Пятидесятники накануне 8 страница

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Черновицкой области Урычев 18 июля 1963 г. прислал в Киев свою секретную «Информацию о выполнении постановления ЦК КП Украины от 9 октября 1961 года «О состоянии и мерах улучшения научно-атеистического воспитания трудящихся в Украинской ССР». В этом документе он сообщал, что в конце декабря 1962 г. «всем райкомам партии и райисполкомам мною были разосланы списки «приближенных» по общинам ЕХБ и АСД на 1963 г. с подробными установочными данными на каждого из них для проведения индивидуальной работы по их отрыву от религии», а в начале 1963 г. как и в прошлые годы, всем районам высланы списки верующих по общинам ЕХБ и АСД по состоянию на 1 января».1014

Урычев беззастенчиво сообщал также буквально следующее:

В 1962 и в начале 1963 года в ряде сектантских общин ЕХБ и АСД от проповеднической деятельности под благовидными предлогами мною отстранены ряд лиц, которые сильно заражены религиозным фанатизмом и оказывали сильное свое влияние на верующих.1015

Как говорят документы тех лет, в Ровенской, Днепропетровской, Тернопольской, Харьковской, Черниговской и других областях имели место факты, когда местные органы власти административным путем под разными надуманными предлогами закрывали молитвенные дома, не получив на это даже санкции Совета по делам религиозных культов… Тем не менее, парадоксальный факт признавался даже безбожным Советом по делам религиозных культов: если в 1961 году всех евангельских христиан разных конфессий в Украине было 208.000 человек, то по состоянию на 1 января 1963 года их количество возросло до 246.000 человек.1016

Врата ада снова, уже в который раз, не смогли одолеть церковь.

В это время деятельность Оргкомитета активно поддерживалась массой верующих. И, разумеется, борьбу Оргкомитета с безбожным режимом молитвенно поддерживали очень многие христиане веры евангельской. Однако, в создаваемом братстве будущего Совета церквей пятидесятнических общин никогда не было и быть не могло - категорически отрицая вмешательство властей в дела церкви, руководители «инициативников» всегда заявляли о своем неприятии «Августовского соглашения» и союза с пятидесятниками Делая упор на святости, очищении и отделении от всего не святого, ратуя за «чистоту веры», они самой логикой событий становились заложниками своего, баптистского представления о «чистоте веры», что делало невозможным никакой вероученческий диалог с пятидесятниками. Вот почему незарегистрированные баптисты и незарегистрированные пятидесятники будут бороться, страдать и побеждать порознь. Только тюрьмы будут их объединять - до степени взаимного уважения, но, пожалуй, практически никогда - до степени взаимного восприятия вероученческих позиций.

Оргкомитет вел неравную, напряженную, отчаянную борьбу за съезд и спасение собственного евангельско-баптистского братства. Пятидесятники сочувствовали им, в душе были с ними, жаждали свободы для деятельности церкви, но организационные цели пятидесятников были другими. И одним и другим нужны были свои съезды и свои союзы. Дороги стали близкими, параллельными - но разными.

Становилось понятно, что в тяжелейшей борьбе Оргкомитет выстоял и своего добился. Властям проведение съезда придется разрешить. Однако, это не значит, что власти собирались капитулировать. Теперь их задачей стало провести «правильный съезд», «такой, как надо», не допустить, чтобы легальным, юридическим образом, во главе евангельско-баптистского союза встали руководители Оргкомитета. Можно только представлять себе, какая колоссальная работа была проведена в плане подготовки съезда Советом по делам религий и спецслужбами СССР. Некоторый свет на это проливают кое-какие документы из папок с грифами «Секретно». Вот один из них - письмо уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Луганской области В. Месилина под названием «Информация о проводимых мероприятиях по выполнению письма ЦК КП Украины от 9 октября 1962 года и указаний, данных на республиканском совещании уполномоченных Совета в апреле 1963 года». Здесь есть такие строчки:

В целях ослабления влияния прокофьевцев сектантское руководство баптистов провело ряд мероприятий. В июне 1963 года религиозные общины посетил старший пресвитер баптистов по Украине Андреев и его инспектор Мельник. Они провели специальные молитвенные собрания, направленные на разоблачение и дискредитацию прокофьевцев. Всем исполнительным органам сектантских общин и пресвитерам даны указания проводить специальную работу, направленную на компрометацию прокофьевского движения. Наиболее активно действующие прокофьевцы обсуждались на собраниях верующих баптистов и отлучены от церкви. Всего отлучено на 1 июля 23 человека.1017

Сохранился в архивах еще один очень интересный документ - секретное письмо № 54 в Москву, подписанное заместителем уполномоченного Совета по Украине Р. Швайко. Письмо датировано 27 сентября 1963 г. В нем говорится:

При этом посылаю согласованный с Комитетом государственной безопасности при Совете Министров УССР список рекомендованных старшим пресвитером ЕХБ по Украине делегатов на совещание религиозного объединения евангельских христиан-баптистов в количестве 98 человек. Просим Совет по делам религиозных культов утвердить этот список и дать санкцию провести выборы указанных в нем лиц.1018

Далее - на 4 листах прилагался и сам список. Таким образом, кому именно будет суждено попасть на завоеванный и выстраданный съезд - это предопределялось заранее, и, понятно, отнюдь не решением поместных церквей, которые эти делегаты должны были бы представлять. Выборы делегатов поместных общин на съезд в Москве были проведены в соответствии с вышеупомянутой «санкцией».

Съезд ВСЕХБ 1963 года Вместо того, чтобы по-братски войти в контакт для делового сотрудничества с «инициативниками», включиться в их ходатайство к правительству Советского Союза о разрешении на проведение съезда, активно принять участие в его подготовке и выработать, как предлагали «инициативники», совместную программу крайне необходимых реформ в церковной жизни и служении, ВСЕХБ (заявляя, что сама идея проведения съезда есть не что иное, как «утопия», и что власти этого никогда не разрешат) выступил с программой так называемого «укрепления единства». Интересно, что с течением времени в этой программе постепенно становилось все больше и больше именно тех положений, на которых последовательно настаивала инициативная группа.

Тупиковая ситуация складывалась для Совета по делам религиозных культов, и в целом для правительства СССР - им тоже было совершенно очевидно, что евангельско-баптистское братство с пути своих требований не свернет, что нет другого решения затянувшегося противостояния, как идти на уступки и что проведение съезда придется разрешить. Естественно, дается разрешение на съезд не «радикалам» из инициативной группы, которая этого настойчиво добивается, а тому самому проверенному и послушному руководству ВСЕХБ, которое ничего не добивалось и в саму возможность проведения съезда первоначально даже не верило, хотя в более позднее время ВСЕХБ будет утверждать, что в течение времени с декабря 1961 по декабрь 1963 гг. они, дескать, также трижды обращались по этому поводу в Совет по делам религиозных культов.1019

(В этом тоже нет, собственно, ничего нового - в истории человечества имеется масса примеров, когда на баррикадах в борьбе умирали одни люди, а результатами их побед пользовались совершенно другие, которые на баррикады дороги не знали и «благоразумно» отсиделись, дождались своего часа выползти на свет Божий).

Можно себе представить удивление руководящих работников ВСЕХБ, когда Совет по делам религиозных культов от имени правительства намекнул им, что, дескать, они имеют право на это и могут получить официальное разрешение провести «расширенное совещание пресвитеров церквей союза». Вот теперь уж и руководящим работникам официального ВСЕХБ пришло время писать заявления в Совет по делам религиозных культов о проведении съезда! (Не могло же правительство безбожного СССР выступать само по себе с инициативой проведения съезда - разумеется, оно могло дать только «разрешение в ответ на просьбу» ВСЕХБ. Впоследствии это и дало ВСЕХБ повод для того, чтобы оправдываться, заявляя, что они, дескать, тоже писали и даже не один раз, а целых три раза!) Такое разрешение было получено от правительства 24 июня.1020

Еще большим, вероятно, удивлением это стало для поместных общин, когда в сентябре 1963 г. они получили приглашение из ВСЕХБ прислать своих делегатов в Москву на предстоящее совещание пресвитеров церквей, которое должно было состояться 15-17 октября!

В Москве делегатов ожидали новые чудеса. Вскоре после открытия совещания, когда мандатная комиссия подтвердила полномочия делегатов, А. Л. Андреев объявил, что юридически это совещание имеет права съезда. Во время перерыва делегатам выдали новые мандаты, на которых вместо слова «совещание» стояло слово «съезд».

Основным вопросом, обсуждавшимся на съезде, было принятие нового Устава. Скандальное «Положение о Союзе ЕХБ» в редакции 1959 г. теперь стыдливо именовалось «просто предложением», и на утверждение выносился совершенно иного рода документ, включавший многие нормы и изменения, предложенные Оргкомитетом. Что же касается самого Оргкомитета по проведению съезда, так и не признанного правительством СССР, то на этом совещании-съезде он полномочно никак представлен не был - правда, некоторые его члены, а именно Г. П. Вине, А. А. Шалашов и Г. И. Майборода присутствовали на съезде «в качестве наблюдателей» короткое время только «с целью зачитать послание Оргкомитета и заявить, что съездом должен руководить Оргкомитет».1021

Представителям Оргкомитета было предоставлено слово, и они огласили «Заявление Оргкомитета по созыву Всесоюзного съезда церкви ЕХБ совещанию служителей ВСЕХБ, открывшемуся 15 октября 1963 года в Москве». В этом заявлении, предваряемом эпиграфом из Библии «В совет их да не внидет душа Моя» (Быт. 29:6), Оргкомитет излагал свою позицию следующим образом:

Настоящее совещание служителей ВСЕХБ и его работников Оргкомитет рассматривает как новый заговор против Церкви Иисуса Христа.

Ни для кого не секрет, что основные трудности, которые переживает в настоящее время Церковь ЕХБ, порождены неверностью ее служителей Богу, которая выразилась в нелегальной и преступной связи Церкви с миром. Не секрет и то, что эта связь рассчитана на слияние Церкви с миром, разложение ее изнутри и уничтожение. Общеизвестно также, что в Церкви основным звеном этой связи является ВСЕХБ и широкая сеть его сотрудников на местах, а следовательно, они являются и основной причиной неустройств церкви и страданий народа Божьего.

На что же направлено настоящее совещание работников ВСЕХБ? На ликвидацию этого нелегального союза Церкви с миром или на укрепление? Именно на укрепление! На укрепление - вопреки Слову Божьему, вопреки воле народа Божия, вопреки государственному закону - Декрету об отделении церкви от государства от 1918 г.

Оргкомитет считает, что и сами участники совещания ни секунды не сомневаются в том, что, направляя усилия на укрепление и увековечивание греховного союза Церкви с миром, делают этим богопротивное дело.

Остается сожалеть, что с такой надменностью, отвергая все предостережения Господа и Его Церкви, ВСЕХБ добивается своих богопротивных целей. «Горе непокорным сынам, - говорит Господь, -которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Не. 30:1).

Учитывая вышеизложенное, Оргкомитет считает необходимым заявить о том, что:

1. Ни в каких совещаниях, конференциях, съездах и т. п., проводимых под руководством ВСЕХБ, Оргкомитет принимать участия не будет и полномочий представительства на них никому не выдаст.

2. Настоящее совещание служителей ВСЕХБ неправомочно решать церковные вопросы, т. к. оно созвано и проводится под руководством служителей ВСЕХБ, отлученных Церковью ЕХБ за антицерковную деятельность и за отступление от заповедей Божиих, выразившееся, в частности, в принятии и внедрении в Церковь антиевангельских «Положения о союзе ЕХБ» в 1960 г. и «Инструктивного письма старшим пресвитерам ВСЕХБ».

3. Все мероприятия, решения, документы вышеназванных совещаний, конференций, съездов, проводимых под руководством ВСЕХБ, Оргкомитет, согласно принятой ранее резолюции, считает и будет считать недействительными.

4. Для ВСЕХБ и всех его работников есть только одно истинное и весьма благословенное, уготованное Богом во Христе, средство: покаяние пред Богом и его народом в своих грехах отступления от заповедей Божиих. Результатом этого покаяния должна быть готовность служителей ВСЕХБ предать себя воле Божией и, невзирая ни на какие обстоятельства, прекратить препятствовать созыву Всесоюзного съезда под руководством Оргкомитета. Это единственно верный путь, соответствующий Слову Божию.

И поэтому единственное угодное Господу и Церкви решение, какое могут принять ВСЕХБ и его сотрудники на этом совещании, - это, покаявшись, обратиться с письмом открытого исповедания к Церкви и передать дальнейшее решение всех церковных вопросов Всесоюзному съезду Церкви ЕХБ под руководством Оргкомитета.

Надо не забывать, что никто из нас не распялся за Церковь Иисуса Христа. За нее Христос отдал Свою жизнь и пролил Свою кровь. Он приобрел ее Себе тяжким Голгофским подвигом. И Церковь принадлежит не нам, а Господу нашему Иисусу Христу (1 Петр. 1, 17-19). Какое же вы имеете право поступать с ней по своему произволу, попирая Его святые повеления?

Не надо также забывать, что рано или поздно встреча с Богом всех живущих на земле состоится. Предстанете пред Господом и вы, и, может быть, вскоре. Как оправдаетесь тогда в своей неверности, если сегодня отвергаете Его призыв? Если сознательно и активно участвуете в причинении страданий народу Божию и разрушении Его дела?

Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, перестаньте делать зло, и да пошлет вам Бог по своей великой милости покаяние. Знает Бог наш, которому мы служим, что лучшего совета для ваших душ и для пользы дела Божия мы не находим. Бог - свидетель между нами ивами. Аминь.1022

Под этим письмом, датированным 11 октября 1963 г., стоят подписи председателя Оргкомитета церкви ЕХБ Г. К. Крючкова, секретаря Г. П. Винса, члена Оргкомитета А. А. Шалашова.

Показателен не только запальчивый тон этого письма (это можно было бы объяснить чрезмерно большой ревностью о деле Божьем и справедливым возмущением по поводу сотрудничества ВСЕХБ с властями, что, разумеется, было сущей правдой). Действительной проблемой было то, что Оргкомитет присвоил себе право говорить не только от имени своих сторонников, которых у него действительно было множество, но и от лица абсолютно всех церквей евангельских христиан-баптистов: а ведь в зале сидели именно делегаты, которые юридически именно эти церкви представляли, при этом оставаясь во ВСЕХБ и отнюдь не признавая “неконституционного” отлучения своего руководства (хорошего или плохого, но еще не отстраненного съездом, который единственно имел полномочия это решать!)

Последующая история событий убедительно показала, что игнорирование Оргкомитета со стороны государства было крупнейшей стратегической ошибкой Совета по делам религий и советских спецслужб, которые в поте лица курировали подготовку к проведению этого съезда. (О позиции самого ВСЕХБ в данном случае даже вспоминать не стоит - кто с ним, со ВСЕХБ, советовался по таким вопросам?!) Подчеркнуто проигнорировав Оргкомитет, советское правительство упустило редкий шанс - на волне общей несказанной радости отходчивых верующих людей, которые были по сути своей добросовестными и законопослушными гражданами до тех пор, пока законы государственные не входили в непримиримое противоречие с законами Божьими - просто разрядить обстановку, спустив все на тормозах, выпустив пар революционного накала. Однако тупая, неповоротливая, амбициозная держимордовская система все еще не могла в полную мер» понять и признать силу движения «инициативников», самоуверенно полагая, что и так «хватит перед этими сектантами унижаться». Время для тонкого и мудрого государственного маневра было упущено.

В то же время, последующая история событий убедительно доказала, что бескомпромиссная, неуступчивая позиция Оргкомитета (которой он всегда очень гордился и всячески это подчеркивал!) по отношению к искреннему и жертвенному служению Богу и недопущению «мира» в дела управления церковью стала постепенно переноситься и в другую зону - как на область отношений с другими верующими, так и на область явного непризнания своих, даже явно очевидных ошибок. Оргкомитету наверняка недоставало гибкости и умения, чтобы использовать свой - очень высокий в то время-авторитет среди верующих.

Говоря светским языком, руководители Оргкомитета были отважными солдатами, готовыми умереть на поле боя, но никак не политиками, которые умеют извлечь реальную пользу от выигранного сражения и выгодно распорядиться завоеванной победой.

Посему картина после съезда 1963 года в Москве оказалась неоднозначной.

С одной стороны - само проведение съезда было победой церкви, которую врата ада снова не смогли одолеть. ВСЕХБ опубликовал подробнейший отчет об этом событии объемом в сорок восемь страниц, естественно, создавая вид, что это он добивался и добился проведения съезда.

С другой стороны - Оргкомитет в свою очередь тоже опубликовал отчет, составленный на основе свидетельств участников съезда (некоторые из них, вероятно, симпатизировали Оргкомитету) с комментариями составителей.

Само число собравшихся - а их присутствовало 450 человек (тогда как на объединительном съезде 1944 г. было всего сорок пять делегатов) свидетельствовало о серьезной представительности данного форума. Официальных делегатов, избранных на собраниях общин, было двести десять. Они представляли все области, республики и регионы. И. И. Моторин, возглавлявший мандатную комиссию, подчеркнул, что среди официальных представителей имеются не только старшие пресвитеры, но и местные пресвитеры и проповедники, а также делегаты объединенных общин пятидесятников и менонитов. Кроме того, правом высказываться без права участвовать в голосовании обладало еще сорок пять человек, приглашенных в качестве гостей. Около половины делегатов (точнее восемьдесят девять) прибыло из Украины, четырнадцать - из Белоруссии. Российскую Федерацию представляло шестьдесят шесть делегатов, из которых четырнадцать приехали из Восточной и Западной Сибири. Оставшиеся делегаты подразделялись следующим образом: шестеро из Латвии, пятеро из Эстонии, пятеро из Молдавии, семь человек с Кавказа, семнадцать - из Средней Азии, причем из них восемь делегатов - из Казахстана.1023 В то же время изучение архивов Совета по делам религиозных культов однозначно свидетельствует о том, каким тщательным образом отбирались, «отфильтровывались» делегаты на местах, при прямом участии местных уполномоченных Совета и, разумеется, работников вездесущего Комитета Государственной безопасности.

С одной стороны - проект Устава подавался как разработка центрального аппарата ВСЕХБ С другой стороны - профессор Майкл Бурдо, директор «Кестон-колледжа», который занимается исследованием религиозной свободы в разных странах мира, тщательно исследовавший детали проведения съезда 1963 года, выявил поразительное сходство поправок, сделанных в новой редакции устава, с теми предложениями, которые в течение двух лет настойчиво инициировались группой Прокофьева и Крючкова.1024 (Правда у рядового делегата съезда не было возможности провести такой сравнительный анализ).

С одной стороны - в 1963 году практически совершилось то, что в 1960 году казалось немыслимым. С другой стороны - «инициативники», нескольким представителям которых было предоставлено право присутствовать на съезде только в качестве наблюдателей, тут же объявили, что это фальсифицированный съезд и в будущем именовали его не иначе, как «лжесъездом».

Интересно, что некоторые из выступавших сторонников ВСЕХБ утверждали, что после принятия в 1963 г. нового Устава Оргкомитет можно вообще распустить, поскольку он свою функцию исполнил.1025 Однако такие заявления, по сути дела, косвенным образом подтверждали действительно подвижническую позитивную роль, которую сыграла деятельность Оргкомитета за предшествовавшие этому три года, особенно в деле борьбы за право проведения такого съезда.

Оргкомитет разослал по церквам всего СССР свое воззвание, в котором провозглашал съезд «лжесъездом», а его решения - недействительными. Кроме того, 12 ноября 1963 года Оргкомитет за подписями Крючкова, Винса и Шалашова направил письмо Н. С. Хрущеву, в котором, в частности, писал:

Уважаемый Никита Сергеевич!

За последние месяцы в Оргкомитет поступили копии многочисленных заявлений верующих ЕХБ, направленных на Ваше имя, о разрешении съезда Церкви ЕХБ под руководством Оргкомитета. Почти во всех заявлениях свои требования верующие обосновывали ссылками на статьи действующего законодательства: Декрета об отделении церкви от государства, ст. 124 Конституции СССР, Постановления ВЦИК u CHK от 8.4.29 г., а также на ратифицированные Верховным Советом СССР международные соглашения: Всеобиую декларацию прав человека, Конвенцию о дискриминации в области образования и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида; верующие ссылались и на многие высказывания В. И. Ленина и лично Ваши, доказывая полную и законную обоснованность своих требований.

Совет лее по делам религиозных культов в течение двух лет упорно молчит в ответ на все заявления верующих ЕХБ, не находя ни единого законного обоснования своей тактике молчания, и, несмотря на ясно выраженную в заявлениях просьбу многих тысяч верующих ЕХБ, не прекращающих свои ходатайства на протяжении более двух лет, он не только не ответил ни на одно из заявлений верующих ЕХБ и Оргкомитета, но разрешил совещание-лжесъезд служителям ВСЕХБ, грубо нарушив этим нормы действующего законодательства о культах.

Разумеется, Церковь ЕХБ не думает рассматривать лжесъезд, который провел ВСЕХБ, как ответ на свои многочисленные ходатайства о съезде, т. к., во-первых, законное право на созыв Всесоюзного съезда Церкви ЕХБ с 23 августа 1961 года, согласно ст. 20 и ст. 24 Постановлений ВЦИК и СНК от 8.4.29 г., принадлежит его инициаторам, т. е. Оргкомитету Церкви ЕХБ, и, во-вторых, служители ВСЕХБ отлучены Церковью ЕХБ в июне 1962 г., о чем Совет по делам религиозных культов был сразу же поставлен Оргкомитетом в известность.

Заявления верующих ЕХБ о съезде были направлены непосредственно на Ваше имя и только потому, что Совет по делам религиозных культов потерял доверие верующих граждан. Однако все эти заявления были переданы Совету по ДРК, который разослал их своим областным уполномоченным с указанием о принятии мер к пресечению законной деятельности сторонников внутрицерковного движения за созыв съезда.

Мы посылаем Вам фотокопию документа Совета по делам религиозных культов, из которого видно, что он считает преступлением ходатайства верующих ЕХБ перед Главой Правительства относительно проведения съезда Церкви ЕХБ под руководством Оргкомитета.

Этот документ ярко свидетельствует о беззаконной деятельности Совета по делам религиозных культов. Возникает вопрос: какие органы пресечения находятся в распоряжении Совета по делам религиозных культов, что он дает указания о физических мерах борьбы с верующими ЕХБ по всей стране? Результатом такой деятельности Совета по ДРК является незаконное осуждение сотен верующих ЕХБ, выступавших за созыв съезда.

Учитывая вышеизложенное, Оргкомитет по созыву Всесоюзного съезда Церкви ЕХБ обращается к Вам с просьбой о создании государственной комиссии с целью расследования злоупотребления властью Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР как в вопросах повсеместного вмешательства во внутрицерковные дела и нарушения действующего законодательства о культах, так и в деле его непосредственного участия в репрессиях верующих ЕХБ, выступающих за съезд, что является незаконным присвоением власти Советом по делам религиозных культов.

Оргкомитет все свои ходатайства о съезде оставляет в силе и будет продолжать свою законную деятельность по созыву Всесоюзного съезда Церкви ЕХБ под своим руководством и сложит свои полномочия только перед этим подлинным Всесоюзным съездом Церкви ЕХБ.1026

Разумеется, получив это письмо, в Москве никто не потрудился на него ответить непосредственно заявителям. Однако это совершенно не означает, что письмо не прочитали или не обратили на него внимание. Наоборот, в Москве поднялся целый переполох. Ибо к письму Оргкомитета была приложена фотокопия нового секретного документа Совета по делам религий, невесть как в руки Оргкомитета попавшего, который с головой выдавал истинную суть деятельности Совета, внешне тщательно замаскированную лицемерными словесами. Как мог этот документ попасть к верующим?

Уполномоченный Совета по Украине К. Литвин 7 декабря 1963 г. писал заместителю прокурора Украины М. Т. Самаеву:

В последнее время в ряде областей республики и, в частности в городах Киеве и Харькове, усилилась нелегальная деятельность групп религиозной секты евангельских христиан-баптистов - так называемых раскольников, которые выступают против ограничений в деятельности религиозных объединений, установленных советскими законами о культах. Они грубо пренебрегают этими законами и толкают на этот путь все объединения евангельских христиан-баптистов.

Раскольники пытаются проводить в широких масштабах ничем не ограниченную пропаганду религии среди населения, в частности среди молодёжи и детей, не признают духовный центр этой секты за его лояльное отношение к Советскому государству, за признание ним законов государства и имеют намерение захватить руководство церковью в свои руки. Фактически раскольники уже создали свой нелегальный центр, так называемый «оргкомитет», который и ведет работу в этом направлении. Представители этого комитета тайно разъезжают по стране, проводят нелегальные совещания своих последователей, посылают религиозным общинам свои письма, послания, инструкции и другие подстрекающие документы. Имеют место неединичные факты антисоветских выступлений раскольников на их нелегальных сборах и совещаниях, в их документах и заявлениях.

Несмотря на неоднократные наши и органов власти предупреждения, руководители этого «оргкомитета» и в частности гр. Вине Георгий Петрович, который проживает в г. Киеве и исполняет функции ответственного секретаря «оргкомитета», продолжают проводить антигосударственную деятельность и возводить клевету на органы власти, Совет по делам религиозных культов и его представителей на местах.

Пользуясь безнаказанностью за свои действия, руководители «оргкомитета» настолько обнаглели, что дали своим последователям задание следить за нашими письмами и те из них, которые касаются раскольников, похищать и распространять среди верующих. К великому сожалению, им удалось это сделать.

19 октября 1963 года мы направили шести областным уполномоченным Совета по делам религиозных культов, в том числе и уполномоченному при Харьковском облисполкоме тов. Ставному П. И. полученные из Совета Министров СССР заявления раскольников о созыве чрезвычайного съезда секты евангельских христиан-баптистов. В сопроводительном письме за М 216, который был отправлен заказной корреспонденцией, мы поручили уполномоченным Совета по делам религиозных культов принять необходимые меры для прекращения незаконной деятельности последователей «оргкомитета». При неизвестных обстоятельствах наше письмо, адресованное уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Харьковском промышленном облисполкоме от 19 октября 1963 года за № 216, было перехвачено раскольниками и сфотографировано. Кража этого государственного документа и его фотографирование, несомненно, были проведены по указанию руководителей оргкомитета и в частности ответственного секретаря Винса Г. П.

Посылая при этом сделанное сектантами-раскольниками фото с украденного ими нашего документа и копию письма членов оргкомитета на имя Председателя Совета Министров СССР тов. Хрущева Н. С., просим Вас привлечь к уголовной ответственности Винса Георгия Петровича, который проживает в г. Киеве, по поручению которого был выкраден для фотографирования государственный документ с целью провокации верующих.1027

В тот же день Литвин обратился к министру связи Украины Г. З. Синченко с письмом, в котором писал, что вышеуказанный секретный документ был «перехвачен сектантами, сфотографирован и используется с целью клеветы на советские органы». При этом он сообщал, что, по мнению руководства Харьковского облисполкома, «это письмо сектанты выкрали или в почтовом отделении Харькова, или же в почтовом вагоне» и что «этим досадным и неприятным случаем с похищением государственного документа» теперь «занимаются следственные органы прокуратуры».1028

Как следует из дальнейшей переписки, где, как и при каких обстоятельствах «этим коварным сектантам» удалось сфотографировать текст письма, высокопрофессиональным компетентным органам узнать так и не удалось.1029

Однако к семье Вине пристальное внимание спецслужб только возросло.

Спустя пару недель, 23 декабря 1963 г., Лидия Михайловна Вине, мать Георгия Петровича, вынуждена была написать горькое письмо Хрущеву о своей жизни, полной гонений и страданий, отталкиваясь от заявления СССР в ООН, что «прошлое не должно никогда больше повториться».

Она писала о гонениях в отношении их семьи:

Начало было положено в 1931 году во время культа личности Сталина, когда моего мужа, пресвитера баптистов, арестовали и осудили на 3 года по ст. 58 п. 10 без конфискации имущества. Однако мою квартиру самовластно занял сотрудник ГПУ с согласия начальника ГПУ в Благовещенске-на-Амуре. В феврале-месяце в трескучие морозы меня с ребенком сыном, Георгием двух с половиной лет, выбросили на снег в чем были. Все мои вещи: постель, одежду, утварь, все продукты, заготовленные на зиму, картофель, соленья, топливо - все отняли у меня. Когда я пошла к начальнику ГПУ с зкалобой, то меня предупредили в том учреждении, и он сам лично, что если я еще раз приду, то буду там же, где муж:. Мне тогда было, Никита Сергеевич, 24 года. Я поступила на работу, но обком профсоюзов приказал выбросить меня с работы. Без пищи и одежды я выехала в Ворошилов-Уссур, где стала работать, но ГПУ через секретаря партии приказало мне отречься от мужа через газету и взять развод. Когда я отказалась сделать это меня лишили права есть в столовой и права на паек. Возмущение работавших со мной и их сочувствие не имело предела. Но какое кому до этого было дело? Террор и насилие властей были ужасающие. Страх, голод, насилие, слезы и страдания были уделом моим и моего сына.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: