Семья - особая социальная группа, члены которой связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья - малая социально-психологическая группа, основанная на браке и кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
В семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения.
Функции семьи:
· Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода)
· Хозяйственно-экономическая функция (ведение общего хозяйства и бюджета)
· Коммуникативная
· Психотерапевтическая функция
· Рекреативная (восстановительная)
· Первичной социализации (первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет)
· Воспитательная функция (формирование личности ребенка и развитие его способностей)
Выделяют четыре основные группы внутренних факторов, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание:
Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи.
Педагогическая культура родителей - степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.
Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе
Технико-гигиенические факторы характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий проживания, особенностей образа жизни семьи.
Критериями сформированности культуры семейных отношений являются: понимание культуры семейных отношений; знание о своей родословной, истории семьи, семейных традициях и реликвиях; осознание значимости социально-нравственной, мотивационной, психолого-педагогической готовности к семейной жизни; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние; принятие на себя постоянных обязанностей по дому.
Типы семей: По составу (нуклеарная), по главенству (эгалитарная равноправная, патриархальная, матриархальная), по качеству отношений (счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные), по количеству детей (однодетные, малодетные, многодетные).
Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Особенности СВ:
Ребенок без семьи существовать не может.
· органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка
· непрерывность и длительность воздействия семейного воспитания
· естественность, многогранность и непосредственность общения
· общение и взаимодействие людей разного возраста, интереса и проф. деятельности
· взаимная направленность формирующих воздействий
Негативные факторы СВ:
· преобладание материальных ценностей
· бездуховность родителей
· отсутствие нормального психологического климата
· неразвитость родительских чувств
· авторитаризм или безграничный родительский либерализм
· отсутствие психолого-педагогических знаний у родителей