Количественный анализ

По мнению К.М. Гуревича, основной целью сравнительных исследований является фиксирование и описание в упорядоченном виде психологических различий как между группами людей, так и между отдельными представителями, объединенными по каким-нибудь признакам. Доводится упорядочивать обретенный материал во всех моментах: разместить полученные данные в установленной последовательности, например по возрастанию или убыванию приобретенных результатов. И как следствие, один из видов эмпирического подхода - жесткое количественное сопоставление, хоть эмпирический подход разнообразен и лишь к сопоставлению групп по отдельным характеристикам не сводится.

Применительно к представленному исследованию это предполагает несколько возможностей сравнения. Во-первых, простое сопоставление данных студентов и школьников по каждому из использованных дескрипторов (без их группировки). Таким образом, можно получить данные о специфике моральных мотивов в целом, о характерных особенностях решения моральных конфликтов в школьной и студенческой среде и т.д. Причем результат получается не просто описательный, а приводится в сравнении с данными о респондентах другого социального статуса. В терминологии К.М. Гуревича, мы располагаем две группы в некоторых континуумах, показываем их отличие или сходство. Однако, второе направление - типологический подход - также дает возможность количественной характеристики каждого из типов в терминах их отношения к моральным ценностям, принципам и т.д. в сравнении друг с другом.

Принято считать различия достоверными, если вероятность ошибки (случайного результата) менее 1%; тогда говорят об уровне значимости меньше 1% (Р < 0,01). Факт проверяемого различия вызывает сомнение, то есть, тождества нет, но и различия еще не доказаны достоверно, говорят о различиях на уровне тенденции, если уровень вероятности ошибки данной гипотезы лежит между пяти- и однопроцентными значениями 0,05 >Р³ 0,01. Если P ³ 0,05, надлежит считать статистически доказанным факт отсутствия истинных различий между соотносимыми величинами. Данное общее правило проверки итогов на статистическую значимость относится и к U - критерию Манна-Уитни, и к иным статистическим процедурам.

Типологический подход подает вероятность качественного анализа, или диагностики присутствия некоторой характеристики как таковой. Так, например, в начале исследования не может отвергаться мысль о том, что в каком-то обществе (возрастной или иной группе) будет показываться 3 типа морального сознания, а в другом - 4, при этом какой-то из них качественно свежий. Типы морального сознания в разных социальных группах теоретически могут полностью отличаться. В данном случае качественной характеристикой будут являться типы - их принципиальные отличия друг от друга, однако это не опускает и количественных признаков каждого из типов в понятиях их связи с моральными дилеммами, принципами и т.д.

Типы связывают группы схожих респондентов и составляют другой набор объяснительных понятий, в котором в качестве названия понятия выдвигается имя соответствующего типа, а содержание вскрывается через описание усредненного представителя. В контексте типологического подхода считают, что тип личности - это целостное образование, не сводимое к сумме отдельных факторов личности.

Здесь стоит уточнить понятие типологии. Выделяют два вида распределения на группы: классификация и типологизация. Первый вид - классификация - полагает использование жестких понятий, следование поставленным требованиям. По мнению А.А. Ивина, это одна основа, соразмерность (исчерпываемость), несовместимость членов деления, непрерывность и др. В общем, классификация - это многоступенчатое (иногда дихотомическое), разветвленное деление. Но А.А. Ивин сообщает о том, что более сложным объектом классификации есть человек, и то, что не надо быть крайне привязчивыми к классификации того, что по своей сути не дается данному делению.

М. Оссовской считает, что типология, являющаяся формой деления, имеет право не удовлетворять запросы, предъявляемые к классификации. В нее могут входить пересекающиеся деления. Вычленяя какой-либо тип, объекты исследования становятся по порядку по степени их близости к данному типу. Следовательно, применение типов также оказывает помощь в упорядочивании действительности, хотя и не так, как это происходит в случае с классификацией.

Такое же мнение, собственно, выказывают не только философы. Разделяют классификацию и группировку (типологию) в статистике. Например, П.П. Маслов придерживается мнения, что классификация означает деление на классы по более значимым признакам, а группировка проводить распределение на однородные типы.

В контексте классификации мы можем делить респондентов путем распределения их по отношению к разного рода проблемам, мы можем их разбить, например, таким образом. Вычленить группы, которые либо поддерживают утверждение, либо отвергают, либо сомневаются в принятии решения относительно вопроса клонирования. Далее каждую группу поделить касательно проблем эвтаназии и т.д. Но, давать объяснение предпочтения первого критерия над другими, их иерархию в полном, очень сложно. И, ни в коем случае, нельзя утверждать, что избранные критерии действительно существенны в моральном самосознании.

Задача группировки на некоторое количество типов может ставиться так: есть многомерное психологическое описание выборки респондентов и необходимо реализовать их деление на однородные группы, то есть такое деление, при котором в набор выделенных групп входили бы респонденты, у которых схожие психологические характеристики. Такого рода постановка проблемы группировки респондентов отвечает интуитивным суждениям о типе личности. В то же время, как отмечалось выше, типы имеют место частично пересекаться по описанным характеристикам, есть возможность, что распределение выборки будет неполным, то есть к типологии не предъявляют подобных строгих запросов, как к классификации.

Объяснение предпочтения той или иной модели статистической обработки вылезает за границы методологических проблем и подробно анализируется ниже. Здесь показана главная идея группировки респондентов на незаданные типы.

Решением данной задачи выступают методы автоматической классификации. Эти методы разработаны в границах математической теории распознавания образов и предопределены для разбора строения взаимного расположения испытуемых в пространстве измеряемых признаков. Они дают право проводить объективную классификацию респондентов по крупному набору характеристик и базируются на гипотезе «компактности». Если каждого респондента изобразить в виде точки в многомерном пространстве характеристик, то позволительно допустить, что геометрическая близость точек в данном пространстве говорит о похожести соответствующих респондентов.

Методы автоматической классификации дают возможность получать сокращенное описание распределения испытуемых путем выделения их скоплений в пространстве исследуемых признаков.

Под структурой множества испытуемых в этом случае понимается взаимное расположение этих скоплений, их размеры и число испытуемых в каждом скоплении. В результате разбиения множества испытуемых на типы, соответствующие скоплениям похожих испытуемых, получаем описание распределения испытуемых в терминах выделенных типов. В данном моменте каждый респондент представляет собой уже не исходный набор характеристик, а принадлежность к какому-либо типу.

Принадлежность респондента к отдельному типу и положение респондента в начальном пространстве характеристики, хотя и более грубо, чем его задание набором признаков характеризуется, когда типы выдаются хорошо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: