Ведомый вал.
Рисунок 4 - Уточнённый расчёт ведомого вала
Материал вала - Сталь 45.
Среднее значение предела прочности составляет sВ =570 МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:
s-1= 246 МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:
t-1= 142 МПа.
Сечение А-А. Концентрация напряжения обусловлена наличием шпоночной канавки [4, с. 165] . Масштабные факторы . Коэффициент чувствительности к несимметричности цикла .
Крутящий момент Н . мм.
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
Н×мм.(90)
Изгибающий момент в вертикальной плоскости
Н×мм.(91)
Суммарный изгибающий момент в сечении А-А:
Н×мм.(92)
Вычисляем момент сопротивления кручению и изгибу
, (93)
, (94)
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа.(95)
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа.(96)
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
. (97)
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
|
|
. (98)
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А
. (99)
Сечение К-К. Концентрация напряжения обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом [4, с. 166] . Принимаем .
Изгибающий момент
Н×мм.(100)
Осевой момент сопротивления
. (101)
Амплитуда нормальных напряжений
МПа. (102)
Полярный момент сопротивления
мм3. (103)
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа. (104)
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
. (105)
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
. (106)
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения К-К
(107)
Сечение Л-Л. Концентрация напряжения обусловлена переходом от 30 мм к 25,2 мм: при и коэффициенты концентрации напряжений [4, с. 163] . Масштабные факторы .
Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения К-К
Осевой момент сопротивления сечения
. (108)
Амплитуда нормальных напряжений
МПа. (109)
Полярный момент сопротивления
мм3. (110)
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа. (111)
Коэффициенты запаса прочности
. (112)
. (113)
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Л-Л
. (114)
Сечение Б-Б. Концентрация напряжения обусловлена наличием шпоночной канавки [4, с. 165] . Масштабные факторы .
Изгибающий момент (положим мм)
Н×мм. (115)
Момент сопротивления сечения нетто при мм и мм
, (116)
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа.(117)
Вычисляем момент сопротивления кручению сечения
, (118)
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа. (119)
Коэффициенты запаса прочности
|
|
. (120)
. (121)
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б
. (122)
Сведём результаты проверки в таблицу.
Таблица 2 - Результаты проверки
Сечение | А-А | К-К | Л-Л | Б-Б |
Коэффициент запаса s | 11,5 | 4,72 | 4,03 | 3,13 |
Во всех сечениях s>[s].
Выбор сорта масла
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объём масляной ванны определяем из расчёта 0,25 дм 3 масла на 1 кВт передаваемой мощности:
V =0,25× 5,429»1,36 дм 3
По таблице 10.8 [4, с. 253] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях s н=397,7 МПа и окружной скорости колёс v=5,7 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 22× 10 -6 м 2/с. По таблице 10.10 [4, с. 253] принимаем масло индустриальное И-20А.
Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1, который выбираем по таблице 9.14 [4, с. 204]. Пополнение его должно периодически производится через пресс-маслёнки.
Литература
1. Богданов В.Н. и др. Справочное руководство по черчению - М.: Машиностроение, 1989. - 864 с.
2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учебное пособие для машиностроительных специальностей техникумов - М.: Высшая школа, 1984. - 336 с.
. Зфйнетдинов Р.И., Цуканов О.Н., Лопатин Б.А. Прикладная механика: Учебное пособие по курсовому проекту и домашним заданиям - 2-е изд., перераб. и доп. - Челябинск: ЧГТУ, 1996. - 42 с.
. Чернавский С.А. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1988. - 416 с.
5. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное - Калининград: Янтарный сказ, 2002. 454 с.