Профессиональное образование в системе непрерывного образования

Общая и профессиональная педагогика как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук

Педагогика изучает сущность, тенденции и перспективы развития пед. процесса как фактор и средство развития человека на протяжении всей его жизни.

Объектом п является процесс образования, а предметом п - реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в спец. соц. институтах (семье, обр. учреждениях, культ-воспитательных центрах и т.д.)

П. разрабатывает теорию и технологию - практику обр. процесса. Эта наука о целостном процессе образования человека, включает в себя:

. Обучение

. Воспитание

. Развитие личности

Функции педагогики:

. Теоретическая

) Описательный - изуч. передового и новаторского опыта

) Диагностический - выявление состояния п явлений

) Прогностический - проведение эксперимент. исследования

. Технологическая

) Проектный уровень - разработка методических материалов, планов, программ, учебных пособий по профессиональному образованию

) Преобразовательный уровень - внедрение достижений науки в педагогическую практику

) Рефлексивный уровень - анализ результатов научных исследований

Профессиональная педагогика - изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека.

Объектом п.п. выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система ПО. Система ПО включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образ. учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием. Предмет п.п. имеет двуединый характер: «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования.

Задачи профессиональной педагогики

. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.

. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.

. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.

. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.

. Разработка образовательных стандартов и содержания профессионального образования.

. Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования.

. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профес. развития обучающихся.

. Изучение и обобщение практики и опыта п деятельности. Научный анализ п. инноваций.

П. развивается в тесной связи с другими научными дисциплинами: (конспект Игнатенко М.В)

) Человек как личность - философия, психология

) Человек как индивид - биология, анатомия и физиология, антропология, медицина

) Ч. как носитель соц-эконом. связей и отношений - социология, политология

 

Основные педагогические категории

 

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, самосовершенствование (самовоспитание).

Воспитание - в широком социальном смысле, совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, в узком педагогическом значении, это специальная воспитательная деятельность имеющая целью формирование опр. качеств, свойств, отношение человека.

Виды воспитания:

умственное;

нравственное;

физическое;

трудовое;

эстетическое и т. д.

Образование - как система, это совокупность образовательных учреждений, образовательных программ и органов управления образованием.

Как процесс, Освоение определенного уровня культурного наследия общества.

Как результат, Достигнутый уровень в освоении знаний, умений и опыта деятельности.

Ядро образования - это обучение.

Обучение - Учитель + ученик. Специально организованный процесс включающий в себя две взаимосвязанные деятельности. Преподавание - организация учебного труда обучаемых. Учение - деятельность ученика. Усвоение содержания образования.

Формирование - процесс становления личности в результате объективноговлияния наследственности, среды, воспитания и собственной активности личности.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие.

 

Профессиональное образование в системе непрерывного образования

Профессиональное образование - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Профессиональная образовательная программа направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготавливающих специалистов соответствующей квалификации.

Различают следующие виды профессионального образования:

· Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

·   Среднее профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов среднего звена, удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

·   Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Формы получения образования: в образовательном учреждении - очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната - допускается сочетание различных форм получения образования.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

· Бакалавр - не менее 4 лет

·   дипломированный специалист - не менее 5 лет

·   магистр - не менее 6 лет.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

· профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;

·   состояние материально-технической базы обучения;

·   программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;

·   качество преподавательских кадров;

·   финансовое обеспечение;

·   качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;

·   приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;

·   конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: