Поддержка банковского сектора экономики

 

Среди первоочередных мер по поддержанию банковской ликвидности заняли операции предоставления Банком России кредитов коммерческим банкам без обеспечения. Данные операции охватывают существенное число банков, имевших кредитные рейтинги международных и российских рейтинговых агентств.

В 2010г. на внутреннем финансовом рынке были размещены средства ГК «Фонд ЖКХ» (220 млрд. руб.), ГК «Роснано» (170 млрд. руб.), а также «Фонда национального благосостояния» (212 млрд. руб.). В 2010г. из федерального бюджета было выделено 240 млрд. руб. в виде имущественного взноса в ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) для капитализации проблемных банков, а также открыта кредитная линия без лимита Банком России АСВ на цели поддержки банков, которые испытывают проблемы. На 20 января 2011 г. использовано 174,3 млрд. руб. за счет кредитной линии Банка России и 32,2 млрд. руб. за счет средств АСВ.

 

Рисунок 4 - Остаток средств Федерального бюджета, размещённых на депозитах в кредитных организациях (млрд. руб.)

 

В качестве основной антикризисной меры был увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб., российскому Банку предоставлены главные полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств. Правительство РФ снизило темпы увеличения тарифов на природный газ и услуги ЖД транспорта. С учетом нового макроэкономического прогноза правительство должно будет вносить корректировки в бюджет. В 2011 г. величина бюджета будет расходоваться с учетом необходимости проведения политики антикризисных мер. Согласно государственному плану в 2011 г. дефицит бюджетных средств не должен превысить 3% ВВП, а в 2012 г. - 1,5% ВВП. При последующей разработке и реализации антикризисных программ необходимо учитывать накопленный многовековой мировой опыт преодоления кризисов. Этот опыт должен свидетельствовать о том, что «протянутая рука» помощи должна предоставляться тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, а не постоянные, и сохраняют платежеспособность в тяжелых ситуациях. Практика доказывает обратное, что необдуманное предоставление государственной поддержки как сильным, так и слабым предприятиям и компаниям не уточняя состояния их балансов, что не ускоряет выход из кризиса, следовательно, не смягчает его последствия в государстве. Напротив, такая неизбирательная политика увеличивает потери от текущего кризиса и возвышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем времени, поскольку разрушает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех возможных рисков. Кроме этого, основная стоимость предоставляемой поддержки должна равномерно распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет все в свои руки, следовательно, решение всех проблем лежит на государстве, в таком случае оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний. Отдельно, нужно обсудить вопрос об укрупнении государственной собственности. В рамках антикризисных мер значительная его часть должна перейти от частников под государственный   контроль. По статистическим данным к концу 2010г. в большинстве развитых стран правительства стали крупными собственниками финансовых систем: он захватили под государственное руководство 27% экономического сектора.



Заключение

 

Сегодняшняя кризисная ситуация вызвана двумя наиболее важными причинами.

Первая причина - появление стран новой производственной ступени, новой индустриализации: Китай, и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки. Ресурсы, которые необходимые для этой новой индустриализации распределены на карте крайне неравномерно. Об этом можно судить, когда целая страна на пути качественного перехода в индустриальную систему, или государство оказывает протекционную поддержку нескольким десяткам крупным компаний, ведущим между собой согласованную политику, то эти страны и регионы полагаются в те же системные ограничения, в которые двести лет тому назад полагались наши предки, управляя своми городами.

Территория мира крайне неравномерно распределена относительно процесса неоиндустриализации, - в одном месте есть сырьевые ресурсы, в другом - кадровые ресурсы, в третьем - избыточное количество инновационных технологических ресурсов. Кризис неизбежен, ибо он требует новых инфраструктур во всех сферах жизни, а их нет, и формироваться они будут в течение 30-50 лет, может быть лет 20, при хорошем развитии.

Вторая причина гораздо более широкая в понимании. Эта причина о существенном перепроизводстве инноваций. Нововведения не будут использованы, если люди, организованные коллективы и большие группы, обладающие разным уровнем квалификации и финансовой обеспеченности, не смогут выступать активными агентами инновационного процесса.

Новые изобретения и открытия выходят быстрее, чем люди успевают их осваивать, быстрее, чем происходит смена и последующая окупаемость технологических циклов, чем осваиваются способы подготовки к новым действиям и технологиям, чем социальные группы, и тем более образовательная система могут освоить новые способы подготовки к этим новым технологиям.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: