Тема 3. Психолог как личность и профессионал.
План
Профессионально важные качества психолога.
2. Отличия профессионального психолога и психолога–любителя.
3.Структура профессиональной деятельности психолога.
4.Психологические профессии по отношению к академической и практической психологии.
5. Проблема профессиональной деструкции психолога.
Профессионально важные качества психолога
Состояния человека при взаимодействии с окружающим миром проявляются как человеческие качества. Основными человеческими состояниями и качествами являются адекватность ситуации, активность, целесообразность, духовность, восприимчивость.
Для профессиональной деятельности определяющие значения имеют профессионально важные качества. Именно эти качества позволяют успешно реализовывать необходимую деятельность. В процессе своей деятельности психолог неизбежно проецирует свои переживания, свой внутренний мир па возникающие ситуации. Также на его работу оказывает влияние отношение как к миру, так и социально-экономическим и политическим проблемам.
Как наиболее важные профессиональные качества психолога (помимо качеств, которые необходимы в любой другой профессии: ответственность, добросовестность, терпимость и т.п.) можно выделить следующие.
Эмпатия — это способность к сопереживанию, ставить себя на место другого. Эмпатия — способ понимания без осмысления, проникновение в эмоциональный мир другого человека.
Открытость — постоянная готовность взаимодействовать с окружающим миром.
Самообладание — умение контролировать свои настроение и чувства, сохранение спокойствия и невозмутимости в любой ситуации. Особенно это сложно, когда заказчик или клиент ведет себя агрессивно, навязчиво, капризно и т.п. Сохранение границ собственного "Я" позволяет контролировать поступающую через органы чувств информацию из внешнего реального мира в любых ситуациях.
Конгруэнтность (лат. — соразмерный, соответствующий) — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей. Данный термин был введен в психологию К. Роджерсом.
Интерес к людям — эмоционально положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, сопровождающееся желанием и стремлением общаться с ними, узнавать их.
Умение признавать ошибки — это одно из важных качеств, которые позволяют исправлять ошибки и самосовершенствоваться.
Стрессоустойчивостъ — способность человека переносить значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные нагрузками профессиональной деятельности.
Рефлексия — способность человека к критическому самоанализу, способность к размышлению о смысле человеческого существования.
Понятийность мышления — способность адекватно воспринимать реальную ситуацию, т.е. умение выделять суть объекта или явления, умение видеть причину и прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картину мира.
Коммуникативность — способность быстро и легко находить общий язык с людьми. Для психолога необходимо разговаривать понятным для заказчика или клиента языком. Важно уметь приближать свою речь к речи собеседника для улучшения контакта при умении психологически корректно взаимодействовать с сохранением дистанции.
Важно помнить, что личность человека не является механической суммой психологических качеств. Эти психологические качества интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминируют высшие духовные потребности.
Таким образом, практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Современная жизнь человека в обществе протекает так, что, по существу, любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие. Решение профессионально этических проблем помогает успешно функционировать как в своей профессиональной среде, так и в обществе в целом.
Цели и ценностные ориентации профессионала выходят за рамки профессии и касаются не только этики (в ее философской традиции), но и затрагивают мировоззрение в более широком смысле. Профессиональное самосознание специалиста начинается с рефлексии проблем своей профессиональной деятельности. Такое осознание является отличной мотивационной основой и для получения знаний, необходимых для решения проблем, а для психолога — необходимых еще и для собственного личностного роста. Само ощущение непрекращающегося процесса собственного профессионального и личностного роста (неизбежного через преодоление множества внутренних и внешних проблем) в итоге обеспечивает ощущение настоящего счастья и удовлетворения профессионала.
Отличия профессионального психолога и психолога–любителя.
Поскольку речь идет не только о выборе психологической науки, а именно – о выборе профессии психолог, правомерно задать вопрос: чем принципиально отличается психолог-профессионал от «психолога-любителя»?
Условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»:
1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут бытьдостаточно обширные психологические знания. Однако огромное количество многообразных, но не систематизированных знаний можно сравнить с «кучей мусора», которым сложно пользоваться в понимании окружающих жизненных проблем. Даже отдельное, конкретное психологическое знание часто остается непонятым до конца, пока оно не будет соотнесено с другими знаниями. Поэтому специалист-психолог должен иметь обобщенную ориентировку в многообразном и проблемном психологическом знании.
2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без метода научного познания психолог, даже обладающий многообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что-либо понять впроблемах окружающего мира.
3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика. Если любитель в основном опирается на свои имеющиеся таланты (обаяние, опыт и т.п.), то специалист, в случае необходимости, как бы компенсирует возможное отсутствие у себя некоторых талантов удачно выбранной методикой. Конечно, и «любитель» может использовать различные методики, взятые из доступных книг, но часто эти методики используются «любителем» необоснованно (неадекватно решаемым практическим или исследовательским задачам). Для специалиста важно выбирать методики, адекватные поставленным задачам, но для этого он должен ориентироваться во всем многообразии имеющихся психолого-педагогических средств работы с разными группами клиентов.
4. Особая ответственность психолога-профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя» (и многим людям это нравится, так как снимает ответственность с них самих), то задача профессионала более сложная – постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов.
5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами (с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т.п.). Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты, наконец, просто получать морально-эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких-то неудач и трудностей. Естественно, всего этого лишен психолог-«любитель».
6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально, но для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий»... Кроме того, в большинстве случаев получение диплома все-таки предполагает определенные усилия от студента, то есть диплом служит знаком профессионализма.
7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала. «Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре перебивает другого человека и, главное, лишает его права самостоятельно решать свои проблемы (главный лозунг «эффективного» «любителя» – «Будь спокоен! Положись на меня!... «Но и не мешай, не перечь мне!»..). Задача же хорошего психолога – создать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его вообще обходиться без психолога.
8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала. Конечно, и «любитель» может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги о психологии и т.п., но, как уже отмечалось, его саморазвитие часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот психолог-профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого-то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизировано. Опыт показывает, что лучшим условием подлинного профессионального саморазвития является увлеченность какой-то идеей.
9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не является основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически (хотя и у «любителей» бывают исключения). А психолог иногда за одну полуторачасовую консультацию может истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов. К сожалению, в самой психологии (и в медицине) вопросам сохранения психического здоровья психологов уделяется пока еще недостаточно внимания; поэтому сам психолог-профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя, иначе есть риск самому оказаться «пациентом» соответствующих учреждений.
Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. Отношение психолога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех, с кем работает, некоторой «моделью оптимального человека»; на него ориентируются; стало быть, он должен чувствовать ответственность и в этом плане.
10. Важная характеристика психолога-профессионала – осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, существующих в астрологии, хиромантии и т.п. Мы говорим не о том, что эти направления недостойны внимания психолога; напротив, знать основы названных (и многих других) подходов нужно – хотя бы потому, что они составляют значительную часть современной мифологии и часто входят в индивидуальные представления и язык клиентов. Кроме того, в практике эзотерических и мистических направлений возникают явления, нуждающиеся в психологическом объяснении, но пока что его не находящие – не случайно многие психологи уделяют серьезное внимание так называемым «особым состояниям сознания».