Сравнительный анализ результатов развития скоростно-силовых качеств учащихся среднего школьного возраста

 

Проведение экспериментальной работы, требовало подтверждения правильно выбранной программы. Для этого было проведено промежуточное тестирование (ноябрь). Результаты подсчетов промежуточных данных уровня развития скоростно-силовых качеств, приведены в таблице 2.


Таблица 2. Результаты промежуточного тестирования уровня развития скоростно-силовых качеств

Название теста Группа Прыжок в длину с места (см) Высота подскока (см) Бег 20 м (сек) Бег 40 сек. (м)
Экспериментальная 165 37 3,8 148
Контрольная 160 36 4,16 143

 

Сопоставление результатов тестирования показывает, что во всех тестах (прыжок в длину с места, высота подскока, бег 20 метров, бег 40 секунд) лучший прирост результатов в экспериментальной группе. Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом, а другие - регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств.

Использование круговой тренировки на уроках физкультуры в контрольном классе и на тренировках секции гандбола продолжалось еще на протяжении двух недель.

В конце подготовительного этапа учебно-тренировочного процесса гандболистов, и второй четверти в общеобразовательной школе было проведено итоговое тестирование. Результаты подсчетов итоговых данных уровня развития скоростно-силовых качеств, приведены в таблице 3.

 

Таблица 3. Результаты итогового тестирования уровня развития скоростно-силовых качеств

Название теста Группа Прыжок в длину с места (см) Высота подскока (см) Бег 20 м (сек) Бег 40 сек. (м)
Экспериментальная 174 41 3,73 153
Контрольная 162 36,8 4,16 145

 

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 3, показывает, что во всех скоростно-силовых упражнениях экспериментальная группа показывает значительный прирост результатов, контрольная группа также имеет прирост результатов, но не такой существенный.

В ходе педагогического эксперимента было установлено, что предложенная методика развития скоростно-силовых качеств с использованием метода круговой тренировки, является достаточно эффективной.

Это подтверждается следующими фактами:

Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя полгода применения этой программы, изменились больше, чем у детей занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа.

Во-вторых, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе результаты тестирования в обеих группах не значительно отличались. В конце экспериментальной работы они продолжают отличаться друг от друга, но различия в результатах значительно возросли. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе с контрольной группой, плохая, и ее нельзя использовать на уроках физической культуры. У детей этой группы тоже выросли результаты в скоростно-силовых тестах.

Все результаты тестирования были математически обработаны, анализ показал следующую динамику развития скоростно-силовых качеств.

 

Таблица 4. Сравнительный анализ результатов тестирования скоростно-силовых качеств

Название Теста Группа Прыжок в длину с места (см) Высота подскока (см) Бег 20 м (сек) Бег 40 сек. (м)
Экспериментальная (динамика) 12 6 0,21 10
Контрольная (динамика) 3 2,8 0,05 5

Сравнительный анализ показывает, что экспериментальная группа дала прирост результатов во всех тестах на много больше, чем контрольная группа. Построение графика 1 наглядно демонстрирует динамику роста результатов после проведения экспериментальной работы.

 

 

 





Заключение

 

Анализ литературных данных позволил установить, что проблема возрастного развития и воспитания физических качеств у детей школьного возраста нуждается в глубокой экспериментальной разработке. Важно определить уровень развития скоростно-силовых способностей у учащихся, разработать эффективные средства и методы воспитания физических качеств с учётом исходного уровня их развития установить допустимые учебные и тренировочные нагрузки.

Анализ литературных источников помог определить возможные способы развития необходимых для гандболистов физических качеств и показал наиболее характерные методы, которые используются специалистами, как в учебно-тренировочном процессе, так и в физическом воспитании школьников.

Из всех описанных методов развития скоростно-силовых способностей был отмечен метод круговой тренировки, как один из тех, которые, по мнению многих авторов, дает самый качественный прирост показателей и способствует совершенствованию техники в избранном виде соревновательных упражнений.

Проведение экспериментальной работы показало, что подготовленная и внедренная в занятия круговая тренировка для развития скоростно-силовых качеств с использованием средств гандбола, дала положительные результаты, чем доказала выдвинутую гипотезу.

Результаты тестирования скоростно-силовых качеств учащихся среднего школьного возраста и начинающих гандболистов того же возраста, после внедрения методики круговой тренировки с использованием гандбола показали динамику роста практически во всех тестах.

У учащихся, которые занимались гандболом на занятиях секции, использование предложенной методики позволило повысить результаты значительно быстрее, чем у учащихся, которые занимались на уроках спортивных игр.

Проведенные исследования показали, что разнообразные, новые средства и методы физического воспитания воспринимаются учащимися более активно и вызывают качественную двигательную деятельность, как в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, так и в процессе развития двигательных способностей.

 

 



Литература

 

9. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

10.Гандбол. Учебник для институтов физической культуры. \под общ. ред. Ю.М. Портнова\. 2-е издание, переработанное. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

11.Спортивные игры: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.: Физкультура и спорт, 1982.

12.Журнал Теория и практика физической культуры, №4, 2000; №1 -12, 1993-1999.

13.Журнал Физкультура и спорт, №1 - 12, 1993-1999; №1 - 6, 2000; №1 - 5, 2001

14.Журнал Физкультура и спорт. А.И. Пьязин \\ Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, №4, 1995.

15.Журнал Физкультура и спорт. О. В Жбанков \\ Развитие прыгучести у юных спортсменов, №3, 1995.

16.Журнал Физкультура и спорт. Л.С. Дворник, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко \\ Использование отягощений на тренировках, №3, 1999.

17.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970

18.Зубченко А.А. Круговая тренировка на уроках. Журнал «ФК в школе» №5,1987.

19.Карасев А.В. Энциклопедия физической подготовки. М, 1989.

20.Кофман Л.Б. Hастольная книга учителя физкультуры. М, 1998.

21.Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1975

22.Комплексная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.

23.Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных гандболистов. - Минск, 1980.

24.Лях В.А. Тесты в физическом воспитании школьников. М, 1992.

25.Макаровский А.С. Метод круговой тренировки на уроках гимнастики. Журнал «ФК в школе» №4.1997.

26.Маркосян А.А. Физиология. 6-е издание, переработанное. - М.: Медицина, 1969.

27.Современная система спортивной подготовки \ под ред. В.Л. Сыча, Ф.Л. Суслова, Б.Н. Шустина. - М.: Физкультура и спорт, 1995.

28.Специальная выносливость спортсмена \под общ. ред. М.Я. Набатниковой\. - М.: Физкультура и спорт, 1972.

29.Спортивные игры \ под общ. ред. В.А. Кудряшова\, Минск: Физкультура и спорт, 1968.

30.Теория и методика физического воспитания \ под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1969

31.Теория и практика физической культуры, №6, 1998

32.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.

33.Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: