Определение отношения учащихся и их мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности

 

Целью исследования явилось выявление у школьников мотивации к обучению и отношения к занятиям по ОБЖ.

В эксперименте участвовали ученики 8-х классов школ №4 (48 человек) и №30 (43 школьника) г. Йошкар-Олы и 8, 10, 11-х классов Конганурской школы Куженерского района (37 учащихся).

Мотивация к обучению довольно легко обнаруживается: об отношении учащихся к учению или труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематическому выполнению заданий и т.д.

Наблюдение за школьниками во время производственной практики на 4 и 5 курсах в школах №4, №30 г. Йошкар-Олы, Конганурской школе Куженерского района и проводилось по следующим параметрам, представленным вместе с выводами в таблицах 2, 3, 4.

 

Таблица 2 - Параметры оценки мотивации к обучению на занятиях по ОБЖ в Гимназии №4 г. Йошкар-Олы

Параметры оценки мотивации к обучению Наблюдение и выводы
1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ. На уроках ОБЖ ученики вели себя активно, почти сразу отвечали на вопросы учителя, концентрация внимания школьников была высокой на протяжении всего урока.
2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых. Часто учащиеся задавали вопросы по учебному материалу, было видно, что они очень заинтересованы, многие записывали то, что говорит учитель.
3. Характер умственной деятельности, наиболее привлекающей учащихся. Весь класс активно работал по самостоятельному выявлению типичных связей зависимостей, закономерностей.
4. Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности. Почти всех учеников привлекло выполнение теоретического обоснования практической части работы, они формулировали выводы, итоги проделанной работы.
5. Отношение к выполнению задания. Все ученики добросовестно и ответственно отнеслись к групповой форме работы; все приняли участие в обсуждении и разборе ошибок, допущенных во время урока.
6. Увлеченность, эмоцио-нальный подъем при изучении предмета, выполнении практической работы. Ученики самостоятельно поставили проблемы, большинство школьников увлеклись поиском их решения, проведением мысленных экспериментов.
7. Отношение учащихся к окончанию работы. Урок закончился позже звонка, т.к. ученики выразили желание высказать свои выводы по проделанной работе.
8. Отношение учащихся к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам. Все школьники доброжелательно отнеслись к советам и оценкам одноклассников во время урока.
9. Темп вхождения, включения в деятельность. Почти весь класс быстро сориентировался в предстоящей деятельности и принял ее; почти без помощи учителя поставили цели, спланировали свои действия по решению поставленных задач.
10. Качество знаний. Судя по выводам, сделанным учениками в конце урока, можно констатировать, что более 80% подростков поняли и полностью осмыслили учебный материал, научились решать «нестандартные» задачи, успешно выполняли задания.

 

Таблица 3 - Параметры оценки мотивации к обучению на занятиях по ОБЖ в школе №30 г. Йошкар-Олы

Параметры оценки мотивации к обучениюНаблюдение и выводы  
1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ. На уроках ОБЖ многие ученики вели себя пассивно, часто отвлекались, долго думали при ответе на вопросы учителя.
2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых. Часто учащиеся не записывали то, что говорит учитель, вопросы по учебному материалу задавались очень редко.
3. Характер умственной деятельности, наиболее привле-кающей учащихся. Только треть класса активно работали по самостоятельному выявлению типичных связей зависимостей, закономерностей.
4. Предпочтительная избира-тельность отдельных этапов деятельности. Всего 7 учеников привлекло выполнение теоретического обоснования практической части работы, они пытались сформулировать выводы, итоги проделанной работы.
5. Отношение к выполнению задания. Не все ученики добросовестно и ответственно отнеслись к групповой форме работы, некоторые даже стремились ее избежать; не все приняли участие в обсуждении и разборе ошибок, допущенных во время урока.
6. Увлеченность, эмоцио-нальный подъем при изучении предмета, выполнении практи-ческой работы. Не все ученики класса стремились на уроке к самостоятельной постановке проблем; только единицы были увлечены поиском их решения, проведением мысленных экспериментов.
7. Отношение учащихся к окончанию работы. Многие были очень обрадованы звонку с урока, быстро сорвались со своих мест.
8. Отношение учащихся к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам. 4 школьника немного агрессивно отнеслись к советам и оценкам одноклассников во время урока.
9. Темп вхождения, включения в деятельность. Чуть больше половины учеников быстро сориентировались в предстоящей деятельности и приняли ее; с помощью учителя поставили цели, спланировали свои действия по решению поставленных задач.
10. Качество знаний. Судя по выводам, сделанным учениками в конце урока, можно констатировать, что 70% подростков поняли и полностью осмыслили учебный материал, научились решать «нестандартные» задачи, успешно выполняли задания.

 

Таблица 4 - Параметры оценки мотивации к обучению на занятиях по ОБЖ в Конганурской школе Куженерского района

Параметры оценки мотивации к обучениюНаблюдение и выводы  
1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ. На уроках ОБЖ немногие ученики вели себя активно, основная часть класса просто сидели.
2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых. Учащиеся не записывали то, что являлось необязательным.
3. Характер умственной деятельности, наиболее привлекающей учащихся. Четверть класса активно работали по самостоятельному выявлению типичных связей зависимостей, закономерностей.
4. Предпочтительная избира-тельность отдельных этапов деятельности. Меньше полвины класса заинтересовались теоретическим обоснованием практической части работы, формулировкой итогов проделанной работы.
5. Отношение к выполнению задания. Часть учеников попытались избежать групповой формы работы и обсуждение и разбор ошибок, допущенных во время урока.
6. Увлеченность, эмоцио-нальный подъем при изучении предмета, выполнении практической работы. Не все ученики класса стремились на уроке к самостоятельной постановке проблем; только единицы были увлечены поиском их решения, проведением мысленных экспериментов.
7. Отношение учащихся к окончанию работы. Многие были очень обрадованы звонку с урока, быстро сорвались со своих мест.
8. Отношение учащихся к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам. Школьники редко обращаются за помощью учителя, не прислушиваются к советам и оценкам одноклассников во время урока.
9. Темп вхождения, включения в деятельность. Чуть больше половины учеников быстро сориентировались в предстоящей деятельности и приняли ее; с помощью учителя поставили цели, спланировали свои действия по решению поставленных задач.
10. Качество знаний. Около 60% подростков поняли и полностью осмыслили учебный материал, научились решать «нестандартные» задачи, успешно выполняли задания.

 

Затем нами было проведено анкетирование среди учащихся 8-х классов школ №4, №30 г. Йошкар-Олы, 8-х, 10-х и 11-х классов Конганурской школы Куженерского района с целью выявления основных факторов, влияющих на положительное отношение к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

В анкету вошли следующие вопросы:

. а) Вам нравятся занятия по ОБЖ из-за:

учителя;

необходимых знаний для жизни;

оснащения кабинета ОБЖ;

назовите свой вариант ответа.

б) Мне не нравятся основы безопасности жизнедеятельности из-за:

учителя;

сложности знаний и неинтересных уроков;

оснащения кабинета ОБЖ;

назовите свой вариант ответа.

. Посещаете уроки ОБЖ, потому что:

интересно;

имеются в расписании;

родители заставляют учиться по всем предметам на «хорошо» и «отлично»;

не посещал бы вообще, если бы предмет был необязательным;

назовите свой вариант ответа.

. Выберите вариант ответа, который характеризует вашу деятельность на уроках ОБЖ:

активность на уроках проявляю редко, только во время опроса.

проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей, не выглядеть хуже других.

активно работаю на уроках ОБЖ, т.к. считаю этот предмет важным;

часто проявляю активность на уроках по ОБЖ, так как учиться интересно, знания важны для жизни;

назовите свой вариант ответа.

Анализ анкетирования показал, что в разных школах отношение к предмету различное. Мотивация к обучению выше в школе №4 и связана с опытом профессиональной деятельности и личностными качествами педагога. Именно в этой школе на первый вопрос анкеты под буквой «а» были перечислены все пункты.

В школах №30 г. Йошкар-Олы и Конганурской школы мотивация к обучению у школьников значительно ниже и связана с различными проблемами. Лидирующими являются:

. Не нравятся учителя;

. Не нравится предмет из-за сложности знаний и неинтересных уроков;

. Не нравится оснащение кабинетов ОБЖ («голые стены и несколько таблиц»).

Можно сделать вывод, что очень многие аспекты обучения, в том числе и мотивация, связаны с личностью преподавателя и его мотивацией на обучение школьников.

Результаты анкетирования представлены в таблицах 5, 6, 7 и на рисунках 5, 6, 7, 8.

 

Таблица 5 - Сводные данные по ответам на вопросы анкеты учащихся Гимназии №4 г. Йошкар-Олы

Вопрос анкеты Кол-во ответов в %
1. а) Вам нравятся занятия по ОБЖ из-за: - учителя;  100
- необходимых знаний для жизни; 100
- оснащения кабинета ОБЖ; 100
б) Мне не нравятся основы безопасности жизнедеятельности из-за: - учителя; -
- сложности знаний и неинтересных уроков; -
- оснащения кабинета ОБЖ; -
- назовите свой вариант ответа. -
2. Посещаете уроки ОБЖ, потому что: - интересно;  100
- имеются в расписании; -
- родители заставляют учиться по всем предметам на «хорошо» и «отлично»; -
- не посещал бы вообще, если бы предмет был необязательным; -
- назовите свой вариант ответа. -
3. Выберите вариант ответа, который характеризует вашу деятельность на уроках ОБЖ: - активность на уроках проявляю редко, только во время опроса; -
- проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей, не выглядеть хуже других. -
- активно работаю на уроках ОБЖ, т.к. считаю этот предмет важным; 100
- часто проявляю активность на уроках по ОБЖ, так как учиться интересно, знания важны для жизни; 100
- назовите свой вариант ответа. -

 

Таблица 6 - Сводные данные по ответам на вопросы анкеты учащихся школы №30 г. Йошкар-Олы

Вопрос анкетыКол-во ответов в %  
1. а) Вам нравятся занятия по ОБЖ из-за: - учителя;  53,5
- необходимых знаний для жизни; 51,2
- оснащения кабинета ОБЖ; 16,3
б) Мне не нравятся основы безопасности жизнедеятельности из-за: - учителя; 46,5
- сложности знаний и неинтересных уроков; 48,8
- оснащения кабинета ОБЖ; 83,7
- назовите свой вариант ответа. -
2. Посещаете уроки ОБЖ, потому что: - интересно;  34,9
- имеются в расписании; 18,6
- родители заставляют учиться по всем предметам на «хорошо» и «отлично»; 23,3
- не посещал бы вообще, если бы предмет был необязательным; 23,2
- назовите свой вариант ответа. -
3. Выберите вариант ответа, который характеризует вашу деятельность на уроках ОБЖ: - активность на уроках проявляю редко, только во время опроса; 48,8
- проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей, не выглядеть хуже других. 27,9
- активно работаю на уроках ОБЖ, т.к. считаю этот предмет важным; 14
- часто проявляю активность на уроках по ОБЖ, так как учиться интересно, знания важны для жизни; 9,3
- назовите свой вариант ответа. -

 

Таблица 7 - Сводные данные по ответам на вопросы анкеты учащихся Конганурской школы Куженерского района

Вопрос анкетыКол-во ответов в %  
1. а) Вам нравятся занятия по ОБЖ из-за: - учителя;  67,6
- необходимых знаний для жизни; 37,8
- оснащения кабинета ОБЖ; 27,0
б) Мне не нравятся основы безопасности жизнедеятельности из-за: - учителя; 32,4
- сложности знаний и неинтересных уроков; 62,2
- оснащения кабинета ОБЖ; 73,0
- назовите свой вариант ответа. -
2. Посещаете уроки ОБЖ, потому что: - интересно;  18,9
- имеются в расписании; 32,4
- родители заставляют учиться по всем предметам на «хорошо» и «отлично»; 21,7
- не посещал бы вообще, если бы предмет был необязательным; 27,0
- назовите свой вариант ответа. -
3. Выберите вариант ответа, который характеризует вашу деятельность на уроках ОБЖ: - активность на уроках проявляю редко, только во время опроса; 56,8
- проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей, не выглядеть хуже других. 32,4
- активно работаю на уроках ОБЖ, т.к. считаю этот предмет важным; 10,8
- часто проявляю активность на уроках по ОБЖ, так как учиться интересно, знания важны для жизни; -
- назовите свой вариант ответа. -

 

Результаты ответов по каждому вопросу представлены на рисунках 5-8.

 


Рисунок 5 - Сводные данные по вопросу 1 а «Вам нравятся занятия по ОБЖ из-за …..»

 

Рисунок 6 - Сводные данные по вопросу 1 б «Мне не нравятся основы безопасности жизнедеятельности из-за…»

 


Рисунок 7 - Сводные данные по вопросу 2 «Посещаете уроки ОБЖ, потому что….»

 

Рисунок 8 - Сводные данные по вопросу 3 «Выберите вариант ответа, который характеризует вашу деятельность на уроках ОБЖ»

 

Следующим этапом исследования был анализ параметров положительной мотивации к обучению ОБЖ, проведенный по тест-анкетам, заполненным учениками вышеназванных школ (приложение 1).

Обработка результатов велась след образом: все баллы суммировались.

Общее количество баллов позволило сделать вывод об уровне развития мотивации к изучению предмета.

Результаты интерпретировались след образом:

- 50 баллов - очень высокая мотивация к изучению предмета

- 40 баллов - высокая мотивация к изучению предмета

- 30 баллов - средняя мотивация к изучению предмета

- 20 баллов - низкая мотивация к изучению предмета

- 10 баллов - очень низкая мотивация к изучению предмета

В таблице 8 сведены общие данные по исследованию мотивации к изучению предмета по школам.

 

Таблица 8 - Сводные данные по исследованию мотивации к изучению предмета в Гимназии №4, школе №30 г. Йошкар-Олы и Конганурской школе

Уровень развития мотивации к изучению предмета Гимназия №4 (%) Школа №30 (%) Конганурская школа (%)
очень высокая мотивация к изучению предмета 54,2 - -
высокая мотивация к изучению предмета 45,8 9,3 5,4
средняя мотивация к изучению предмета - 67,4 56,8
низкая мотивация к изучению предмета - 18,6 27,0
очень низкая мотивация к изучению предмета - 4,7 10,8

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ведущим фактором формирования мотивации к обучению является личность учителя, подача им учебного материала: интересного, актуализированного, жизненно важного.

 

Анализ опыта работы учителей по повышению мотивации к обучению по предметам

 

Мы провели анкетирование среди учителей, в котором приняли участие 15 преподавателей-предметников.

Опрос для учителей состоял из выбора следующих положений:

Что Вы используете для повышения положительной мотивации к обучению у своих учеников?

современный наглядный материал;

информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

интерактивные методы обучения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.);

использую сочетание классических, инновационных, интерактивных методов обучения, совместно с имеющейся материально-технической оснащенностью кабинета;

провожу классические уроки;

ваш вариант.

Результаты анкетирования получились следующими:

. Лишь 60% педагогов используют в своей работе современный наглядный материал.

. Чуть меньше половины учителей (46,7%) применяют на своих уроках информационно-коммуникационные технологии.

. Уроки с использованием интерактивных методов обучения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.) проводят 53,3% преподавателей.

. Сочетают классические, инновационные, интерактивные методы обучения 53,3% учителей.

. 46,7% педагогов проводят классические уроки.

Один из учителей поделился опытом своей работы. На уроках ОБЖ преподавателем применяется синквейн - это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учётом ряда требований.

Правила написания синквейна.

В синквейне 5 строк:

) понятие (одно слово)

) прилагательные (два слова)

) глаголы (три слова)

) предложение (из четырёх слов)

) существительное (одно слово)

Пример синквейна по теме: «Актуальные вопросы ВИЧ инфекции»:

. СПИД

. Опасный, смертельный

. Калечит, уродует, разрушает

. Распространяется из-за невежества.

. Болезнь.

Другой учитель рассказал, что для укрепления и развития мотивации на уроке применяет следующие активные методы: средства ИКТ, метод проектов, парацентрическая технология (в парах разного вида с обязательной встречей в центре), анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотивации учащихся на уроках ОБЖ», многие учителя встречают определённые трудности. Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недостаточно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны изучаемых вопросов. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.

Развивая интерес к урокам ОБЖ такими методами и приёмами, можно убедиться в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность, снимают усталость, напряжённость умственного труда, повышают работоспособность учеников на уроках.

Далее мы провели анкетирование учителей с целью изучения уровня владения педагогом основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Преподавателям было предложено следующее задание: «Определите уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 - применяю регулярно; 1 - применяю иногда; 0 - не применяю».

Эмоциональные методы мотивации (I):

- поощрение,

- порицание,

- учебно-познавательная игра,

- создание ярких наглядно-образных представлений,

- создание ситуации успеха,

- стимулирующее оценивание,

- свободный выбор задания,

- удовлетворение потребности быть успешным учеником.

Познавательные методы мотивации (II):

- опора на жизненный опыт,

- познавательный интерес,

- создание проблемной ситуации,

- побуждение к поиску альтернативных решений,

- выполнение творческих заданий,

- «мозговая атака»,

- «дебаты».

Волевые методы мотивации (III):

- предъявление учебных требований,

- информирование об обязательных результатах обучения,

- формирование ответственного отношения к учению,

- познавательные затруднения,

- самооценка деятельности и коррекция,

- рефлексия поведения,

- прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации (IV):

- развитие желания быть полезным Отечеству,

- побуждение подражать сильной личности,

- создание ситуаций взаимопомощи,

- поиск контактов и сотрудничества,

- заинтересованность в результатах коллективной работы,

- взаимопроверка,

- оппонирование друг другу.

Методика обработки результатов анкеты:

. Подсчитать число учителей, регулярно применяющих различные методы стимулирования учебной деятельности (то есть поставивших 2 балла по любому из пунктов). Вычислить процент от общего числа анкетируемых.

. Оценить степень владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности: 85% и выше - оптимальный уровень, 65-84% - достаточный уровень, 40-64% - недостаточный уровень.

Мы подсчитали данные, в результате чего получилось, что:

. Регулярно применяют различные методы стимулирования учебной деятельности всего лишь 46,7% учителей.

. 26,7% педагогов имеют оптимальный уровень степени владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности школьников, у 60% учителей - достаточный уровень, у 13,3% преподавателей - недостаточный уровень.

Проанализировав результаты анкетирования, как учащихся, так и учителей, мы попытались сформулировать рекомендации по формированию положительной мотивации к обучению ОБЖ для практикантов - будущих преподавателей-организаторов курса ОБЖ.

Для того, чтобы поддерживать необходимую увлеченность процессом обучения, нужно изменять форму общения на уроке.

Формы общения могут быть представлены различными видами и способами объединения школьников на занятиях. Необходимо практиковать работу:

со всей группой (защита реферата, беседа с преподавателем, обсуждение или презентация);

с малой подгруппой (3-7 обучаемых работают над одним заданием, решение которого затем обсуждается всей группой);

в парах (двое учащихся обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всей группой);

индивидуальную (каждый обучаемый индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных).

Школьники рассматривают разнообразие как что-то приятное. Вот как описывали учащиеся занятия, которые были наполнены разнообразием: «Занятия проходят интересно и разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Увлеченность учителя своим предметом меня просто заразила», «Занятия понравились, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать».

Во время однообразной деятельности быстро падает внимание, и, наоборот, оно повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые проблемы. Поэтому учителю необходимо регулярно изменять учебную ситуацию.

В современном процессе обучения необходимо осуществить радикальные реформы по совершенствованию внутренней мотивации учащихся. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время школа ориентирована преимущественно на поддерживание внешней мотивации в виде контроля. Тем самым личность ученика вместо того, чтобы развиваться, постоянно оказывается в ситуациях подавления. Вполне естественно, что подобная практика весьма пагубно сказывается на внутренней мотивации, ведет к постепенному снижению интереса к учебе. Подлинные реформы невозможны без всемерной поддержки любых проявлений внутренних стремлений обучаемых, полной реализации идей и принципов гуманистической педагогики [24, 57].

Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие.

Дети отличаются любопытством. Поэтому они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда школьникам преподносятся уже известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» [1].

Подобное происходит и в том случае, когда ученикам не за что «зацепиться» в своем прошлом опыте познания.

Вот как пишет об этом Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - таково правило» [18].

Необходимо использовать эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. Если учителю удастся вплести в канву урока этот эффект, то у него получится пробудить у учащихся желание решать поставленные перед ними задачи.

К поиску объяснений подталкивают противоречия. Учащиеся стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Когда они сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Учителю необходимо поставить под сомнение доступную обучаемым логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, тогда он пробудит в них интерес к познанию истины [59].

Для всех людей естественным остается стремление к постоянному развитию своих способностей. Поэтому люди, как правило, «ищут вызов». Но, принимая его, они рискуют не справиться с ним (риск провала). Если на занятиях по ОБЖ школьники сталкиваются с проблемами, представляющими для них реальные препятствия, то у них возникает желание принять вызов и пойти на этот риск. «Эффект риска» следует использовать осторожно, соизмеряя возможности обучаемых с их желаниями. Частое применение сводит этот эффект к нулю [27].

Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. Поэтому одна из самых эффективных норм мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в собственных силах. Учащиеся должны иметь обратную связь относительно своих успехов в учебе. При этом полезно использовать «самосравнение» т.е. оценку «неиспользованного резерва» - реальных результатов и тех результатов, которые школьник мог бы иметь при должном отношении к учебе [13].

Вполне естественен тот факт, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его.

Эффективность обучения повысится, если, прежде чем появилась усталость, будет сделан короткий перерыв (около трех минут) или будет изменена форма подачи материала. Практика показала, что перерывы в занятиях способствуют тому, что учащиеся лучше усваивают и запоминают материал [1].

Постоянной заботой учителей остается создание ситуаций для поддержания у школьников положительного отношения к обучению. Созданию такого отношения могут способствовать такие методические приемы для мотивации обучаемых, как:

обсуждение в группе волнующих учащихся вопросов, в том числе и отдаленно связанных с темой урока. Например, при изучении темы «Ядовитые растения» на уроке биологии учащиеся с удовольствием втягиваются в обсуждение мер безопасности при автономном выживании в природе. После посещения такого занятия, как правило, среди учащихся остается эффект заинтересованности в изучении данной дисциплины;

предоставление возможности обучаемым высказаться, обратить на себя внимание. Если учащийся готов высказать свое мнение по поводу обсуждаемого на занятии вопроса, либо даже поспорить с учителем, будь он прав или не прав, всегда нужно дать ему такую возможность. Это поможет положительно влиять на мотивацию ученика в дальнейшем. Также школьник может послужить отличным примером для своих товарищей - другие учащиеся в будущем уже будут чувствовать себя более уверенными, если захотят отстоять свою точку зрения;

применение взаимоконтроля и взаимопроверки работ помогает выработать у учащихся ответственность, объективность и заинтересованность в предмете [5, 52].

Постоянно актуальными остаются советы:

приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;

формировать чувство долга, ответственности;

учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе.

Проверенным способом мотивации является планирование целей и задач обучения самим школьником. Только тогда, когда учащийся сам ставит индивидуальные цели обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность обучения. Возникшее «чувство успешности» усиливает мотивацию.

Чтобы учащийся смог обосновать и поставить цель, составить план ее достижения, организовать и направить свою деятельность, его необходимо подготовить, развить на предшествующих этапах воспитания [45].

Исходя из анализа опыта учителей по формированию положительной мотивации к обучению у школьников, необходимо подчеркнуть, что педагогическое мастерство, связанное с выбором наиболее сильных методов и приемов работы с классом, с собственным отношением к делу и педагогической эрудицией, всегда дает наилучший результат. Ученики начинают «тянуться к знаниям», любить предмет и понимать смысл словосочетания «учиться всю жизнь».

 

Выводы

 

. Констатирующее исследование выявило, что ведущим фактором формирования мотивации к обучению является личность учителя, подача им учебного материала: интересного, актуализированного, жизненно важного.

. Анализ применения учителями различных методов и форм обучения показал, что большинство педагогов владеют инновационными и интерактивными способами подачи учебного материала, умело сочетая их с классическими.

. В качестве основных рекомендаций для практикантов - будущих учителей ОБЖ - можно выделить следующие:

- приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;

формировать чувство долга, ответственности;




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: