Пятрас Ведерис-младший (1901-1981)

Пятрас Юргис Ведерис (младший), как и его дядя, родился на хуторе Падягесяй в Паневежиском уезде, недалеко от Биржая в 1901 году. С юных лет познав Господа (он обратился в 1919 году), посвятил он себя на служение Христу. Он любил проповедовать Слово Божие, хотя говорил впоследствии, что ему, начиная его проповедническое служение, легче было рожь косить, чем говорить проповеди. Приготовляя себя к будущему служению, осознавая недостаток своего Библейского образования, он поступил на учебу в Библейскую школу Восточно-Европейской миссии.

Еще при жизни первого пастора, Пятрас, вернувшись после учебы в Данциге, начал проповедовать Слово Божие в деревнях, где и стали создаваться группы верующих. Вскоре служения стали проходить, кроме его родной деревни Падягесяй, в Линкишкяй, Аглининкяй, Гряужяй и в других местах. Начиная с 1932 года, он стал регулярно выпускать ежемесячный журнал «Свет Евангелия», который издавался включительно до лета 1940 года. Пятрас Ведерис также издал книгу «Новое рождение».

Ответственным за духовную работу в Варгенишкяй был назначен Пятрас Жюорис. Он обратился к Господу еще в 1922 году в молодом возрасте. Отмеченный от рождения своей любознательностью и сметливостью, он с жаждой читал Слово Божие и вскоре достаточно глубоко усвоил истины Священного Писания. И хотя работа наемного батрака, которому приходилось тяжело работать физически на своих хозяев, оставляла ему совсем немного свободного времени, он активно посещал все служения и стремился не просто изучать Слово Божье, но любил и с другими поделиться открывшимися для него истинами в своих проповедях.

Ответственным за духовную работу в отделении церкви в Жагаряй был Рокас Дамские, затем Стасис Таутвайшас, а позднее - Пятрас Жюорис. В Жагаряй уверовал Стасис Таутвайшас, который затем немало потрудился в Клайпеде в послевоенные годы. В конце 50-х годов он эмигрировал в Германию, где проповедовал проживающим там литовцам, а также с 1962 г. выпускал газету «Весть Спасения», ас 1971 г. работал на радиостанции «Транс Европа», где вел еженедельную евангельскую передачу на литовском языке, которую можно было услышать в Литве на диапазоне коротких волн.150 В Жагаряй проводились евангелизационные служения, во время которых уверовали и обратились к Богу многие людей из окружающих деревень. Уверовала также семья Юргенсов из деревни Плики (в том числе Альгирдас Юргенас, эмигрировавший впоследствии в США, где он перевел Библию на литовский язык). Была создана также Кужская община евангельских христиан, зарегистрированная в деревне Смильтине Шауляйского уезда; ею руководил Яков Шемета.151

В воспоминаниях брата Ведериса-младшего имеется также упоминание, что «имея немало храбрости, любил проповедовать и Ионас Ведерис», его родной брат. «Но только в своей речи, - писал пастор, - он не очень придерживался избранной темы, поэтому проповеди выходили не особенно интересными».152 Это братское замечание позволяет судить, что, в целом, к делу проповеди в церкви относились серьезно и готовились основательно.

Был также создан филиал церкви и Алькишкяй. Новый пастор Пятрас Ведерис посещал все эти собрания вместе с другими проповедниками. Нередко в таких выездных служениях принимал участие и хор из Биржайской общины под руководством Р. Подкавка. Божья работа продолжалась. Во время служений имели место проявления и действия даров Святого Духа.

Прекрасным помощником для Пятраса Ведериса была и его жена Она (Анна) Подкавкайте (дочь Подкавка). Она родилась в деревне Нецукяй. С самого раннего детства в ней были замечены особенные дарования и способности. Она сама научилась от старшей сестры читать и писать, когда ей было четыре года от роду. В ней также рано проявилось поэтическое дарование; восхищенная красотой окружающей природы, она стала писать стихи. Она обратилась к Богу в своей ранней юности в 1916 году. Впоследствии она писала о своем обращении в заметке, которая была опубликована в журнале «Примиритель»:

Господь позволил мне посетить собрание евангельских христиан, где проповедывалась полная евангельская истина, и я заметила, как некоторые радовались в Духе и пели духовные песни; моё сердце было тронуто, я сказала миру с его прелестями «до свидания», и с молитвой обратилась к возлюбленному Спасителю, дабы он принял меня и соделал своим сосудом для своей Славы. О, слава ему, что Он не прошел мимо меня, а принял мою молитву и даровал Свой мир моей душе. Я постаралась исполнить заповедь, которую Господь заповедует в Ев. Map. 16:16, и вскоре Господь крестил меня своим Святым Духом, и я, бывшая в великом восхищении, не знала, есть ли у меня кости и тело, и я говорила на ином языке, как Дух велел провещевать (Map. 16:17; Деян. 2:4).153

Она Подкавкайте и дальше использовала свой талант для Божьей славы, писала стихи и христианские гимны. Как уже говорилось, в то время во время служений песни пелись только из сборника реформатов, называемого, вероятнее всего на латыни, «Канциноло». Песни, сочиненные Оной, были очень любимы верующими, с радостью и удовольствием пели их христиане. Обычно она, под вдохновением Духа Святого, писала тексты песен, потом - мелодию. В общей сложности она написала около 200 гимнов, многие из которых поются в литовском братстве и сейчас. (В том числе, в репертуаре современной христианской группы «Деревенские братья» есть несколько ее гимнов, одним из которых является многим известный псалом «Господь -мой, о какая радость»). Она сама любила петь, наизусть знала несколько сотен христианских песен.

Став женой Пятраса Ведериса-младшего, Она (Анна) Ведерене внесла свой большой вклад в развитие евангельского движения в Литве. Она также говорила и проповеди в церкви. Ее проповеди были логичными, интересными, содержательными, хотя и не долгими, они хорошо запоминались слушателям. Господь дай ей особенный дар - дар пророчества, которым она много лет служила церкви для назидания и утешения.154

Пятрас Ведерис с женой вырастили трех сыновей: Тадаса, Пятраса и Гядеминаса. (Тадас в 1954 году закончил учебу и получил специальность инженера-электрика. Он проходил практику в России, в городе Ярославль. Плавая и развлекаясь с друзьями, Тадас утонул в Волге. Ему было только 22 года. Для семьи пастора это была большая трагедия, а также и для всей общины, потерявший возлюбленного Богом брата, члена церкви, который, как и его мать, писал стихи о вечности, о небесах. Огромную душевную боль пережило чувствительное материнское сердце Оны Ведерене, это отразилось и на ее творчестве. В стихах, которые она писала на склоне лет, боль и страдание переплетается с надеждой и верой).

Летом 1937 года наступил для христиан веры евангельской в Литве волнующий час трогательного юбилея. Пятрас Ведерис впоследствии рассказывал на страницах журнала «Примиритель» следующее: б июня община в Бирзкае вспоминала 25-летие своего существования. Старые братья, участвовавшие в организации первой общины пятидесятников в Литве, делились с нами своими воспоминаниями. Весть о крещении Святым Духом пришла в Литву из Америки в 1912 году, и, несмотря на трудные времена (мировая война, революция), движение наше не заглохло, а разрослось, и в настоящее время церкви по всей Литве, в «покое, натдаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножаются» (Деян. 9:31).155 Там же была опубликована и фотография этого юбилейного собрания, которая впоследствии сыграла немалую роль для признания пятидесятнического движения в современной демократической Литве, как конфессии, которая имеет достаточно давние корни в стране.

В моем архиве имеются также несколько фотографий, на которые первоначально я не обратил должного внимания. Эти фотографии сделаны на кладбище, но, к моему удивлению, на них были запечатлены вовсе не моменты самих похорон. Уже позднее, изучая материалы и обрабатывая детали интервью, взятых в свое время в Литве, я понял, что эти фотографии кладбища имеют особенный смысл. Во-первых, некоторые богослужения в деревнях верующие умышленно иногда проводили на кладбищах, видимо, в особенные, как мы говорим обычно, «поминальные» дни в целях евангелизации. А во вторых - у церкви в Биржае было свое собственное кладбище недалеко от города на хуторе Провеяй. (Не удалось установить точно, были ли случаи именно в Литве, когда католики не разрешали хоронить «иноверцев» на своих кладбищах, но, например, в Украине, такие проблемы существовали не только с католиками, но и с православными, поэтому возможно предположить, что существование своего собственного кладбища было вызвано необходимостью именно такого порядка).

Совершенно точно известно также, что 3 июля 1938 г. в Биржае состоялось водное крещение по вере. Много неверующих людей также присутствовали на берегу, став свидетелями этого прекрасного зрелища. П. Ведерис крестил в тот день 7 человек. После этого они все пошли в молитвенный дом для молитвы о крещении Духом Святым и для совершения хлебопреломления.

На страницах журнала «Примиритель» было опубликовано сообщение Пятраса Ведериса об этом событии. Он писал:

3 июля 1938 г. у нас в Биржае состоялось водное крещение. После молитвенного собрания мы двинулись, чтобы направиться за город, где было много воды. Народ, видя, что евангелисты оставляют молитвенный дом, также пошел за нами. Когда дошли до реки, то там собралось много народу. Те, которые постеснялись бы войти в молитвенный зал получили возможность, как во времена Иоанна Крестителя, слушать под открытым небом Слово Божие. После слова о значении водного крещения, 7 душ были погружены мной в воду в смерть Христа. Души верующих испытывали радость, которая изливалась из сердец в песнопениях. После водного крещения все направились в молитвенный дом для молитвы о Духе Святом и для совершения хлебопреломления. Посеянное у нас в Литве Слово Божие дает ростки, и мы молимся о больших всходах и благодарим Господа за все благословения Его.156

Там же была опубликована и фотография самого водного крещения с братом Ведерисом в центре.

Так росло и развивалось пятидесятническое движение в Литве.

В 1935 году было запланировано строительство нового церковного здания. Был приобретен участок земли (около бывшей бани в Биржае, где соединяются улицы Битее и Караиму). Этот участок отмечен землеустроителями на карте города Биржай, как земля Содружества евангельских христиан. Были также закуплены и доставлены на место строительства строительные материалы. К 1938 году был сделан проект и смета, было объявлено, что здание церкви будет стоить примерно 15.000 литов. Люди начали жертвовать деньги на строительство, вскоре было построено хозяйственное помещение, куда собирались строительные материалы. Все делалось достаточно основательно и добросовестно, все расходы записывались в кассовую книгу, велся образцовый учет как именно и кто именно приобретал строительные материалы.157

1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. Вследствие секретных договоренностей и протоколов к пакту Рибентроппа - Молотова Литва была занята частями Советской армии, позднее присоединена к Советскому Союзу как одна из республик бывшего СССР. К Литве было присоединено также Виленское воеводство с городом Вильнюсом, который снова стал столицей Литвы. Как уже упоминалось, в то время в Вильнюсе уже существовала церковь христиан веры евангельской во главе с пастором И. К. Панько, который еще в сентябре 1937 года был избран заместителем председателя Всепольского союза церквей христиан веры евангельской. По ряду причин, И. К. Панько переехал из Вильнюса в Минск, а пастором церкви в Вильнюсе был избран А. И. Скобей. В церковном служении ему активно помогали братья Радкевич и Янушевский.

В 1940 году произошло объединение церквей ХВЕ голода Биржай и Вильнюса в один союз, что подтверждает протокол объединения, который сохранился в Государственном архиве Литвы до настоящего времени.

Министерство Просвещения Получено 19 января 1940 г. №2466

Протокол №1 Вильнюс, Шопена, 2,8

После падения Польши и возвращении города Вильнюса и края в руки настоящих хозяев, мы, приход Вильнюсских евангельских христиан, собрались 16 января 1940 г. на общее внеочередное собрание и единогласно согласились присоединиться к Евангельскому христианскому центру в г. Биржай. Из общего числа членов - 47, участие приняли 36 членов.

Председателем дня единогласно избран Пятрас Ведерис и секретарем - Альгирдас Юренас.

Распорядок дня: избрание руководства.

Тайным голосованием большинством голосов председателем избран Андрей Скобей, сын Игнатия, нрозк. Вильнюс, Базиликос, 5 «а», и помощником Александрас Радкевичюс, сын Ионаса, пропс. Вильнюс, Шопена, 2, 8.

Таким же образом секретарем избран Пранас Янушевичюс, сын Антанаса, прож. Вильнюс, Крейвас Ратас,4а.

Кассиром избран Симон ас Райевскис, сын Симона, прож. Вильнюс, Згодос 29,3.

Кандидатом избран Константинас Филипович, сын Миколо, прож. Прувенай, в Рудаминской сельской управе.

Собрание закончилось пением и молитвой.

Председатель А. Скобей Секретарь П. Янушевичюст 158

В новых условиях государственности система юридической регистрации церквей начала налаживаться. 7 мая 1940 года было получено подтверждение за подписью директора департамента по делам религий, что «Содружество евангельских христиан в Биржае является религиозной организацией».159 (Вероятно, это было необходимо для освобождения общества от налогов).

Таким образом, создание Союза христиан веры евангельской-пятидесятников Литвы в ее современных границах можно отнести к 1940 году. Однако в том же 1940 году, по мере установления советской власти, пятидесятнические церкви в Биржае и Вильнюсе были запрещены и закрыты, строительство в Биржае было остановлено и даже отобрана документация на строительство, как и прочие церковные бумаги и документы. Верующие продолжали проводить свои богослужения нелегально: летом собирались в лесу, а зимой - на квартирах у христиан.

Затем последовал период кровавых военных действий на территории самой Литвы. В годы второй мировой войны община очень пострадала. Во время войны и немецкой оккупации члены церкви еврейской национальности, как и все остальное еврейское население, вынуждены были скрываться от преследований. При отступлении немецких войск из Литвы было эвакуировано немецкое население, в том числе покинули Литву и некоторые члены церкви немецкой национальности из Вильнюса.

В 1944 году, во время отступления немецких войск, в Биржае сгорело тарОе здание церкви, купленное в свое время первым пастором Пятрасом педерисом. Стройматериалы, которые были доставлены для строительства нового церковного здания, новая советская власть отняла от общины и они были использованы для отстройки Биржая. Земельный участок, принадлежавший церкви, также был изъят и отдан другим людям для индивидуального строительства.160

Сохранилось подлинное заявление церкви от 30 октября 1944 года с просьбой о регистрации общины.? На этом заявлении имеется положительная резолюция и печать исполнительного комитета Биржайского уездного совета депутатов трудящихся.161 Однако очень скоро община, которая осталась без здания, была закрыта, а собрания - запрещены. Для пятидесятников Литвы потянулись долгие годы скитаний.

Послевоенное лихолетье В 1946 году советские власти разрешили выезд в Польшу лицам польской национальности. Из Литвы, опасаясь большевистских преследований и террора, выехало 178 тысяч человек, в том числе уехали в Польшу на постоянное место жительства и многие члены церкви. Ряды христиан веры евангельской еще более поредели. Однако в то же время, следуя призыву, понуждению и обещаниям Советского правительства на постоянное место жительства в Вильнюс и его окрестности начали приезжать люди из Белоруссии, Украины и других республик Советского Союза. Некоторые из них были христианами, которые вливались в ряды церкви - и церковь становилась еще более многонациональной.

Все это время пастор Пятрас Ведерис в Биржае и пастор Андрей Скобей в Вильнюсе продолжали настойчиво искать выход. Неумолимые советские власти предлагали только один путь легализации - присоединение к союзу евангельских христиан-баптистов на основании Августовского соглашения 1945 года. Придя к заключению, что это единственный путь, братья вынуждены были согласиться. В 1948 году церкви в Вильнюсе и Биржае официально вошли во ВСЕХБ и получили регистрацию. В Вильнюсе это привело к слиянию ХВЕ и ЕХБ.

Впрочем, в том же 1948 году А. Скобей был арестован и брошен в тюрьму на 10 лет. Он вернулся из заключения через 6 лет - уже после смерти Сталина. В 1950 году объединенная церковь в Вильнюсе была снова лишена регистрации, у нее отобрали дом молитвы и запретили собираться. И только в 1957 году регистрация была восстановлена, и церковь получила устное разрешение властей открыто проводить служения в арендуемом помещении в Жверинасе на ул. Гервес, 9. Там верующие и собирались 10 лет, пока смогли получить разрешение за свои деньги купить дом по ул. Кривулес, 12. который, согласно советским законам того времени, после реконструкции -опять-таки, за свой собственный счет - был принят на баланс горисполкома и стал государственной собственностью, которую милостиво позволяли верующим использовать как дом молитвы.162

Получив 28 апреля 1948 г. официальную регистрацию, церковь в Биржае встретилась с новыми проблемами. Новые власти города Биржая были настроены враждебно, они категорически запретили проводить собрания в самом городе, откровенно и цинично заявляя, что чем больше они будут страдать, перебираясь из одного места в другое, тем быстрее они «закончатся». Христианам пришлось собираться в деревне Обеляукяй, в доме своего пастора Петраса Ведериса. Его домик был небольшим, потому часто служения проходили в сарае, где было просторнее.163

Люди собирались из разных деревень и городов, приезжали на лошадях и велосипедах, приходили пешком. После войны к пятидесятникам в Биржае присоединился Адрюс Бурбулис с семьей из разрушенной общины методистов. Он был образованным и начитанным человеком, постепенно он стал одним из основных проповедников, любил проповедовать на исторические темы Хорошим проповедником был и Миколас Кведаравичюс. Его слово проповеди было коротким, ясным и вдохновляющим.

Тем не менее, для церкви в Биржае наступили очень сложные времена. В связи с официальной установкой союза евангельских христиан-баптистов, в который вошла церковь в Биржае, пятидесятническое учение и практика церковной жизни стали «нивелироваться», что приводило к недовольству со стороны многих членов церкви, да и вносило разномыслия среди проповедников. Некоторых братьев стали называть глашатаями Пятидесятницы за их ревность и последовательность в вопросах вероучения Такими были Пятрас Жюорис, Пятрас Тречёкас, Павелас Стакионис, Ионас Ведерис. Другие высказывались за «тихое веяние». Пятрас Ведерис толерантно ооъединял всех.164

Собираться в деревне Обеляукяй также было неудобно. Христиан преследовали, их свобода ограничивалась, их принуждали к послушанию человеческим законам, принуждали угождать властям более, нежели Богу и Божьим законам. Если кто-то желал получить образование или действительно хорошую работу необходимо было отрекаться от Бога, вступать в комсомол или в члены Коммунистической партии, как и в других местах бывшего Советского Союза. Молодые люди стали перед выбором либо делать карьеру и устраиваться в жизни, либо посвятить себя на служение Богу.

В такой ситуации часть верующих стала проводить свои собрания нелегально по домам, другая часть уехала в разные города: Ромуалдас Подкавка с семьей переехал в Клайпеду, Станиславас Виткус, Мотеюс Кведаравичюс, Юлиус Шлекис и другие - в Паневежис, Мартиас Дагис и семья Яушявичюс - в Ригу. Много молодых членов общины уехали учиться из Биржая в большие города.165

Оставшиеся члены церкви продолжали свои ходатайства, чтобы иметь собрания в Биржае, но власти такого разрешения не давали. В 1957 году две сестры: Марите Кутрайте (1896 г. рожд.) и Доротея Екенайте (1908 г. рожд.) начали строительство частного дома для себя на улице Содо, в надежде на то, что власти разрешат верующим собираться для служения хотя бы в одной комнате. Свои сбережения они отдали на строительство дома, а также строительство поддерживал Костас Бурбулис, организовавший сбор средств в США. Члены общины также участвовали в строительстве - работая на стройке своими руками и жертвуя средства. Однако в 1960 году, когда дом был построен, власти категорически отказались дать разрешение на проведение богослужений в Биржае. Они по-прежнему проходили в деревне Обеляукяй.166

В 1961 году Павел Волков создал церковь в Шауляе. В ее служении принимали участие также баптисты и методисты. Все предпринятые попытки зарегистрировать ее оказались безуспешными. В 1962 года за активное свидетельствование о своей вере в Бога были осуждены и брошены в тюрьму две сестры, которые были членами церкви в Биржае. Это были Ирена Мицповилайте и Янина Тречокене. Они обе работали медсестрами.167

В 1966 году умерла жена Пятраса Ведериса Она. Ее похоронили в Биржае на кладбище Лепу.

И только в 1968 году церковь, наконец, получили разрешение от властей проводить свои богослужения в городе и, с великодушного согласия пастора реформатской общины Павласа Яшинскаса, была получена возможность собираться в здании реформатской церкви. Между тем, члены церкви продолжали ходатайствовать, чтобы им разрешили собираться в частном Доме М. Кутрайте, в строительство которого они вложили много сил и средств - по ул. Соду, 4. Они апеллировали к тому, что члены общины состарились, а в здании реформатской церкви холодно, особенно в зимнее время. Эта многолетняя борьба с властями увенчалась успехом только в 1974 году, когда церковь получила положительный ответ.168

Пастор Пятрас Ведерис дожил до этого события. В 1978 году он продал свой дом в Обеляукай и перебрался в Биржай, где и умер 19 августа 1981 года, прожив на свете 80 лет, из которых почти 50 лет служил пастором Биржайской церкви. На его похороны собралось множество людей из различных церквей и деноминаций. Много добрых слов было сказано на его похоронах. Он похоронен на кладбище Лепу в Биржае рядом со своей женой Оной и сыном Тадасом.

После смерти Пятраса Ведериса руководство общиной принял его племянник Ионас Ведерис, который позднее был рукоположен на служение пастора.

Ионас Ведерис и новое время Служение пастора Ионаса Ведериса (1930 г. рожд.), начатое в 1981 году, пришлось на переломный момент истории - пришла перестройка. На этот момент времени в церкви было 40 членов.

Уже в 1987 году в доме, где проходили собрания (ул. Соду, 4) была сделана некоторая реконструкция, которая позволила расширить зал для приходящих людей. При этом обнаружилось, что в частный дом на улице Соду, 4, где все еще собирались верующие, новые люди заходили очень неохотно. Ведерис мечтал приобрести большее помещение в центральной части города, куда свободно мог бы зайти каждый желающий, и где можно было бы проводить большие евангелизационные собрания.169

Ему пришло на сердце возбудить ходатайство перед местными властями, чтобы общине передали пустовавшее здание православной старообрядческой церкви. Она была закрыта в 1960 году во времена «хрущевской» антирелигиозной компании. Кресты с ее куполов были сняты, а в здании в то время устроили музей. Впоследствии музей перебрался в другой помещение, а здание пустовало. У Ионаса Ведериса была соответствующая сильная аргументация: в свое время общине пятидесятников было причинено множество обид - отнят земельный участок, конфискованы строительные материалы, община подвергалась гонениям и т. д Многие организации претендовали на это здание, находившееся на улице Кястуче, 12. Требовалось здание для музыкальной школы, молодежь хотела иметь здание для танцев, школа народных ремесел уже собиралась делать там пристройку для хозяйственных нужд. И все-таки, благодарение Богу, после длительных дискуссий и молитв, несмотря на отчаянное сопротивление недоброжелателей, в конце 1989 года церковь пятидесятников получила это здание как компенсацию за ущерб, причиненный в свое время общине!

Очень трудно было провести первую открытую евангелизацию, которая, наконец, состоялась в августе 1989 года. Около 200 человек вышли тогда на 0рцзыв вручить свои жизни Господу. Это был пролом железобетонной стены атеизма. В пробитую брешь хлынула живительная вода святого Евангелия.

Ионас Ведерис любил приглашать гостей из других церквей Латвии и' Литвы. Поддерживались тесные связи с христианской молодежью из Риги, Елгавы, они посещали биржайцев, члены Биржайской общины также ездили к ним. Один из самых уважаемых гостей, посещавших церковь в Биржае, был рунар Лагздиньш, который 20 лет служил пастором баптистской церкви в Яунелгаве. Он всегда с большим уважением относился к работе даров Святого Духа, говоря, что «не может быть настолько неразумным, чтобы не принимать от Бога того, что он дает».170

Последующие годы стали временем активного евангелизма и полной свободы для служения церкви.

В июле 1997 года Ионас Ведерис со своей семьей выехал на постоянное местожительство в Америку. Он поселился в Калифорнии, в городе Сакраменто, где я, к своему удивлению и радости увидел его, когда он пришел на мой семинар по истории пятидесятнического движения, который я проводил в церкви «Вифания» в начале 2001 года. Он только что пережил великую потерю в своей жизни, умерла его помощница и верная спутница жизни Зане (Зинаида). Но он крепился, уповая на Господа. Он сказал мне тогда, что в Америке присутствует телом, но думы его и молитвы остались с родной землей. Одна из его дочерей, Зинаида, живет в Риге, замужем за пастором церкви «Добрая весть» Андреем Чеботаревым. В Биржае остались жить две другие его дочери - Рута и Вера.

Вера - жена нынешнего пастора церкви в Биржае Линаса Шнараса, которому еще в 1989 году через пророческое слово было сказано, что Бог его избрал на пасторское служение в общине.

Под его руководством церковь в Биржае продолжает возрастать, еще со времени служения Ионаса Ведериса сложились теплые и добрые отношения и живое сотрудничество с другими конфессиями, проходят общие экуменические служения, в которых принимают участие пятидесятники, католики, методисты и реформаты.

В 2001 году были окончательно приведены в порядок все церковные документы в отношении собственности здания, в котором постепенно ведется реконструкция.

Пастор Линас Шнарас говорит: «Божья работа, начатая ранее, продолжается - и только Бог знает время окончания этой работы. Мы, люди, только инструменты, которые он использует для своей славы. Мы повинуемся ему, а он сам пишет свою историю».171

История продолжается. И хочется благодарить Бога за преемственность духовного служения. «Я чувствую сильное внутреннее желание и ответственность перед Богом, - продолжает пастор Шнарас, - открывать новые церкви там, где церкви когда-то были открыты Пятрасом Ведерисом, на мне и нашей церкви лежит от Бога ответственность насадить церкви во всем Биржайском крае».

Церковь в Вильнюсе и новое время В 1978 году церковь Вильнюса понесла тяжелую утрату: на 78 году своей жизни отошел в обители Господа многолетний пастор церкви Андрей Игнатьевич Скобей. Он имел большой авторитет среди членов церкви. В конце 1978 года на пресвитерское служение был избран Николай Филиппович Рабцевич, с которым я близко дружил. Состоялось большое водное крещение: завет с Господом одновременно принимали 36 человек. Также началась реконструкция молитвенного дома, которая, по сути, вылилась в строительство нового здания. Оно было посвящено на служение в 1979 году.

Многие люди нашли в этом здании свое спасение, многие были исцелены от разного рода болезней в то время, когда здесь проповедовали о силе Божьей приезжавшие из Латвии Арвид Куминьш, Ян Бухольц, Гунар Лакздиньш, Янис Озолинкевич, а также другие одаренные проповедники, которые совершали молитвы об исцелении больных. Эти же братья принимали участие в рукоположении служителей церкви.

21 февраля 1982 года на пасторское служение был избран Иван Иванович Панько, который в то время проживал в Минске, но которого церковь хорошо знала. Он согласился переехать в Вильнюс. В 1986 году на деловом собрании церкви единодушно был избран вторым пастором Б. М. Филон.172 Богослужения в церкви велись в то время уже на трех языках: литовском, польском и русском.173

Когда пришло время свободы, волнующим событием огромного значения было первое открытое евангелизационное служение 21 июня 1988 года, в котором участвовали верующий астронавт из США Чарльз Дьюк, побывавший на Луне, проповедник из команды Билли Грейэма Виктор Гамм и широко известный радиопроповедник Ярл Пейсти, голос которого так хорошо знали христиане Советского Союза из-за его благословенных радиопередач.174 После этого прорыва подобные евангелизационные мероприятия церковь в Вильнюсе проводила многократно - и своими силами и с участием гостей. Занимаясь активным евангелизмом, церковь быстро выросла до 400 членов.

14 июля 1991 года пастором церкви был избран Б. М. Филон, который совершает это служение до настоящего времени.

Союз христиан веры евангельской Литвы В условиях наступившей свободы, 13 августа 1989 года церквами был избран на служение старшего пресвитера церквей ХВЕ Литвы Иван Иванович Панько. Одновременно был также избран пресвитерский совет в составе: Иван Панько (пастор Вильнюсской церкви), Ионас Ведерис (пастор Биржайской церкви), Павилас Волковас (пастор Паневежской церкви), Борис Филон (второй пастор Вильнюсской церкви), Павел Володько (евангелист), Степан Олесик (ответственный за Кедайняйскую церковь), Иванас Шкулис (ответственный за молодежь).

В 1991 году была официально восстановлена деятельность Союза церквей христиан веры евангельской Литвы. В состав союза входили церкви Вильнюса, Паневежиса, Биржая, Клайпеды, Кедайняя, а также некоторые группы верующих. 16 февраля 1991 года под руководством Р. И. Биласа состоялся съезд литовского братства ХВЕ, на котором был принят Устав союза, Вероучение союза и было избрано его руководство.

Председателем Союза был избран И. И. Панько, его заместителем - П. Волков. В. Зданевич стал руководителем отдела духовного образования. Р. Купстис - руководителем отдела по иностранным связям, И. Шкулис -руководителем отдела по евангелизации и финансам; Б. Филон, Е. Малько, С. Олесик, В. Древаль были избраны членами Совета союза.

9 декабря 1994 года на очередном съезде союза Иван Иванович Панько сложил свои полномочия, уходя на заслуженный отдых. Съезд избрал председателем союза Владимира Зданевича, а его заместителями стали Римантас Купстис и Иванас Шкулис. В связи с болезнью В. Зданевича, с 5 апреля 1995 года руководство союзом было поручено Римантасу Купстису.

В апреле 1998 года состоялся еще один очередной съезд Союза ХВЕ Литвы, на котором Р. Купстис был избран руководителем союза. Его заместителем избрали И. Шкулиса. Секретарем и казначеем союза является Томас Мачелюнас. Был создан также административный комитет, в который вошли: Р. Купстис, И. Шкулис, Б. Филон, Р. Кайрис, В. Латыш. Ответственной за работу с женщинами и детьми была назначена Ольга Шкулис.

В ноябре 2001 года был создан комитет миссии Союза ХВЕ, основная цель которого - заботиться об учреждении новых церквей.

В настоящий момент времени в состав Союза христиан веры евангельской Литвы входит 21 община, 12 из них имеют статус юридического лица. В церквах служат 14 пасторов, трудятся также 110 97 других служителей. Членов церквей насчитывается около 1 000 человек, кроме того, посещают богослужения приблизительно 250 человек молодежи.175

«Школа подготовки пасторов», организованная в 1989 году по инициативе В. Зданевича, просуществовала до сентября 1995 года, когда начал свою работу Вильнюсский Теологический колледж, бессменным президентом которого является с тех пор Иванас Шкулис Первые бакалавры богословия вышли из стен колледжа в 1997 году. Кроме регулярной академической учебы, колледж обеспечивает проведение в церквах союза многоразличных семинаров и образовательных программ Стратегическое руководство колледжем осуществляет Совет директоров колледжа в составе 13 служителей, из которых 7 - выпускники колледжа.

В 2002 году Союз церквей христиан веры евангельской торжественно отметил свой юбилей - 90-летие начала пятидесятнического движения в Литве. Среди прочих торжественных мероприятий, проведенных по этому поводу, особенно следует отметить издание книги по истории братства на литовском языке под названием «Lietuvos Sekmimnkii Bainyim. Istorine apybraiza». («Церковь пятидесятников Литвы. Исторический очерк»).

В предисловии к этому изданию президент союза ХВЕ Римантас Купстис писал:

Выпуская эту книгу, мы хотим выразить большую благодарность нашему Господу, который совершая чудесные дела во всей Вселенной, пробуждением Пятидесятницы не обошёл и Литву. Это пробуждение, зародившись в начале прошлого века, очень быстро достигло и нашей страны.

Благодарю Бога за всех людей, от всего сердца поверивших в Евангелие. Они сохранили любовь Христа в своем сердце, передавая эстафету верным последователям. Так Божья милость достигла и нас. Давайте вспомним наших руководителей и будем на них похожими - будем дорожить Евангелием, которое нам доверено. Ожидая прихода Иисуса Христа, станем совершать Его великое поручение в силе Святого Духа: провозглашать Благую Весть живущим в Литве и далеко за ее пределами - во всем мире}176

На эти слова сердечно и искренне хочется сказать «Аминь»!

Я бережно храню дома экземпляр этой книги с дарственной надписью Римантаса Купстиса и Иванаса Шкулиса, в которой говорится, что она подарена мне «в знак благодарности и признательности за вклад в сохранение истории пятидесятнического движения и в ознаменование празднования 90-летия пятидесятнической церкви в Литве»

ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ

К большому сожалению, не много известно об истории пятидесятнического движения в Восточной Пруссии (сейчас Калининградская область Российской Федерации), которая граничит с Литвой Можно предположить, что пятидесятническое движение пришло на эту землю из Германии Тот очевидный факт, что Восточно-Европейская миссия, под руководством своего полевого руководителя Густава Герберта Шмидта имела тесную связь с пятидесятническим движением в Восточной Пруссии легко подтвердить теми публикациями, которые помещались на страницах журнала «Примиритель». Например, летом 1930 года Густав Шмидт писал следующее:

Восточная Пруссия есть восточная часть Германии, лежащая вдоль Балтийского моря. С востока - Латвия. С юга - Польша. С запада -Вольный город Данциг.

Благодаря своему центральному положению Восточная Пруссия должна являться одним из важнейших пунктов работы Восточно-Европейской миссии в Восточной Европе. Поэтому я был очень обрадован, когда получил приглашение от пастора Велера посетить общину в Кенигсберге, главном городе Восточной Пруссии, насчитывающем свыше 200 тысяч жителей.

В Кенигсберг я приехал в субботу и в тот же день посетил собрание общины, насчитывающей до 800 человек. При виде обширного зала собрания и огромного количества присутствующих (до 1.700 человек), сердце моё исполнилось радостью и благодарностью за чудное дело Его…

Мне выпали счастливое дело проповедовать там целую неделю, многие души обратились и получили спасение, исцеление и некоторые были крещены Духом Святым…177

По той причине, что богослужения пятидесятников в Кенигсберге проходили в здании Эммануиловской церкви, ее иногда так и называли -Эммануиловская община.

В сентябре 1930 года на страницах журнала «Примиритель» появилась еще одна заметка, где упоминалась эта церковь:

В воскресенье 13 июня в Эмануиловской общине в Кенигсберге, руководимой братом Велером, состоялось водное по вере крещение. Всего присутствующих было до 1.000 человек.

После краткой проповеди брата Риске 47 братьев и 76 сестёр сошли в воду, чтоб вступить в завет с Господом через водное крещение, которое совершал брат Велер. После крещения состоялось преломление x. ieoa, на котором присутствовало 800 братьев и сестер. После полудня состоялось собрание. Число присутствующих на собрании достигало 1.300 человек. Собрание продолжалось 3 часа.

На этом собрании некоторые отягчённые души получили спасение и некоторые больные телом получили исцеление через молитву, помазание елеем и возложение рук.178

Я дважды приезжал в Калининград, пытаясь найти в этом очень особенном городе, где причудливо переплелось древнее наследие прусского духа Кенигсберга и современная типичная архитектура советского областного центра, следы этой Эммануиловской церкви, которая меня очень интересовала.

Я не только побывал в уникальном и знаменитом Музее янтаря, не только долгими часами бродил по аллеям великолепного и как-то совсем не советского зоопарка (в ту пору конца 80-х я еще не видел зоопарков Америки и Австралии, но зоопарк в Калининграде очень отличался от всего того, что мне приходилось видеть раньше в СССР). Я не только долго стоял у могилы великого немецкого философа Эммануила Канта, который стал знаменитым на весь мир, хотя за всю свою жизнь никогда не выезжал за пределы родного города Кенигсберга Я нашел в этом городе пятидесятническую церковь, в которой потом мы даже организовали Библейскую школу, где преподавал мой заместитель Федор Желноваков. Однако после первой беседы с пастором этой церкви Леонидом Емельяновичем Калацким мне стало понятно, что нынешняя церковь никакой преемственной прямой связи с Эммануиловской церковью не имеет и не может иметь. Ибо на рубеже 1944-45 годов перед приходом советских войск абсолютно все население Кенигсберга и Восточной Пруссии общим количеством около 2 миллионов человек было эвакуировано в Германию.179 Мертвый пустой город лежал в развалинах. Для его восстановления были присланы переселенцы со всех 15 бывших республик Советского Союза. Некоторые из них были верующими. Они-то впоследствии и создали современную пятидесятническую церковь Калининграда, которая сейчас значительно выросла и развилась в эпоху наступившей свободы благовествования.

Мне казалось тогда, в конце 80-х, что след этот потерян навсегда. Однако есть на свете чудеса!

Летом 1992 года был я делегатом Европейской конференции пятидесятников, которая проходила в Швеции, в Енчопинге, на берегу сказочно красивого озера. Наступило воскресенье. На конференции был объявлен выходной, а все делегаты были приглашены в разные поместные шведские церкви на богослужения. Я получил приглашение проповедовать в городке Банкерид по соседству с Енчопингом. Про этот самый Банкерид я никогда в жизни раньше не слышал и не мог предполагать, что действительно крепкая, воистину братская дружба и евангельское с0Трудничество свяжет нас впоследствии на долгие годы.

После утреннего богослужения в церкви, я был приглашен на обед в пасторскую семью, а за обедом улыбчивый и веселый пастор Ян-Андерс Петерсон совершенно неожиданно и - можно сказать, совершенно не к месту _ начал мне рассказывать про своего друга из Германии, родители которого до войны принадлежали к Эммануиловской церкви пятидесятников в Кенигсберге. Отец его, Рейнхольд Сиебенейш, 1902 года рождения, был одним из пасторов этой церкви. Как истинный муж Божий, он до последнего оставался со своей паствой, помогая всем эвакуироваться из горящего окруженного города. Последние пять пароходов ушли в открытое море, когда весь город уже был в адском пламени штурма. Из этих пяти пароходов с эвакуированными жителями до Гамбурга дошло только два. Остальные транспорты - пассажирские суперлайнеры «Вильгельм Густлов», «Генерал Штойбен» и «Гойя» были уничтожены торпедными атаками советских подводных лодок. Особенно известной историей является торпедирование «Вильгельма Густлова», на котором погибло 9 тысяч его пассажиров, в том числе - 3 тысячи детей. Лайнер был потоплен ночью 30 января 1945 г. подводной лодкой С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско, который впоследствии был удостоен звания Героя Советского Союза.180

Объективно говоря, в этом случае никто не может обвинить в преступлении против мирных жителей командиров советских подводных лодок, ибо на транспортах эвакуировались не только беженцы, но и регулярные части германского вермахта и экипажи подводного флота. Согласно военным понятиям, такие корабли не могут считаться гражданскими.181 Однако трагедия гибели многих тысяч мирных жителей-беженцев от этого меньше не становится.

Рейнхольд Сиебенейш и его жена Фридель со своими детьми до Германии добрались благополучно, где и дожили до глубокой старости. К большому сожалению, мне с ними встретиться не удалось. Остается надеяться на встречу с их сыном, или с их дочерью Хеди Андерссон, которай сейчас проживает в Швеции.

По одной из версий вместе с «Вильгемом Густловым» исчезла в волнах Балтийского моря и легендарная Янтарная комната, вывезенная немцами.182 Очень хочется верить, что полная история возникновения и развития пятидесятнических церквей в Восточной Пруссии не ушла на дно моря, Р будет восстановлена и написана исследователями, станет еще одной драгоценной жемчужиной в истории движения, драгоценным достоянием христиан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: