Пятидесятники накануне 6 страница

4. Церковь не признает действительным отлучение верующих за поддержку движения по освящению Церкви.

Оргкомитет молит Господа о ниспослании ему благословений, сил, способностей и мудрости свыше для осуществления этого большого труда, желая сохранить себя чистыми и до конца преданными Богу, и просит всех детей Божиих поддерживать работу Оргкомитета молитвами и личным участием, имея веру, что с Божьей помощью вся церковь достигнет чистоты и Божественного устройства ко благу народа Божьего и к славе Его.

Благодать со всеми неизменно любящими Господа. Аминь.969

По поручению совещания протокол подписали пресвитеры: Крючков Г. К., Шалашов А. А., Батурин Н. Г.

Подписи Прокофьева под этим документом не было. К тому времени Прокофьев уже был брошен в тюрьму.

В 1961 г. советскими спецслужбами было арестовано тридцать человек, в 1962 г. - еще шестьдесят четыре, таким образом, общий список пострадавших сторонников инициативной группы к тому времени составил девяносто четыре фамилии. Первоначальный руководитель группы «инициативников» А. Ф. Прокофьев был арестован в мае 1962 г., а в августе - приговорен к пяти годам лишения свободы и пяти годам ссылки. Таким образом, на десять ближайших лет властям удалось устранить этого опасного своим влиянием человека.970 Попал в тюрьму и один из основных его помощников Борис Здоровец из Харькова. (После 10-летнего заключения Б. Здоровец был освобожден в 1972 г., а 2 мая 1973 г. его опять арестовали за активную христианскую деятельность).971

Как видно из «Протокола №7», список отлученных служителей состоял из двадцати семи человек, но Оргкомитет оставил за собой право пополнить его в случае необходимости, по его мнению, поскольку не все общины успели ответить на его запрос. Именно это отлучение служителей ВСЕХБ (сделанное, ко всему прочему, еще и с грубейшим нарушением общепринятого церковного порядка, который устанавливает, что отлучить кого-либо от церкви может только общее членское собрание именно той общины, где данный человек является членом церкви) сделало раскол в рядах евангельско-баптистского братства в СССР необратимым. Взрыв грянул.

Прокофьев, Крючков и Вине Алексей Федорович Прокофьев был, несомненно, ключевой фигурой в деятельности инициативной группы. К моменту начала раскола ему было уже сорок пять лет, имелся серьезный жизненный опыт, в том числе и опыт тюремной жизни, который мало кого миновал в то непростое время. Он и стал мишенью № 1 для противников Евангелия и противников перемен в жизни евангельско-баптистского братства. У него хватило еще сил и здоровья отсидеть в тюрьме новый срок. Затем он оказался в отдаленной ссылке в Сибири. Что с ним случилось там, недостаточно ясно и до настоящего времени.

Вначале по церквам поползли настойчиво распространяемые слухи, что он имеет связь с какой-то женщиной. Потом последовало сообщение, что Прокофьев «пал в грехе прелюбодеяния» и был от церкви отлучен за этот грех.

Вероятнее всего, какой-то случай, действительно, имел место, и оправдывать Прокофьева не имеет смысла. Однако, работая в архивах, я натолкнулся на любопытные отрывочные фразы и намеки в переписке уполномоченных, из которых однозначно следует, что некая гражданка в Сибири обратилась в местный райотдел милиции с заявлением, что «Прокофьев ее изнасиловал». Заявлению этому был дан ход - однако по непонятным причинам все это дело было остановлено так же внезапно, как и началось.

Лично для меня не вызывает сомнения, что это была тщательно спланированная акция спецслужб по дискредитации опасного для них и неуступчивого Прокофьева. Известно, что спецслужбы являются большими специалистами мастерски проделывать подобные операции - даже с иностранными дипломатами и профессиональными разведчиками. Провокация удалась.

Прокофьев, вероятно, попался в хитро расставленные сети. Чтобы свой успех продублировать, его враги даже затеяли спектакль с обращением «сибирской гражданки» в милицию по поводу «изнасилования». Однако эта «дополнительная мера», чтобы «дожать» Прокофьева, уже не понадобилось. Его сломали.

Легче умирать героем. Но принципом советских властей было, чтобы никому не позволить носить венец мученика. Обычно имена мучеников старались покрыть грязью клеветы и злословия, пытаясь их всячески опозорить.

В случае с Прокофьевым, кажется, испробовали другой вариант - и сломали его. Ибо трудно любому человеку, тем более человеку верующему, оставаться героем, сознавая свое моральное падение. Алексей Прокофьев, под руководством которого стремительно и широко развернулась деятельность инициативной группы, поддержанная многими тысячами искренних христиан, сошел с арены. Лучше сказать, его вывели из строя. Выстрел оказался по-снайперски точным и сразил Прокофьева наповал.

Для всего движения это было очень тяжелой потерей - и, кроме всего прочего, разумеется, руководители движения «инициативников», которые столь настойчиво отстаивали чистоту христианской жизни, сами стали объектом злословия и ответной критики со стороны их оппонентов из ВСЕХБ. Совет церквей, как стал называться к тому времени руководящий орган «инициативников», не стал Прокофьева выгораживать или покрывать, «честь мундира» защищать не стал, признав в своей печати правомерность отлучения Прокофьева за содеянный грех.

(Возможно, это стало в последующие годы одной из причин противоположного рода крайностей в движении Совета церквей, где делалось чрезмерно большое ударение на разнообразные методы «освящения» и «очищения», которые подчас больше были похожи на механическую «чистку» рядов, нежели на действительно благодатное действие освящения от Духа Святого, работающего в сердце человека. В некоторых случаях дело доходило до настоящего экстремизма, когда подчас сторонниками Совета церквей делались заявления о «спасающих» церквах -это те, которые входили в систему Совета церквей, и «не спасающих» - под этим подразумевались церкви, которые входили в систему ВСЕХБ).

Однако главное - это движение, стоявшее насмерть на пути уничтожения церкви в Советском Союзе в 1961 году, движение, грудью своею закрывшее ценности своей веры и христианской жизни, бросившее вызов озверевшей системе государственного атеизма и тоталитаризма, просто спасло церковь в Советском Союзе от полного уничтожения.

Уже к концу 1961 г. стало совершенно ясно, что большинство евангельских верующих не принимает введения в церковную жизнь новых ограничений. По сравнению с активностью движения сопротивления верующих в евангельско-баптистском братстве, новый устав Русской Православной Церкви был принят в 1961 г. довольно легко, хотя и там, разумеется, также были протесты и несогласия.972

Это движение - по милости Божьей, чудом Божьим - выстояло и победило! Конечно, дорогой, страшно дорогой ценой досталась эта победа.

Спустя два года после начала раскола безусловно признанными руководителями движения стали Геннадий Константинович Крючков и Георгий Петрович Вине. К уже упоминавшимся биографическим данным Крючкова следует добавить, что родился он в Туле, неподалеку от толстовской Ясной Поляны. Он обратился к Богу в 1951 г. и стал пресвитером в незарегистрированной церкви в городе Узловая. Георгий Винс в то время жил в Киеве. Он переехал в Киев с матерью-украинкой после того, как его отец-сибиряк, баптистский проповедник, вышедший из семьи немцев-менонитов, погиб в лагерях. Став верующим в 1945 г., он присоединился к одной из официально зарегистрированных киевских церквей.

Когда образовалась группа «инициативников», Крючкову было тридцать четыре года, Винсу - тридцать два. Подавляющее большинство их единомышленников также были, как правило, относительно молодыми людьми. Правда, в рядах этого движения были и люди гораздо старше их. К числу ведущих лидеров первого эшелона руководителей относились и братья-старцы, такие, как СТ. Голев (1896 г. рождения), Х. И. Цуркан и А. С. Гончаров (1895 г. рождения), которые обладали значительным опытом церковной жизни и деятельности. Но никогда ни один из них не возглавлял церковь, ранее входящую во ВСЕХБ. Таким образом, движение «инициативников» сформировалось людьми разных поколений, но у всех было одно общее - никто из них не работал ранее на руководящих должностях в официально зарегистрированной церкви. Новое «Положение о ВСЕХБ» 1959 года повергло их в состояние шока, вероятно, прежде всего потому, что они не знали, что и старое «Положение» было не намного лучше и что церковная практика именно такого рода уже давным-давно насаждается безбожной властью руками послушного официального руководства ВСЕХБ.

Заработал маховик репрессий. К 1964 г. в списке заключенных в тюрьмы из движения «инициативников» было уже 197 человек.973

Существовал также и маховик репрессий со стороны руководства ВСЕХБ. Вот что писал, например, старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев в июне 1962 года в своем письме № 642 на имя уполномоченного Совета по Украине К. Ф. Полонника:

Нами получено письмо старшего пресвитера общин ЕХБ по Луганской области, в котором он сообщает, что Рубежанская община ЕХБ совершенно разложилась, что значительная часть членов исполнительного органа и ревизионной комиссии и «двадцатки» нарушают Положение ВСЕХБ и допускают к проповеди лиц, не состоящих в исполнительном органе, и что, с согласия пресвитера Шаповалова, допускаются к проповеди некие Майборода и Коломиец, которые ведут работу по поручению «инициативной группы» и так называемого «Оргкомитета». Они прочли общине письма Прокофьева и их толкование инструктивного письма ВСЕХБ, обрисовали ВСЕХБ в самых черных красках и предложили верующим не слушать старшего пресвитера и ВСЕХБ.

В марте месяце с. г. мой заместитель Мельников Н. Н. имел беседу с руководством этой общины при посещении общин ЕХБ в Луганской области и сделал им серьезное предупреждение против допускаемых нарушений. Однако, во время беседы с уполномоченным по Луганской области об этой общине, уполномоченный заявил Мельникову и старшему пресвитеру Гайвороискому, что он считает, что эта община находится в хорошем состоянии и там все в порядке. Такой ответ уполномоченного нас очень удивляет. Мы со своей стороны в мае- месяце с. г. написали еще одно очень серьезное предупреждение этой общине, которое, очевидно, даже не было прочитано и эта община совершенно не соблюдает Положение ВСЕХБ и существующего гражданского порядка. Старший пресвитер Гайворонский вносит предложение, чтобы распустить руководство и существующую «двадцатку» общины и составить новую «двадцатку» и избрать новое руководство. К сожалению, он только не сообщил нам каково по этому вопросу мнение уполномоченного, может быть он и поныне считает, что там все в порядке.

Учитывая, что эта община своим нарушением имеет разлагающее влияние на другие общины, мы не можем ее считать общиной ЕХБ и поддерживаем перед Вами предложение старшего пресвитера и просим Вас дать соответствующее указание уполномоченному по Луганской области, чтобы там была укомплектована соответствующая «двадцатка» и было избрано новое руководством чтобы теперешнее разложившееся руководство не могло больше проводить богослужений, впредь до избрания нового.974

Ужасает этот документ. И хотелось бы мне спросить у нынешних апологетов ВСЕХБ, далеко ли тут оставалось до той грани, которую переступила католическая церковь мрачного средневековья, предавая инакомыслящих в руки светских властей на истребление, лицемерно и ханжески заявляя, что не она повинна в пролитии крови мучеников инакомыслия, ибо сжигали их на кострах по приговору светских властей?!

Этот дух ВСЕХБ будет еще оставаться долгие годы. И даже в 1967 году, после проведения уже двух съездов (!), ставший после смерти Андреева старшим пресвитером ВСЕХБ по Украине Н. Н. Мельников снова этот дух проявит. Сохранилась в недрах архивов «информация о приеме» в Совете по делам религий, на котором Мельников ходатайствовал о снятии с регистрации общин, которые перешли на сторону Совета церквей (вряд ли такое ходатайство украшает религиозного деятеля!), а начавшие прозревать власти, гораздо более дальновидные, старались этого не допустить, надеясь, что пребывание на положении легальной общины является, все-таки меньшим злом, чем рост количества нелегальных общин. Вот как описывает этот разговор заместитель уполномоченного Совета по УССР М. Гладаревский.

3 января 1967 года по его просьбе нами был принят старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Мельников Н. Н., который, как и несколько дней раньше, вновь остановился на вопросе о том, как быть с теми общинами, которые полностью перешли на сторону так называемого «Совета церквей ЕХБ» и числить ли их на учете. Ведь подобные общины баптистов, сказал Мельников, отрицательно влияют на ближайшие общины, так как они не выполняют законодательства о культах. В таких общинах на молитвенных собраниях очень много говорят о гонении на религию и церковь в СССР, о преследовании верующих со стороны местных органов власти, об освобождении узников, о сборе денег для последних и т. д. Вот почему, по мнению Мельникова, подобные общины баптистов надо снимать с регистрации. При этом Мельников для примера взял Харьковскую область, где надо снимать с регистрации четыре общины, на что, якобы, имеется согласие областного уполномоченного Совета.

Мы разъяснили старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине Мельникову, что спешить в данном вопросе нельзя, а надо принять все меры для возвращения на путь законодательства о культах данных верующих, что и делают местные советские органы.975

Оценивая то, что произошло всего лишь за первое только десятилетие активной деятельности движения «инициативников», профессор Вальтер Заватски пишет в своей книге «Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны» следующее:

Более 500 человек попило в тюрьму; множество общин подверглись физическому притеснению со стороны властей; сотни детей были отобраны у родителей; сотни мальчиков и девочек не были переведены в старшие классы средней школы и не попали в институты только потому, что их родители были верующими и водили детей в церковь; все церковные лидеры и большинство рядовых членов церкви подверглись травле и запугиванию; многие лишились работы и таким образом попали в число нарушителей недавно принятого закона о тунеядцах; было конфисковано огромное количество литературы; в Туле, Новосибирске и других городах были конфискованы также и дома; власти срывали проведение богослужений, насильственно вывозя верующих в какое-нибудь другое место; стариков и больных, нарушая советское законодательство, держали в тюрьме; верующих изматывали частыми арестами - некоторых за 9 лет арестовывали по 3 раза; администрация не давала проводить венчания; штрафы за присутствие на проводящих без официального разрешения богослужениях только за 1970 г. составили в сумме 100.000 рублей; кроме того, лидеры Союза баптистов-реформаторов были лишены возможности отдавать все время своей деятельности как служители и, таким образом, были вынуждены скрываться.976

Великая тяжесть гонений пришла на братство евангельских христиан-баптистов. Великая тяжесть ответственности легла на плечи его руководителей, прежде всего - Геннадия Крючкова и Георгия Винса.

Пятидесятники в начале 60-х По данным Совета по делам религиозных культов, в начале 60-х годов «наиболее массовым подпольным религиозным течением» были пятидесятники. Если брать во внимание только то количество пятидесятнических церквей и групп, которые были зафиксированы в учетных материалах горрайисполкомов как незарегистрированные пятидесятники, то картина представлялась таким образом, что более всего незарегистрированных пятидесятников имелось в следующих областях: в Винницкой - 1.973 чел., Одесской -1.461, Хмельницкой - 1.277, Донецкой -1.043, Житомирской - 1.040, Днепропетровской - 778, Ровенской - 696, Закарпатской - 580, Киевской - 530, Тернопольской - 505. 977 В остальных областях Украины власти насчитывали менее 500 человек в каждой области, что совершенно не отражало реальной картины количества христиан веры евангельской - скорее, это отражало степень конспирации последних.

Неудивительно, что им приходилось уходить в глубокое подполье. В те времена уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете министров УССР К. Полонник в своем отчете под названием «Религиозное подполье» писал:

В сектантском подполье большую роль играют руководители, проповедники. Закон - ст. 209 Уголовного Кодекса УССР и Указ Президиума Верховного Совета УССР от 12 июня 1961 года - дает в руки местных органов сильное оружие для борьбы с руководителями сектантского подполья. В отчетном году к судебной ответственности были привлечены и на различные сроки осуждены 102 вожака различных подпольных религиозных организаций, главным образом пятидесятников и иеговистов. В том числе: в Черновицкой области - 33 чел., Станиславской - 16, Закарпатской - 13, Крымской - 12, Николаевской -12 и Кировоградской -11. Опыт показывает, что разгром руководства обязательно вызывает разброд среди верующих, активизирует их выход из подполья, разрыв с сектантской организацией. Благодаря единовременному учету, всем горрайисполкомам теперь известны руководители - организаторы и проповедники сектантских подпольных групп. Это облегчает задачу борьбы с сектантским подпольем, с его руководителями, не поддающимися никаким увещеваниям.978

При этом Полонник настойчиво требовал, что «нужно обеспечить такой порядок, чтобы осужденные руководители подпольных организаций по отбытии ими наказания не возвращались на прежнее место жительства».979

Уполномоченный Совета по Винницкой области Г. Кривчак сообщал, что в декабре 1961 года было возбужденно уголовное дело органами прокуратуры по ст. 209 УК УССР в отношении «главарей пятидесятников» в селе Кустовцы Хмельникского района: Мищук П. В., Ворона (Власов) А. А., Шнеренко И. Ф. и Сердюк И. К. Все они были осуждены за «совершенное ими преступление», предусмотренное ст. 209 УК УССР на 4-5 лет лишения свободы с последующей ссылкой.980

Вот дословная выдержка из приговора суда:

Как проповедники данной запрещенной законом секты, подсудимые на протяжении нескольких лет организовывали нелегальные сборища в разных домах сектантов, на этих сборищах проповедовали антинаучное и враждебное социалистическому строю «учение» пятидесятников-трясунов, призывая верующих к отказу от защиты Родины, при нападении врагов, с оружием в руках. Вовлекали в секту молодёжь села, пропагандировали отречение верующих от общественно-политической жизни, от участия в пионерских и комсомольских организациях, от посещения клубов и кинотеатров.

На сборищах во время молений, слепо подчиняясь нелепым догмам секты, члены её доводят себя до исступления, что отражается на состоянии здоровья присутствующих, в том числе и детей.981

Рассказывая с торжеством о состоявшемся судебном процессе на страницах газеты «Винницкая правда» в статье под гневным названием «Без роду, без племени», что характеризовало этих «подлых сектантов», прокурор Ф. Козыренко, который и был государственным обвинителем на суде, сообщает, что «суд вынес также решение лишить осужденных родительских прав и передать их детей на содержание и воспитание государству».982

Впоследствии уполномоченный Кривчак сетовал, что осужденные «срок наказания отбыли и возвратились на прежнее место жительства». По словам уполномоченного, с ними никакого «исправления» не произошло. Он писал следующее:

В настоящее время Мищук П. В., Ворона Л. Л., Шнеренко И. Ф. и Сердюк И. К. от своей религиозной деятельности не отказались, они по-прежнему являются активными пятидесятниками. Теперь они стали более маскироваться, глубже проникли в подполье и применяют в своей деятельности всевозможные ухищрения, а в лице своих единоверцев значительно повысили свой авторитет, как «мученики за дело Христово».

Местные органы власти ведут борьбу с незаконной деятельностью сектантов, но она совершенно не эффективная. Местные органы власти вызывают их, проводят беседу с ними, указывают им на незаконные их действия, предупреждают и все это тем и кончается. На этих беседах они ведут себя вызывающе, а подчас провокационно. Иногда доказывают, что они правы. Открыто заявляют, что они добьются полной свободы действий. Они стали действовать более смело. Мы говорим, а они действуют. Все это говорит о том, что если их действия незаконные и они являются нарушителями законодательства, следовательно, эти нарушения должны быть наказуемы. В других случаях вся эта борьба будет бесполезна.983

Факты упрямо свидетельствуют, что даже в этот период времени количество верующих продолжало увеличиваться. Только в зарегистрированных общинах ВСЕХБ в 1959 году было представлено по Украине к водному крещению 3.980 человек, в 1960 - 3.245 человек, а в 1961 -3.236 человек. Говоря другими словами - только за три года было подготовлено к водному крещению 10. 461 человек, в том числе - немало молодежи.984

Власти лютовали, что «эти сектанты» самим фактом своего существования явно тормозят «процесс строительства коммунизма в СССР» запланированными темпами, а Полонник вынужден был заявить следующее:

В свете указаний, содержащихся в докладе Н. С. Хрущева на ХХП съезде КПСС, нужно резко улучшить работу с детьми верующих сектантов, вовлекая их в культурную и общественно-политическую жизнь, освобождая их от религиозного влияния родителей и сектантского духовенства, отрывая от секты и религии вообще. В отчетном году мы удачно воспользовались требованиями Положения ВСЕХБ, согласно которому к водному крещению должны допускаться лица, проведшие в той или иной общине ЕХБ двух-трех летний испытательный стаж. Мы настоятельно порекомендовали - и руководство общин нас послушалось - соблюдать трехлетний стаж:. Таким образом, руками сектантского руководства от крещения в 1961 году были отведены 2.628 чел. Они будут претендовать на принятие водного крещения в 1962 году, пройдя уже трехлетний испытательный срок. Следовательно, наши возможности в данном вопросе исчерпаны. Вот почему резкое усиление (и улучшение) работы по отрыву кандидатов на водное крещение от секты и религии приобретает первостепенное значение.

Долг нашей научно-атеистической пропаганды - прекратить пополнение общин ЕХБ и АСД за счет молодежи из семей верующих. Списки кандидатов на водное крещение областные уполномоченные Совета по делам религиозных культов, по нашему указанию, составили и обкомам партии представили.985

В заключение Полонник заверял:

ЦК КПСС в постановлении от 13 января 1960 года «О мерах по ликвидации нарушений духовенством законодательства о культах» напоминает, что: «Во всей своей работе Советы (то есть Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР и Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР) и их уполномоченные на местах обязаны строго руководствоваться интересами партии и государства». Из этого указания ЦК партии мы исходили в нашей практической деятельности до сих пор, будем исходить и впредь.986

Несомненно, высшими интересами партии и правительства (по крайней мере - как они это понимали), руководствовались помощник прокурора Иршавского района в Закарпатской области Бигарий, дежурный сельсовета Пойдин и участковый милиции Рябак, когда в воскресенье утром, 11 февраля 1962 г., во время богослужения ворвались в зарегистрированную церковь евангельских христиан-баптистов села Заречье.

В своей жалобе верующие писали:

Открыв двери молитвенного дома, пом. прокурора Бигарий стал на скамейку и закричал, что нужно все прекратить, и сразу оке - по скамейкам - добрался до стола-кафедры, положил руки на книги, которые были на столе, и заявил, что во имя закона все верующие должны добровольно сдать свои книги, так как они будут проводить обыск. Как раз в это время должен был совершаться церковный обряд - преломление хлеба (вечеря Господня) и па столе-кафедре, где были книги, стояли хлеб и вино. Члены исполнительного органа и другие верующие просили, чтобы подождать несколько минут, пока совершится обряд преломления хлеба. Но Бигарий ждать не захотел, а заявил, что делает это во имя закона, что всех разгонит и пошлет в православие.

Потом один из верующих сказал: «Товарищ прокурор, вы так грубо не поступайте». На это Бигарий сказал: «Ты, сволочь, ты хочешь меня учить?»

В молитвенном помещении было до 200 верующих, начались обыски. На двери молитвенного помещения был поставлен участковый милиции. Когда верующих принудили освободить молитвенное здание, в дверях милиционер проводил у них обыск. Бигарий наблюдал, чтобы милиционер в точности выполнял порученное ему задание. Было изъято у верующих. 13 книг: Библии, Новые Заветы и песенники.987

А на Пасху 1962 года всем уполномоченным Совета при облисполкомах Украинской ССР из Киева была направлена секретная директива № 25-с, которая от них требовала:

1. Сообщить руководящим органам области, отделениям Общества по распространению политических и научных знаний УССР, редакциям газет и радиовещания, областным отделам культуры и народного образования, в какие дни апреля 1962 года верующие какого культа будут праздновать пасху с тем, чтобы обеспечить широкое развертывание антирелигиозной работы среди населения и усилить контроль за деятельностью духовенства, церковников и сектантов с целью пресечения нарушений законодательства о культах.

2. Проинструктировать районные комиссии содействия областным уполномоченным Совета по делам религиозных культов и Совета по делам православной церкви, привлекая их к активному участию в наблюдении за соблюдением требований законодательства о культах.

3. Еще раз предупредить духовенство о требованиях законодательства, запретив подворные обходы верующих с молитвой, т. н. освящение пасхальных продуктов по домам, привлечение молодежи и детей к участию в богослужениях, выезды в общины, не имеющие постоянного служителя культа.

4. Не разрешать молитвенных собраний по частным квартирам.

5. Не позже 15 мая представить обкому партии и Совету подробную информацию о праздновании верующими пасхи, показав сравнительные данные за последние три года (посещаемость богослужений, участие молодежи, детей, активность духовенства и т. д.)988

Несмотря на все старания властей, как сообщал в своих регулярных донесениях Совет для ЦК партии и правительства, деятельность церквей не только не ослабевала, но и активизировалась еще более. Полонник писал 3 ноября 1962 г. в отдел пропаганды ЦК следующее:

В последнее время в Кривом Роге значительно активизировали свою деятельность группы запрещенной секты пятидесятников. Как показал судебный процесс над руководителями пятидесятнического подполья, недавно состоявшийся в Кривом Роге, пятидесятники создали весьма разветвленную сеть, втягивая в свою секту не только взрослых, но и детей школьного возраста.

Перед судом предстали четыре пресвитера и шесть проповедников церкви в Кривом Роге. Вот они: Сусков Емельян Захарович 1882 года рождения, ранее дважды судимый: в 1937 г. был осужден на 8 лет по ст. 54-10 УК УССР и в 1950 - на 10 лет по ст. 58-10 УК РСФСР (обе печально известные статьи - за антисоветскую деятельность); Гурии Иван Степанович, 1923 года рождения, судимый в 1951 г. по ст. 54-10 УК УССР, в последнее время работал составителем ж. д. цеха Криворожского металлургического завода; Кравчук Андрей Данилович, 1930 года рождения, взрывник шахтопроходческого управления № 2 в г. Кривом Роге; Волк Михаил Григорьевич, 1896 года рождения, пенсионер, подвергался в 1931 г. административной высылке за «нелегальную пятидесятническую» деятельность; Пугачев Егор Наумович, 1911 года рождения, работавший столяром лесоторгового склада, исключенный из рядов КПСС в 1947 г., Ермаков Василий Федорович, 1926 года рождения, багажный весовщик ст. Червоная в г. Кривом Роге; Кучеренко Алексей Никифорович 1929 года рождения, диспетчер автоколонны № 5 в г. Кривом Роге, Клименко Михаил Трофимович, 1911 г. рождения -крановщик треста «Кривбассшахтопроходка»; Мельник Иван Федорович, 1930 года рождения - слесарь Центрального горнообогатительного комбината в г. Кривом Роге; Литвиненко Михаил Иосифович, 1929 года рождения - слесарь шахты «Большевик» в г. Кривом Роге.

Вот что говорят официальные документы:

Судом установлено, что указанные лица создали в городе Кривом Роге несколько групп пятидесятников и регулярно на протяжении 1957-1962 г. г. организовывали в своих домах и домах единоверцев тайные собрания, на которых выступали с проповедями, направленными на отрыв верующих от участия в общественной жизни, отказ от посещения культурно-просветительных учреждений и выполнения гражданских обязанностей. Проводимые на этих собраниях моления носили изуверческий характер, сопровождались тряской, «говорением на иных языках», пророчествами, доводившими верующих до физического изнеможения и нервного потрясения.

Подсудимые активно занимались вербовкой новых членов, вовлекали в секту детей школьного возраста, распространяли среди верующих нелегальную рукописную религиозную литературу, организовывали нелега. чьные водные крещения в открытых водоемах; ночью, в холодное время года, крестили не только местных завербованных, но и приезжих из Крымской области. Подсудимые неоднократно предупреждались местными органами власти, однако, не прекращали своей антиобщественной деятельности, а только проводили ее более скрытно.

На вопрос об отношении к военной службе, пятидесятники Волчаница, Сухина, Фоменко и др. заявили, что верующие не могут брать оружия в руки и, следовательно, служить в Советской армии.

Завербованная подсудимым Пугачевым в секту пятидесятников бывшая комсомолка Богданова Нина Прокофьевна, 1937 года рождения, (исключена из комсомола в 1962 г., образование 8 классов) показала, что после того, как стала верующей, она не посещает кино и другие культурно-просветительные учреждения, не читает художественной литературы, но слушает религиозные радиопередачи из-за границы и устно распространяет их содержание среди верующих, считает, что «все, что она теперь делает - угодно Богу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: