Статистические методы обработки данных исследования проблем биологической этики в сознании старших школьников

 

Использовались статистические пакеты программ SPSS, MINITAB, EXCEL.

Метод кросс-табуляции по существу просто показывает, сколько было дано конкретных ответов по каждому из вопросов. Он их предоставляет в хорошо структурированной форме, свободной для интерпретации и восприятия. Он относится ближе к методам статистической обработки данных, а не является методом статистического анализа как такового.

Проверка гипотезы о средних величинах. Проверка этой гипотезы предполагается в нескольких случаях. Это сравнение данных студентов и школьников, мужчин - студентов и мужчин - школьников, женщин - студенток и женщин - школьниц, мужчин и женщин школьников и сравнение выделенных типов.

В данном случае применяется U - критерий Манна-Уитни. Данный критерий относится к так называемым непараметрическим методам, которые не включают в формулу расчета параметров распределения и основаны на оперировании частотами или рангами. Этот критерий имеет свои преимущества: они не требуют долгих расчетов и сложных проверок распределения «на нормальность».

Далее, для сравнительной оценки частоты появления некоторого признака или признаков в разных выборках разработано довольно много статистических критериев. Одним из основных является Х2 (Хи - квадрат), с помощью его анализируются таблицы сопряженности номинальных признаков (частот двух распределений). Благодаря ему в нашем исследовании можно определить, равность количества мужчин и женщин в выделенных типах. Или, другими словами, входят ли в один тип преимущественно мужчины, в другой - женщины?

Этот критерий призывает, чтобы объем сравниваемых распределений был не меньше 20-30, а минимальная частота - не менее пяти.

Кластерный анализ. « Для типологии испытуемых использовалась процедура кластерного анализа.

Наиболее распространенными процедурами кластерного анализа являются иерархические (древообразные) процедуры, их преимущество, в частности, в том, что они дают наглядную схему (дендрограмму) объединения испытуемых или иных объектов в кластеры (типы). Далее, что не менее важно, они характеризуются отсутствием априорной информации о распределении генеральной совокупности по кластерам (типам). Иными словами, мы не должны задавать количество кластеров (типов), которые требуется выделить, реально существующие типы (их количество) выделяются эмпирическим путем.

Далее, в кластерном анализе мы используем так называемый эвристический подход, в котором не требуется задавать критерий качества разбиения на кластеры. Однако, в нем стоит все же задача выбора некоторых математических показателей».

Выбор процедуры является существенным вопросом кластеризации. Рассматривается метод Ворда, направленный на соединение близко размещенных кластеров. В центроидном методе мерой близости кластеров считается расстояние между центрами (средними) кластеров. В методе «ближайшего соседа (single linkage)» (рекомендуется для получения минимального дерева иерархической кластеризации) образцом кластера избирается объект (респондент), который меньше всего удален от прочих, в методе «дальнего соседа» (complete linkage) - который более всего удален. В этом месте показан далеко не весь перечень предлагаемых методов.

Но, как подтверждается, очень сложно бывает установить метод, являющийся лучшим, и предпочтение метода объясняется целями исследования. Бывают случаи, когда не получается придать форму целям задачи, тогда показателем качества систематизации выступает возможность содержательной интерпретации найденных групп. Здесь можно отметить, что сам по себе этап математической обработки не порождает, в терминах В.Ф. Петренко, «новое содержание», а позволяет представить исходные данные в компактной, хорошо структурированной форме, удобной для анализа и дальнейшей интерпретации. При этом этап математической обработки характеризуется большой свободой в выборе методов. Однако, в данном случае кластерный анализ использовался в трех вариантах: метод полных связей (complete linkage, или «дальнего соседа»); метод Ворда и Average Linkage (Within Group), давшие близкие результаты.

Далее в анализе проводилась группировка респондентов по полученным типам и сравнение каждого с другим по U - критерию Манна-Уитни. Далее представлены характеристики каждого из типов.

 

Результаты эмпирического исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников

биологический медицинский экологический этика

В исследовании мы стараемся выяснить отношение старших школьников к морально-этическим проблемам биологической этики. Исследование проводилось с помощью методики, предоставленной ведущим научным сотрудником Психологического Института Российской Академии Образования, доктором психологических наук, профессором Хвостовым А.А. Обработка результатов проводилась с помощью обозначенных выше математических методов. Полученная информация предоставлена в (Таблицах 1 и 2).

 

Анализ-описание общего отношения к биомедицинской этике

В теоретической части мы уже говорили о том, что биологическая этика включает в себя два аспекта. Первый - это медицинская этика, второй - это экологическая этика. В своем анализе - описании этих аспектов мы разбили все утверждения на группы по схожести тематики. В медицинской этике мы выделили такие группы, как стерилизация, правда и ложь в медицине, трансплантология, активная и пассивная эвтаназия, клонирование, отношение к жизни, медицинские эксперименты, искусственное оплодотворение, аборт, принудительное лечение. Далее мы в контексте каждой группы проанализируем ответы респондентов (см. Таблица 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: