Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности.
Самовоспитание - сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности.
Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружаю-щего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося миро-воззрения.
виды воспитания: умственное, нравственное (если человек везде и всегда следует идеалам и нормам, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью), физическое,
трудовое (преследует цель формирования у человека потребности к труду, стремления к приобретению и непрерывному повышению профессионализма, усвоение им ценностей честного, добросовестного и нравственного труда),
патриотическое (заключается в формировании гражданина-патриота, который любит свою страну, ее народ, историю, культуру, язык, природу, стремится быть верным и достойным их),
|
|
демократическое и правовое (заключается в формировании правовоспитанности граждан, обеспечивающей безупречное личное соблюдение законов) и др.
Методы воспитательного воздействия в производственных коллективах.
И.Ф. Харламов определяет методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы: методы убеждения, методы организации деятельности и формирования опыта поведения (это пути выделения, закрепления и формирования в опыте положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации), методы стимулирования (обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы), методы контроля (наблюдение; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности).
К методам убеждения относ.: рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.
Группа методов организации деят-ти и формирования опыта поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.
К методам стимулирования отн. поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка, соревнование.
Институты социализации и их характеристика.
|
|
Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.
1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответствующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи.
2. Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина.
3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения
4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации).
Принципы и содержание семейного воспитания.
Всеми родителями исп. общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание. Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.
3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
4. Наличие авторитета родителей. Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
6. Традиции в семье. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи.
7. Учет особенностей пола ребенка. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т. е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец. Мальчики учатся у отца благочестию, терпению, заботе о младших и слабых, но самое главное – обретают необходимость нести ответственность за все, что происходит внутри семьи.