Выбор экономической стратегии с помощью компьютерного моделирования ситуации

 

В данном разделе рассматривается применение экономико-математического моделирования при анализе предложений по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «Щуровский цемент» в условиях неопределенности. В данном случае принимается решение по оценке альтернативных вариантов. Альтернатива №1(не использовать предлагаемые мероприятие - увеличение рынка сбыта) и Альтернатива №2(применять данное мероприятие).

При не использовании предлагаемого мероприятия объем продаж ожидается 509855 тонн, выручка от продаж продукции 1346017 тыс.руб.

При использовании альтернативы №2 ожидаемый объем продаж составит 611826 тонн, выручка от продаж составит 1615224 тыс.руб.

Выбор альтернативной системы товарной политики предприятия является задачей о принятии решений в условиях риска, связанной в основном с неопределенностью реального объема сбыта и номенклатуры выпускаемой продукции, потенциально пользующейся спросом.

Реализация математической модели путем программирования в универсальных средах является достаточно трудоемкой задачей, что не всегда оправдано. При определенном уровне сложности программируемой задачи оперативную реализацию математической модели можно осуществлять в электронных таблицах MS Excel.

Анализ данной задачи принятия решения проводится с использованием встроенных функций Excel путем программирования в рабочих листах по критерию максимума разности «математическое ожидание минус дисперсия».

Специфика данной задачи заключается в том, что состояние экономической среды в ней различается для каждой из стратегий и поэтому вероятности состояний экономической среды должны быть заданы. Вероятности состояний экономической среды представлены в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1. - Вероятности состояний экономической среды предприятия

Выбор оптимального решения

Возможные вероятности принятия решения

  альтернатива 1 альтернатива 2
вероятности принятия альтернативы 0,5 0,5
вероятности выбора решения 0,6 0,4

Начальные данные и результаты поиска решения задачи о выборе стратегии выбор альтернатив по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «Щуровский цемент» приведены в таблице 5.2.

Для того, чтобы учесть меру отклонения от математического ожидания, необходимо использовать критерий вида

 

(5.2)

 

Таблица 5.2. - Начальные данные и результаты поиска решения задачи

Вариант решения

Размеры оплаты

Математическое ожидание
альтернатива 1 1346017 509855 927936
альтернатива 2 1615224 611826 1213864,8

Максимум в столбце:

1213864,8

 

где дисперсия определена формулой

 

 (5.3)

 

а коэффициенты важности критериев подчинены ограничениям

 

(5.4)

 

Этапы решения задачи по критерию Сэвиджа представлены в таблицах 5.3 и 5.4.


Таблица 5.3 - Первый этап решения задачи

Варианты решения

Отклонение от математического ожидания

альтернатива 1 418081 -418081
альтернатива 2 401359,2 -602038,8

 

Таблица 5.4 - Второй этап решения задачи

Варианты решения

Квадраты отклонений от математического ожидания

Дисперсия Среднее квадратическое отклонение
альтернатива 1 1,74792E+11 1,74792E+11 1,74792E+11 418081
альтернатива 2 1,61089E+11 3,62451E+11 2,41634E+11 491562,62

Минимум по всем дисперсиям:

1,748E+11 418081,00

 

Результаты решения задачи о выборе альтернативы управленческого решения по критерию максимума разности «математическое ожидание минус дисперсия» приведены в таблице 5.5.

 

Таблица 5.5. - Результаты решения задачи

Весовые коэффициенты склонности к риску

Альтернатива оплаты Результаты по критерию

 

   
Математического ожидания 0,99 1 914475,83
Среднеквадратического отклонения 0,01 2 1196810,53

 

В результате решения задачи определены значения критерия 914475,83 (альтернатива 1) и 1196810,53 (альтернатива 2). Значение критерия второй альтернативы больше значения критерия первой альтернативы. Это свидетельствует о предпочтительности второго варианта предложений по увеличению рынка сбыта предприятия ОАО «Щуровский цемент».

В данном разделе был произведен сравнительный анализ выручки и объемов продаж продукции без применения предложенных мероприятий по их увеличению и с использованием предложенных мероприятий. В результате данного анализа было выявлено, что применение предложенных мероприятия наиболее выгодно для предприятия, так как улучшается финансовое состояние предприятия и его платежеспособность.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: