В данном разделе рассматривается применение экономико-математического моделирования при анализе предложений по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «Щуровский цемент» в условиях неопределенности. В данном случае принимается решение по оценке альтернативных вариантов. Альтернатива №1(не использовать предлагаемые мероприятие - увеличение рынка сбыта) и Альтернатива №2(применять данное мероприятие).
При не использовании предлагаемого мероприятия объем продаж ожидается 509855 тонн, выручка от продаж продукции 1346017 тыс.руб.
При использовании альтернативы №2 ожидаемый объем продаж составит 611826 тонн, выручка от продаж составит 1615224 тыс.руб.
Выбор альтернативной системы товарной политики предприятия является задачей о принятии решений в условиях риска, связанной в основном с неопределенностью реального объема сбыта и номенклатуры выпускаемой продукции, потенциально пользующейся спросом.
Реализация математической модели путем программирования в универсальных средах является достаточно трудоемкой задачей, что не всегда оправдано. При определенном уровне сложности программируемой задачи оперативную реализацию математической модели можно осуществлять в электронных таблицах MS Excel.
|
|
Анализ данной задачи принятия решения проводится с использованием встроенных функций Excel путем программирования в рабочих листах по критерию максимума разности «математическое ожидание минус дисперсия».
Специфика данной задачи заключается в том, что состояние экономической среды в ней различается для каждой из стратегий и поэтому вероятности состояний экономической среды должны быть заданы. Вероятности состояний экономической среды представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1. - Вероятности состояний экономической среды предприятия
Выбор оптимального решения | Возможные вероятности принятия решения | |
альтернатива 1 | альтернатива 2 | |
вероятности принятия альтернативы | 0,5 | 0,5 |
вероятности выбора решения | 0,6 | 0,4 |
Начальные данные и результаты поиска решения задачи о выборе стратегии выбор альтернатив по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «Щуровский цемент» приведены в таблице 5.2.
Для того, чтобы учесть меру отклонения от математического ожидания, необходимо использовать критерий вида
(5.2)
Таблица 5.2. - Начальные данные и результаты поиска решения задачи
Вариант решения | Размеры оплаты | Математическое ожидание | |
альтернатива 1 | 1346017 | 509855 | 927936 |
альтернатива 2 | 1615224 | 611826 | 1213864,8 |
Максимум в столбце: | 1213864,8 |
где дисперсия определена формулой
(5.3)
|
|
а коэффициенты важности критериев подчинены ограничениям
(5.4)
Этапы решения задачи по критерию Сэвиджа представлены в таблицах 5.3 и 5.4.
Таблица 5.3 - Первый этап решения задачи
Варианты решения | Отклонение от математического ожидания | |
альтернатива 1 | 418081 | -418081 |
альтернатива 2 | 401359,2 | -602038,8 |
Таблица 5.4 - Второй этап решения задачи
Варианты решения | Квадраты отклонений от математического ожидания | Дисперсия | Среднее квадратическое отклонение | |
альтернатива 1 | 1,74792E+11 | 1,74792E+11 | 1,74792E+11 | 418081 |
альтернатива 2 | 1,61089E+11 | 3,62451E+11 | 2,41634E+11 | 491562,62 |
Минимум по всем дисперсиям: | 1,748E+11 | 418081,00 |
Результаты решения задачи о выборе альтернативы управленческого решения по критерию максимума разности «математическое ожидание минус дисперсия» приведены в таблице 5.5.
Таблица 5.5. - Результаты решения задачи
Весовые коэффициенты склонности к риску | Альтернатива оплаты | Результаты по критерию | |
| |||
Математического ожидания | 0,99 | 1 | 914475,83 |
Среднеквадратического отклонения | 0,01 | 2 | 1196810,53 |
В результате решения задачи определены значения критерия 914475,83 (альтернатива 1) и 1196810,53 (альтернатива 2). Значение критерия второй альтернативы больше значения критерия первой альтернативы. Это свидетельствует о предпочтительности второго варианта предложений по увеличению рынка сбыта предприятия ОАО «Щуровский цемент».
В данном разделе был произведен сравнительный анализ выручки и объемов продаж продукции без применения предложенных мероприятий по их увеличению и с использованием предложенных мероприятий. В результате данного анализа было выявлено, что применение предложенных мероприятия наиболее выгодно для предприятия, так как улучшается финансовое состояние предприятия и его платежеспособность.