Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 1 страница

События, связанные с подпольным съездом в Днепродзержинске и осуждение его участников некоторые уполномоченные на местах восприняли как сигнал окончательно решить «пятидесятнический вопрос». Вот что писал в письме на имя Вильхового уполномоченный Совета по Черновицкой области Буркин 3 апреля 1948 года.

Органами МГБ арестованы пресвитер общины ЕХБ села Ряпуженец Заставнянского района Чухрий Михаил (участник съезда в Днепродзержинске - Ъ. Ф.) и пресвитер общины ЕХБ села Станашты-Долишни Глубокского района Достывко Нестер. Указанные арестованы, как бывш. «пятидесятники», активно проводившие подпольную раскольничью деятельность.

Отмеченные выше религиозные общины ЕХБ состоят целиком из быв. «пятидесятников», которые после ареста пресвитеров не только не прекратили свою «пятидесятническую» деятельность, но наоборот максимально усилили таковую, особенно по общине села Ряпуженец, где «молятся» по двое суток подряд, вовлекают учащихся сельских укол. В районе поступили жалобы от учителей школ этих сел, в которых указывается, что сектанты привлекают на «молитвенные» собрания учащихся, последние приходят в школу весьма утомленные, измученные и не способные продолжать учебу.

Исходя из указанного, прошу дать разъяснение, можно ли приступить к оформлению материалов на закрытие этих молитвенных домов, что будет осуществлено только с санкции Совета.

Одновременно прошу разъяснить, можно ли закрывать молитвенные дома, если в будущем пресвитера «пятидесятнических» общин будут арестованы.264

В Совете по делам религиозный культов закипела работа. В то время, как следственная бригада МГБ интенсивно каждую ночь допрашивала участников нелегального съезда, которые томились в Киевской тюрьме (протоколы допросов также свидетельствуют, что они проводились только в ночное часы, в то время, как днем заключенным категорически запрещали спать, что было страшной пыткой, изнуряющей волю и здоровье заключенных), 30 июня 1948 г. Вильховый сообщал в Москву председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И В. Полянскому, что «некоторые бывшие епископы секты пятидесятников: Бидаш, Шокало, Ильчук и другие, намереваясь сколотить нелегальный украинский центр руководства ХЕВ, проводили (до ареста вышеупомянутых лиц) подпольную работу по отрыву присоединившихся общин к ЕХБ и некоторых спровоцировали на выход из объединения».265 Поскольку на свободе «остались еще мелкие группки ХЕВ и «шатающиеся» элементы типа Юрчака, Рудавского и другие», и для того, чтобы «окончательно ликвидировать «остатки» хевов», - сообщает далее Вильховый, - «мы подсказали духовному центру ЕХБ на Украине мысль о проведении следующих мероприятий».266

Далее он приводит список мероприятий, разработанных штабом Совета:

1. В Ровенскую, Львовскую, Волынскую и Тернопольскую область выезжает пом. ст. пресвитера ЕХБ по УССР - Пономарчук; в Каменец-Подольскую и Черновицкую области направляется Патковский; в Сталинскую, Ворошиловградскую и Запорожскую - выезжает Мицкевич (управляющий делами ст. пресвитера ЕХБ по УССР).

2. В г. Киев ст. пресвитером ЕХБ по УССР вызываются ст. пресвитера из областей: Житомирской, Кировоградской, Одесской, Днепропетровской, Херсонской, Сумской, Черниговской и Полтавской. Все вышеупомянутые лица должны в ближайший месяц - полтора навести порядок в деле присоединения ХЕВ к ЕХБ.

3. Одновременно с этим даем указание уполномоченным Совета, чтобы распорядились о прекращении деятельности незарегистрированных «хевовских групп». А также разъяснили, что новых общин ЕХБ регистрировать совершенно не будем, так как регистрация давно уже окончена, а принявшие теперь соглашение, пусть вливаются в действующие (соседние) общины ЕХБ.267

По мнению Вильхового такой комплекс мероприятий давал «положительные результаты в смысле ускорения ликвидации остатков отдельных групп изуверской секты пятидесятников».268

Секретное информационное письмо уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Львовской области П. Кучерявого, написанное им в июне 1948 года о посещении Пономарчуком Львовских общин, дает представление о том, как именно эта работа осуществлялась на практике.

6 июня 1948 года в г. Львов прибыл из духовного центра ЕХБ Пономарчук.

Пономарчук вместе со старшим пресвитером Андрющенко изложил мне свой план и цель поездки по религиозным общинам бывших ХЕВ Львовской области. Мной в их план были внесены некоторые изменения.

Пономарчук совместно с Андрющенко посетил общины: Краснянского, Золочевского, Заболотцевского, Бродского, Жовковского и Брюховицкого районов.

По имеющимся сведениям, в тех общинах, где побывал Пономарчук, -он везде зачитывал полный текст московского соглашения, разъяснял его содержание верующим, отвечал на вопросы, везде говорил о тех нарушителях московского соглашения, которые нелегально собрались в Днепропетровской области, и о последствиях. Никто из верующих не выступил против московского соглашения, а только одобряли.

Пономарчук в моем присутствии выступал в Львовской общине с проповедью и напутствием, и я считаю, что его выступление и установки были правильны и верующие восприняли их, как директивные указания и никто не возразил против него.

Пономарчук а) категорически запретил всем верующим собираться на молитвенные собрания где бы то ни было, кроме молитвенного дома, который зарегистрирован; б) предупредил верующих об огромной ответственности за разъезды и бродяжничество по другим общинам без разрешения старшего пресвитера; в) разъяснил верующим бесплодность и даже вредность моления непонятными языками в молитвенных собраниях, как гласит московское соглашение, которое подписано нашими старшими братьями и мной, -как он выразился, - и это есть для всех вас закон.2б9

Свой вывод о целесообразности работы Пономарчука в Львовской области Кучерявый изложил однозначно. «По имеющимся сведениям, - писал он, - пребывание и посещение религиозных общин Пономарчуком дало положительные результаты; если до его приезда в отдельных общинах и между отдельными пресвитерами обсуждался вопрос о выходе общин бывших «хевовцев» из союза, особенно граничащих с Ровенской и Тернопольской областями, - то в настоящее время этот вопрос потерял свою актуальность, пресвитеры отложили свои намерения о выходе из союза».270 Неудивительно - ибо Пономарчук очень убедительно и доходчиво рассказал, что бывает с теми, для кого этот вопрос актуальности своей не потерял.

Уполномоченные по областям буквально охотились даже за мелкими группами пятидесятников, стараясь не допустить никаких, даже малочисленных собраний. Вот что писал, например, 3 сентября 1948 г. уполномоченный Совета по Киевской области Зарецкий начальнику Киевского областного управления милиции М. М. Пукальскому.:

В настоящее время в районах Киевской области отмечается усиленная деятельность находящихся на нелегальном положении религиозных групп и отдельных лиц, так называемых христиан веры евангельской или пятидесятников, в народе называемых трясунами.

Духовное руководство этого религиозного течения в период немецкой оккупации сотрудничало с немцами и открыто оправдывало действия оккупантов и призывало не брать оружия в руки.

В целях отрыва массы верующих этого религиозного направления, со стороны легализированного религиозного объединения евангельских христиан-баптистов, с согласия Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, руководству пятидесятников было предложено слияние при условии отказа от мистических сторон исповедываемого ими культа, но часть закоренелых пятидесятников отказалась от слияния, стала на пути нелегальной работы и ушла в подполье.

Сейчас эти группы и отдельные лица стремятся выйти из подполья и срочным порядком легализироваться и проводить свою работу. Принятые с нашей стороны меры по пресечению этих стремлений наталкиваются на отсутствие административных мероприятий на местах.271

Описывая ситуацию в Киевской области, Зарецкий сообщал далее, что в селе Б. Дымерка Броварского района, наряду с зарегистрированной религиозной общиной евангельских христиан-баптистов существует и действует община пятидесятников, руководимая «заядлым и упорным пятидесятником» Мироненком Василием Сергеевичем, в этом же районе в с. Бобрин действует группа пятидесятников, руководимая Алексеенко Иваном Федововичем. В Броварах «свободно проводит свою пропаганду» пятидесятник Клименко Максим Григорьевич. В Городище широко развернули свою работу пятидесятники Быба Гаврил Антонович, Быба Петр Антонович и Скалыга Дмитрий Антонович, которые «сколотили группу, разъезжают по селам района и особенно усердно посещают с. Млиев и Старую Буду». В селе Мошны, Черкасского района ведут свою работу Самойленко Юрий Степанович и его сын Иван, для усиления их работы приехал к ним из Днепродзержинска Бут Михаил Сидорович. Зарецкий обеспокоено писал, что «эта группа разъезжает не только по селам района, но забираются в соседние районы и даже выезжают в другие области». В селе Б. Мотовиловка, Фастовского района «на этом поприще подвизаются Ярмоленко Степан и пророчица Монашенко, которые сколотили группу в 15 человек и через них проводят работу в селах района».272 Уполномоченный отмечал, что «пятидесятники привлеки на свою сторону и бывших служителей культа пресвитеров евангельских христиан-баптистов, снятых областным духовным руководством за несоблюдение установленных порядков. В том числе: в селе Кривые Колена, Тальновского района - «в прошлом активного мистика-пятидесятника» Ищенко Федора Николаевича, в г. Звенигородка - Горпинича Иллариона Васильевича, в селе Демидово, Дымерского района - Карпенко Якова Матвеевича, в селе Кодаки, Васильковского района - Бойко Андрея Ефимовича, которые «разъезжают по селам районов и сколачивают группы из недовольных, пропагандируют скорую войну с американцами, призывают к невыполнению своих гражданских обязанностей, отказ от взятия в руки оружия (иначе говоря - не идти в армию) и скорое приближение «страшного суда».273

По мнению Зарецкого, эти «группы и одиночки пятидесятников активизировались потому, что на местах недостаточно внимательно присматриваются к их работе и во время не пресекают их деятельность». Поэтому, в целях пресечения деятельности этих групп, председателям исполкомов райсоветов были направлены письма секретной почтой с указанием в каких селах района зарегистрированы религиозные общины, какого религиозного течения и фамилия служителя культа, а так же и по остальным вопросам упорядочения деятельности религиозных объединений. С содержанием этих писем должны были ознакомится начальники районных управлений милиции, для «проведения своей практической работы». Призыв Зарецкого к генералу милиции состоял в том, чтобы «дать указание местным органам милиции о прекращении деятельности не легализированных религиозных общин и отдельных лиц не зависимо от направления исповедываемого культа».274

Мало чем отличалось от письма «товарища» Зарецкого и «Сообщение о работе христиан евангельской веры в Сталинской области», которое было написано старшим пресвитером ВСЕХБ по Сталинской области «братом» Русановым, в котором он сообщал, что «присоединилось из ХЕВ к ВСЕХБ всего 145 человек в следующих местах: Сталино - 36 чел., Снежное - 5 чел, шахта 3/18 «Петровский рудник» - 10 чел., Енакиево - 6 чел., Мариуполь (Жданов) - 5 чел., Никитовка - 5 чел., и в некоторых других местах».275

В частности, он доносил:

Особую работу ХЕВ развернули в гор. Жданове и его окрестностях на расстоянии 50 км., бывший пресвитер ХЕВ - Малюта совершает поездки и все необходимые христианские акты: вечерю, крещение, бракосочетание и т. д. Выше мною указано, что в гор. Жданове присоединилось к ХЕВ только 5 человек и эти 5 человек находились в общине ЕХБ всего лишь шесть месяцев, а потом начали проявлять свои особенности, как то языки, пророчества о чем им было поставлено на вид, но все предупреждения оказались безуспешны и в результате одни были исключены, а часть вышли сами добровольно.

ХЕВ гор. Жданова проводят свои религиозные собрания с 6 часов утра и до 8-9 ч. утра, причем каждый раз в разных местах. Особое влияние на ХЕВ имеет Малюта, убеждая всех своих членов, то есть ХЕВ, не соглашаться на предложение представителей ВСЕХБ и не объединяться с ЕХБ. Большинство ХЕВ не признают ограничений, нарушают существующий порядок для всех религиозных обществ. Их особый метод работы с членами ЕХБ таков, иметь беседы по квартирам, обрабатывая и награждая особенностями пятидесятничество.

На собраниях ЕХБ христиане евангельской веры почти повсеместно занимаются охотой за неутвержденными душами, сомневающимися и недовольными, влияя на таковых и увлекая их. В силу чего, многие общины приняли меры духовного воздействия на христиан евангельской веры, но положительных результатов не достигли. Многие общины исключили из состава лиц ХЕВ продолжавших нарушать Московское Соглашение об объединении.

Христиане евангельской веры свободно, безнаказанно совершают переезды и разного рода посещения своих нелегальных общин и членов, не признавая никаких ограничений и предупреждений.

Мы же, ЕХБ, не имеем возможности предотвратить наши общины от влияния ХЕВ и особенно тогда, когда они посещают членов ЕХБ на квартирах и приглашают к себе. Надо полагать, что все группы ХЕВ действуют как по сигналу, имея как бы указание как действовать.

Чувствуется недостаточность подготовленности многих руководителей общин ЕХБ, благодаря чему многие члены, не получив достаточного христианского воспитания, попадая под влияние ХЕВ, увлекаются их особенностями. Во всех случаях, когда ЕХБ принимают в свою среду одного-двух христиан евангельской веры результат получается таковой, что через полгода таковые увлекают 16 и более человек. Подобный случай имел место в общине Белая Криница, Тельмановского р-на Сталинской области.

Община ЕХБ на станции Сталине приняла в свою среду 36 человек ХЕВ и через 7-8 месяцев после принятия, исключила 15 человек во главе с бывшим пресвитером ХЕВ Орловым, который некоторое время вел себя сдержанно, не нарушал условия соглашения, а в последнее время начал принимать у себя на дому некоторых посетителей из числа общины ЕХБ, которых постепенно обработал и склонил на свою сторону.

Подобные действия мы, ЕХБ, не можем допустить - хозяйничать в общинах ВСЕХБ христианам евангельской веры. Кроме того, очень мало сделано по объединению самим представителем от ХЕВ бр. Пономарчуком Д. И., тогда как это особенно лежит на его обязанности. Посещения Пономарчука Д. И. по Сталинской области по вопросу объединения ХЕВ с ВСЕХБ не дали положительных результатов. Его личное посещение, я, как старший пресвитер по Сталинской области, считаю необходимым, как меру воздействия на ХЕВ, особенно там, где так много членов ХЕВ, не присоединившихся к ВСЕХБ например в гор. Жданове.

Община ХЕВ в гор. Славянске образовалась всего лишь 1-1 1/2 года тому назад. Сам пресвитер Славянской общины ЕХБ - Панас и его заместитель Гречка увлеклись в пятидесятничестве, откололись и образовали общину количеством в 40 чел., также увлеченных из числа членов ЕХБ. С первого дня своего существования ХЕВ гор. Славянски открыто, свободно проводят свои религиозные собрания в арендованном доме, будучи незарегистрированными в те же самые дни, в которые проводят собрания ЕХБ.

Что характерно - это то, что из множества мест приезжают к ним на собрания из разных городов и местечек как мужчин, так и женщин, пророков и пророчиц, участвуют в проповедях и других актах служения. Христиан евангельской веры в Сталинской области посещают и из других областей, что вливает им особую бодрость и свободу действий. 276

Письмо Русанова, адресованное им в свой духовный центр, найдено аккуратно подшитым в папке служебных документов Совета по делам религиозных культов, а результатом этого письма был серьезный «нагоняй» по службе, который получил уполномоченный Совета по Сталинской области А. Е. Левенков. 21 сентября 1948 г. Вильховый строго указывал ему своим письмом:

Мы располагаем материалами об исключительной активности реакционно-мистических групп пятидесятников и других разновидностей религиозного подполья в Вашей области, проводящих свою вредную работу вполне открыто.

Все это, по нашему мнению, происходит только потому, что Вы, лично, совершенно не уделяете должного внимания вопросу пресечения их деятельности, благодаря чему они у Вас получили полную возмозкность легального существования и открытого проведения своих изуверческих молений и пророчеств.277

Во избежание голословности, Вильховый приводил «наиболее характерные факты их деятельности в некоторых населенных пунктах Сталинской области».

1. Славянск. По ул. Промышленной, 6 регулярно происходят собрания «хевовской» общины, насчитывающей около 30 членов. Собрания проводятся каждое воскресенье с 10 час. утра и вечером с 6 час. до 12 час. ночи «с устройством обедов и ужинов». В руководстве общины стоят бывшие баптисты - Гречко Евдоким и Папас Устин Федорович.

2. Константиновка. Собираются на собрания по ул. Котовского в доме Поддубной, ездят на открытые собрания в Славянск.

3. Никитовка. Имеется группа пятидесятников около 20 человек, с двумя пророчицами: Павлючкова Василиса Наумовна и Чижова Улита Васильевна.

4. Горловка. Руководителем «хевовцев» является Лохматое Михаил. Собираются в городе и на ст. Пантелеймоновка. Есть «пророчицы» -Квасницкая Татьяна и Опухтина (ст. Пантелеймовновка).

5. Комсомольск - проводят моления Точный адрес неизвестен, на где-то напротив общежития школы ФЗО № 14 в доме «пророчицы» Галкиной. Есть еще четыре «пророчицы» - Солдатенко Александра Сергеевна, Краматорова Мария, Бирякова Татьяна и Черанкова Анна.

6. Мариуполь. Во главе руководства местной общиной ХЕВ стоит пресвитер Малюта, пользующийся среди пятидесятников абсолютным авторитетом. Собрания у них происходят почти ежедневно в разных частях города, но главным образом по пятницам и воскресеньям с 6 час утра и проводятся открыто. По пятницам на молитвенных собраниях присутствуют все крещенные и «пророки». По заявлению Малюты. пятидесятников около 400 чел., двести человек только в самом городе, сто человек молодежи, в прошлом году они крестили 70 чел., в этом – 20 чел.278

Вильховый раздраженно заканчивал:

Дальнейшие комментарии деятельности пятидесятников считаем излишними, т. к. приведенные выше факты очень красноречиво говорят об активной работе пятидесятников во всех крупных промышленных пунктах Донбасса с одной стороны и с другой - о полной бездеятельности с Вашей стороны в деле пресечения их деятельности.

В целях наведения порядка в деле наблюдения за деятельностью религиозных организаций в соответствии с существующим законоположением о культах и решительного пресечения деятельности пятидесятников и других формирований религиозного подполья, предлагаем провести следующие мероприятия:

Послать на имя председателей исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся специальные, секретного порядка, письма с указанием населенных пунктов, в которых функционируют зарегистрированные религиозные общины, имеющие право свободного проведения богослужений и совершения обрядов. В этом же письме указать, что остальные религиозные общины или группы, не указанные в Вашем письме, не имеют права на проведение молитвенных собраний и подлежат немедленному закрытию, как нелегально существующие. Посылаем образец такого письма, которое Вы должны размножить и послать по районам.

Одновременно с этим направить списки незарегистрированных нелегально действующих общин и духовенства на имя начальника Областной милиции МВД с просьбой о принятии по их линии необходимых мер по прекращению деятельности нелегальных религиозных общин.

Продумайте вопрос о применении паспортного режима в отношении наиболее активных и влиятельных пятидесятников из числа пресвитеров, пророков и пророчиц, руководствуясь директивой Совета № 667-816 от 13 июня с. г. и контактируя всю работу с органами МГБ.

Составьте списки на всех лиц, предоставляющих помещения для проведения нелегальных молитвенных собраний и организаторов молений и перешлите их в городские и районные финотделы на предмет обложения их налогом.

К выполнению этой работы по пятидесятникам приступить немедленно.279

Несмотря на все эти интенсивные мероприятия Советской власти, документы упрямо свидетельствуют, что к 1949 году только на Днепропетровщине из объединения ВСЕХБ вышло около 40% тех христиан веры евангельской, которые вступили в него в 1945 г. Вышедшие из объединения создавали свои группы. Начались преследования пятидесятников, вышедших из объединения, многие руководители церквей и активные христиане были брошены за тюремную решетку и колючую проволоку исправительно-трудовых лагерей А в атеистической литературе все это оценивалось так: «главари пятидесятников (А. Бидаш и др.) создали в 1948 г. в Днепродзержинске свой самостоятельный центр, противостоящий Всесоюзному Совету евангельских христиан баптистов. К 1954 году к ЕХБ снова присоединились около 10 тысяч пятидесятников. Однако многие еще и сейчас отказываются от объединения, а объединившиеся стремятся сохранить под вывеской ЕХБ изуверскую обрядность и проводить антиобщественную деятельность. В ряде случаев они стараются разлагать общины ЕХБ, и не без успеха…»280

В июне 1949 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Днепропетровской области Гришко направил секретное сообщение своему коллеге - уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Запорожской области (копия -уполномоченному Совета по делам религиозных культов по УССР Вильховому), в котором писал о деятельности пятидесятников следующее:

По имеющимся у меня сведениям, бывшие пятидесятники Марганцевской общины Днепропетровской области, исключенные за систематические нарушения Московского соглашения, продолжают свою «деятельность» не только в пределах Никопольского района, но влияние свое распространяют на соседние районы Запорожской области, пользуясь некоторым успехом. Так, группа исключенных пятидесятников Гончаров Василий, Бережной Семен, Коробейник Павел, Позищук Петр и др. недавно проводили в пос. Шенгорке, Хортицкого района собрание единомышленников. Присутствовало на собрании свыше 70 человек, собравшихся из окрестных сел из-за Днепра пятидесятников.

К этому моменту было приурочено бракосочетание, которое привлек, T большое скопление народа. Между прочим, на этом молитвенном собрании отмечено присутствие председателя сельсовета и председателя колхоза.

Надо полагать, что эта группа пятидесятников нашла для себя в Шенгорке благодарную почву и, несомненно, воспользуется этим обстоятельством для превращения своих посещений в систему.

Ставя Вас об этом в известность, прошу со своей стороны принять меры к пресечению незаконных собраний пятидесятников в Шенгорке.281

Борьба шла по всем направлениям. В декабре 1949 г. старший пресвитер церквей ЕХБ по Ровенской области М. Нечипорук обратился к уполномоченному Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Ровенской области Волошкевичу со следующим письмом:

Настоящим доводим до Вашего сведения, что церковь евангельских христиан-баптистов из бывших христиан евангельской веры (пятидесятников) в с. Корость, р-на Степанского, Ровенской области, на наши неоднократные беседы и посылаемых нами братьев с той же целью, разъяснения и просьбы не нарушать Московское августовское 1945 года братское соглашение о слиянии и эта церковь все же нарушала и нарушает грубо указанное Соглашение о слиянии, проводя шумные молитвы, допуская на Богослужебных собраниях разговоры на так называемых иных языках без истолкователей, пророчества виде предсказаний, бродячих проповедников и тому подобное.

А потому с сего числа эту церковь мы считаем выбывшей из Союза евангельских христиан-баптистов и за ее легальное существование, как церковь, принадлежащую к ВСЕХБ по Ровенской области, снимаем с себя всякую ответственность и просим Вас таковую распустить и снять ее с регистрации.282

Точно такое же «представление» было им в тот же день написано в отношении церкви в Лудень, Ровенской области.283 В тот же день - и в отношении церкви в Глинске, Здолбуновского района.284

Старший пресвитер общин ЕХБ по Николаевской области В. Суханов обратился 23 февраля 1950 г. с докладной запиской к уполномоченному Совета по Николаевской области, в которой писал, что «община из ХЕВ села Николаевка Казанковского района, возглавляемая пресвитером Украинцем Захарием Никифоровичем и диаконом Сидоровым Федором, которые вышли из повиновения всем указаниям ВСЕХБ и здравого смысла, продолжает допускать нарушения Московского соглашения об объединении, - допускают употребление языкоговорения и пророчества, а также отрицательно относятся к выполнению своих гражданских обязанностей по работе в экстренный период уборочных работ в колхозах по воскресным дням, вследствие чего названная община была временно закрыта с июля 1949 года».285

Суханов сообщал, что Украинец, Сидоров, а также «и все члены церкви по-прежнему остаются в отрицательных отношениях ко всем решениям ВСЕХБ по вопросу объединения, по вопросу выполнения всеми членами своих гражданских обязанностей по работе в воскресные дни и в период экстренных уборочных работ в колхозе, а также имеют отрицательное отношение по вопросу военной службы верующих с оружием в руках. Не смотря на то, что мною всесторонне было сделано разъяснение и увещание, чтобы все они оставили свои странные понимания и последовали примеру здравомыслящих людей, положительных в своих отношениях ко всем государственным мероприятиям и выполнении таковых каждым в отдельности верующим, то все они не пожелали дальше слушать меня, и один за другим разошлись».

Суханов резюмировал, что, поскольку «верующие названной общины не пожелали принять все мои указания и указания ВСЕХБ, чтобы держаться единого общепринятого всеми общинами богослужебного порядка и быть исполнителями всех своих гражданских обязанностей, то такие странности и взгляды не могут быть терпимы в наших общинах. И пользоваться дарованной свободой и правом свободного отправления всех религиозных треб, такая община, как в Николаевке, впредь не может, и подлежит полному закрытию и снятию таковой с регистрации.286

1 марта 1950 г. старший пресвитер ВСЕХБ по Днепропетровской области также обратился с подобным заявлением к уполномоченному. Он писал:

Сообщаю Вам, что Цыгановская община ЕХБ Синельниковского района с самого начала своего существования, т. е. с 1946 г. систематически нарушает Московское соглашение и в 1949 г., несмотря на мое предупреждение, не только не прекратила нарушения, а наоборот пресвитер Зуб Т. Г. стал первый на богослужение молиться «иным языком» и стал совершать «омовение ног». Правление общины также одобряет нарушения. В ответ на мое предупреждение (последнее) пресвитер Зуб Т. Г. от служения отказался, не желая выполнять Московское соглашение. Также большинство членов не пожелало подчиниться порядку на основе соглашения. Ввиду изложенного я лично считаю эту общину несуществующей и возвращаю Вам регистрационные документы сданные мне Зубом Т. Г.287

Старший пресвитер ВСЕХБ по Сталинской области небезызвестный Русанов в своей докладной на имя уполномоченного Совета по делам религиозных культов Левенкова писал, что в феврале 1949 года при посещении им общины, находящейся в Белой Кринице, Тельмановского района оказалось следующее:

Руководящий общины Калинчук уклонился в ХЕВ и с ним 18 человек, но так как данная община состоит из 45 членов, остается не увлеченных 26 человек, которые находятся в поселке Решетилове-Красноармейске, на хут. Глубокое, хут. Казацкий.288

Русанов просил уполномоченного по делам религиозных культов по Сталинской области, дать ему «разъяснение о возможности дальнейшего существования общины, но только молитвенный дом зарегистрировать в поселке Красноармейске Буденовского района».289

Известно также решение Херсонского облисполкома № 738 от 14 июня 1949 г. о закрытии молитвенного дома ЕХБ в пос. Большевик, Скадовского района, ввиду «прекращения деятельности общины из-за перехода верующих.290 к «пятидесятникам».

Старший пресвитер ВСЕХБ по Одесской области СВ. Крапивницкий 11 мая 1951 года обращался к уполномоченному B. C. Астрову со следующим сообщением:

Довожу до Вашего сведения, что община из пятидесятников, находящаяся в с. Кудрявцеве Мостовского района (ст. Колосовка) за все время ее присоединения к союзу ЕХБ не поддается никакому исправлению, а, наоборот, все странности проводят как и проводили, как то: пророчество, языки и омовение ног. Последнее время два раза посетил их Никулин Г. В. И, несмотря на все увещания, все остается по старому. Посему считаю общину в с. Кудрявцеве закрытой.291

Трудно жилось христианам, особенно последователям пятидесятнического движения, в СССР.

Наступали 50-е годы.

«Ревущие пятидесятые»

Красноречивую характеристику положения христиан в то грозное время дает документ № 48/с от 20 марта 1950 г., который здесь приводится в сокращении.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ

РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР ПО УКРАИНСКОЙ ССР ЗА ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 1949 г.

Необходимо особое внимание обратить на ту часть пятидесятников (трясунов), которые не пожелали сливаться с евангельскими христианами-баптистами и перешли на нелегальное положение.

Уполномоченные Совета по делам религиозных культов в своих отчетах ставят вопрос о принятии более решительных мер к ликвидации остатков этой секты. Так, например, Уполномоченный Совета по Ровенской области в своем отчете за IV квартал 1949 г пишет:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: