Пятидесятники накануне 9 страница

По окончании срока мужу вместо паспорта дали справку, в которой указали: «Судим по ст. 58, пункт 10, пресвитер баптистов, неисправим». И сослали в Сибирь. С таким документом никуда на работу его не брали. Не брали и меня, как жену пресвитера. Работать пришлось ему с перебоями на стройках, а мне пришлось дисквалифицироваться и после многих месяцев едва устроиться на работу. Питались ужасно.

Так продолжалось до 1936 г., когда снова мужа взяли, и через 9 месяцев его судила спецколлегия Омского суда. Все свидетели против него на суде отказались от своих ложных показаний на основании того, что при следствии к ним применялись насилие и пытки. Мужа освободили, а дело послали на доследование. Через 2 месяца он был взят и в 1937 году «тройкой» снова осужден по ст. 58 п. 10 на 10 лепи Там он и погиб.

Вся моя жизнь и детство моего сына Георгия прошли по следственным органам и у ворот тюрьмы.

Это было тяжкое время культа личности, которое теперь осудили.

«Прошлое не должно никогда больше повториться». Так говорит СССР в ООН перед лицом всего мира.

Что же происходит сейчас: не повторение ли, не продолжение ли прошлого, когда моя семья уничтожается? Нам созданы условия специальные, чтобы погубить. Мой сын под следствием, его жена Надежда лишена в течение года работы (на днях Подольский райисполком г. Киева официально сообщил, что не предоставит ей работу), а у них трое детей. Дети, дождавшись этих лучших времен, если судить по заявлению т. Федоренко в ООН, морально страдают оттого, что отца должны судить, матери не дают работу.

При обыске у моего сына был подвергнут обыску и мой дом, причем были забраны документы на право собственности дома, который мы построили вместе со своим вторым мужем на свои трудовые средства и 80 % работ было сделано своими руками. Дошли даже до того, что во время обыска отобрали 55 кусочков вьетнамского мыла весом по 250 граммов, принадлежащего двум семьям в количестве 6 человек, и которые я купила перед уходом на пенсию в 1962 г., когда еще не было никаких осложнений со снабжением.

Разве это не террор, Никита Сергеевич? Два месяца я ждала терпеливо, что возвратят мне документы на дом, но напрасно. Мне было заявлено в прокуратуре Советского района г. Киева, что разговор об этом будет после суда над сыном.

В чем же дело? Какое узкасное преступление совершила моя семья? Я трудилась 30 лет и ни разу не судилась, сын мой тоже известен как скромный труженик, невестка была лучшим педагогом района, не имела ни одного выговора во время своей работы или порицания. Мы всю жизнь добывали хлеб своими руками, дом построили своими руками, так как не имели жилища, жили в аварийном доме. Дом строили с 1953 по 1956 год.

Посылая Вам просьбу о прекращении действий геноцида над моей семьей, могу ли я ставить благополучие моей семьи отдельно от всего, что происходит в нашей стране, с моими единоверцами евангельскими христианами-баптистами?

Вся страна, Никита Сергеевич, охвачена стоном, слезами, актами насилия, угроз, тюремных заключений, люди лишаются работы и куска хлеба и, что самое ужасное, дети лишаются родителей, то есть создаются условий для уничтожения, геноцида группы людей -баптистов, составляющей около 300 тысяч человек в нашей стране.

«Прошлое не должно повториться».

Прошу Вас, Никита Сергеевич, дать указание прекратить действия геноцида над моей семьей, возвратить мне, пенсионерке, документы на право владения домом и прочее, изъятое при обыске, дать распоряжение трудоустроить невестку и прекратить следствие над сыном, но не только над ним, но и другими, освободить всех баптистов, братьев наших, осужденных по произволу судебных властей беззаконно по ст. 209 УК УССР и ст. 227 РСФСР, а также прекратить террор и насилие над сотнями тысяч верующих, требующих отделения государства от церкви.

Этого требует справедливость - Божественная и человеческая.

От этого зависят покой, мир и благоденствие нашей Родины, ибо слезы угнетенных и обиженных вопиют к престолу Бога.

Да просветит Господь Ваш ум и сердце, чтобы исполнить всякую правду. 1030

При чтении этого письма, наверное, даже каменное сердце должно было бы дрогнуть Но у советских чиновников сердца были деревянными И письмо Лидии Вине равнодушно подшили в папку Совета по делам религиозных культов Где и нашел я его с дрожью в руках и болью в сердце, работая в Киеве в архиве на Соломенской улице, почти тридцать лет спустя, когда развалился Советский Союз, а «покой, мир и благоденствие нашей Родины» оказались под большим вопросом, ибо «слезы угнетенных и обиженных» дошли до престола Божьего.

Между съездами ВСЕХБ 1963-1966 гг.

После съезда 1963 г. внимание ВСЕХБ было также самым серьезным образом приковано к укреплению единства с христианами веры евангельской, которые вошли в союз со ВСЕХБ - и неудивительно, ибо в пылу борьбы с Оргкомитетом, который все больше набирал силу и влияние, было очень легко потерять и пятидесятников. Руководствуясь решением съезда о дальнейшем проведении работы по единству ХВЕ с ЕХБ и укреплению этого единства, 4-6 декабря 1963 г. в Киеве собрали собеседование, как было сказано в официальных документах, «с видными работниками бывшего союза ХВЕ, состоящими в единстве с ЕХБ», а также были приглашены на это собеседование и некоторые служители из числа не объединившихся ХВЕ.

Это собеседование, в котором приняли участие 19 человек, было посвящено «вопросу единства»

Впоследствии старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев в своей докладной записке сообщал в Москву:

1. Все участники собеседования выработали и приняли Обращение ко всем ХВЕ, находящимся вне единства, с призывом, придти к единству. Все участники собеседования подписали это Обращение, и оно было распространено по всем областям Украины в тех общинах, где имеются неприсоединившиеся ХВЕ.

2. Всем старшим пресвитерам областей Украины, нами было дано указание, чтобы они включились в эту работу, т. е. в работу по объединению еще не объединившихся ХВЕ и привлекли бы для этого пресвитеров и других работников, которые могли бы быть полезными в этом деле. Основой проведения работы являлось выше упомянутое Обращение. Мы отмечаем, что почти все старшие пресвитера и многие работники общин с особой ревностью и старанием начали проводить и проводят работу по объединению еще не объединившихся ХВЕ.

3. В результате проведенной работы, только в конце 1963 г. по областям Украины, присоединилось из бывших ХВЕ- 705 чел., которые влились в зарегистрированные общины ЕХБ.1031

Особенно отмечалось в этом сообщении положение в Винницкой и Волынской областях. Андреев писал:

В Винницкой области присоединилось из бывших ХВЕ к ЕХБ - 180 чел., В этой работе мы отмечаем усердный труд пресвитера общины ЕХБ г. Хмельник бр. Глуховского B. C. (из бывших ХВЕ). Мы считаем, что брат имеет способность, и мы намерены и дальше использовать его в этой работе. В Волынской области мы отмечаем, прежде всего, ревностный труд старшего пресвитера по этой области брата Нестерука А. А., который ведет постоянную работу по объединению еще не объединившихся ХВЕ.1032

«Всего по всем областям Украины, заканчивал Андреев, присоединилось из бывших ХВЕ - 1.455 человек». (За время с 1 января по 31 августа 1964 г.). Он заверял, что «мы стараемся, с нашей стороны, делать все возможное для дальнейшего объединения еще не объединившихся ХВЕ и добиваться регистрации присоединившихся общин из бывших ХВЕ».1033

В отчете Президиума ВСЕХБ за период с октября 1963 г. до 1 сентября 1964 г. говорилось, что «по имеющимся статистическим данным, присоединившихся пятидесятников числится 21.660 человек, неприсоединившихся, по неточным данным, числится около 15.000 человек», причем о незарегистрированных пятидесятниках было сказано, что они, в большинстве своём, являются крепкими пятидесятниками, которые, будучи фанатично воспитаны в своих особых взглядах, не имеют желания соблюдать «Августовское соглашение».1034

В то же время активной работой «по объединению» занимались государственные структуры и службы. Вот что писал уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Крымской области А. Глухов 15 мая 1964 г. в своем секретном сообщении председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. А. Пузину и уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Украинской СССР К. З. Литвину:

Вернувшийся из заключения Пешков Демьян Архипович, 1927 г. рождения, проживающий в Симферополе по ул. Парижской, 14, развернул работу по активизации деятельности пятидесятников в Симферополе и других городах Крыма. «Соседями» проводятся мероприятия по пресечению деятельности Пешкова.

За антиобщественную деятельность прокуратурой арестован руководитель группы пятидесятников в гор. Феодосии-Асланиди. Ведется следствие. О ходе и результатах судебного процесса сообщу отдельной докладной запиской.

Предварительные разговоры с лицами, через которых мы рассчитываем повлиять на основную группу раскольников, дают основания предполагать, что нам удастся провести объединение на основе признания решений съезда и нового устава ВСЕХБ. Нами размножены документы съезда ВСЕХБ и даны всем пресвитерам и исполнительным органам религиозных обществ для проведения соответствующей работы с верующими, отколовшимися от общин.1035

Местные власти продолжали оказывать всяческое давление на поместные общины. 27 апреля 1964 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Львовской области Савичев сообщал своему начальству в Киев и Москву:

3 апреля 1964 года поступили материалы от комиссии содействия Золочевского района, Львовской области Кутянский Петр за последнее время допускает систематические нарушения Советского законодательства о культах. Он привлекает детей школьного возраста к изучению Библии и прививает к ним изуверства (так в документе - В. Ф.) во время служения в молитвенном доме. Участники указанной общины до 1947 года являлись сектантами пятидесятниками, затем присоединились к ЕХБ. Пресвитер Кутянский и ранее допускал нарушения законодательства о культах, имел неоднократные предупреждения, однако из них выводов для себя не сделал. За эти нарушения Кутянский снят с регистрации, а исполнительный орган предупрежден.1036

Уполномоченный Совета по религиозным культам Николаевского облисполкома Б. Шлепенков в информационной записке «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС и ЦК КП Украины «О мероприятиях по усилению научно-атеистического воспитания населения» вдохновенно сообщал:

В марте 1964 г. комиссией содействия Николаевского сельского совета Вознесенского района установлено чтение пятидесятнических проповедей пресвитером религиозного общества Косовским (Косовский снят мною с регистрации).

29 марта 1964 г. через членов комиссии содействия Вознесенского горисполкома Древинскую Т. Н. и Жежель 3. А. было установлено, что проповедник религиозного общества ЕХБ в г. Вознесенске Максимов (работает рентгенотехником), читая проповедь, стремился запугать верующих неизбежностью страданий, если кто-либо из них отступит от «Божьего учения». В своей проповеди Максимов сказал: «Бог все видит, как рентген, поэтому мы с вами, братья и сестры во Христе, должны неотступно почитать его, а тот, кто отступит от слова Божьего, тот будет обречен на страданье и отвергнут Богом». (Максимов отстранен от проповеднической деятельности).1037

Продолжались также суды над верующими, которые в такое объединение идти не желали. Например, в начале 1964 г. в с. Головлево Доманевского района Николаевской области были осуждены служитель церкви пятидесятников И. И. Уманец, 1895 года рождения (ему было около 70 лет!) и его жена Е. С. Уманец.

Уже упомянутый уполномоченный Николаевского облисполкома Б. Шлепенков сообщал в своей докладной записке:

Особенно вредное влияние пятидесятники оказывали на детей, запрещали им участвовать в школьных кружках, заставляли посещать сектантские сборища, старались полностью изолировать их от общественной жизни и сделать из них духовных калек.

Преступная деятельность Уманца И. И. и Уманец Е. С. предварительным следствием была доказана полностью и уголовное дело на них прокуратурой было передано в народный суд.

В целях раскрытия перед населением реакционной идеологии секты и преступной деятельности обвиняемых, по согласованию с партийными органами судебный процесс был проведен показательный 26 апреля 1964 года в клубе села Мариновка, Доманевского района с участием двух общественных обвинителей. О судебном процессе заранее объявлялось по местной радиотрансляционной сети и суд проходил при переполненном зале, вместившем до 500 человек, среди которых были представители общественности, лекторы-атеисты, а также сектанты-пятидесятники и верующие других религиозных течений. На этот процесс были приглашены работники печати, радио и телевидения.

Перед началом судебного заседания демонстрировались кинофильмы на антирелигиозные темы: «Это тревожит всех», «Он не придет никогда» и «Правда о сектантах-пятидесятниках», а в перерывах между заседаниями - кинофильм «Снова к звездам».

Особое возмущение у присутствующих вызвал ответ Уманца, что он не будет подчиняться законам советского государства, где у власти находятся безбожники.

На вопрос прокурора, почему он нарушает советские законы, тогда как в самом Евангелии сказано о подчинении властям, Уманец ответил, что со времени написания Библии прошло две тысячи лет и этот пункт к советской власти не относится, это касается США и др. стран, где у власти находятся верующие, и их законам он бы подчинялся. После такого ответа среди присутствующих были открытые высказывания: «Что с ним церемониться, нужно его строго осудить и изолировать от общества, а то мы с ним рассчитаемся».1038

Стоит обратить внимание на такую «объективность» советского суда, когда перед судебным процессом показывают пасквильные фильмы, полные злобной клеветы на верующих, накаляют страстную ненависть толпы, готовой «рассчитаться с этими сектантами» сейчас же и своими собственными руками!

Рассмотрев дело, суд Доманевского района приговорил Уманца И. И. к пяти годам лишения свободы в ИТК и к пяти годам ссылки, несмотря на его возраст, который вряд ли мог оставлять надежду, что он доживет до освобождения. Была осуждена также его жена. Уполномоченный злорадно сообщал, что «приговор народного суда был воспринят общественностью с одобрением».1039

В то же время, для государственных чиновников стало совершенно очевидным, что лобовая яростная атака, направленная на уничтожение религии в СССР, захлебнулась, не достигнув своей цели. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР Литвин вынужден был 19 июня 1964 г. секретной почтой послать секретарю Центрального Комитета КП Украины А. Д. Скаби письмо, в котором говорилось:

В прошедшие годы по прошению местных Советов депутатов трудящихся по разным необоснованным и зачастую надуманным мотивам были сняты с регистрации более 300 сектантских религиозных обществ, которые фактически не прекратили свою деятельность и проводят отпущение культа нелегальным порядком. Принимая во внимание то, что раскольники в секте евангельских христиан-баптистов пытаются использовать нелегальное положение этих обществ в. своей антигосударственной деятельности и фактически за их счет пополняют свои ряды, мы и Комитет государственной безопасности при Совете Министров УССР считаем целесообразным часть этих религиозных объединений обновить на регистрации, и тем самым вывести их из подполья, легализировать их деятельность и взять под контроль органов власти.

Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР эти меры полностью одобрил. Просим Вашего согласия на проведение этих мер.1040

Руководство ВСЕХБ рассылало по общинам воззвание за подписью Андреева под названием: «Всем объединенным общинам ЕХБ по Украине и ко всем не объединившимся ХВЕ», в котором говорилось о согласии Левчука войти в объединенный союз. В обращении, в частности, говорилось:

Сообщаем вам, что, осуществляя волю Господа «Да будут все едино», мы постоянно ведем работу по укреплению и расширению дела единства в нашем братстве. В конце прошлого года мы здесь в г. Киеве имели встречи и беседы с известным работником среди не объединившихся ХВЕ братом Левчуком Иваном Антоновичем. Мы пригласили его принять участие, как гостя, на съезде ЕХБ в г. Москве. Брат Левчук И. А. принял наше приглашение и был на съезде, где лично имел возможность ознакомиться с работой съезда, беседовать со многими братьями -работниками из бывшего Союза ХВЕ, которые сейчас трудятся в объединенных общинах ЕХБ, а также беседовал с работниками ВСЕХБ. После съезда брат Левчук И. А. заявил нам, что он не против единства, но желает лучше все узнать, чтобы иметь полную ясность о единстве ХВЕ с ЕХБ. Теперь, в мае месяце с. г. брат Левчук И. А. обратился к нам с заявлением о том, что для него нет больше причин оставаться вне единства и что он просит Киевскую общину ЕХБ принять его членом общины на условии Московского Соглашения о единстве.

Его заявление было представлено Киевской общине и 4-го июня с. г. единодушным решением членов общины брат был принят. Все приняли его заявление с радостью и молились, чтобы Господь благословил его дальнейшую жизнь и служение.

Вот об этом мы и извещаем всех вас, дорогие братья и сестры, и призываем всех, кто еще вне единства, последовать примеру брата Левчука И. А. Просим, молитесь о деле единства. Господне благословение да будет со всеми вами.1041

Очень скоро в ответ на такую рассылку стали приходить недоуменные письма от пасторов поместных общин с просьбой объяснить странную вещь: ведь Левчук-то, кажется, находится в тюрьме! Вот одно из таких писем, которое пришло в адрес Андреева из с. Маковичи Ковельского района Волынской области - его написал пастор ЕХБ Кузьма Кот.

Дорогой брат, мы сердечно приветствуем Вас и желаем Вам быть здоровыми и телом и душой!

Рад сообщить вам о том, что письмо Ваше, где Вы сообщали о присоединении бр. Левчука И. А., мы получили. Очень были тому рады, но недолго, так как к нам попала областная газета «Радянська Волынь», где явно говорилось о том, что Левчук Иван Антонович «получил по заслугам», т. е. находится в заключении. Это же подтверждает и его отец, который находится недалеко от нас. Мы рады верить Вам, так как Вы брат и работник ВСЕХБ, но не можем опровергать издательство газеты. Просим Вас, разъясните точнее, ибо мы начали распространять Ваше письмо, но столкнулись с сомнительными последствиями.1042

Как ответил на это письмо Андреев, выяснить мне не удалось. Письмо же недоумевающего пастора Кузьмы Кота оказалось, почему-то, переданным в Совет по делам религиозных культов, где я его и нашел. Может быть, это и есть ответ Андреева?

После всего этого легче понимать отчаянное письмо Оргкомитета по созыву Всесоюзного съезда церкви евангельских христиан-баптистов председателю Совета министров СССР Хрущеву Н. С. и возглавляемому им правительству, в котором говорилось:

Уважаемый товарищ Председатель!

Уважаемые члены Правительства!.

Седьмой раз Оргкомитет церкви ЕХБ обращается в правительственные органы нашей страны. Шесть предыдущих писем с ходатайством о разрешении на проведения Всесоюзного съезда Церкви ЕХБ, направленные в течение двух лет в Совет по делам религиозных культов, Генеральному Прокурору СССР т. Руденко и последнее, 2 января 1963 г., лично Вам, Никита Сергеевич, оставлены без ответа, благодаря чему вопрос о съезде перерастает в серьезную проблему, а законное и справедливое внутрицерковное движение за съезд тем временем подавляется государством путем репрессий, о чем свидетельствуют прошедшие за последние два года по всей стране судебные процессы над верующими ЕХБ.

Верующих увольняют с работы, исключают из ВУЗов и техникумов, производят у них обыски, конфискуют фисгармонии, магнитофоны, духовную литературу, личную переписку, дневники.

Все это делается самым ужасным образом. Например, в городе Харькове при конфискации собственного, только что отстроенного дома, буквально выкинули из дома во время дождя беременную женщину с плачущими детьми, разбросав им вслед не успевшую изготовиться пищу, дом после этого сделали зданием народной библиотеки им. Добролюбова. Конфисковали и использовали под библиотеки и для других целей дома верующих в городе Казани, Дедовске, Барнауле и других.

В г. Семипалатинске мать восьмерых детей лишилась мужа (его осудили как верующего), затем по иску прокурора постановил отобрать семерых детей, только для того, чтобы мать не оказывала религиозного влияния на их воспитание.

И это также не единичный случай - отобраны дети у верующей матери в г. Смоленске и в некоторых других местах.1043

Серьезный взрыв назревал также и в обществе адвентистов седьмого дня. 11 марта 1964 г. из Киева была отправлена секретная директива всем уполномоченным, в которой говорилось:

По имеющимся у нас данным, бывшие представители снятого с регистрации духовного центра религиозного объединения адвентистов седьмого дня (ВСАСД) Парасей и Бондар нелегальным порядком осуществляют руководство общинами и незарегистрированными группами и подстрекают актив секты добиваться санкции правительства на созыв съезда и восстановление на регистрации ВСАСДа.

С нашей стороны принимаются меры к прекращению незаконной деятельности Парасея и Бондаря. Вам необходимо потребовать от руководства общин АСД прекратить всякие связи с указанными лицами, не поддерживать их материально, не выполнять их требований и указаний. За невыполнение наших рекомендаций нужно будет принимать меры воздействия к лицам, нарушающим законодательство о культах. За деятельностью секты АСД необходимо усилить контроль чтобы не допустить раскола, подобного в ЕХБ.1044

Одновременно, в тот же день 11 марта 1964 г., за подписью заместителя уполномоченного Совета по Украине Р. Швайко была направлена на места всем уполномоченным при облисполкомах еще одна секретная директива со следующим предписанием:

Центральный Комитет КП Украины в своем постановлении от 22 января 1964 года «Об усилении атеистической работы среди трудящихся, которые находятся под влиянием религиозного сектантства» обязал нас усилить контроль за выполнением законодательства о культах религиозными объединениями и государственными органами власти и систематически информировать ЦК по этим вопросам.

Оказывайте систематическую помощь организациям, которые занимаются атеистической работой в разоблачении антинародной деятельности запрещенных сект и их руководителей, вокруг них нужно создать нетерпимую общественную обстановку, а наиболее злостных руководителей сектантского подполья следует привлекать к судебной ответственности за их антигосударственную деятельность.1045 Христианам можно было затаить дыхание в ожидании новой атаки в этой зыбкой, нестабильной обстановке жестокого противостояния. Но вдруг пришла внезапная передышка для верующих - и пришла она с очень неожиданной стороны после октябрьского Пленума ЦК КПСС. В середине октября 1964 г. миллионы обывателей Советского Союза были поражены сообщениями средств массовой информации, которые прозвучали, как гром среди ясного неба. В этих информационных сообщениях лаконично говорилось:

14 октября с. г. состоялся Пленум Центрального Комитета КПСС.

Пленум ЦК КПСС удовлетворил просьбу т. Хрущева Н. С. об освобождении его от обязанностей Первого Секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья.

Пленум ЦК КПСС избрал Первым секретарем ЦК КПСС т. Брежнева Л. И.1046

После некоторого шока и замешательства, народ постепенно сообразил, что к чему и с житейской мудростью изрек про этот «дворцовый» переворот, что «Хрущев пошел по кукурузе». Наступило время генсека Брежнева, который будет править Советской империей долгих 18 лет.

Спустя три месяца после этого переворота, советский журнал «Советское государство и право» в январском номере за 1965 г. призвал более корректно толковать религиозное законодательство и официально осудил грубые административные меры, применявшиеся во времена Хрущева. Размах антирелигиозной пропаганды остался прежним (за 1965 год вышло около 300 наименований атеистической литературы, было прочитано 738.188 антирелигиозных лекций), но общий тон заметно изменился.1047

В мартовском номере «Науки и религии» в редакционной статье яростная пропагандистка атеизма Алла Трубникова была подвергнута критике за недопустимые методы, которыми она пользовалась при сборе материала верующих как «негодяев, проходимцев и моральных уродов» и утверждала, что «религиозная практика - это одна из форм криминального поведения», а верующие - враги советского общества. Авторы редакционной статьи возражали, уверяя, что верующие - это равноправные граждане, с которыми надо вести терпеливый диалог, не клеветать на них, а стараться раскрыть им глаза на всю нелепость той идеологии, которой они придерживаются. Эту атаку на Трубникову поддержал даже известнейший активист атеистического движения бывший богослов Осипов. Трубникова ответила на критику резкой ответной статьей, также опубликованной в «Науке и религии». Короче говоря, в начале 1965 г. в прессе была открыта широкая дискуссия по поводу методов антирелигиозной политики.1048

Советские власти вынуждены были признавать:

За последние время администрирование в отношении религиозных объединений и верующих приняты грубые формы и набрало больших размеров, что вызвало неудовлетворение и возмущение верующих.

В адрес ЦК КПСС, Верховного Совета и Правительства СССР, в прокуратуру и другие руководящие органы поступает много жалоб, подписанных сотнями верующих. В Москву и Киев приезжает много делегаций верующих, чтоб защитить свои законные права.

Верующие жалуются на незаконные действия местных органов власти. В своих письмах на имя Первого Секретаря ЦК КПСС тов. Брежнева Л. И. они пишут, что на местах идеологическую борьбу с религией заменили актами насилия, запугивания, лишения верующих работы, исключением из учебных заведений, судами, выселением, лишением родительских прав и т. д. Подобные жалобы поступают также в республиканские, областные и местные органы власти. Однако, часто эти жалобы остаются без проверки и по ним не производятся необходимые меры. Часто в областных организациях не желают разбираться по сути дела, никто не хочет, или боится взять под защиту законные права верующих.

Проведенная нами проверка показала, что в большинстве случаев жалобы верующих обоснованы. Здесь есть незаконное закрытие молитвенных домов, отказ в регистрации и снятия с регистрации религиозных объединений, которые пользуются в соответствии с Конституцией УССР правом свободного отправления культа; незаконные обыски в молитвенных домах и в квартирах верующих; разгон молитвенных собраний верующих милицией, дружинниками, пожарниками и т. д.; лишение верующих работы, незаконное привлечение верующих, главным образом сектантов, к судебной ответственности.1049

В заключительном абзаце этого документа говорится, что «ЦК КПСС всегда требовал и далее будет требовать чуткого, вдумчивого отношения к верующим людям», и даже вспоминалось времен «оттепели» послесталинское постановление ЦК КПСС за 1954 г., в котором говорилось: «Тем более глупо и вредно ставить тех или иных советских граждан под политическое сомнение из-за их религиозных убеждений».1050

Оценивая впоследствии «антирелигиозную хрущевскую кампанию», современные ученые утверждают, что «невзирая на масштабы проведения, разнообразие использования форм и методов борьбы с «религиозными пережитками», атеистическая пропаганда не смогла стать тем инструментом действенного контроля над населением, каким, на взгляд партийных идеологов, она должна была стать».1051

Анализируя причины этой хрущевской кампании, современный украинский исследователь Н. В. Шлихта пишет:

Н. С. Хрущев, придя к власти и утвердившись на посту Первого секретаря КПСС, провозгласил лозунг быстрой постройки коммунистического общества. Одним из необходимых признаков такого ((Светлого будущего» должен был стать его антирелигиозный характер. Как последствие, начиная с 1958 года, на территории СССР (и особенно в Украинской ССР, уровень религиозности населения которой был одним из наивысших в Советском Союзе) развернулась антирелигиозная компания в масштабах, которые можно сравнить разве только со сталинским гонением на церковь в 20-х - 30-х годах. Особое место среди методов, использованных в борьбе с религиозными пережитками, принадлежало атеистической пропаганде и атеистическому воспитанию населения.

Одним из первых приемов борьбы с религией на теоретическом и методологическом уровнях стало принятие постановления ЦК КПСС от 11 октября 1954 года «Об ошибках проведения научно-атеистической работы среди населения». В постановлении делалось ударение, что действительно позитивные результаты будут достигнуты только в процессе продолжительной глубокой работы с верующими, «без каких бы то ни было оскорблений чувств верующих и церковных служителей, а также административного вмешательства в деятельность церкви». В 1959 г. было принято очередное постановление «О недостатках в научно-атеистической работе и меры ее улучшения», положения которой в несколько уточненном виде проходят через все будущие постановления.

Важным этапом в разработке положений атеистической пропаганды стал ХХП съезд партии в Программе которого читаем: «Необходимо систематически вести научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, которые возникли и на почве угнетения людей». Во время этого съезда Хрущев высказал свою собственную позицию в вопросе атеистической работы. Его слова были, по сути, официальным заявлением в отношении важности атеистической пропаганды, поэтому их приводили почти во всех советских изданиях: «Нужна продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных взглядов, особенно среди детей и молодежи». Эти слова указывают на некоторые важные аспекты ведения такой пропаганды. Во-первых, Хрущев подтвердил, что пропаганда научных знаний не рассматривалась как ценность сама по себе, а была направлена против религии как основной мишени. Во-вторых, атеистическая пропаганда и воспитание должны были стать «всеохватывающими», а, стало быть, имели целью установление тотального контроля над членами общества. Наконец, он указывал на ту группу общества, которая должна была стать основным субъектом новой компании: дети и молодежь, которые рассматривались как потенциал для создания нового исторического общества - «советских людей» - должны были пройти интенсивный курс атеистического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: