Цель: требуется изучить понятие спроса и предложения, равновесной цены, функции конкуренции, закон спроса и предложения,.
Теоретическая часть.
Спрос – потребность в товарах и услугах, обеспеченная покупательной способностью. Предложение - количество любых товаров или услуг, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Конкуренция – соперничество между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и сбыта продукции.
Инструкция
Закон спроса - спрос на товары изменяется в обратной зависимости от цены. При снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода). Также при снижении цены товар дешевеет относительно других товаров и приобрести его становится выгоднее (эффект замещения).
Кроме цены на спрос оказывают влияние следующие факторы:
1) изменение в денежных доходах населения
2) изменения в демографической структуре населения
3) увеличение цен на товары-заменители увеличивает спрос на исходные продукты;
|
|
4) экономическая политика государства в отношении малоимущих
5) реклама
6) мода
7) «эффект ожидания» негативных последствий
Закон предложения - объем предложения товара меняется в прямой зависимости от изменения цены.
На предложение оказывают влияние неценовые факторы:
1) повышение издержек производства
2) уход предприятия из отрасли
3) природные катастрофы
4) нестабильность политической ситуации
5) выход на рынок новых производителей
Сущность конкуренции проявляется в следующих её функциях:
1. Функция регулирования
2. Функция мотивации.
3. Функция распределения.
4. Функция контроля.
Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков
Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность.
Задание №1
Qd=8 — 2P Qs=3P+3 Найти равновесную цену и количество
1) P=1 Q=6
2) P=1 Q=5
3) P=2 Q=6
4) P=0,1 Q=5
Задание №2
Qd = 8 — 2P Qs = 2P + 3 При цене 1 р. будет наблюдаться …
1) Рыночное равновесие
2) дефицит в размере 1 ед.
3) дефицит в размере 2 ед.
4) избыток в размере 1 ед.
5) избыток в размере 2 ед.
Контрольные вопросы:
Ситуация, при которой величина спроса превышает величину предложения называется …
1) Дефицит товаров;
2) Избыток товаров;
3) Перепроизводство;
4) Нет правильного ответа.
Какие из перечисленных факторов не влияют на предложение?
1) Уровень доходов населения;
2) Уровень налогообложения;
3) Дотации;
4) Цены на ресурсы.
|
|
Практическая работа №6
ТЕМА: «Экономические цели фирмы»
Цель: В ходе выполнения практической работы студентам требуется изучитьосновные понятия предприятия, рассмотреть источники финансирования и сформировать цели фирмы.
Теоретическая часть.
Предприятие- самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
В процессе своей деятельности предприятие должно принимать ряд решений:
· на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;
· как выбрать оптимальную технологию производства;
· как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;
· каких показателей своей деятельности предприятия предпочитает достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.
Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется
общей деловой политикой предприятия или компании;
Основными целями предприятия могут быть:
· завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
· добиться более высокого качества своего товара;
· занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
· добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
· повысить прибыльность своих операций;
В результате деятельности деловая политика определенного предприятия превращается в конкретный план действий по их осуществлению, который включает в себя три этапа:
1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;
2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора;
3. каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы.
Политика, как и стратегия, относится к категории средств.
Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи?
На фирме к процессу формулирования цели предъявляют определенные требования:
- цели должны быть достижимы и реальны;
- цели должны быть понятны и не двусмысленно сформулированы;
- цель должна быть описана максимально в терминах и получить требуемое качественное оформление;
- цель должна иметь сроки исполнения;
-цели должны мотивировать действия исполнения в правильном направлении;
-цель должна быть формулируема и формализована;
- цели индивидуальные и групповые цели предприятия и фирмы должны быть совместимы;
- цели направлены на определенный эффект и должны быть пригодны для проверки и корректировки;
Практическая часть.
Задание №1.
Дайте определение понятию организация.
Задание №2.
Придумайте свою организацию. Дайте ей название, укажите сферу деятельности, персонал.
Контрольные вопросы:
Что такое предприятие?
Назовите основные цели предприятия.