самостоятельных евангельских течений в СССР, ныне работающих дружно и в самой искренней братской любви друг ко другу в едином Союзе евангельских христиан-баптистов.

Кроме проповедей гостей из Москвы на этом собрании было сказано слово о единстве братом Ф. И. Кононенко - бывшим пресвитером Фрунзенской общины пятидесятников. Его слово было очень сердечным и дружественным. И в вечернем торжестве участвовали оба хора, украшая богослужение своим торжественным пением. Пение фрунзенских хоров произвело на нас особенно приятное впечатление.

Пребывая среди детей Божиих в Алма-Ате, Фрунзе и Ташкенте, мы постарались устранить один общий для всех тех мест недостаток, а именно: хоровые, шумные молитвы в собраниях, нарушающие благоговение и лишающие возможности слышать молящегося и участвовать в его молитве. Трудно было изжить этот глубоко внедрившийся в жизнь посещенных нами общин недостаток, но все же Господь помог внести благопристойность в порядок ведения собраний.139

Из других источников известно, что в 1946 году к общине ЕХБ в Ташкенте присоединилось около 40 человек из христиан веры евангельской, а в Алма-Ате вовсе никто не желал присоединяться.140 Однако, даже если пятидесятники и присоединялись, они продолжали оставаться сами собой, достаточно серьезно увеличивая союз количественно - например, в 1947 г. во Львовской области во ВСЕХБ входило 56 общин, из них - 32 общины «бывших пятидесятников», как их называли даже на страницах «Братского вестника», а в Ровенской области в составе областного объединения было 102 общины «бывших ХВЕ».141

Судьба Воронаева В начале 1946 года в адрес ВСЕХБ пришло письмо из Соединенных Штатов Америки. Трудно сказать, знали ли сотрудники ВСЕХБ кто такой автор этого письма Д. А. Матысюк. Между тем - Демьян Алексеевич Матысюк был довольно известным человеком в христианском мире. Именно ему летом 1921 г. передал И. Е. Воронаев руководство церковью в Нью-Йорке перед своим переездом в Советскую Россию. (Церковь, где пастором был Воронаев, являлась первой пятидесятнической славянской церковью в Америке). Именно эта церковь оказывала помощь Воронаеву и Колтовичу во время их служения в Одессе в 20-е годы. Впоследствии Д. А. Матысюк редактировал известный пятидесятнический журнал «Путешественник», который выходил в Нью-Йорке на русском языке.

Матысюк писал, обращаясь к руководству ВСЕХБ:

Лично я вам не знаком… Нам известно, что произошло слияние двух родственных евангельских течений, которое желательно приветствовать и пожелать всякого благословения от Господа. Но мне желательно знать, входит ли в сей объединенный союз евангельских христиан и баптистов и наше братство, когда-то возглавлявшееся Иваном Ефимовичем Воропаевым. Буду рад получить подробный ответ…142

Разумеется, Матысюка интересовала также и судьба самого Воронаева. Судьба Воронаева остается неизвестной до настоящего времени, достоверных документальных сведений о его жизни после второго ареста осенью 1936 г., о последних годах его жизни и его мученической кончине - не обнаружено, несмотря на тщательные поиски.

Архивное следственное дело Воронаева, которое мне удалось найти в архивах Управления Службы Безопасности Украины в Одессе заканчивается приговором, вынесенным Тройкой ГПУ 4 сентября 1930 г. в Харькове, бывшем тогда столицей Украины. Согласно этого приговора, Воронаев был осужден на 8 лет концлагерей. Наказание он отбывал в Чибье, местности на Крайнем Севере, более известной как Инта. Туда же, в Чибью, была переведена из Карагандинских лагерей и жена Воронаева Екатерина Афанасьевна, осужденная Тройкой ГПУ в 1933 г., о чем подробно рассказывается в пятой главе второго тома настоящей книги.

Применив зачеты (на Крайнем Севере в некоторых случаях один день заключения засчитывался за полтора дня), Воронаева и его жену, жестоко страдавшую от сильнейших приступов малярии, освободили 16 июня 1936 г. из лагерей и направили в ссылку в Калугу, без права выезда. В это время их дети, проживающие в США, активно пытались их вырвать из Советского Союза, оформляли документы и даже перевели деньги на счет советского Интуриста за их билеты на пароход. Всю эту историю мне подробно рассказывал сын Воронаевых Петр, с которым я повстречался, наконец, после долгих лет поисков, в его уютном домике на берегу огромного озера Эри в маленьком чистеньком городке Тимберлейк, что в штате Огайо, по соседству с Кливлендом. Он же и познакомил меня с подлинниками писем своих родителей, которые чудом приходили в Америку из Чибьи и Калуги. Из этих писем однозначно следует, что Воронаевы в чужом для них городе Калуге, где у них совершенно не было знакомых, проживая по адресу: Советская улица (бывшая Желябова), 32 кв. 3, ждали выезда в Америку со дня на день, оформляя паспорта на выезд.

17 сентября 1936 г. Иван Ефимович писал в Америку:

Дорогой сын Петя!

Позавчера мы получили письмо из Москвы, от Интуриста, коим сообщили, что они получили для нас два шифскарда на проезд до Нью-Йорка, и просят прислать им справки о рождении, бракосочетании и о снятии с учета воинского.

В письме от 5 сентября ты пишешь, что вы уплатили 620 долларов за две шифскарды, за визы, на паспорта и на наши расходы. И вот, согласно твоего письма сегодня я поехал в Москву, к Интуристу, где мне сказал тов. Спектор, что две шифскарды для нас они получили, а деньги -190 долларов - они вернули пароходной компании «Canada White Star Line».

Много напрасно тратится времени и все бесполезно. Анкеты на наши паспорта мы сдали в НКВД 16 августа - и до сих пор ответа еще не получали. Тов. Спектор в Интуристе, в Москве сказал: «Когда получите паспорта, тогда приходите с ними в Интурист» - и тогда они отправят нас. Вся остановка за паспортами.143

В своем письме от 1 октября 1936 г. Воронаев писал из Калуги:

Дорогой сынок Петя!

Документы: американские визы, шифскарты до Нью-Йорка все готовы в Интуристе в Москве, задержка только в паспортах от НКВД, которые мы ожидаем уже второй месяц с 16 августа. Каждый день мы ожидаем из Москвы от нашего советского правительства паспорта, и не знаем, когда мы их получим. Три месяца живем в Калуге, и за это время, что имели, прожили. Здоровье наше не весьма важное, часто болеем, особенно мама страдает сердечной и головной болью. А к этому часто она думает о вас, и особенно о Наде и Тимоше, о которых она тоскует.

Сегодня, 1 октября Тимоша имеет день рождения, ему исполнилось ровно 9 лет. Ах, как бы хотелось его видеть! Ведь семь лет уже прошло, как я с вами разлучился, и за эти семь лет вы значительно выросли и возмужали. Поздравьте Тимошу с днем рождения и передайте ему от нас самые наилучшие пожелания, чтобы он был здоров, рос и хорошо учился.144

Последнее письмо, которое дети получили от отца, было написано 7 октября. Девять дней спустя, 16 октября 1936 г. Иван Воронаев был арестован опять.

Екатерина Афанасьевна мужественно писала сыну:

Дорогой Петя!

16 октября папа уехал на автомобиле туда, где был в тридцатом году; не знаю, как будет с поездкой к вам. Передачу передать ему не могу, опять те же переживания и плач. Посланные тобой деньги мы не получили. Относительно заграничных паспортов ничего неизвестно, и что будет дальше - тоже не знаю.

Крепко, крепко всех вас целую.

Любящая вас мама Е. А. Воронаева.145

Еще одно письмо, датированное 22 декабря 1936 г. дошло до Америки, в котором Воронаева писала:

Милый и дорогой сыночек Петя!

Последние твои два письма я получила, посланные тобой 25 ноября 1936 г. Сердечно благодарю тебя за заботу о мне. Поздравляю тебя с праздниками Рождества и Новым 1937 годом. Желаю тебе провести время весело и радостно.146

Далее в этом же письме Воронаева на иносказательном эзоповом языке сообщала, что 3 декабря Ивана Ефимовича из Калужской тюрьмы увезли в Москву и выражала свое большое переживание и озабоченность за его судьбу, ибо он сильно постарел и очень болен. Она также сообщала, что очень больная и чувствует себя очень плохо.

После этого письма перестали приходить. Дети ничего не знали, ничего не слышали о своей матери в течение 11 лет. Согласно некоторых отрывочных и непроверенных данных, она уехала к своим родственникам в Кызыл-Арават в Узбекистане, где находилась в течение года, а потом переехала к своим неверующим двум сестрам и брату, которые жили в Ташкенте. Там, в Ташкенте, ее арестовали снова и приговорили к шести годам заключения, которые она, видимо, отбывала в лагерях в районе Ферганы.147

И только весной 1947 г. каким-то чудом опять прорвалось письмо за железный занавес государственной границы «самой свободной страны в мире» - СССР. Это письмо пришло в Нью-Йорк из Узбекистана, из Ферганы., по старому адресу Д. А. Матысюка, который был преемником Воронаева в его служении пастором церкви Адрес этот, вероятно, Екатерина Афанасьевна! помнила наизусть. Вот текст письма из Ферганы:

Дорогой во Христе брат Матысюк! Мир Вам!

Я Ваша меньшая сестра Воропаева Екатерина Афанасьевна. Нахожусь жива и здорова в гор. Фергана, улица Интернациональная, М 3. За всю ко мне любовь и милость Божию я благодарю Его и мои молитвы за всех детей Божьих, но больше всего молюсь за моих родных детей, а также молюсь и о Вас, чтобы Господь Бог благословил Вас и всех находящихся с Вами. Передайте от меня горячий привет Вашей жене и детям Божиим. Прошу Вас, как мать моих детей, дорогой брат Матысюк, помогите мне найти моих детей и передайте им мой привет и адрес. После долгой разлуки я не знаю, где живут мои дети, у меня нет их адреса. Прошу, не откажите в моей просьбе - помогите мне найти их. Я буду Вам очень благодарна.

Шлю горячий привет.

Воронаева Е. Л.148

(В мае 2003 года во время пребывания в Фергане вместе со своим давним другом Василием Рулевым я самым добросовестным образом «прочесал» Интернациональную, но безрезультатно. Екатерину Воронаеву никто не мог вспомнить, даже те люди, которые жили в соседних домах в 1947 году. Неудивительно, ибо в тех домах по Интернациональной проживало на квартирах большое количество эвакуированных из европейской части СССР. Трудно было среди них запомнить скромную пожилую женщину. Или, если верна версия, что Екатерина Афанасьевна работала в ОРСе (она вскользь, упоминала об этом в своем интервью в Америке в 1960 г.), возможно, она дала адрес своей знакомой, которая работала бухгалтером ОРСа и, действительно, как помнят старожилы, проживала в то время по этому адресу).

И после этого единственного письма от матери - снова молчание длиной в 13 долгих лет. Дети потеряли надежду, что когда-либо они снова увидят ее на земле. Однако это счастье им Господь подарил - Екатерина Афанасьевна после невероятных мук и страданий земных чудом Божьим из Советского Союза сможет вырваться в 1960 г., благодаря милости Божьей и визиту Хрущева в Америку. 8 июля 1960 г. она сошла по трапу трансатлантического |лайнера авиакомпании «Сабена Аэрлайн» рейса 553 в международном (аэропорту Нью-Йорка, где ее встречали дети и внуки. Дети, которых она не |видела 27 лет, внуки, которых она не видела никогда…

Господь подарил ей после этого еще 5 лет жизни. Она тихо ушла к |Господу 14 июля 1965 г. в Лос-Анжелесе, в этом замечательном городе {Калифорнии, где в начале 20 века стремительно и мощно началось Современное пятидесятническое движение.

Мало памятников на могилах праведников. Но много памяти о них в церкви Божией. Записаны имена их в книге жизни. И должны остаться имена их записанными на земле в назидание и наставление потомкам - следующим поколениям христиан. И потому так важна и трогательна скромная заметка в пятидесятническом русскоязычном журнале «Христианский вестник», которая появилась осенью 1965 года. В этом журнале, издававшемся в Буэнос-Айресе в далекой Аргентине, было написано:

Сестра Воропаева, жена Ивана Ефимовича Воропаева, миссионера и председателя Всероссийского Союза Христиан Евангельской Веры, и редактора журнала «Евангелист», родилась 15 июля 1888 года в городе Уфе на Волге, в России; отошла к своему Господу 14 июля 1965 года, в г. Лос-Анджелес, США. Она всегда говорила, что болеть не будет, и, действительно, до последнего времени, несмотря на свои преклонные годы, посещала собрания, братьев и сестер на домах.

Она жила несколько лет в г. Сан-Франциско, Калифорния, при молитвенном доме и любила молитвенные собрания и пение хора. Всегда, с радостью встречала приезжающих проповедников: принимала участие в служении свидетельством, в молитвах и говорила духовные стихотворения, принимала участие в женском кружке и помогала бедным.

Перед своей кончиной она собрала, что могла из своих средств, которых имела очень мало, даже государственной пенсии не получала, на собранные средства она послала посылку нуждающимся в Советскую Россию.

Сестра Воронаева возвратилась в Северную Америку в 1960 году из Советской России по просьбе президента США генерала Эйзенхауэра, который лично просил Н. Хрущева, и он выпустил сестру Воропаеву на свободу, об этом было оповещено в газетах…

Похороны состоялись в городе Лос-Анджелесе. Брат А. Шевченко, пастор общины пятидесятников в г. Сан-Франциско принимал активное участие в похоронах. Многие сошлись на это прощальное собрание -братья и сестры из семи собраний: пятидесятников, баптистов, евангельских христиан и молокан, все говорили свидетельства и пели похоронные псалмы.

Сестра Воропаева всю жизнь посвятила для Господа. Она любила Господа и служила Ему. Отошла в вечность, получив венец вечной жизни от Господа».149

В октябре 2002 г. в далекой Австралии у меня была волнующая встреча с Георгием и Феодосией Орловыми, русскими выходцами из Калифорнийских молокан - потомками тех молокан, которые переселились в Лос-Анджелес вместе со своими друзьями-армянами в начале 20 века, о чем подробно рассказывалось во второй главе первого тома настоящей книги Переселившись в 60-е годы из Калифорнии в Австралию, эта замечательная супружеская чета, примкнувшая к пятидесятническому движению, много лет вела прекрасные радиопередачи для детей на русском языке. Я тоже помнил от детства своего теплый и вдохновляющий голос «тети Фени» из ее радиопередач. Легко представить мое удивление, когда совершенно неожиданно Орловы стали мне рассказывать о последних годах жизни Екатерины Воронаевой, с которой они жили в Лос-Анджелесе в одном дворе! Были они и участниками ее похорон.

Благодарные дети рядом с ее могилой поставили символический памятник своему отцу И. Е. Воронаеву, основателю пятидесятнического движения в Советской России. Однако, до последнего дня своей жизни, Екатерина Афанасьевна ничего не знала достоверно про судьбу ее мужа. Неизвестна она и сейчас.

Петр Иванович Воронаев рассказывал мне во время нашей встречи в Америке, что в конце 30-х годов они могли получать какие-то сообщения про своего отца из писем их учительницы французского языка, которая учила их в свое время в Одессе. Звали ее Делли Мария Паскалевна, была она француженкой, которая вышла замуж за царского полковника Федоровича, а после его смерти осталась в России, в Одессе, где и уверовала во Христа, как своего личного спасителя и присоединилась к церкви, пятидесятников.150 Изредка к ней приходили весточки от Воронаева, которые она переправляла детям в Америку. Таким образом, известно, что некоторое время Воронаева содержали в Мариинских лагерях, но не ясно, про какой именно Мариинск идет речь - ибо существовало, по крайней мере, три таких Мариинских лагеря в разных концах бывшего СССР. Некоторые свидетели утверждают, что встречались с Воронаевым в лагерях в лютой Сибири. Что же касается детей Воронаева, то они предполагали, что это был Мариинск к северу от Санкт-Петербурга, где строили печально известный Беломорский канал.151

Со ссылкой на свидетельство детей Воронаева, Антон Горошко пишет в своей книге «Иван Воронаев», что от него из Мариинска «не было никаких ни устных, ни письменных сообщений». Вероятно, имеется в виду, что до детей Воронаева не дошли его письма.152

Однако письма от Воронаева все-таки были. Я лично читал последнее письмо Марии Паскалевны, которое получил Петр Воронаев из Одессы в 1947 году. В этом письме она писала, что вскоре уезжает на свою родину во Францию. Письмо было написано на английском языке, и в нем утверждалось, что «последнее письмо от вашего отца пришло из далекого Северного лагеря в 1942 году». К сожалению, Мария Паскалевна не написала, где именно она была сама в то военное время. Понятно, что письмо от И Е. воронаева не могло прийти в 1942 году через линию фронта в эккупированную немцами Одессу. Следовательно, она была где-то в Эвакуации, откуда и поддерживала письменную связь с Иваном Ефимовичем.

Итак, можно считать установленным фактом, что в 1942 г. Воронаев был еще жив и находился в далеком северном лагере в заключении.

Летом 2002 года я долго и упрямо «пробивался» к истине в Москве в Главном информационном центре Министерства внутренних дел России, где хранится информация об отбытии наказания всех осужденных в бывшем Советском Союзе, во всем «архипелаге ГУЛаг». После долгих проволочек и проверок моей скромной персоны, я, в конце концов, получил официальный письменный ответ, что ГИЦ МВД Российской Федерации располагает сведениями только о первом заключении Воронаева в 1930-1936 гг., и что об аресте Воронаева 16 октября 1936 года в Калуге и о его последующей судьбе этой структурной организации ничего не известно.

Осталась последняя надежда найти здесь на земле правду о судьбе Воронаева - на Лубянке Если Лубянка, разумеется, захочет сказать правду, а не укроется за стандартным ответом, что «сведениями не располагаем».

Среди верующих циркулирует версия, которую излагает Владимир Акименко, ссылаясь на свидетельство малоизвестного Михаила Колоскова, который якобы был в свое время красным командиром и командовал одним из полков Чапаевской дивизии. В свое время он попал в опалу, был арестован и осужден, и, таким образом, попал в один лагерь с Воронаевым, который проповедовал ему Слово Божие и крестил его в лагере по вере в Иисуса Христа, и даже якобы «рукоположил его благовестником, труд которого он и нес до дня свей смерти».153

Согласно этой версии, Воронаев содержался в лагере, расположенном севернее Нижнего Тагила и имел название «Сельхозлагерь», ибо значительная часть заключенных работала на совхозных полях под бдительным надзором конвойных со свирепыми сторожевыми собаками.154

Владимир Акименко пишет:

Утро у вахты лагеря. В зоне, огражденной 36-ю рядами колючей проволоки, с деревянными вышками по углам, стоит толпа заключенных. Нарядчик, держа картотеку, бойко выкрикивает фамилии заключенных, а зэки в ответ громко называют свое имя и отчество, год и место рождения, статью, по которой были осуждены, начало и конец срока. Если все совпадало с записями в карточке, нарядчик командовал:

«Проходи!», а стоящий рядом с нарядчиком командир конвоя направлял зэка к одному из надзирателей для прохождения обыска. После обыска заключенный шел за ворота лагеря, где стояло оцепление - конвой с оружием наизготовку и с собаками, повизгивающими на поводках, готовыми в любую секунду броситься и настичь беглеца. Свирепые собаки нервно посматривали то на конвоира, держащего повод в руках, то на колонну зэков, стоящих пятерками и ожидающих, когда же наберется намеченное по разнарядке число, чтобы отправиться в путь.

Но вот, наконец, колонна укомплектована и раздается команда: - Внимание! Колонна, слушай мою команду! Шаг вправо, шаг влево считаю побегом, стреляю без предупреждения! Начальник конвоя… такой-то. Ко-ло-н-на, шагом марш!

И колонна трогается в путь. Вначале заключенные идут по шоссе, а затем сворачивают на полевую дорогу в лес и, пройдя участок леса, выходят к полям пригородного совхоза, засаженным картошкой, капустой, свеклой, морковью. Здесь колонна приостанавливается. Начальник конвоя командует всем присесть и высылает из охраны двух конвоиров, чтобы расставить предупреждающие знаки по участкам поля, после чего заключенные приступают к сельхозработам.

Так, участок за участком, обрабатывались поля самой дешевой зэковской силой. На сельхозработы заключенные шли с охотой, т. к. могли вдоволь есть печеный картофель и свежую морковь. Кому-то удавалось эти продукты пронести и в жилую зону. Все зависело от начальника конвоя. Работали на полях, в основном, пожилые люди и зэки, имеющие сравнительно небольшие сроки.

Вот так и ходили в одной колонне, и работали все лето вместе два земляка, два бывших уральских казака, два заключенныХ (в недавнем прошлом совершенно непохожих друг на друга: один - коммунист, а другой - христианин. Один - бывший красный командир, большевик, политработник, а другой - бывший баптистский проповедник, ставший лидером пятидесятников в России. Теперь они были братьями по вере в Иисуса Христа.155

По свидетельству М. Колоскова, И. Е. Воронаеву устроили провокационную «попытку к бегству». Во время проведения сельхозработ на поле Воронаев якобы послан был охранниками принести воды из родника, расположенного за пределами охраняемой зоны, а когда Иван Ефимович пошел выполнять задание начальника охраны, не дойдя до родника, был остановлен спущенными овчарками, расстрелян как беглец, и тело его было растерзано собаками.156

Его похоронили на лагерном кладбище.

Так, по рассказу Михаила Колоскова, расправились с руководителем пятидесятников Иваном Ефимовичем Воронаевым.

Что касается самого Колоскова, то после смерти Сталина, он был реабилитирован, и как герой-чапаевец получил назначение в Курдайский район Казахской ССР в качестве директора совхоза. Через два года он ушел на пенсию и поселился вместе с дочерью в селе Георгиевке Курдайского района. Владимир Акименко пишет, что Колосков «как благовестник много. ездил по городам и селам Чуйской долины Киргизской ССР, где мы с ним и встретились», а также что в 1964 г. М. Колосков был в его доме в г. Фрунзе и «рассказал историю своего обращения к Богу, а также поведал о смерти Ивана Ефимовича Воронаева, которая произошла в «Сельхозлагере» на Урале».157

Справедливости ради, нужно сказать, что в этой версии имеются серьезные противоречия и нестыковки, в том числе, когда идет речь о биографии самого Колоскова.

Другая подобная версия состоит в том, что при следовании колонны заключенных с места их работы в лагерь, конвойные собаки жестоко искусали отстающего от колонны больного обессиленного изможденного Воронаева, который от этих укусов умер затем в лагерном лазарете.

Достоверную, документальную информацию еще должны найти исследователи. А если она и не будет найдена на земле, верующие люди твердо верят, что все неизвестное откроется в вечности, в Царстве Божием.

Какой бы ни была кончина Воронаева, след на земле, который он оставил, не изгладится вовеки - им было положено твердое основание пятидесятнического братства Советского Союза, центром и душой которого стала в то время церковь христиан евангельской веры в Одессе.

Церковь ХЕВ в Одессе Именно в то время, когда в СССР всеми способами и средствами уцелевших после диких гонений пятидесятников пытались загнать во ВСЕХБ, в Одессе шла неравная борьба с государственной политикой в отношении верующих - церковь ХЕВ в Одессе превратилась в очаг сопротивления, как Брестская крепость, и отчаянно пыталась добиться восстановления легальной деятельности Союза пятидесятников.

В переписке уполномоченных появились встревоженные сообщения, что «актив Одесской общины ХВЕ в лице пресвитера Стрихарь и членов правления Швабского, Михайловского, Бушанского и Феоктистова обратился к уполномоченному Совета с письменным заявлением, в котором, протестуя против состоявшегося соглашения о слиянии с сектой ЕХиБ, просит разрешить создание самостоятельного Союза ХЕВ в Украине».158

Дело в том, что через уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Одесской области А. В. Блинова в Киев пришло заявление от Одесской общины христиан евангельской веры, которое было написано 10 января 1946 года. В этом заявлении говорилось, что настоящим Одесская община ХЕВ просит Совет Народных Комиссаров СССР разрешения на создание отдельного Союза ХЕВ, «членами которого являются десятки тысяч в Советском Союзе», и утверждалось, что совместный Союз ХЕВ и ЕХиБ не может быть успешным ввиду догматических различий, которые имеют место. В заявлении также говорилось о том, что соглашение о единстве было сделано «без ведома всего народа, чем и нарушили истинное учение и ввели в заблуждение некоторых членов нашего течения, что и создало большое неудовольствие среди членов христиан евангельской веры и, кроме того, это соглашение идет абсолютно вразрез со словом Божьим». 159

Кроме того, правление Одесской церкви в лице Стрихаря, Михайловского, Швабского, Феоктистова и Бушанского разослало по церквам пятидесятников воззвание следующего содержания:

Мир и любовь да умножатся в сердцах ваших, возлюбленные в Господе братья и сестры во Христе Иисусе, Который сроднил нас Своею кровью и благословил нас всяким духовным благословением (Еф. 1:2-5).

Дорогие братья и сестры, Правление Одесской церкви христианской евангельской веры обращается ко всем общинам и группам нашего течения по Одесской области, а в том числе и к вашей общине, с тем, чтобы Вы составили список ваших членов для того, чтобы можно было учесть количество членов нашего течения по вопросу создания Союза нашего течения Христианской Евангельской Веры, о котором мы ходатайствуем перед правительством.

А поэтому необходимо вам, стоящим твердо в истине, выслать список по данной форме, которая имеется на обратной стороне этого письма. Также просим Вас сообщить об этом всем соседним общинам и группам.

Приветствуют Вас все братья, стоящие в истине. (1 Кор. 16:20, Иуд. 1:20-21).160

Вероятно, реакцией на эту деятельность было резкое усиление давления на общину на местном уровне через руководителей общины ВСЕХиБ. Вот почему Правление Одесской церкви ХЕВ в начале марта 1946 года направило также соответственное письмо руководству ВСЕХиБ, в котором было сказано следующее:

Доводим до вашего сведения, что со дня возникновения вашего предложения о соединении оно, как не основанное на Священном Писании, было нами отклонено и не может быть осуществлено. Несмотря на это, ваши руководящие и члены ваших общин, приходя на наши собрания, ведут себя крайне бесчинно, пытаясь склонить нас к объединению, чем вызывают возмущение наших членов. Вышеуказанные безобразия ваших членов нарушают порядок ведения богослужения. Посему предлагаем Вам принять серьезные меры к устранению вышеуказанных безобразий.161

В Одессу по линии ВСЕХиБ был срочно командирован Пономарчук, однако совсем не для того, чтобы «принять меры для устранения безобразий», о которых говорилось в письме. Его задача состояла в том, чтобы принимать меры совсем другого рода. О его деятельности в Одессе в тот период времени можно судить по письму, которое пришло в Москву «руководящим братьям» от общины ВСЕХиБ в Одессе. Письмо это было, разумеется, любезно передано в аппарат Совета по делам религиозных культов и благополучно”сохранилось в его архиве.

Вот полный текст этого письма от 4 апреля 1946 г.

Всесоюзному Совету евангельских христиан-баптистов Дорогие в Господе братья, сердечно Вас приветствуем любовью нашего Господа Иисуса Христа! Настоящим письмом братский Совет Одесской общины евангельских христиан-баптистов ставит Вас в известность о работе по объединению христиан евангельской веры с евангельскими христианами - баптистами в г. Одесса, произведенной заместителем уполномоченного в Украине братом Пономарчуком Д. И.

Работа по объединению прошла с большими трудностями. Совет Одесской общины христиан евангельской веры категорически восстал против объединения, удерживая и остальных членов общины.

Брату Пономарчуку Д. И. пришлось повести поистине героическую борьбу. Нужно было проявить много мудрости, стойкости, терпения и любви Христовой, чтобы преодолеть сопротивление. Брату Пономарчуку пришлось вести разъяснительные беседы с отдельными членами и группами членов. Господь помог ему достигнуть многого. В результате присоединилась значительная часть членов из общины христиан евангельской веры. Остальные члены пока не присоединяются, находясь под давлением членов Совета Одесской общины христиан евангельской веры.

Разъяснительная работа между членами ведется до настоящего времени, и число присоединившихся постепенно увеличивается.

Мы верим, что Господь поможет довести это дело - дело единства детей Божиих до победного конца!162 Интересным историческим фактом остается то, что уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Одесской области Блинов явно симпатизировал этой борьбе пятидесятников за свои гражданские права (до тех пределов, какие можно было себе позволить в те времена человеку такого положения, конечно), и у него сложились личные, достаточно доброжелательные отношения со Стрихарем. А вот это было уже совершенно непозволительно. Вероятно, «компетентные органы», задача которых состояла в том, чтобы контролировать всех, не прошли мимо этого факта и дали «сигнал наверх» по своей линии. 25 июля 1946 г. из Москвы в Киев секретной почтой на имя Вильхового был направлен грозный «нагоняй», в котором было сказано:

По имеющимся в Совете по делам религиозных культов при Совете Министров СССР сведениям, уполномоченный Совета по Одесской области т. Блинов находится в совершенно недопустимых личных связях с руководителем Одесских пятидесятников Стрихарем: Тов. Блинов бывает на квартире у Стрихаря, встречаясь с ним не как официальное лицо, благодаря чему Стрихарь, ссылаясь на Блинова, фактически приступил к организации руководящего центра пятидесятников юга Украины во главе с ним, Стрихарем; разослал директивное письмо всем общинам пятидесятников Одесской, Кировоградской, Херсонской, Измаильской, Винницкой и Каменец-Подольской областей, требуя предоставления данных о наличии общин пятидесятников и персональном составе этих общин.

Стрихарь и группирующийся вокруг него актив Одесских пятидесятников не оставляют мысли о создании своего всесоюзного центра ХЕВ, при этом они ссылаются на поддержку самого Блинова.

Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР поручает Вам:

1. Вызвать т. Блинова и потребовать от него объяснений по поводу его личных связей со Стрихарем.

2. Категорически запретить пи Блинову посещение Стрихаря на квартире и вообще не иметь дела с ним, поскольку Стрихарь не является представителем какой-либо религиозной организации, являющейся объектом работы Совета.

3. Потребовать от Блинова неуклонного выполнения всех директив Совета в связи со слиянием ХЕВ с ЕХБ и дать т. Блинову указания в части пресечения незаконной деятельности Стрихаря.

О Ваших мероприятиях и объяснении т. Блинова по существу настоящего письма прошу сообщить в Совет специальной запиской.

Председатель Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР Полянский 163

В это время Блинов был в отпуске. Как только он вышел из отпуска, его тут же уволили. А 20 августа 1946 г. заместитель председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР Садовский коротко и удовлетворенно сообщил Вильховому, что «Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР согласен с выводами обследования работы уполномоченного Совета по Одесской области тов. Блинова и принятым Вами решением о его замене».164

Неспокойно было и в окрестностях Одессы (часть этой территории была тогда Измаильской областью).

6 апреля 1946 г. специальным письмом № 183/с от 6 апреля 1946 г. Москва также указывала товарищу Вильховому, что Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР располагает сведениями о том, что в деле слияния пятидесятников с евангельскими христианами-баптистами в Измаильской области «наблюдается беспорядок», и требовала сообщить подробно, кто мешает этому слиянию и каково отношение к слиянию самих верующих. Было предписано проверить личность назначенного в Измаил пресвитером общины ВСЕХБ Михаила Липового и одновременно заинтересоваться вопросом, кто рукополагает пресвитеров в Измаильской области вообще, так как имелись данные, что эти рукоположения производятся без ведома уполномоченного ВСЕХБ по Украине и не старшим пресвитером. Москва сообщала, что в Измаиле «подвизается некто Колосниченко, выдающий себя за какого-то важного «пророка», который своим поведением дезорганизует общины ЕХБ», и требовала выяснить и сообщить «политическую физиономию» и «религиозную принадлежность» Колосниченко.165

В этом же письме председатель Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянский встревожено сообщал, что «в связи с тем, что в Измаильской области много общин ЕХБ с большим преобладанием пятидесятников и что в процессе слияния их с евангельскими христианами-баптистами уже имели место конфликты и недоразумения, Совет рекомендует Вам тщательно изучать этот процесс и содействовать уполномоченному ВСЕХБ в вопросах практической реализации слияния, в частности, с большой осторожностью подходить к регистрации общин с преобладающим процентом пятидесятников и тем более целиком пятидесятнические, т е. есть основания полагать, что некоторые из таких общин, признавая на словах необходимость слияния (для того, чтобы зарегистрироваться), остаются на прежних позициях».166

В ответ на это предписание из Москвы Вильховый 23 апреля 1946 г. под грифом «Секретно» сообщает Полянскому, что, по его мнению, вопросу слияния ХЕВ с евангельскими христианами очень мало уделяет внимания само руководство ВСЕХБ. Он пишет:

«Вы отмечаете «беспорядок» в этом вопросе по Измаильской области. Действительно - в Измаиле плохо. Мы крепко говорили с нашим уполномоченным Совета тов. Остапенко. Он тоже мало проявил содействия этому вопросу. Но основное звено - старший пресвитер - до сих пор в Измаиле отсутствует. Мы неоднократно подымали этот вопрос перед Андреевым А. Л.; к нему приезжали из Измаила пресвитеры (Липовой М. С. и др.), но до сих пор руководит некто Онищенко. О нем отрицательного мнения тов. Остапенко и местные органы. Тов. Остапенко сообщил нам, что все же соответствующие органы в Измаиле и сам т. Остапенко поддерживают кандидатуру на стар, пресвитера по Измаильской области - пресвитера Липового М. С. Копия анкеты и его биография к сему прилагаются. Просим со своей стороны потребовать от руководства ВСЕХБ быстрейшего укрепления Измаильского участка соответствующим старшим пресвитером, учитывая, что Андреев А. Л. не располагает соответствующими кадрами. У него был помощник Линев, и его он направил на укрепление Черновицкого пресвитерского состава. Сейчас необходимо подобрать для Закарпатской области, и у него очень ограничен выбор (а человека «с изъяном» туда направлять нельзя). Учитывая особенности Измаила, желательно было бы подобрать кандидатуру на старшего пресвитера через руководство ВСЕХБ.

Изучая материалы по слиянию и анализируя действия руководства ВСЕХБ, приходим к выводу: старшие пресвитеры ЕХБ за некоторым исключением (например, Мельников в Днепропетровске, Аксенов в Киеве, Суханов в Кировограде, Теслюк в Тернополе) формально отнеслись к проведению в жизнь соглашения. Первые месяцы ХЕВ, стремясь себя легализировать, охотно пошли на организационное слияние. Бывший епископ Бидаш тогда заявил: «Хорошо получилось: под одним зонтиком две головы».

А киевский «хевовец» Юрчак, перекликаясь с Бидашом, говорил: «Вода с маслом не смешается. Будем мы сверху; отдельно в определенные дни будем собирать членские собрания и на них ноги мыть и молиться по-своему…»

Из этого мы сделали вывод, что «двойственность» в поведении «хевовцев» не случайное явление и необходима решительная, строгая линия в отношении «двойников».

Чтобы проверить на деле Пономарчука Д. И., мы поставили перед ним вопрос: «Покажите на примере Киевской бывшей областной епископальной церкви ХЕВ, как необходимо провести в жизнь соглашение о слиянии».

Три месяца дело тянулось по слиянию этой общины. Бывший пресвитер Рудавский (по национальности еврей, работал пресвитером и при немецких оккупантах в Киеве) все настаивал, чтобы данную одну ХЕВ зарегистрировать без слияния, отдельно. Когда же взялся за слияние сам Пономарчук - то соглашение состоялось: соединили с соседней общиной ЕХБ. Пресвитер Рудавский грозил уйти с собрания. Пономарчук Д. И. ему сказал:

Я вас отстраняю и сам буду ру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: