Основные направления антикризисной политики

 

Нестабильность финансов, осложнение социальных проблем и замедление экономического роста все это приводит к тому, что правительства многих стран мира были вынуждены в принятии различных мер по стабилизации своих экономических систем. Как показал исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей подвижности и сравнительно высокой эффективности. При этом автоматические стабилизаторы денежной политики считаются менее эффективными, но не всегда правильно работающими как в условиях спада и «перегрева» экономики. В России они очень восприимчивы к изменению экономических условий.

Например, в период замедления экономического роста в мире финансовая нагрузка на нефтяной сектор значительно сокращается, поскольку происходит снижение цен на энергоносители, к которым так же привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

 

Стабилизация через фискальную политику

В развивающих странах стимулирующие фискальные меры ведет к росту дефицита и, как следствие, большого долга. При этом в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что ведет к наращиванию долга. Рост госдолга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны. В частности, это приводит к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно осложняя внутреннюю ситуацию. Одна из серьезных проблем - временность фискальной политики (стимулирующей). Если в кризисный период государство снизило налоги или государство переняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически невозможно. Поэтому в случае вынесения решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству нужно тщательно проанализировать свои возможности по их сворачиванию в будущем. Один из первых важнейших факторов хорошей антикризисной фискальной политики - адресность принимаемых мер, хоть это меры социальной поддержки или же стимулирующие меры касательно предприятий реального сектора, или это меры по стимуляции фондового рынка. По мнению российских политиков, стоящих на руководящих постах, перед Россией поставлены следующие задачи, фискальной политики, которые требуют ускоренных решений. Использование мер монетарной и фискальной политики для регулирования ситуации на финансовом рынке страны. Как ранее отмечено, решение этой задачи в главной мере обеспечивается средствами денежно-кредитной политики, с другой стороны и фискальные меры тоже могут использоваться, что возможно при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов России).

Использование главным образом мер фискальной политики для разрешения первоочередных социальных проблем. В условиях экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста и при одновременно высокой инфляции. Россия, как и все другие мировые державы, сталкивается с различными социальными и экономическими проблемами, так как социальные проблемы тянут за собой следом экономические. С одной стороны главные социальные проблемы, это низкий уровень жизни граждан, рост уровня безработицы, а с другой стороны это замедление развития производства. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней более всего нуждается, и расходы бюджетных средств не приводили к ускоренному росту инфляции. Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии, чтобы обойти резкие спады в реальном секторе (что происходит из-за неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходима, как правило, стимулирующая мера со стороны государства. Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900 - 1000 млрд. руб. (2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) - в 1145 млрд. руб. (2,9% ВВП). Получается, что суммарный объем антикризисных мер составляет 2045-2145 млрд. руб. (5,2-5,4% ВВП). Кроме того, в 2010 г. из Фонда содействия реформированию ЖКХ было выделено 90 млрд. руб. на покупку квартир в домах с высокой степенью удобства, а из федерального бюджета было выделено - 54 млрд. руб. на выкуп квартир для военнослужащих и других лиц, состоящих на соцобеспечении. Так же принято немаловажное решение в 2011 г. предоставить государственные гарантии предприятиям реального сектора экономики на 360 млрд. руб.

 




double arrow
Сейчас читают про: