этап - проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.
этап - подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.
Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель - установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами Деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения Деятельности должна быть ее профессиограмма - описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма - описание психологических характеристик Деятельности.
Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:
|
|
· Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.
· Комплексность изучения.
· Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).
· Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).
· Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).
· Использование качественно-количественных характеристик.
Профессиограмма должна содержать характеристику:
· общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);
· содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
· средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).
В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной Деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Понятие профессиограммы в психологии труда - выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК - профессионально важные качества.
Существуют разные подходы к выделению порядка и уровней анализа профессиональной Деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач):
· Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании).
· Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда).
|
|
· Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники).
· Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы).
· Диагностические.
Составление психограммы рабочей специальности
Психограмма - важнейшая часть профессиограммы - характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.
Для составления психограммы используются следующие источники информации: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (киноциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.
Психограмма как часть профессиограммы и ее структура.
Психограмма является частью профессиограммы, поскольку она характеризует основные наиболее важные требования, которые предъявляются к психологическим качествам сотрудника специальностью или профессией. Ее объем и содержание определяются значимыми целями профобучения, профотбора, профориентации, а также перемещения сотрудников и прочих элементов кадровой политики на предприятии.
Психограмма составляется с помощью применения следующих источников, предоставляющих правдивую информацию:
· документы, среди которых особое место занимают положения, описания,инструкции, хронометражные таблицы
· письменные и устные опросы работников, включающие личные наблюдения, анкеты, естественные и лабораторные эксперименты;
· данные «пилотажных» (целевых или пробных) исследований;
· эргономические исследования, проводимые на рабочих местах сотрудников - электроокулография, электроэнцефалография, киноциклография, телеметрия физиологических параметров, телехронорефлексометрия и многие другие
Структура психологической характеристики специальности, профессии или рабочего места характеризуется следующими показателями и требованиями:
· требованиями к организации, оборудованию и условиям труда;
· требованиями к организации и регулированию психолого-педагогических аспектов труда;
· требованиями к руководителю рабочей группы: педагогу, организатору, специалисту, личности;
· социально-психологическими показателями и параметрами трудового коллектива;
· комплексом требований, предъявляемых к психике человека - психофизиологическим, интеллектуальным, нейропсихическим и личностным свойствам;
· комплексом требований, предъявляемых к психическим состояниям человека - работоспособности, эмоционально-волевым установкам, измененным состояниям;
· комплексом требований, предъявляемых к процессам адаптации, восприятия, обучения, ритма.
Проблема практического использования тестов и методик, применяемых при осуществлении профессионального психологического подбора по специальностям и в ходе образовательного процесса