Вывод по первой главе

 

Я рассматривал все концепции с течением времени, и пытался проследить, как изменялись концепции, до какого момента они были совершенны или значимы.

Начнем с досократического времени. В этих теориях было слишком много мистицизма, особенно это видно у Пифагора, Эмпедокла и Анаксагора. Первый наиболее ярки мистик. В это время больше всего рассматривались вопросы, из чего состоит Вселенная, какие у нее законы и т.д., и только за тем пытались из разработанных теорий понять человека. Что интересно, первый философ Фалес признал душу бессмертной, и почти никто не оспаривал это, кроме Демокрита. Досократики больше относились к течению панпсихизма и натурфилософии, хотя, наверное, все философы немного натурфилософы, но для досократического времени это сильно выраженный признак. Еще одно глобальное событие в мире философии - это яркий выраженный материализм, и создатель его Демокрит, который говорил, что душа смертна, и состоит из атомов. Это было первое мощное созданное течение, которое существует до сих пор.

И сразу родилось другое течение, где их создатели были Сократ и Платон. Не мог материализм существовать без оппонента. И он появился в виде идеализма. Это дал сильный толчок для философии и в частности для познания души. Душа бессмертна и божественна, мир вещей всего лишь иллюзия, а настоящие лишь идея. Но еще Сократ повернул философию души на самого человека, на его психику, чтобы понять мир, нужно понять самого себя. Так и звучит лозунг Сократа: "Познай самого себя"!

Материализм и идеализм должен был вылиться в едином порыве, где эти два течения дополняют друг друга. И такой человек появился по имени Аристотель, ученик Платона. Он ни с кем не согласился из своих предшественников и создал свою теорию, где он говорил, что тело и душу не разделить. Они взаимодействуют между собой. Две у него части смертны, а одна бессмертна. Идеализм и материализм соединились в одной концепции.

Затем пришел все-таки спад в философии, это связанна со смертью Александра Македонского и с распадом его могучей империи. Появились эпикурейцы и стоики, которые внесли только маленькие поправки и добавления уже в созданные теории. Одни опирались на Демокрита, другие на Гераклита, Демокрита, а в конце своего существования и на Платона.

Почти ничего нового не принес собой и Плотин, который более подробно раскрыл теорию Платона, создав течение неоплатонизм. Теперь уже Римская Империю рушилась, а вместе с ней и Греция. Из-за солдат империи, которые за блага убивали одного за другим императоров и ставили других. Процветал грабеж и войны, все было в разрухе, и только благо в вечную жизнь, давали Плотину надежду. Тяжело признать, но после Аристотеля философия была в упадке, и в упадке было учение о душе. Но что концепции великих философов внесли важную лепту в психологию, это нужно признать и трудно переоценить.

 



Глава 2. Душа, как феномен

 

Феномен [Ребер А. Большой толковый психологический словарь. 2 т. - 2003] -

. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется, следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях.

. Физические явления, факт, подтвержденное событие. Заметьте также, что это термин часто используется в этом смысле без рассмотрения причин этого события.

. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта.

. В терминах Канта - проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории; феномены здесь служат основанием для логических выводов относительно действительности.

Феномен [Современный словарь иностранных слов. - 1992] - (< гр. Phainomenon являющееся) -

) фил. то же, что явление; в идеалистической философии - субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности; в философии Канта противопоставляется ноумену;

) редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.

Феномен [Ожегов С.И. Словарь русского языка. - 1995] - О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.

 

Что такое душа?

душа аристотель сократ мистицизм

Этим вопросом задавались многие древнегреческие философы. Самые великие уделяли этому вопросу немало времени и сил. И нам надо разобраться и понять, что такое душа, из чего состоит, и какие качества она имеет? Это необходимо для понимания развитие психологии.

Проблемы понимания заключается еще и в том, что философы очень часто трактуют душу по-разному. Обычно каждое качество души отождествляется с самой душой, и создает затруднение.

Все философы отмечали, что одушевленное отличается от неодушевленного - это движение и ощущение. Демокрит в своей теории говорит, что душа - это движение атомов, а сама душа тоже состоит из атомов, поэтому тело двигается. Они вдыхают и выдыхают эти атомы, и живы до тех пор, пока они умеют это делать. Такое же мнение было у эпикурейцев, и частично у стоиков. Те больше опирались на Гераклита, который говорил: душа - это искра Логоса, и огонь постоянно горит, питаясь разрушениями мира, он тоже постоянно в движении. У самого Пифагора и последователей имеются разные понимание души. Например: Пифагор говорит, что душа - это эфир, в котором есть частичка теплого и холодно. А пифагорейцы отмечают: душа - это то, что движет пылинками в воздухе.

Платон и Плотин утверждают: душа есть само себя движущие. Они отмечали, что душа - это активное субстанция, и двигают пассивную субстанцию, то есть материю, и они не видели другого источника движения. Душа - это божественное, идеальное, разумеется, - это идея, а все остальное лишь пародия на идею. Все остальное всего лишь бутафория, жалкая подобие. Плотин добавляет: душа может быть только творящей. С этим категорически не согласен Аристотель, который говорит, что первоисточник движение есть для души. Это есть Бог, только он мог дать движению души. У Аристотеля душа - это энтелехия. Это есть форма форм. По Аристотелю, души есть знание и созерцание.

Анаксагор говорит: душа - это то, что движет. В его понимание души - это есть ум, все живое имеет ум, значит, каждое существо имеет душу. Ум у него стоит в центре Мироздания, и тоже имеет органическую природу. Демокрит с ним соглашается, что ум и душа, одно и тоже, и никак разделять их нельзя.

Все философы разделились на две группы: 1) это философы, которые считают, что у души есть много начал (Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор, Аристотель, Платон, Плотин, Пифагор, стоики, эпикурейцы), 2) есть одно начало (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор, Сократ).

Парменид считал, что есть два начала: земля и огонь, одно холодное, другой жар, это борьба противоположностей. По Демокриту, душа - это тело, которые состоит из более маленьких атомов, чем материальное тело. И имеет три начала: разумная часть находящие в голове, мужественная часть - это грудной отдел и вожделенная часть, которое расположено в печени - все остальные части находится в органах чувств. Эпикурейцы были согласны с Демокритом.

По Эмпедоклу, есть четыре начала: огонь, вода, земля, воздух и еще две силы: ненависть и любовь. У Пифагора: началом всего единица, и душа делится на три часть: страсть, рассудок и ум. У Аристотеля три начало: растительное, животное и разумное. По Платону: вожделеющая, страстная и разумная. По теории Плотина тоже три начала: первоединый, нус, душа. Каждый стоит в строгой иерархии, сверху вниз. Со стоиками тяжелее, у них теории часто видоизменялись, и я внес все-таки в эту категорию: воздух и огонь, можно сказать и про идею, потому что они со временем, опирались на бессмертие души Платона, а это не могло происходить, если душа не признавалась идеальной. Но у стоиков душа разделяется на восемь частей: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть и порождающая часть.

Теперь мы перешли к тем, кто считал началом души единственным. Фалес считал началом всего - воду. По Анаксимандру, это "алейрон", субстанция всех субстанций (огонь, вода, воздух, земля). Анаксимен, считал воздухом началом души. По Гераклиту - огонь. Сократ отмечал душу, как источник нравственности. По Анаксагору - это ум. Можно поделить этих философ на три группы качество начал:

) телесное начало: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, эпикурейцы и стойки.

) бестелесное начало: Пифагор, Сократ, Платон, Плотин.

) телесное и бестелесное начало: Эмпедокл, Анаксагор, Аристотель.

Нужно отметить, почти все, кроме Демокрита, эпикурейцев и некоторых стоиков, утверждают, что душа бессмертна. Как было уже сказано выше, душа состоит из атомов, и после смерти структура атомов рассыпаются, тем самым душа смертна. С этим соглашаются стойки и эпикурейцы. Но не все так гладко, у Аристотеля есть две души: растительная и животное, - и они смертны, третья душа: разумная - она бессмертна. Тут уже образуется противоречие, ибо, по Аристотелю, душа - это форма форм. А тело - это форма. И тело без души существовать не может. В этом может состоять главное противоречие. Хотя этот вопрос можно посмотреть с другой стороны. Аристотель знал, что мы все-таки отличаемся от животных, и решил это обозначить, обессмертив разумную душу. У Пифагора было тоже три души, и разумная часть, разумеется, была бессмертная, а страстная душа смертна. Анаксагор так вообще не рассматривал ничего кроме ума, и объявил его бессмертным, хотя тоже имел телесное начало. Почти каждый философ, не считая чистых материалистов, разум, рассудок, мышление всегда становились бессмертными.

Теперь можно рассмотреть идеалистов и натурфилософов. Начнем с натурфилософов, которые существовали во времена досократиков. Например: Фалес вообще отождествлял душу со всей природой, у него даже магнит имел душу. Это направление называется панпсихизмом. Тоже самое, можно сказать и про Анаксимандра, Анаксимена, Парменида, Гераклита, Эмпедокла. Например: у Эмпедокла существуют две силы: любовь и ненависть, - но они больше относятся к качествам живых, только разумное существо может испытывать эти две силы на себе. Хотя эти силы действуют на все четыре элемента. Гераклит прямо говорит, что душа - это искра Всемирного Огня, и все состоит из огня. Но если все состоит из огня, а душа - это часть огня. Значит, все имеет душу. По Анаксимандру - это "алейрон". По Анаксимену - это воздух. По Пармениду - огонь и земля, это борьба противоположностей, борьба в душе, борьба во всем мире. Значит, все одушевленно. По этим теориям натурфилософы, хотя и говорили, что душа хоть и состояла из определенных физических элементов, имеет особенное значение для мира, и наделяли ее бессмертием.

Идеалисты появились благодаря Сократу, который направил свою философию на самого человека, как на личность, которую нельзя недооценивать. Такие общие качества, как добро и зло, это есть душа. По Сократу, душа человека - это что-то великое, вечное и идеальное, - и надо бороться за свою бессмертную душу. Платон развил теорию Сократа и придумал теорию идей. Там говорилось о душе, как о идее, прообразе всего материального. Идея, как и душа, идеальна, а идеальное все бессмертно. Плотин был абсолютно, согласен с Платоном, и у него все три начала: первоединый, нус, душа, - бессмертны и никак иначе.

В древнегреческой философии: душа трактуется неопределенно. Но можно точно сказать, что это высшая материя и отличается от своего антипода - тела.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: