Семья как субъект социализации и воспитания

Семья - особая социальная группа, члены которой связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья - малая социально-психологическая группа, основанная на браке и кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения.

Функции семьи:

· Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода)

·   Хозяйственно-экономическая функция (ведение общего хозяйства и бюджета)

·   Коммуникативная

·   Психотерапевтическая функция

·   Рекреативная (восстановительная)

·   Первичной социализации (первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет)

·   Воспитательная функция (формирование личности ребенка и развитие его способностей)

Выделяют четыре основные группы внутренних факторов, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание:

Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи.

Педагогическая культура родителей - степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.

Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе

Технико-гигиенические факторы характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий проживания, особенностей образа жизни семьи.

Критериями сформированности культуры семейных отношений являются: понимание культуры семейных отношений; знание о своей родословной, истории семьи, семейных традициях и реликвиях; осознание значимости социально-нравственной, мотивационной, психолого-педагогической готовности к семейной жизни; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние; принятие на себя постоянных обязанностей по дому.

Типы семей: По составу (нуклеарная), по главенству (эгалитарная равноправная, патриархальная, матриархальная), по качеству отношений (счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные), по количеству детей (однодетные, малодетные, многодетные).

Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Особенности СВ:

Ребенок без семьи существовать не может.

· органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка

·   непрерывность и длительность воздействия семейного воспитания

·   естественность, многогранность и непосредственность общения

·   общение и взаимодействие людей разного возраста, интереса и проф. деятельности

·   взаимная направленность формирующих воздействий

Негативные факторы СВ:

· преобладание материальных ценностей

·   бездуховность родителей

·   отсутствие нормального психологического климата

·   неразвитость родительских чувств

·   авторитаризм или безграничный родительский либерализм

·   отсутствие психолого-педагогических знаний у родителей

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: