Учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе

Изучение опыта учителей по формированию положительной мотивации к обучению у школьников показало, что выбор действенных методов и приемов работы с классом, профессиональное отношение к делу и педагогическое мастерство дают лучшие показатели: учащиеся «тянутся к знаниям», любят предмет и способны к самообучению и саморазвитию.


Заключение

 

Результатом образования должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию. В основе всякого действия лежат мотивы, воля и эмоции.

Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, можно прийти к следующему выводу. Задачей каждого учителя является помощь учащимся в освоении нового материала с использованием различных методов обучения. Один из самых важных направлений обучения - это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации.

Мотивация - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, в нашем случае, мотив связан с удовлетворением потребности в знаниях [12].

Мотивированное обучение улучшает качество усвоения предмета.

Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее необходимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной [20].

Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.

Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Методика изучения мотивации обучения у школьников может быть продолжением исследования более комплексной проблемы, связанной с диагностикой и поиском наиболее результативных методик, повышающих «тягу к знаниям».

 


Список используемых источников и литературы

 

1. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться / Ю.П. Азаров. - М., 1989.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 1984. - 176с.

.   Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Мн: Университетское, 1990.

4. Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

5. Антюхин, Э.Г. Основы безопасности жизнедеятельности / Э.Г. Антюхин, М.Б. Сулла. - М.: Дашков и К, 2003.

6. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: "Дашков и К", 2001.

7. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М., 1976. - 258с.

8. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. - М., 1991.

. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. - М.: Высшая школа, 2001.

. Беляев, М.Ф. Психология интереса / М.Ф. Беляев. - М., 1997.

11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1998. - 321с.

. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М., 1972. - 387с.

13. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М., 1985.

14. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Гардарики, 2000. - 304с.

15. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов / Г.Х. Валеев. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134с.

.   Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.,1999.

.   Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1994. - 176с.

.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1996. - 340с.

.   Глуханюк, Н.С. Психодиагностика / Н.С. Глуханюк, Д.Е. Белова. - М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. - 272с.

20. Гончарова, Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков / Е.Б. Гончарова // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.14-21.

21. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. - М.: Знание, 1998.

. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург, 2000.

. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. - М., 1999. - 198с.

24. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М., 1997.

25. Задонская, Э. Мотивация учения как основа прочных знаний / Э. Задонская // Управление школой. - 2005. - №2. - С.56-61.

. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск, 1999.

27. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - 382с.

.   Изучение мотивации поведения детей и подростков (сборник статей) / Под ред. Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2000.

29. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Педагогика. - М., 1994.

30. Каменская, Е.Н. Основы психологии / Е.Н. Каменская. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 155с.

31. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М., 1988. - 232с.

.   Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя / В.Н. Куницына. - Л., 1972.

.   Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения / В.Н. Лавриенко. - Москва, 2005. - 215с.

34. Латышина, Д.И. История педагогики / Д.И. Латышина. - М.: Просвящение, 1996. - 164с.

. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1992. - 245с.

. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М., 1988. - 316с.

37. Лукашенко, М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения / М.А. Лукашенко. - М.: Высшая школа, КноРус, 2002. - 148с.

38. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. / М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1987.

39. Малышева, Г.И. Пусть урок будет интересным / Г.И. Малышева // Воспитание школьников. - 1996. - №6. - С. 32-38.

40. Мариненко, Н.В. Уроки безопасности / Н.В. Мариненко. - М., 1991. - 84с.

. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у учащихся / А.К. Маркова. - М.: Айрис-Пресс, 2000. - 175с.

. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвящение, 1990. - 192с.

. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 1999.

44. Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов и др. - СПб.: Питер, 2005.

45. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. - 1989. - №2. - С.21-26.

46. Мошкин, В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности / В.Н. Мошкин. - Барнаул: АОА "Алтайский полиграфический комбинат", 1999.

47. Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1999.

48. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2001.

49. Немов, Р.С. Психология. Учебник / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -146с.

50. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - 2-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 1996. - 352с.

51. Паламарчук, Н.Ф. Школа учит мыслить / Н.Ф. Паламарчук. - М., 1986. - 376с.

52. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 576с.

.   Психологические тесты. В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. - 312с.

54. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994.

55. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996. - 539с.

56. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса / Г.К. Селевко. - М., 2001. - 298с.

57. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2005.

58. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону, 2009. - 222с.

59. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - 1991.

.   Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Айрис-Пресс, 2004.

.   Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер, 2001.

62. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М., 1996. - 188с.

. Хорни, К. Самосознание / К. Хорни. - М., 1996.

64. Хуторский, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения / А.В. Хуторский. - М., 2005.

65. Чирков, В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации / В.И. Чирков. - М., 1992. - 184с.

66. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. -Ярославль, 1991. - 98с.

.   Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2001. - 136 с.: ил.

68. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. - М., 1982. - 476с.

69. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1999. - 342с.

.   Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. // Вопросы психологии. - 1971. - №2. - С.61-69.

71. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М., 1999.

. Яньшин, П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности / П.В. Яньшин. - СПб.: Питер, 2004.

73. Интернет-портал Pro-школу: http://www.proshkolu.ru/tag/4957/

.   Педсовет: http://pedsovet.org/

.   Портал инфоримационной поддержки руководителей образовательных учреждений "Менеджер образования": http://www.menobr.ru/materials/

76. Психологический словарь: <http://www.psychologist.ru>

77. Сайт практического психолога <http://iemcko.narod.ru/index.html> Ивановой Елены Михайловны: http://iemcko.narod.ru/index.html

78. Социальная сеть работников образования: <http://nsportal.ru>

.   Тематический архив журнала "Основы Безопасности Жизнедеятельности": http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

.   Фестиваль педагогических идей: <http://festival.1september.ru>

.   Электронная энциклопедия: http://wikipedia.ru

 





Приложение 1

 

«Исследование мотивации к изучению предмета»

Анкета для учащихся

 

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

 

Индивидуальный бланк ответов

  С высказыванием полностью согласен (5 баллов) с высказыванием больше согласен, чем не согласен (4 балла) ни «да», ни «нет» - нечто среднее; (3 балла) с высказыванием больше не согласен, чем согласен (2 балла) с высказыванием полностью не согласен (1 балл)
1. Данный предмет мне интересен          
2. Мне нравится, как преподает учитель          
3. Предмет заставляет меня думать          
4. Я могу применять в жизни знания по этому предмету.          
5. Я получаю удовольствие при изучении предмета          
6. Знания по предмету позволяют мне больше узнать о взаимодействии с окружающим миром          
7. Я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по этому предмету.          
8. Знания по этому предмету понадобятся мне в моей будущей профессии.          
9. На уроках по этому предмету я часто отвечаю, выступаю с докладами, работаю в группе.          
10. Для меня на уроках по этому предмету важнее узнавать, понимать, разбираться в материале, чем получать отметки.          
Итого:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: