Представительский орган парламент самоуправление

Введение

Настоящая дипломная работа представляет собой самостоятельное исследование по теме «Правовые основы деятельности представительного органа города Нижнего Новгорода». На мой взгляд, одним из необходимых критериев определения понятия правового государства является наличие четко и в соответствии с требованиями федерального законодательства функционирующей системы местного самоуправления. В связи со сложным геополитическим строением, национальной многогранностью и масштабными размерами нашей страны проявился ряд не решенных проблем в системе организации и контроля местного устройства управления (иначе - муниципального управления). В соответствие с положениями федерального законодательства, одной из главных функционирующих структур, представляющих систему местного самоуправления в РФ является представительный орган. В каждом из муниципальных образований субъектов РФ предусмотрен свой порядок формирования представительного органа, но так или иначе, главная цель его создания - эффективное и результативное решение насущных вопросов местного значения. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление. На мой взгляд, в настоящее время вышеупомянутая структура в Нижнем Новгороде не достигает своей главной цели в связи с отсутствием системы контроля ее деятельности, в связи с наличием такого социального качества у граждан - как правовой нигилизм.

Тема моей работы является актуальной в связи с тем, что в настоящее время весьма остро стоит вопрос о деятельности гордумы в связи с последними скандальными прогулами и невозможностью применить к депутатам какие-либо санкции. Это очень важная проблема и имеет она ряд отрицательных последствий, в том числе дискредитация института представительства в целом и гордумы в частности, потеря стабильности в городе, несвоевременное и некачественное решение общегородских проблем, создание неустойчивости положения гордумы в представлении граждан и др. Все это показывает необходимость изучения проблемы и поиска подходящих ее решений. В связи с тем, что идет постоянное развитие права и обновление законодательства, написание моей дипломной работы требует тщательного изучения юридической литературы.

Объектом работы стало исследования правовых основ деятельности представительного органа г. Нижнего Новгорода.

В качестве предмета исследования я бы указала: понятие муниципального устройства и представительного органа, как его структурной единицы; принципы, понятие и действие функциональной и структурной организации представительного органа; положения федерального и местного законодательства, охватывающие вышеуказанные понятия.

Мною преследовались как теоретическая, так и практическая цели при написании работы. К теоретической можно отнести изучение нормативно-правового научного и учебного материала, анализ его положений и постулатов, рассмотрение взаимосвязи между федеральным и местным законодательством, выявление недостатков последнего; рассмотрение основных освещенных проблем в научной литературе; рассмотрение основных терминов и понятий, необходимых для изучения темы в рамках учебной литературы. Практической целью явилась разработка положений, позволяющие наладить систему контроля за деятельностью представительного органа. (теоретическая изучить, оценить, рассмотреть, проанализировать; практическая разработка … изменений).

Задачи, подлежащие решению в процессе анализа: выявление содержания явления местного самоуправления в целом; конкретизация и систематизация положений законодательства, демонстрирующих гарантии и ответственность со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления в отношении населения муниципального образования; ознакомление, описание и изучение законодательно закрепленной структурной и функциональной организации представительного органа г. Нижнего Новгорода; анализ деятельности представительного органа г. Н.Новгорода; формулировка путей решения имеющихся проблем, препятствующих эффективному функционированию вышеупомянутого представительного органа.

Была предпринята попытка использования как общенаучных, так и частнонаучных методов. Среди общенаучных мною были использованы диалектический, системный, аналитический, методы. Среди частнонаучных, при исследовании и анализе нормативно-правового материала применялись нормативно-логический, сравнительно-правовой, и социологический методы.

Теоретической базой исследования послужила учебная литература, статьи из специализированных периодических изданий, некоторая дополнительная литература, в которых отражены и детализированы основные категории и понятия исследуемой темы, освещены ее основные проблемы и предложены различные подходы к их решению. Авторами вышеуказанных источников являются Л.В. Лазарев, О. Е. Кутафин, М.В. Баглай, Н.И. Матузов, А.В. Малько, С.В., Королев, А.А. Подсумкова, И.В. Ракевич, О.Ю. Маслов, Е.С. Шугрина и др.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91, Регламент городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.11.2006 № 38., Устав Балашихинского района Московской области (от 27.05.1997 N 13/45) и др.

В качестве введения, я бы хотела дать краткий исторический очерк корней принципа народного представительства.

В XVII-XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

Исторически предшественниками органов, олицетворяющих идею народного представительства, можно считать представительные учреждения в демократических государствах Древней Греции и в Древнем Риме. С XII века начали развиваться парламентские учреждения в Англии, а затем и в ряде других европейских стран, где, однако, они сначала были только сословно-представительными учреждениями, выполнявшими функцию ограничения власти монарха. Именно в Англии укоренился термин «парламент», который произошел от французского слова «говорить».

ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament от фр. раr1ег - говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно "Парламентом" этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т.д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура Парламента.

В XVIII и XIX веках парламенты были конституционно учреждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права (хотя и с большими отклонениями) в США и большинстве европейских стран. В России этот орган (Государственная Дума) появился намного позже - после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. и в результате длительной борьбы с самодержавием.

Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другими выдающимися мыслителями, повсеместно воспринималась как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации подлинно демократической власти. Однако в разных странах в зависимости от конкретных условий она воплощалась в различных конституционно-правовых формах. В Англии, например, был признан принцип верховенства парламента, вследствие чего вся система власти стала называться «парламентским правлением» (формально она трактуется таким образом и по сей день). В США, которые сразу и наиболее последовательно восприняли концепцию разделения властей, парламентское учреждение (Конгресс) оказалось в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. И в Англии, и в США парламенту отводились законодательная власть и принятие бюджета, но принцип верховенства парламента признавал за парламентом Англии также функцию контроля над правительством. Постепенно все страны мира - как монархии, так и республики - с различными модификациями в основном восприняли одну из этих основных моделей.

Следовательно, в конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства всецело определяется формой правления. В парламентской республике и парламентарной монархии парламент, олицетворяя верховную власть, формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство (это не исключает отдельных контролирующих полномочий парламента). Государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государства, называют парламентаризмом, в то время как для двух других форм правления этот термин не применяется. Существование парламента в той или иной стране, это еще не установление парламентаризма. Не является государством парламентаризма и современная Россия, этот термин иногда употребляют здесь просто для характеристики всего, что связано с парламентом, т.е. без точного научного смысла.

Политическая история помогает выявить преимущества различного положения парламента в системе органов государства. Определенные преимущества, как и недостатки, свойственны любой форме правления. Так, в парламентарных государствах правительство, которое может существовать только при наличии в парламенте большинства поддерживающих его депутатов, легко проводит нужные ему законы и игнорирует критику оппозиции. Эта форма правления, однако, хороша только при условии стабильности двухпартийной политической системы, а без этой стабильности или в условиях многопартийной системы неминуемо возникают так называемая министерская чехарда, т.е. частая смена состава правительства, и трудности в принятии законов. В дуалистических формах, напротив, глава государства и его администрация (правительство) стабильны на весь срок легислатуры, но исполнительная власть сталкивается с трудностями в проведении через парламент нужных ей законов и особенно бюджета, если большинство в парламенте принадлежит оппозиционным партиям. Форма правления и свойственное ей положение парламента, таким образом, во многом обнаруживают свою эффективность или неэффективность в зависимости от партийной системы, складывающейся в той или иной стране.

В тоталитарных государствах народное представительство всегда фиктивно, поскольку парламент через принимаемые им законы только оформляет решения руководства правящей партии. Таким было это представительство и в советской России. Верховный Совет искусственно включал представителей всех слоев «трудового народа» и формально олицетворял верховенство власти. Он назначал и освобождал правительство, принимал законы и утверждал бюджет, но на деле не обладал даже подобием независимого и свободного органа власти. Такое народное представительство только попирало суверенитет народа, комуфлируя жесткую диктатуру. Только с началом перестройки и реформ начинается возрождение парламентских учреждений - и то поначалу с громоздкого двухэтажного представительного органа (Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР). Отсутствие нормальной структуры представительного органа и его постоянное вмешательство в прерогативы исполнительной власти в немалой степени послужили причиной трагических событий октября 1993 года, вынудивших исполнительную власть применить силу.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: