Глава I. Основные положения законодательства об обществе с ограниченной ответственностью и его участниках

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ

 

 

Юридический факультет

                       

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ   ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

 

Выпускная дипломная работа

студента юридического факультета

                                Товмасяна Романа Славиковича

 

     

 

 

Научный руководитель:

Толкачев А.Н.

 

 

                                        

Москва                                          

                                            2005 г.                                       

        

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................... Стр.3
Глава I. Основные положения законодательства об обществе с ограниченной ответственностью и его участниках........   Стр.9    
Глава II. Права участников общества с ограниченной ответственностью.....................................................................   Стр.20
2.1. Участие в управлении делами общества..................... Стр.20
2.2. Право участника получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией.........................................................     Стр.25
2.3. Право участника принимать участие в распределении прибыли..   Стр.27
2.4. Право участника продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества............................   Стр.28
2.5. Право участника в любое время выйти из общества...... Стр.32
2.6. Право участника получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами.................................................................................     Стр.37
2.7. Право участников вносить дополнительные вклады для увеличения уставного капитала общества..........................   Стр.41
2.8. Право обжаловать в судебном порядке решения органов управления общества.....................................................   Стр.41
2.9. Право требования проведения аудиторской проверки... Стр.42
2.10. Права с условием.......................................................... Стр.43
2.11. Дополнительные права участников общества с ограниченной ответственностью...............................................   Стр.45
Глава III. Обязанности участников общества с ограниченной ответственностью..........................................................   Стр.50
3.1. Обязанность участников общества вносить вклады в уставный капитал общества....................................................   Стр.50
3.2. Обязанность не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества...................................   Стр.64
3.3. Дополнительные обязанности участников общества...... Стр.65
Заключение........................................................................... Стр.69
Библиография...................................................................... Стр.73

 

ВВЕДЕНИЕ  

Построение правового государства и рыночной экономики в России требуют создания таких организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые могли бы соответствовать новым требованиям времени.

Причина моего выбора темы связана с тем, что Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 г. №14 -ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[1] имеет сравнительно малый срок своего практического воплощения. Поэтому тема недостаточно освещена в теории, нуждается в изучении и проблематика применения закона вызывает немало вопросов у практиков.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.2 Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Определение прав и обязанностей участников общества является важным элементом правовой характеристики их статуса. Это вопрос, в котором в первую очередь должны хорошо разбираться как сами участники общества, так и иные члены его органов управления и исполнительных органов.

К сожалению, в последние годы опыт деятельности многочисленных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью показал, что крайне редко можно встретить хозяйственное общество, участники которого представляют в полной мере объем своих прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Вместе с тем права и обязанности, определенные Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» – это результат почти десятилетнего опыта проб и ошибок, которыми была наполнена история становления обществ с ограниченной ответственностью и о совокупности которых сегодня можно говорить как о сложившейся системе прав и обязанностей.

Хозяйственные общества, к которым относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, являются наиболее популярными организационно-правовыми формами как в России, так и в зарубежных странах. Как правило, акционерное общество – это правовая форма объединения крупного капитала, а общество с ограниченной ответственностью ориентировано на субъекты среднего и малого предпринимательства.

Анализ норм Гражданского кодекса РФ (ст.66-68, 87-94) и Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также практики применения законодательства позволяет выделить основные признаки общества с ограниченной ответственностью как субъекта гражданского права и определить правовой статус его участников.

 Так как общество с ограниченной ответственностью – это хозяйственное общество, в котором происходит объединение капиталов участников, то для участников такого объединения не возникает обязанности личного участия в хозяйственной деятельности общества.

Общество с ограниченной ответственностью утверждается одним или несколькими лицами. Эта форма представляет особый интерес, так как для современного российского законодательства является новеллой. Для большинства европейских стран соответствующие нормы имеют уже многолетнюю историю.

«Общество (товарищество, предприятие, компания) одного лица» - универсальная форма ограничения риска для предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности. Согласно ст.23, 24 Гражданского кодекса РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. При создании «общества одного лица» часть имущества предпринимателя юридически выделяется для формирования уставного капитала общества и фактически размерами этого имущества ограничивается имущественный риск самого предпринимателя. Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации присутствует норма, устанавливающая запрет на единоличное участие в обществе с ограниченной ответственностью другого «общества одного лица», т.е. создание «общества одного лица» второго уровня. Это связано с тем, что при создании «общества одного лица» первого уровня есть возможность для реализации п.3 ст.56 ГК РФ, предусматривающего возложение субсидиарной ответственности на учредителя (участника) по обязательствам созданного им юридического лица, а при создании «общества одного лица» второго уровня возможности для ее реализации нет.[2]

Поскольку коммерческая организация – это один из видов юридических лиц, то общество с ограниченной ответственностью обладает всеми признаками юридического лица. Следовательно, общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Первые законодательные акты, призванные заложить правовую базу для развития хозяйственных обществ (товариществ), были не только недостаточно грамотными, но в ряде случаев противоречили друг другу.

Во-первых, общество с ограниченной ответственностью, ранее ошибочно именуемое в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990г.)[3] «товариществом с ограниченной ответственностью», определялось как объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Таким образом, закладывалась правовая база для понимания этой организационно-правовой формы как «объединения лиц», что, в свою очередь, приводило к неправильному пониманию сути этого вида юридического лица и нарушениям прав его участников.

Ведь «объединение лиц» означает, что товарищество может быть создано не менее чем двумя лицами, члены товарищества должны лично участвовать в его деятельности и, следовательно, могут быть участниками только одного товарищества. Вместе с тем по своей сути «товарищество с ограниченной ответственностью» (в редакции названного закона) было не чем иным, как хозяйственным обществом – правовой формой объединения не лиц, а капиталов, где его участники объединяют только имущество, следовательно, могут одновременно участвовать имущественными взносами в нескольких обществах.

Во-вторых, согласно ст.11 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было установлено, что имущество товарищества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. Вместе с тем в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» этот вопрос решался иначе: хозяйственное общество, товарищество обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, которое получено в результате своей предпринимательской деятельности и приобретено по иным основаниям, допускаемым законом (ст.14 Закона о предприятиях). Следовательно, субъектом права собственности на имущество товарищества является само товарищество как юридическое лицо. При этом судебная (арбитражная) практика исходила из того, что имущество акционерного и иного хозяйственного общества, товарищества принадлежит ему на праве собственности (п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17 сентября 1992г. № 13).

В работе проведены некоторые сравнения правовых систем дореволюционной, послереволюционной, современной России и зарубежных стран. Зарубежное зконодательство об обществах и товариществах имеет более чем двухсотлетнюю историю. С достаточной долей условности можно считать, что первым прообразом обществ и товариществ были регулируемые римским правом объединения частных лиц. По утверждению Томаса Хайдеманна, такая организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью, впервые была образована в Германии.[4]

В дальнейшем данный вид корпораций был заимствован Австрией. Где правовое регулирование соответствующих отношений почти полностью совпадало с нормотворческой практикой Германии. В начале ХХ века общества с ограниченной ответственностью получают распространение в России, США и странах западной Европы.

Общество возникло как переходная (средняя) форма между существовавшими полным товариществом и акционерным обществом. При этом общество с ограниченной ответственностью заимствовало признаки предшествующих товариществ и обществ. Экономической основой деятельности общества является включение в гражданский оборот капитала небольшой группы лиц или части капитала одного лица, при ограничении предпринимательского риска участников и при возможности лично осуществлять и контролировать деятельность общества. Именно эти обстоятельства выявили преимущества обществ с ограниченной ответственностью для создающих их лиц: возможность участниками принимать непосредственное участие в предпринимательской деятельности общества; ограниченный количественный состав и возможность контролировать изменения в составе участников; отсутствие ответственности по обязательствам общества (как общее правило) и риск, ограниченный пределами принятой на себя доли участия в капитале.

В настоящее время общества с ограниченной ответственностью действуют во многих развитых странах, но наиболее широкое распространение они получили в государствах континентальной Европы. В Германии действует закон об обществах с ограниченной ответственностью от 4 июля 1980 г.; во Франции этому виду корпораций посвящен специальный раздел закона о торговых товариществах 1966г.; в Швейцарии статус таких обществ регулируется отдельными нормами Обязательственного закона. Причем нормы, установленные в германском законе об обществах с ограниченной ответственностью, оказывают заметное влияние на законодательство и практику других стран. Некоторые его принципы и нормы восприняты и российским законодательством.5

Правовое регулирование обществ с ограниченной ответственностью как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах отличается от норм акционерного законодательства большей диспозитивностью и предоставляет участникам таких хозяйственных обществ значительно более широкий выбор при определении их организационной структуры, формировании уставного капитала, установлении внутренних правил и процедур и решении других вопросов.

Система прав участников общества с ограниченной ответственностью имеет достаточно сложную структуру. Это связано с тем, что непосредственно определению прав участников посвящена только одна статья Закона (ст.8), а положения, прямо или косвенно регулирующие права участников, закреплены по крайней мере, в шестнадцати его статьях. Поэтому при помощи системно-структурного метода права участников общества классифицируются на основные и дополнительные. Данная классификация позволяет четко представить характер и направленность этих прав. Основные права участников общества определены Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Эти права подразделяются на безусловные и права с условием. Безусловные права, в свою очередь, подразделяются на общие – объединяющие в себе права определенной группы, через которые достигается возможность их реализации, и конкретизирующие, т.е. детализирующие общие безусловные права.

Комплекс обязанностей участников общества не представлен так широко, как комплекс прав. Обязанности, также как и права, классифицируются на основные и дополнительные. Основные обязанности участников общества с ограниченной ответственностью перечислены в п.1 ст.9 Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Все обязанности, определенные уставом общества, помимо тех, которые предусмотрены Законом, являются дополнительными.

Теоретическая база дипломной работы состоит из научных трудов российских ученых-правоведов по общей теории права, гражданскому, предпринимательскому и банковскому праву: С.Д. Могилевского, К.П. Беляева, В.А. Горлова, В.А. Захарова, М.Ю. Тихомирова и других.

Эмпирическая основа работы – официальные документы и соответствующий нормативный материал государственных органов Российской Федерации, а также мой опыт практической работы в обществе с ограниченной ответственностью.

Положения, выносимые на защиту:

1) понятие общества с ограниченной ответственностью;

2) понятие и правовой статус участника общества;

3) основные и дополнительные права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью;

4) организация управления в обществе.

Отношения, возникающие при осуществлении обществом с ограниченной ответственностью его деятельности, и законодательство Российской Федерации как правовая основа функционирования обществ с ограниченной ответственностью, - являются предметом исследования моей дипломной работы.

С учетом вышеизложенного, цель дипломной работы – получение обоснованного представления о характере и особенностях реализации прав участников общества, о выполнении ими своих обязанностей, и наконец, выработка некоторых рекомендаций по совершенствованию правовой регуляции данных отношений.

Задачами дипломной работы являются следующие:

-анализ российского и зарубежного законодательства;

-комплексное изучение системы прав и обязанностей участников общества с ограниченной ответственностью;

-выделение существенных признаков определенных категорий прав и обязанностей участников общества;

-сравнение соответствующего действующего законодательства и реалий функционирования обществ;

-выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в отношении общества с ограниченной ответственностью и его участников.

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И ЕГО УЧАСТНИКАХ

Общество с ограниченной ответственностью является одной из самых распространенных организационно-правовых форм юридического лица, причем не только в России, но и во многих экономически развитых странах. Общество возникло как переходная (средняя) форма между существовавшими полным товариществом и акционерным обществом. При этом общество с ограниченной ответственностью заимствовало признаки предшествующих товариществ и обществ. Экономической основой деятельности общества является включение в гражданский оборот капитала небольшой группы лиц или части капитала одного лица, при ограничении предпринимательского риска участников и при возможности лично осуществлять и контролировать деятельность общества. Именно эти обстоятельства выявили преимущества общества с ограниченной ответственностью для создающих его лиц: возможность участникам принимать непосредственное участие в предпринимательской деятельности общества; ограниченный количественный состав и возможность контролировать изменения в составе участников; отсутствие ответственности по обязательствам общества (как общее правило) и риск, ограниченный пределами принятой на себя доли участия в капитале.

 Общество с ограниченной ответственностью является широко распространенной в мировой практике разновидностью корпораций, возникновение который относится к концу Х1Х века. Первый закон об обществах с ограниченной ответственностью был принят в 1892 г. в Германии. В дальнейшем данный вид корпораций был заимствован Австрией, где правовое регулирование соответствующих отношений почти полностью совпадало с нормотворческой практикой Германии. В начале ХХ века общества с ограниченной ответственностью получают распространение в России, США и странах Западной Европы.   

В настоящее время общества с ограниченной ответственностью действуют во многих развитых странах, но наиболее широкое распространение они получили в государствах континентальной Европы. Законодательное регулирование деятельности обществ с ограниченной ответственностью в Российской Федерации до недавнего времени было ограничено лишь несколькими статьями ГК РФ. Принятый 8 февраля 1998 г. и вступивший в силу Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» достаточно подробно регулирует правовое положение ООО. На данный момент это самая распространенная организационно-правовая форма коммерческих организаций. Сегодня в России насчитывается более 600 тысяч обществ с ограниченной ответственностью[5].

Общество обладает рядом признаков, позволяющих установить его место в ряду других хозяйственных товариществ и обществ:

- ООО, как и все хозяйственные товарищества и общества, является юридическим лицом;

- отсутствие ответственности участников общества по обязательствам ООО;

- общество с ограниченной ответственностью является организацией, объединяющей имущество участников;

- уставный капитал общества разделен на определенное число частей (долей);

- наличие обязательственных отношений между участниками общества;

- внутреннее строение общества (как и акционерного общества) подразумевает необходимость органов управления, действия которых являются действиями самого общества.

При рассмотрении вопросов, связанных с созданием обществ с ограниченной ответственностью и их правовым положением в целом, очень важными являются те, которые связаны с возможностью участия в обществе. Кто может быть участником общества с ограниченной ответственностью?

 Основные правила об участниках ООО установлены ст. 66 и 88 Гражданского кодекса РФ и ст. 7-9 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно п.1 ст.7 Закона в Российской Федерации участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Это означает, что в составе участников общества с ограниченной ответственностью могут быть: а) только граждане (гражданин);

      б) только юридические лица (юридическое лицо);

      в) одновременно граждане (гражданин) и юридические лица (юридическое лицо).

 Право гражданина на предпринимательскую деятельность основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации. Статья 18 ГК РФ, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает саму возможность заниматься такой деятельностью. Одной из форм реализации данной возможности может являться участие гражданина в обществе с ограниченной ответственностью.

Для того, чтобы быть субъектом предпринимательской деятельности, гражданин должен быть способен реализовать это право, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 ГК РФ). Поэтому участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и т.п.[6]

 Гражданская дееспособность возникает с наступления совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Законом закреплены два исключения, когда дееспособность в полном объеме приобретается до достижения восемнадцатилетнего возраста.

Во-первых, это вступление несовершеннолетнего в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

 Во-вторых, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация), если он, достигнув шестнадцати лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст.27 ГК РФ).

   Гражданский кодекс РФ ввел новое понятие, не использовавшееся ранее в гражданском законодательстве России – эмансипация. Оно означает объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным при наличии определенных условий.

 Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

   Таким образом, участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет с учетом правил, установленных ст. 27 ГК РФ. Поскольку занятие предпринимательской деятельностью во времени должно предшествовать эмансипации, представляется, что регистрирующие органы не вправе препятствовать 16-летнему несовершеннолетнему быть учредителем или иным участником хозяйственного общества, но при условии, что он выразит намерение пройти процедуру эмансипации и представит доказательства согласия родителей (усыновителей, попечителя) на осуществление им предпринимательской деятельности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности в установленном порядке, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст.26 ГК РФ).

    Согласно п.2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, а также осуществлять права автора и собственника результатов интеллектуальной деятельности. Встает вопрос, могут ли такие несовершеннолетние самостоятельно за счет своего заработка либо стипендии вступить в общество? Такое возможно. Однако осуществлять права участника общества от имени несовершеннолетних должны полностью дееспособные лица.

   Родители, усыновители или опекун вправе от имени ребенка совершать любые сделки, в том числе участвовать в создании общества. Однако, если участие в составе общества предполагает уменьшение имущества малолетнего либо подопечного, для совершения сделки необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства (п.2 ст.37 ГК РФ).

 Согласно п.4 ст. 66 ГК РФ и п.1 ст.7 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», федеральным законом может быть ограничено участие определенных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью.

     Такие ограничения установлены для государственных служащих. Согласно ст.11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление государственной службы на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций.

   Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространил ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих, на муниципальных служащих. А Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с точностью воспроизвел положения Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», ограничивающие муниципальный служащих в праве выступать участниками коммерческих организаций, в том числе и участниками хозяйственных обществ.[7]

   Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы (п.7 ст.10 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих»).

Запреты, имеющие более частный характер, содержатся в федеральных законах, регулирующих соответствующие сферы деятельности. Так, согласно ст.18 Федерального закона от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, по общему правилу, запрещено заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации. Поскольку служащие указанных органов, как и другие военнослужащие, являются государственными служащими, в отношении указанных лиц применяются правила ст.11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

По общему правилу юридические лица наряду с гражданами также могут быть участниками обществ с ограниченной ответственностью в силу своей правоспособности (ст. 49 ГК РФ), возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица.

Однако данное правило не распространяется в полной мере на хозяйственные общества, состоящие из одного лица. Если же в хозяйственном обществе несколько участников, то хозяйственное общество, состоящее из одного лица, вправе быть его участником. Финансируемые собственниками учреждения вправе выступать участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом (п.4 ст.66 ГК РФ). При участии юридических лиц в обществах следует обращать внимание на нормы закона и учредительных документов, регламентирующие порядок принятия решения органами юридического лица об участии в таком обществе. Например, в акционерном обществе решение должно быть принято советом директоров (ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах»); общее собрание акционеров, если оно не исполняет функции совета директоров, не вправе решать данный вопрос (п.3 ст.48 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

 Статья 7 Закона вслед за Федеральным законом «Об акционерных обществах», вступившим в силу с 1 января 1996 г. запрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать в качестве участников общества с ограниченной ответственностью кроме случаев, когда такая возможность предусмотрена федеральными законами.

  Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (ст.124 ГК РФ).

К названным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Основная особенность при возникновении гражданско-правовых отношений с участием Российской Федерации и муниципальных образований заключена в том, что от их имени выступают соответственно органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Собственником имущества, составляющего государственную или муниципальную собственность, является соответственно государство или муниципальное образование. От их имени права собственника осуществляют названные выше органы (ст.125,126 ГК РФ).

С другой стороны, такие органы являются учреждениями, наделенными властными полномочиями и управленческими функциями. С точки зрения гражданского законодательства они представляют не свои интересы, а интересы собственника. Поэтому они самостоятельно не вправе быть участниками обществ, если иное не установлено законом.

   Государственные органы и органы местного самоуправления это особые субъекты, у которых гражданская правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью. Поэтому для участия в обществе как муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов государственной и муниципальной власти), так и указанных органов как самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном законе, предоставляющее такую возможность.

 В настоящий момент только действующее законодательство о приватизации (в смысле п.4 ст.66 ГК РФ) содержит нормы, регулирующие отношения по участию в хозяйственных обществах государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» устанавливает, что внесение государственного, муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ является способом приватизации государственного и муниципального имущества. Поэтому участие государственных и муниципальных органов в обществах путем внесения имущества соответствующего публично-правового образования может быть осуществлено только в порядке, установленном приватизационным законодательством.

 Запрет на участие государственных органов в хозяйственных обществах, установленный в п.2 ст.7 Закона, действует в отношении представительных и исполнительных органов, а также судов.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в совместном постановлении Пленумов «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[8] дали разъяснение о том, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать такие общества предоставлено соответствующим органам федеральным законом или иными правовыми актами, изданными до введения в действие Гражданского кодекса РФ. В случаях, когда учредителем хозяйственного общества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие ГК РФ его учредителем признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

 Здесь следует иметь в виду, что учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до 1 марта 1998 г., должны быть приведены в соответствие с Законом не позднее 1 января 1999 г. До этого они применяются в части, не противоречащей Закону. Федеральных законов, прямо предусматривающих право государственных органов (органов Российской Федерации и органов ее субъектов) участвовать в обществах с ограниченной ответственностью, в настоящее время нет.

 Несколько иначе обстоит дело с органами местного самоуправления. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности, а также решение вопросов их реорганизации и ликвидации предусмотрено ст.30 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С одной стороны, специальная норма Закона (п.2 ст.7) казалось бы, предусматривает изъятие из этого правила, когда речь идет об обществах с ограниченной ответственностью, но в то же время отсылает к федеральным законам, которые могут предусмотреть иное. Кроме того, п.3 ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя полномочие органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, закрепляет, в частности, их право передавать объекты такой собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать их в установленном порядке и совершать с ними иные сделки.

Термин «иные» в данном случае позволяет местным органам распоряжаться муниципальным имуществом любыми правомерными способами в пределах, определяемых предметами ведения местного самоуправления (ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Понятие «сделки», установленное в ст.153 ГК РФ позволяет местным органам использовать муниципальное имущество, в частности, для создания обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ.

В данном случае имеет место коллизия законов, которую вряд ли можно устранить путем толкования. Устранить ее должен законодатель. 

 Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом (гражданином или юридическим лицом). Ограничение здесь установлено только одно – учредителем и участником такого общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Зарубежное законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, как правило, требует наличия в таком обществе не менее двух учредителей. Однако в Германии законом об обществах с ограниченной ответственностью 1980 г. допускается возможность создания подобных корпораций одним лицом. Гражданский кодекс РФ и Закон восприняли указанное правило.

 Если общество учреждено одним лицом, данное лицо становится и его единственным участником, что, однако. Не исключает в дальнейшем возможности приема третьих лиц в состав участников общества с соблюдением установленных Законом правил об увеличении уставного капитала, изменении устава и др. В этом случае участник, учредивший общество, будет продолжать оставаться его единственным учредителем, но общество уже не будет являться хозяйственным обществом с единственным участником.

 И наоборот, общество с ограниченной ответственностью, имеющее несколько участников, может впоследствии трансформироваться в общество с одним участником. Это возможно, например, в случае выхода (ст. 26 Закона и комментарий к ней) или исключения (ст.10 Закона и комментарий к ней) участников общества, разделения общества с ограниченной ответственностью с передачей его прав и обязанностей вновь созданным обществам (ст.54 Закона и комментарий к ней), каждое из которых состоит из одного лица и др.

     К обществам с ограниченной ответственностью с одним участником применяются правила, установленные Законом.

Исключение составляют случаи, когда для таких обществ Законом установлены специальные нормы (например, п.1 ст.11, ст. 39 и др. Закона) или когда применение общих норм Закона вступило бы в противоречие с самой сущностью соответствующих отношений.

 Целесообразно обратить внимание на ограничение количественного состава участников общества с ограниченной ответственностью, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Законом. Согласно п.1 ст.88 ГК РФ число участников общества с ограниченной ответственностью не может превышать числа, установленного законом о таких обществах. Закон (п.3 ст.7) определяет, что число участников общества не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников общества превысит данный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного предела. То оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

  Таким образом, если число учредителей общества превысит пятьдесят, т.е. в создании хозяйственного общества будут участвовать 51 и более лиц, то такое общество должно изначально создаваться в форме открытого акционерного общества, поскольку в силу п.3 ст.7 Закона оно не может быть создано в качестве общества с ограниченной ответственностью и в силу п.2 ст.10 Федерального закона «Об акционерных обществах» не может создаваться в виде закрытого акционерного общества.

  Если в процессе деятельности общества в результате приема в состав его участников третьих лиц, слияния обществ и т.п. общее количество участников станет равно или более 51, то такое общество обязано преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (правила о преобразовании общества с ограниченной ответственностью предусмотрены ст.56 Закона). Для подготовки и проведения преобразования Закон в качестве общего правила отводит один год с того момента, когда количество участников соответствующего общества превысило 50 лиц. Этот момент определяется по дате вступления в силу решения органа общества, согласно которому число его участников превысило допускаемый Законом предел. Специальные правила преобразования обществ с ограниченной ответственностью, действующие только до определенного срока, установлены в ст.59 Закона.

  В случае несоблюдения требований императивных норм, установленных п.3 ст.7 Закона общество с ограниченной ответственностью подлежит принудительной ликвидации (ликвидация общества – ст. ст. 57, 58 Закона).

   Создание общества может быть осуществлено путем учреждения, т.е. создания вновь, либо путем реорганизации действующих юридических лиц.

  Порядок государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, а также перечень документов для регистрации определен в новом Федеральном законе РФ от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»[9].

Для учреждения общества учредители заключают договор, в котором обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительный договор должен отражать состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.

Другим учредительным документом наряду с учредительным договором общества является устав общества, утверждаемый всеми участниками. Положения устава общества имеют преимущественную силу для третьих лиц и участников общества, если положения учредительного договора не соответствуют положениям устава общества.

  Если общество учреждается одним лицом, учредительным договором является только устав, утвержденный этим лицом (п.1 ст. 11 Закона об обществах). В этом случае Закон об обществах не обязывает включать в содержание устава данные о единственном учредителе (участнике), как это содержится в п.6 ст.98 ГК РФ в отношении акционерного общества.

Общество считается созданным с момента государственной регистрации.

          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: