Пятидесятники накануне 12 страница

Многие организации, предприятия и колхозы практикуют проведение комсомольских свадеб с привлечением большого круга общественности. Такие свадьбы проходят торжественно. Регистрация брака проходит в украшенном зале, где стол накрыт белой скатертью с изображением государственного герба УССР, проигрывается веселая мелодия. Депутат местного Совета, участвующий в регистрации брака, одевает через плечо красную ленту с государственным гербом. После вручения свидетельства о браке молодоженов поздравляют представители организаций, родные, близкие, знакомые, преподносят подарки, говорят много теплых, задушевных слов.

В городах и селах торжественная регистрация браков сочетается с элементами местных традиций.

Например, в с. Русская поляна при Доме культуры имеется свадебная комиссия, которая по каждой свадьбе разрабатывает конкретный план, в торжествах принимает участие сельский народный хор, который сочинил много народных свадебных песен. Здесь при регистрации брака, первых приглашают в Дом культуры родителей, которых встречает хор свадебной песней, обращенной к ним, затем входят молодожены, встречаемые хором уже другой назидательной песней. После регистрации молодоженов приветствуют, преподносят подарки, молодожены угощают присутствующих караваем.

В области практикуется также обычай сватовства. Сваты молодожена по месту его работы с хлебом идут с ним на производство, где работает невеста. Их встречает директор (свадебный отец). Сваты характеризуют жениха, как хорошего производственника, свадебный «отец» - невесту. Придя к согласию, выступают старые производственники, они поучают молодоженов как нужно в согласии жить и хорошо трудиться на производстве.

Проводится много трудовых праздников: Серпа и Молота, день животновода и др.1096

Все это должно было вытеснить и заменить церковные обряды обручения и венчания. Однако, уполномоченный сокрушался, что «плохо еще заменяется религиозный обряд похорон», ибо «не налажено производство безрелигиозных надгробных памятников, дорого обходится духовой оркестр, не выработан народный ритуал почести умершим».1097

А вот «Информация о внедрении безрелигиозных гражданских ритуалов и Советских праздников на территории Харьковской области», которую прислал уполномоченный Совета по делам религиозных культов Славнов.

Общественный Совет Коминтерновского района г. Харькова совместно с работниками ЗАГСа и ДК «Металлист» 1 февраля 1964 года провел бал молодоженов, регистрируя новобрачных - работников завода им. Малышева, на церемонию бракосочетания пригласили юбиляров золотой и серебряной свадеб.

Юбиляры золотой и серебряной свадеб поздравили новобрачных, кратко рассказали о своей дружной семье, новобрачные в свою очередь поздравили юбиляров и пожелали им здоровья, успехов и долгих лет жизни.

В торжественной обстановке, по поручению общественности дети дошкольного возраста вручили подарки новобрачным и юбилярам золотой и серебряной свадеб. В фойе Дворца культуры исполнялись советские песни, играл духовой и джаз-оркестры.

В помещении для бала, были организованы консультации опытными мастерами кулинарии, ателье мод, красивых причесок, врачей и педагогов. Бал молодоженов записан на кинопленку и транслировался по телевидению, освещен в газете и получил высокую оценку от присутствующих.

Торжественная регистрация браков резко снизила религиозную обрядность, как венчание в церкви. Так: Дворец бракосочетаний на протяжении 1963 года зарегистрировал 8.700 браков, из числа которых после регистрации в дворце, ходили в церковь венчаться всего 6 пар. Такой обряд, как бракосочетание, которому уделяется больше внимания со стороны общественности, мы видим резкое сокращение религиозного ритуала, как венчание в церкви.

В результате недостаточного внимания со стороны общественности к ритуалу торжественной регистрации новорожденных большое количество обращается в церковь крестить детей, даже из тех, которые свой брак не оформляли через церковь.

Отпевание умерших служителями культов по области составляет 9,7%, однако, надо отметить, что этим обрядам по-настоящему общественность и органы власти не занимаются. Приглашение на гражданскую панихиду духовного оркестра стоит очень дорого, при том, что в современных условиях, свободно можно записать реквиемы на бобины магнитофона и, по мере надобности, проигрывать их в доме умершего, реквиемы народ воспримет хорошо.1098

А вот еще «Примерная программа проведения звездин», разработанная специальной комиссией по введению новой советской гражданской обрядности. Так называемые абсурдные «звездины» были изобретены вместо традиционных православных крестин. Происходило это так:

В заключение секретарь парторганизации т. Орбар М. И. сказал так: «Дорогая Алена! Дорогие родители! В нашей стране детям уделяется большое внимание, создаются все условия, чтоб они выросли всесторонне развитыми людьми, достойными нашего времени. Когда ты вырастешь, прочитай эти заповеди (дает ей книгу «Моральный кодекс строителя коммунизма», изготовленный детским садом) и выполняй их. Всегда помни, что ты гражданин страны, где счастье, свобода; где человек человеку - друг, товарищ и брат.

Береги Родину, как зеницу ока, умножай ее богатство. Твердо иди по пути, указанном великим Лениным. Помни всегда, что жизнь человека измеряется не прожитыми годами, а тем, что она сделает доброго для людей, какой оставит после себя след на земле. Будь честной, порядочной в больших и маленьких делах, уважай родителей, старших, почетных родителей. Никогда не оставляй человека в беде. Помни, что счастье -это радостный труд на благо своего народа, борьба за прекрасное будущее человечества - коммунизм.

Дарит портрет В. И. Ленина.

Пусть он всегда будет возле вашей кровати, а потом над ее рабочим столом.

Иди, Алена, по ленинскому пути так, как уверенно шел сам Ильич».

Тогда появляются дети детсада, которые приносят цветы родителям и желают долгих лет жизни Алене. Потом поздравляют пионеры и комсомольцы, которые дарят пионерский галстук и комсомольский значок.

В заключение силами художественной самодеятельности клуба был преподнесен небольшой тематический концерт на 20-25 мин.

После окончания торжественной части родители приглашают к себе на звездины. За столом первый тост поднимает почетный отец Иосиф Сидун. «За нашу Коммунистическую партию, за наш народ, за новорожденную, за родителей».1099

Вероятно, после первого официального тоста все остальное совершалось по-старинке. Однако нужно понимать, что новорожденная Алена, приняв драгоценные подарки - портрет великого Ленина и Моральный кодекс строителя коммунизма - не обращалась с ними, как с погремушками и куклами, а бережно хранила как зеницу ока, твердо идя по ленинскому пути строительства коммунизма.

Что же касается традиционных праздников, то на Пасху обычно устраивали рабочие дни, «черные субботы» или ленинские субботники по уборке территории. А 6 января 1966 года, как раз перед праздником Рождество Христова, секретарь Казанковского районного Совета депутатов трудящихся Петров, работник милиции Борисенко, работники местного сельского совета Кравчина, Ус и другие, вскрыли дом молитвы евангельской церкви, вынесли из дома в кладовую колхоза «Завет Ильича» церковные вещи, после чего, использовали помещение церкви как складское: вначале для хранения дезинфекционных материалов ветеринарного пункта, а затем - кочанов кукурузы.1100

Какая страна - такая и религия!

Да и после 1966 года 360.000 библиотек, 140.000 клубов и Домов культуры, плюс 11.900 музеев в Советском Союзе были задействованы для постоянного ведения атеистической пропаганды. Для выполнения подобной задачи и подготовки кадров для чтения лекций по атеизму, написания статей в газетах и проведения индивидуальных собеседований с верующими, были открыты специальные училища, так называемые школы марксизма-ленинизма. Только в 1972 году 10.000 человек закончили курс обучения научному атеизму. Также имелось множество народных университетов и школ для подготовки атеистических лекторов количество таких «университетов» достигало 35.000 заведений, в которых обучалось девять миллионов человек, причем большинство этих университетов имело специальный факультет научного атеизма. В одной только Белоруссии имелось восемь школ, занимавшихся исключительно подготовкой лекторов по атеизму.1101

Какая страна - такая и религия!

Съезд ВСЕХБ 1966 года Естественно, после съезда 1963 года руководство ВСЕХБ однозначно заявляло, что прошедший съезд, отменивший «Положение о Союзе ЕХБ» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», устранил причины взрыва в евангельско-баптистском братстве, а потому никакой базы для раскола не имеется. Тем не менее движение сторонников Оргкомитета не только не ослабевало, но и продолжало расширяться, ибо примеров административных ущемлений в отношении верующих на местах было в изобилии. И для властей, и для ВСЕХБ было совершенно очевидно - силой, даже силой могучего государства, это движение задавить не удастся, нужно идти на новые уступки. И 1966 год стал годом перелома ситуации - после новых уступок 1966 года начинается процесс постепенного возвращения верующих в зарегистрированные церкви, находящиеся под эгидой ВСЕХБ. Оргкомитет был еще очень силен, но именно от этого рубежа начинается постепенное ослабление степени его влияния на движение ЕХБ в целом, хотя общины его сторонников продолжают существовать до настоящего времени, как и сам Оргкомитет, переименованный в Совет церквей ЕХБ.

Парадоксальный факт - в итоге оказывается, что самопожертвование сторонников Оргкомитета, их бескомпромиссная и тяжелейшая борьба косвенно приносит «дивиденты» именно ВСЕХБ, который может благодаря их борьбе постепенно налаживать и развивать свою работу и даже приобретать все больший авторитет в глазах верующих, ибо они это начинают видеть и ценить результаты этой работы, возможно, даже не задумываясь, кто и какую дорогую цену платил и продолжает платить за это улучшение их положения.

Вот почему такое важное место в истории евангельско-баптистского братства было уготовано именно этому - 39-му съезду евангельских христиан-баптистов. Он состоялся 4-7 октября 1966 года в Москве. На нем присутствовали 478 делегатов с правом решающего голоса и еще 233 делегата с правом совещательного голоса, которые имели право обращаться к собранию и принимать участие в обсуждении вопросов, но не имели права участвовать в голосовании. С учетом того, что присутствовало на съезде 315 гостей, общее число присутствовавших достигало 1.026, что было вдвое больше числа делегатов 1963 года (которых было тоже не так уж и мало -450).

К сожалению, поименный список делегатов не был опубликован, поэтому сейчас трудно определить, насколько полным была представительность съезда с географической точки зрения. Однако известно, что по всему СССР в плане подготовки к съезду было проведено 64 предсъездовских совещания в разных регионах Советского Союза и что, в общей сложности, в работе этих предсъездовских совещаний принимали участие 8 127 представителей от поместных церквей.1102 Разумеется, Совет по делам религий (объединенный из двух прежних в конце 1965 г), а также вездесущие работники КГБ приложили максимум усилий, чтобы в качестве делегатов на съезд были избраны только «нужные и надежные люди». Тем не менее на многих региональных совещаниях были избраны делегатами съезда и искренние, глубокие, по-настоящему заслуживающие доверия и уважения братья из поместных церквей.

Председатель ВСЕХБ Я. И Жидков, которому было уже 81 год, открыл съезд и обратился к делегатам со словом приветствия. На съезде он говорил также делегатам, что благодарен за предоставленную ему возможность выступить перед ними, ибо он молил Бога продлить ему жизнь, чтобы еще раз обратиться к делегатам съезда с просьбой, простить ему его участие в подготовке «Положения» и «Инструктивного письма» 1959 года. Правда, официальный материал о речи Жидкова выдержан в очень осторожных тонах и на страницах журнала «Братский вестник» подается этот отрывок речи Жидкова на съезде следующим образом:

Строительство бывает различным. Могут оказаться целые этажи построенными неправильно. Не будем скрывать, что и у строителей церкви Христа бывают ошибки. И мы с вами не можем сказать, что у нас не было ошибок. Эти ошибки могут быть, ибо мы люди, а все люди несовершенны.

На прошлом съезде 1963 года мы снесли некоторую часть нашего строительства. Я говорю о двух наших документах. Узнав, что этот этаж построен не совсем по планам Главы Церкви - Христа, мы снесли его. И эти документы больше не существуют. И, если мы увидим, что нам нужно и возможно ещё кое-что исправить, мы будем делать это. И на каждом последующем съезде мы будем сносить то, что себя не оправдало…1103

Чтобы сказать свое заключительное слово на этом Всесоюзном съезде, Жидкову пришлось встать с одра болезни. Вероятно, облегчив, таким образом, свою совесть через покаяние, Жидков через три недели скончался. Однако осознание этого пришло к нему далеко не сразу, вероятно, это был результат его многолетних раздумий.1104

Бог единый всем нам судья, ибо он един справедлив, многомилостив и знает подлинные намерения и помышления сердец.

Основной доклад на съезде, как и три года назад, сделал А. В. Карев, он же практически и был ведущей фигурой на съезде. Под его руководством делегаты приняли также вероученческий документ, в основании которого лежало Краткое исповедание веры, составленное И. В. Каргелем в 1913 году. Были также внесены некоторые изменения в Устав, целью которых было сделать организацию церковной жизни еще более продуктивной и подчеркнуть автономию поместных церквей в решении своих вопросов. Важнейшим положением становилось то, что отныне старшие пресвитеры будут не назначаться «сверху», а избираться самими поместными церквами по областям, кроме того, в помощь им будут избираться областные пресвитерские советы - и руководство, таким образом, становилось коллегиальным. Серьезным изменением было и то, что в Устав вводились параграфы, которые оговаривали задачи и цели союза, старших пресвитеров и поместных церквей. Таким образом, Устав теперь открыто провозглашал целями деятельности церкви заветные мечты гонимых христиан в Советском Союзе - проповедь Евангелия, наставление верующих жить по заповедям Божиим, укрепление христианской любви и единства.

Что касается самого руководства - число членов ВСЕХБ было увеличено с пятнадцати человек (а до съезда 1963 г. вообще было только 10 членов) до двадцати пяти, а вместо пяти кандидатов теперь избирали восемь. Однако на практике, поскольку такой Всесоюзный Совет собирался крайне нерегулярно, реальная власть и влияние сосредотачивались в руках десяти членов Президиума, который собирался ежемесячно. Стоит ли говорить, что Президиум наполовину состоял из «старой гвардии». Четыре главные исполнительные должности - председателя, генерального секретаря, его заместителя и казначея - заняли именно те люди, которых Оргкомитет обвинял более всего в принятии в 1959 году нового «Положения о Союзе ЕХБ» и «Инструктивного письма старшим пресвитерам». Правда, другие пять были новыми людьми и к этим документам никакого отношения не имели.

Серьезно изменился также и стиль работы руководства ВСЕХБ. Новым председателем Всесоюзного Совета ЕХБ был избран Илья Григорьевич Иванов. (Почетным председателем избрали Я. И. Жидкова, который был уже смертельно болен).

Конечно, исключительно важным вопросом, который обсуждался на этом съезде, был вопрос об отношениях с Советом церквей ЕХБ. Карев в своем докладе говорил, что ВСЕХБ предпринимал неоднократные попытки, дабы вести диалог с «инициативниками», и призывал их руководителей «совместными усилиями урегулировать все недоразумения», но конструктивного диалога не получилось. СП. Фадюхин в своем докладе попытался доказать несостоятельность требования провести некоторые реформы, на которых настаивал Совет церквей.

На съезде также присутствовали два представителя Совета церквей -пресвитеры Г. И. Майборода и Е. Т. Коваленко, которым дали возможность зачитать официальное послание СЦЕХ. Оно было полно встречных обвинений, из которых главным было все то же конформистское поведение ВСЕХБ в 1959 году и «антиевангельские документы», которые он принял. Вышеназванные братья также заявили, исключая возможность какого бы то ни было диалога, что они уполномочены только огласить это послание Совета церквей.

И хотя диалога с ними не получилось, но делегаты, как будто прорвав плотину, в последовавшей затем дискуссии «отвели душу», резко критикуя беззаконное поведение, стиль работы и смысл деятельности многих старших пресвитеров в прошлые времена.

Несколько выговорившись и остыв, делегаты приняли резолюцию, в которой все-таки поддержали руководство ВСЕХБ, официально признав незаконным отлучение их от церкви Оргкомитетом в свое время.1105 (После того, как Жидков, Карев и Мицкевич выразили свое покаяние, попросив прощения, делегаты съезда по традиции хором ответили, что “прощают и не вспоминают”)

Сегодня, оценивая эти события с дистанции прошедших лет и принимая во внимание последовавшие исторические события, анализируя сложные коллизии отношений между ВСЕХБ и СЦЕХБ, трудно не согласиться с выводом профессора Вальтера Заватски, который отмечает, что в 1966 году (и позднее1) у них были все-таки разные подходы к примирению по-видимому, ВСЕХБ надеялся на то, что его уступки и широко известные покаянные заявления его руководства приведут к воссоединению расколотого братства, а что касается руководящих служителей Совета церквей, то они, кажется, “рассматривали переговоры прежде всего как возможность принять капитуляцию противника” 1106

При этом те и другие называли себя христианами и молились Богу с верой в свое спасение

Вскоре руководители Оргкомитета снова оказались в тюрьмах.

Таким образом, пока ВСЕХБ пытался восстановить потерянный авторитет и утраченную честь, а также возродить былое единство с помощью съездов, “инициативники” еидели в тюрьмах за то, что в свое время неумолчно и бескомпромиссно требовали у властей разрешить проведение этих самых съездов Однако, выиграв войну, Совет церквей не смог распорядиться плодами победы И железобетонная неуступчивость “инициативников”, в запале борьбы перенесенная с благородного дела противостояния тоталитарному атеистическому государству на отношения с руководством ВСЕХБ и даже поместных зарегистрированных церквей, оказала большое негативное влияние на верующих Они постепенно стали возвращаться в свои бывшие зарегистрированные церкви, входившие в состав, теперь уже в значительной мере реформированного, ВСЕХБ Наибольшее влияние на евангельско-баптистское братство Совет церквей оказывал в 1966 году, когда его деятельность поддерживало самое большое количество верующих Что же касается оценочных статистических данных, то, по разным источникам, было в этом движении “инициативников” от 15 000 (по официальным данным ВСЕХБ) до 155 000 последователей (по данным зарубежной печати, на которые ссылается профессор Заватски) 1107

Антирелигиозная кампания Хрущева очень дорого обошлась евангельским христианам в СССР Были не только штрафы, избиения, сорванные властями молитвенные собрания, закрытие церквей, арест руководителей, самым горьким было то, что власти сумели использовать церковное руководство ВСЕХБ для подавления евангельской деятельности их же собственных членов церквей Рассылка “антиевангельских” документов по церквам была последней каплей, переполнившей чашу терпения даже многострадальных и смиренных христиан-евангелистов Этим письмом и последующими действиями руководство ВСЕХБ окончательно скомпрометировало себя в глазах рядовых членов. И грянул взрыв, который привел к расколу, последствия которого дают о себе знать и поныне, 40 лет спустя…

Однако подробный рассказ о последующей истории раскола евангельско-баптистского братства, о попытках слияния этих движений и непростых коллизиях отношений между ними не является задачей настоящего труда. В данной книге эти сведения приводятся лишь в той мере, насколько это необходимо для изучения и понимания процессов, происходивших в истории собственно пятидесятнического движения в СССР.

Съезды ВСЕХБ - о пятидесятниках Итак, 38-й съезд евангельских христиан-баптистов проходил 15-17 декабря 1963 года в Москве. На нем присутствовали 210 делегатов с правом решающего голоса, из них - 20 человек из христиан веры евангельской, в основном послушные работники из областей. В отчетном докладе о деятельности Президиума ВСЕХБ за период до 1963 года в разделе IV «Дело единства», в пункте «Состояние дела единства с присоединившимися и неприсоединившимися к ВСЕХБ христианами веры евангельской (пятидесятниками)» говорилось следующее:

На 1 июля 1963 года числится большое количество присоединившихся ХВЕ; неприсоединившихся, по не вполне точным данным, тоже имеется некоторое количество человек. (Вот это образец стиля советских времен! - В. Ф.)

Присоединившиеся ХВЕ за истекший период соблюдали Августовское соглашение о единстве. Особых нарушений не наблюдалось. Мы можем отметить, что с каждым годом единство все более и более крепнет, и Господь благословляет общение детей Своих. Что касается не объединенных ХВЕ, то за последние годы особых сдвигов к единству с ними не произошло.

С 20 по 24 августа 1959 года состоялось совещание ВСЕХБ с руководящими работниками из ХВЕ по вопросу дальнейшей работы по объединению. Совещание приняло целый ряд решений. На основании этих решений ВСЕХБ в сентябре 1959 года была разослана «памятка» для всех пресвитеров общин ЕХБ, которая должна была побудить пресвитеров к ежедневной кропотливой работе в пользу единства.

9 февраля I960 года всем общинам евангельских христиан-баптистов было послано письмо для выяснения фактического положения дела единства с ХВЕ на местах. В ответ было получено сообщение, что большинство ХВЕ, не объединенных со ВСЕХБ, не желают единства. Это объясняется, главным образом, тем, что оставшиеся вне единства со ВСЕХБ - христиане евангельской веры в большинстве своем состоят из весьма крайних людей, которые, будучи фанатично воспитаны в своих взглядах, не желают себя ограничить «Августовским соглашением» 1945 года и войти в состав Союза ВСЕХБ. В результате предпринятых мер с 1959 года по усилению работы в деле объединения ХВЕ с ВСЕХБ мы имеем незначительные результаты.1108

Выступивший в прениях старший пресвитер ВСЕХБ по Украине А. Л. Андреев говорил нечто такое, подлинный смысл которого нужно искать глубоко между строчками стенограммы:

Начиная с момента объединения на Украине, к нашему братству присоединилось большое количество верующих из ХВЕ. В настоящее время их число уменьшилось. Мы упоминаем об этом потому, что часть из присоединившихся осталась по независящим от нас причинам незарегистрированными, а часть братьев и сестер из ХВЕ заявили, чтобы впредь их именовали просто: евангельские христиане-баптисты. Некоторое же уменьшение произошло за счет выезда и частичного выхода из общин.1109

В принятом единогласно «Братском послании ко всем евангельским христианам-баптистам, христианам евангельской веры и менонитам» было сказано:

Мы решили обратиться в этом нашем Братском Послании ко всем евангельским христианам, ко всем христианам веры евангельской, ко всем братьям и сестрам менонитам, уже давно подвизающимся в нашем братстве за веру евангельскую, ко всем детям Божиим, находящимся по тем или иным причинам вне единства с нами, с горячим братским призывом забыть все разногласия и оценить драгоценные слова Христа: «Да будут все едино» и слова, полные великой истины: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, а во всем - любовь».1110

В 1964 году умер И. К. Панько. В некрологе, опубликованном «Братским вестником», он был назван «большим и искренним другом единства и видным деятелем пятидесятников», говорилось, что его жизнью указан верный путь к взаимопониманию между евангельскими христианами-баптистами и христианами евангельской веры, ибо «в каждом христианине и в каждой христианке он искал прежде всего горячей любви ко Христу, а не даров Духа Святого, как бы они не были ценны сами по себе. Он правильно считал, на основании Слова Бозкия, что Христос является «Альфой» и «Омегой», Началом и Концом всей нашей христианской жизни, а не тот или иной дар Святого Духа… Брат И. К. Панько искал единения со всеми детьми Божиими во Христе, и только во Христе, а не в дарах Духа Святого… вот почему он был… таким искренним и пламенным поборником единства всех верующих в Иисуса Христа».1111

Но было и другое мнение В своих неопубликованных воспоминаниях Л. П Новик из Молодечно записал слова тяжело больного Ивана Калинковича Панько, которые он (после своего освобождения из тюрьмы) сказал в 1958 году старым работникам и молодым служителям, приехавшим его навестить Вот что говорил Панько Благодарите Господа, братья, что вы пятидесятники, и пятидесятники западные… Сколько о вас было молитв и слёз, сколько было положено труда и средств на ваше обучение, воспитание и содержание; сколько вы получали бесплатных брошюр, рассказов и другой литературы… А ведь на Востоке после ликвидации Одесского Союза за годы с 1930-го по 1958-й наши братья пятидесятники не получали никакой литературы, Библия и Новый Завет для них были неимоверной редкостью, Евангелие переписывалось от руки и хранилось со страхом перед наказанием. Я уже старик, причем разбитый телесно и духовно, и страдаю я за одну свою ошибку и допущенную слабохарактерную уступку в августе 1945 года, но верю, что Господь простил меня за это. Я знаю, что нас постигло поношение за то, что вы, старики, не стояли на страже, а пошли за моей ошибкой, вы не показали своей твердости и духовной самостоятельности в отстаивании истины, которой вас так много учили. Но я прошу вас, молодых и полных сил, исправьте нашу ошибку: молите Господа, чтобы он ниспослал вам силы в борьбе, чтобы дал мудрости «единодушно подвизаться за веру евангельскую», чтобы он выдвинул в ваши дни работников, подобных Шмидту и Герису. Я знаю, что я сделал очень и очень мало, не считая вреда, в котором меня обвиняли, обвиняют и будут обвинять. В этом я исповедуюсь пред Господом и пред вами. Прошу вас, от имени Господа и пред Господом, восстановите истину! И я верю, что придут отрадные дни для христиан веры евангельской, для Святой Пятидесятницы в нашей стране, и Господь благословит создание нашего Союза и выдвинет достойных и ревностных служителей».1112

Нетрудно понять разочарование Панько, если полистать подшивку журналов «Братский вестник» (которые он, конечно же, читал) со статьями руководителей ВСЕХБ, которые в той или другой форме содержали выпады против пятидесятников Вот только несколько примеров.

Из статьи Я. И. Жидкова «О Духе Святом»:

«Мы должны серьезно предостеречь верующих в Господа о тех извращениях, которые встречаются у некоторых именующихся верующими: они доходят до неистовства, крича в молитвах своих, обращаясь к Богу: дай, дай, дай! Они изнуряют себя долгими постами и бесконечными молитвенными криками о даровании им Духа Святого и не получают, чего просят, потому что такие их молитвы не есть путь Божий. Христос поучал своих учеников, что особо усиленные молитвы требовались, чтобы изгонять духов нечистых, а не для того, чтобы получать Духа Святого, который получается верующими по простой молитве с верою (Гол. 3:14).

А крикливые молитвы, доходящие до неистовства, могут приводить людей к нервным потрясениям и болезням и отсюда происходящему произнесению невразумительных слов, которые не назидают ни тех, кто их произносит, ни тех, кто их слушает. Поэтому мы на основании Слова Божия и христианского опыта призываем верующих быть крайне благоразумными и отнюдь не допускать человеческих извращений в благодатных проявлениях Святого Духа среди нас, верующих в нашего Господа».1113

Из статьи А. И. Мицкевича «О пророках и пророчествах»:

«Дух Святой наделяет церковь свою различными дарами. Наряду с даром евангелизации, пастырства и учительства, Он посылает и пророков. Все они, несомненно, являются проповедниками. Учитель произносит поучительные проповеди, касающиеся нашего ума. Евангелист - проповеди призывного характера. Пастырь - пасет стадо. Пророк является также проповедником, который проповедует церкви. An. Павел пишет: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (Кор. 14:3).

«Вопрос о дарах духовных, поднятый апостолом Павлом в дальнейших строках Послания, представляет большой интерес, но нужно, однако, признать, что теперь, спустя девятнадцать столетий после написания Послания, нам, живущим в иных условиях физической и духовной жизни, нелегко даже в воображении своем представить ту обстановку, в которой проявлялись разнообразнейшие духовные дары, упоминаемые апостолом.

Мы полностью согласны с замечанием на этот счет Иоанна Златоуста, считавшего, что «все эти места весьма не ясные; неясность происходит от неизвестности предметов и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают». 1114

Из статьи И И. Моторина «День сошествия Духа Святого».

«Однако нас могут спросить: как же понимать тех христиан, которые утверждают, что они удостоились получить дар «иных языков» и во время своих молитв приходят в исступление и начинают говорить на других непонятных языках? На этот вопрос, в виде справки, следует сказать следующее: известный историк Евсевий пишет, что в конце второго века среди христианских церквей появилось религиозное движение, начало которого положил бывший жрец Монтан из Фригии. Когда он обратился и стал христианином, то во время своих молитв приходил в исступление и начинал издавать странные звуки, говорить на непонятных языках и пророчествовать. Ему последовали две женщины - Максимилла и Прискилла, которые сделались пророчицами и вместе с Монтаном усиленно распространяли новое учение. Они увеличили посты и усилили строгость их соблюдения, запрещали военную службу, отвергали светскую науку и увеселения всякого рода. В своем учении и произносимых пророчествах они унижали остальных христиан, как душевных и плотских. Хотя монтанисты и были отлучены от церкви, но своей деятельностью они оставили глубокие следы среди христиан. Однако следует отметить, что как Монтан, так и его последователи произносили пророчества и говорили на иных языках в экстатическом состоянии. Когда они молились на непонятных языках, то они сами не понимали значения произносимых звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: