Проведение экспериментальной работы, требовало подтверждения правильно выбранной программы. Для этого было проведено промежуточное тестирование (ноябрь). Результаты подсчетов промежуточных данных уровня развития скоростно-силовых качеств, приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты промежуточного тестирования уровня развития скоростно-силовых качеств
Название теста Группа | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) | Бег 20 м (сек) | Бег 40 сек. (м) |
Экспериментальная | 165 | 37 | 3,8 | 148 |
Контрольная | 160 | 36 | 4,16 | 143 |
Сопоставление результатов тестирования показывает, что во всех тестах (прыжок в длину с места, высота подскока, бег 20 метров, бег 40 секунд) лучший прирост результатов в экспериментальной группе. Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом, а другие - регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств.
Использование круговой тренировки на уроках физкультуры в контрольном классе и на тренировках секции гандбола продолжалось еще на протяжении двух недель.
|
|
В конце подготовительного этапа учебно-тренировочного процесса гандболистов, и второй четверти в общеобразовательной школе было проведено итоговое тестирование. Результаты подсчетов итоговых данных уровня развития скоростно-силовых качеств, приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты итогового тестирования уровня развития скоростно-силовых качеств
Название теста Группа | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) | Бег 20 м (сек) | Бег 40 сек. (м) |
Экспериментальная | 174 | 41 | 3,73 | 153 |
Контрольная | 162 | 36,8 | 4,16 | 145 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 3, показывает, что во всех скоростно-силовых упражнениях экспериментальная группа показывает значительный прирост результатов, контрольная группа также имеет прирост результатов, но не такой существенный.
В ходе педагогического эксперимента было установлено, что предложенная методика развития скоростно-силовых качеств с использованием метода круговой тренировки, является достаточно эффективной.
Это подтверждается следующими фактами:
Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя полгода применения этой программы, изменились больше, чем у детей занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа.
Во-вторых, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе результаты тестирования в обеих группах не значительно отличались. В конце экспериментальной работы они продолжают отличаться друг от друга, но различия в результатах значительно возросли. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе с контрольной группой, плохая, и ее нельзя использовать на уроках физической культуры. У детей этой группы тоже выросли результаты в скоростно-силовых тестах.
|
|
Все результаты тестирования были математически обработаны, анализ показал следующую динамику развития скоростно-силовых качеств.
Таблица 4. Сравнительный анализ результатов тестирования скоростно-силовых качеств
Название Теста Группа | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) | Бег 20 м (сек) | Бег 40 сек. (м) |
Экспериментальная (динамика) | 12 | 6 | 0,21 | 10 |
Контрольная (динамика) | 3 | 2,8 | 0,05 | 5 |
Сравнительный анализ показывает, что экспериментальная группа дала прирост результатов во всех тестах на много больше, чем контрольная группа. Построение графика 1 наглядно демонстрирует динамику роста результатов после проведения экспериментальной работы.
Заключение
Анализ литературных данных позволил установить, что проблема возрастного развития и воспитания физических качеств у детей школьного возраста нуждается в глубокой экспериментальной разработке. Важно определить уровень развития скоростно-силовых способностей у учащихся, разработать эффективные средства и методы воспитания физических качеств с учётом исходного уровня их развития установить допустимые учебные и тренировочные нагрузки.
Анализ литературных источников помог определить возможные способы развития необходимых для гандболистов физических качеств и показал наиболее характерные методы, которые используются специалистами, как в учебно-тренировочном процессе, так и в физическом воспитании школьников.
Из всех описанных методов развития скоростно-силовых способностей был отмечен метод круговой тренировки, как один из тех, которые, по мнению многих авторов, дает самый качественный прирост показателей и способствует совершенствованию техники в избранном виде соревновательных упражнений.
Проведение экспериментальной работы показало, что подготовленная и внедренная в занятия круговая тренировка для развития скоростно-силовых качеств с использованием средств гандбола, дала положительные результаты, чем доказала выдвинутую гипотезу.
Результаты тестирования скоростно-силовых качеств учащихся среднего школьного возраста и начинающих гандболистов того же возраста, после внедрения методики круговой тренировки с использованием гандбола показали динамику роста практически во всех тестах.
У учащихся, которые занимались гандболом на занятиях секции, использование предложенной методики позволило повысить результаты значительно быстрее, чем у учащихся, которые занимались на уроках спортивных игр.
Проведенные исследования показали, что разнообразные, новые средства и методы физического воспитания воспринимаются учащимися более активно и вызывают качественную двигательную деятельность, как в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, так и в процессе развития двигательных способностей.
Литература
9. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
10.Гандбол. Учебник для институтов физической культуры. \под общ. ред. Ю.М. Портнова\. 2-е издание, переработанное. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
11.Спортивные игры: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.: Физкультура и спорт, 1982.
12.Журнал Теория и практика физической культуры, №4, 2000; №1 -12, 1993-1999.
|
|
13.Журнал Физкультура и спорт, №1 - 12, 1993-1999; №1 - 6, 2000; №1 - 5, 2001
14.Журнал Физкультура и спорт. А.И. Пьязин \\ Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, №4, 1995.
15.Журнал Физкультура и спорт. О. В Жбанков \\ Развитие прыгучести у юных спортсменов, №3, 1995.
16.Журнал Физкультура и спорт. Л.С. Дворник, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко \\ Использование отягощений на тренировках, №3, 1999.
17.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970
18.Зубченко А.А. Круговая тренировка на уроках. Журнал «ФК в школе» №5,1987.
19.Карасев А.В. Энциклопедия физической подготовки. М, 1989.
20.Кофман Л.Б. Hастольная книга учителя физкультуры. М, 1998.
21.Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1975
22.Комплексная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.
23.Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных гандболистов. - Минск, 1980.
24.Лях В.А. Тесты в физическом воспитании школьников. М, 1992.
25.Макаровский А.С. Метод круговой тренировки на уроках гимнастики. Журнал «ФК в школе» №4.1997.
26.Маркосян А.А. Физиология. 6-е издание, переработанное. - М.: Медицина, 1969.
27.Современная система спортивной подготовки \ под ред. В.Л. Сыча, Ф.Л. Суслова, Б.Н. Шустина. - М.: Физкультура и спорт, 1995.
28.Специальная выносливость спортсмена \под общ. ред. М.Я. Набатниковой\. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
29.Спортивные игры \ под общ. ред. В.А. Кудряшова\, Минск: Физкультура и спорт, 1968.
30.Теория и методика физического воспитания \ под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1969
31.Теория и практика физической культуры, №6, 1998
32.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
33.Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971.