Описание экспериментальной работы

 

Базой для исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №149 г. Челябинска. В рамках экспериментальной работы нами было проведено психодиагностическое исследование. В диагностическом процессе приняло участие 15 человек (12 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 23 до 55 лет. Преимущество женского пола характерно для данной профессиональной аудитории.

Целью нашего эксперимента - определить ведущие психологические защитные механизмы педагогов.

Объект исследования - преподаватели 23-55 лет муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №149 г. Челябинска.

Для того чтобы определить ведущие механизмы психологической защиты педагогов, мы протестировали испытуемых по тест-опроснику "Индекс жизненного стиля" (ИЖС) Плутчика-Келлермана-Конте и получили следующие результаты. Общеизвестно, что методика ИЖС используется для определения ведущих психологических защитных механизмов по 8-ми основным шкалам: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивное образование, или гиперкомпенсация (опросник представлен в приложении 1).

Как показало данное исследование, у наших испытуемых психологическая защита слишком интенсивна: обнаружилась выраженность активности механизмов более 50% по некоторым шкалам. Как мы отмечали выше, нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40-50%. Сводные данные представлены нами в приложении 2.

Проанализировав данные психологической диагностики, мы составили таблицу 1 наиболее используемых механизмов психологической защиты в педагогической деятельности и представили их процентное соотношение диаграммой.


Таблица 1

Наиболее используемые механизмы психологической защиты

Механизм психологической защиты Количество испытуемых, использующих МПЗ Количество испытуемых, использующих МПЗ (%)
Вытеснение 6 40
Регрессия 14 90
Замещение 15 100
Отрицание 6 40
Проекция 15 100
Компенсация 15 100
Гиперкомпенсация 9 60
Рационализация 15 100

 

Диаграмма

Процентное соотношение наиболее используемых механизмов психологической защиты в педагогической деятельности

 

Итак, мы выяснили, представленные механизмы психологической защиты личности, так или иначе, присутствуют в педагогической деятельности, и нет какого-либо одного ведущего механизма. Однако наиболее используемыми, по данным нашего исследования, являются регрессия, замещение, проекция, компенсация, рационализация.

Из диаграммы мы видим, что наши испытуемые активно используют в качестве психологической защиты регрессивные механизмы. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм защиты, предполагающий снятие тревоги через переход на другие, более ранние стадии развития, т.е. другое, детское, инфантильное поведение. В трудных ситуациях это слезы, сон в больших количествах, варианты ухода от реальности с помощью игр, виртуальности и т.д.

Также активно используется такой защитный механизм как замещение. Иногда его называют смещением. Оно проявляется в разрядке подавленных эмоций (чаще враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные для субъекта защиты, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать конфликт с ним, переносится на другого человека, более доступного и неопасного. Замещение разрешает эмоциональное напряжение, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели.

Это механизм очень интересен в условиях педагогической деятельности, т.к. чаще учитель пользуется подобной разрядкой не на уроках, а приходя домой. Все накопленные негативные эмоции от общения с учащимися переносятся на собственных детей, или конфликт с коллегами может отразиться на супруге.

По данным нашего исследования, педагоги используют проекцию. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые для личности мысли и чувства локализуются вовне, приписываются другим людям. Например, агрессивность нередко приписывается другим людям, чтобы оправдать свою собственную недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Человек постоянно приписывает другим собственные стремления. Реже встречаются другая проекция, когда человек значимым лицам приписывает позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантам именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя.

Механизм компенсации в педагогической деятельности проявляется часто, видимо в силу особенностей профессии. Учитель всегда должен быть идеальным примером для ученика, и потому попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другими качествами. Возможно, педагоги использую данный механизм для соответствия своей социальной роли и мнению большинства о ней. Чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе достоинств, свойств, ценностей, поведенческих характеристик других людей. При этом заимствованные чувства, мысли или установки принимаются без анализа и переструктурирования, и поэтому не становятся частью самой личности.

Очень радует, что педагоги интенсивно используют механизм защиты под названием интеллектуализация. Его часто называют рационализацией. Это зрелый механизм защиты, благодаря которому личность создает логические, псевдоразумные объяснения своим поступкам, действиям, переживаниям.

Таким образом, мы видим, что механизмы психологической защиты свидетельствуют о наличии личностных проблем, конфликтов, противоречий педагогов, что является фактором развития "эмоционального выгорания" - специфического механизма психологической защиты в педагогической деятельности. Причем активное их использование свидетельствует об общей напряженности всех защит. Мы рассчитали общую напряженность также с помощью методики опросника Плутчика-Келлермана-Конте, полученные результаты приведены в таблице 2.

 


Таблица 2

Общая напряженность защит личности

Ф. И.О. ОНЗ (%)
1 Базымова Д.А. 50%
2 Гордеева Е.А. 52%
3 Григорьева Т.А. 57%
4 Давыдова Д.И. 50%
5 Клушева А.А. 49%
6 Коробова К.Г. 57%
7 Кузнецова Н.В. 52%
8 Ларина Л.Д. 57%
9 Лебедева К.С. 54%
10 Магадеев В.Ф. 52%
11 Мешков И.В. 49%
12 Новикова Л.В. 54%
13 Порошина Т.И. 51%
14 Усов И.И. 48%
15 Хасанова А.С. 49%

 

Проанализировав результаты тестирования, мы видим, что высокий уровень общей напряженности у 7 испытуемых, и уровень выше нормы - 50% - у 9 испытуемых. В свою очередь постоянная напряженная психоэмоциональная деятельность является одним из факторов развития "эмоционального выгорание".

Таким образом, по данным нашего исследования, мы не отметили ведущего механизма психологической защиты в педагогической деятельности. Однако мы выяснили, что каждый из них, так или иначе, используется педагогами, но наиболее используемыми, по данным нашего исследования, являются регрессия, замещение, проекция, компенсация, рационализация.

Использование механизмов психологической защиты свидетельствует о наличии высокой напряженности, конфликтных ситуация в педагогической деятельности, что в свою очередь является фактором развития специфического для данной профессии механизма психологической защиты - синдрома "эмоционального выгорания".

 



Выводы по главе 2

 

Во второй главе мы изучили методику диагностики "Индекс жизненного стиля" Плутчика-Келлермана-Конте. Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты, т.к. она является наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему механизмов психологической защиты, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого, выявить общую напряженность.

Это позволило нам провести тестирование для выделения ведущего механизма в педагогической деятельности. Обработав результаты, мы составили таблицы и диаграмму. С помощью данной методики мы также просчитали общую напряженность защит, которая у большинства (9 человек) оказалась выше нормы.

Мы выяснили каждый механизм, так или иначе, используется педагогами, но наиболее используемыми, по данным нашего исследования, являются регрессия, замещение, проекция, компенсация, рационализация. Таким образом, использование механизмов психологической защиты свидетельствует о наличии высокой напряженности, конфликтных ситуация в педагогической деятельности, что в свою очередь является фактором развития специфического для данной профессии механизма психологической защиты - синдрома "эмоционального выгорания".



Заключение

 

Итак, изучение психологической защиты у педагогов представляется интересным и важным моментом, т.к. именно психологическая защита отражает гармоничность развитой личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. И потому в настоящее время внимание психологов направлено на исследование специфического механизма психологической защиты в педагогической деятельности - синдрома "эмоционального выгорания".

Психологическая защита педагога состоит из набора определенных защитных механизмов, поэтому целью нашей работы было определение ведущих механизмом психологической защиты в деятельности педагога. В первой главе нашего исследования мы рассмотрели историю исследования психологических защит, механизмы, вопрос о структуре психологической защиты педагога.

Во второй главе мы провели экспериментальную диагностику, используя методику диагностики "Индекс жизненного стиля" Плутчика-Келлермана-Конте. Базой для исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №149 г. Челябинска. В процессе диагностики участвовало 15 человек в возрасте от 23 до 55 лет.

Результаты диагностики показали, что преподаватели используют разнообразные механизмы психологической защиты, однако наиболее употребляемыми, по итогам нашего исследования, являются регрессия, замещение, проекция, компенсация, рационализация. Мы также выявили, что общая напряженность защит у большинства испытуемых выше нормы, что свидетельствует о наличии высокой напряженности, конфликтных ситуация в педагогической деятельности, что в свою очередь является фактором развития специфического для данной профессии механизма психологической защиты - синдрома "эмоционального выгорания".

Исследование данной проблемы, возможно, найдет продолжение при составлении рекомендаций по эффективному развитию структуры механизмов психологической защиты в педагогической деятельности. Таким образом, цель нашей работы можно считать достигнутой, основные задачи выполненными.



Список литературы

 

1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С.7-9.

2. Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа и проблемы подготовки кадров. - 1992. - №2. - С.49-53.

.   Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - №1. - С.15-18.

.   Бассин Ф.В. О силе "Я" и "психологической защите" // Вопросы философии. - 1969. - №2. - С. 20-22.

.   Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. - 1988. - №3. - С.33-36.

.   Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 320с.

.   Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

.   Бойко В.В. Синдром "эмоционально выгорания" в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2007. - 654с.

.   Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - СПб.: Питер, 2004. - 472с.

.   Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - С.97-104.

.   Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб., 2003.352с.

.   Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.

.   Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. - Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. - Спб.: СПбНИПНИ им.В.М. Бехтерева, 2005. - 50 с.

.   Волков Е.А. Обманы вокруг нас // Школьный психолог. - 2000. - №5. - С.12.

.   Грановская Р.М. Элементы практической психологии.2-е изд. - Л.: Ленинградский университет, 1988. - 560 с.

.   Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480с.

.   Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С.14-23.

.   Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. - М.: Просвещение, 1988. - 339с.

.   Киршбаум Э.И., Еремеева Д.И. Психологическая защита. - М.: Просвещение, 2000. - 181с.

.   Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. - СПб. Речь, 2001. - 20с.

.   Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hr-land.com/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayutsya.html

.   Мельник Г.С. Психологические процессы и эффекты СМИ. - Самара: Бахрах-М., 2001. - 160с.

.   Леонтьева Л.Н. Синдром выгорания у сотрудников психиатрических служб: модель формирования и масштаб проблемы // Социальная и клиническая психиатрия. - 2004. - №4. - С.91-97.

.   Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. - 1999. - №3-4. - C.12.

.   Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопр. психологии. - 2001. - №5. - С.106-107.

.   Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / Проблемы общей и организационной психологии; Сб. науч. трудов. Под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: ЯрГУ, 1999. - С.76-97.

.   Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.

.   Палей И.М., Гербачевский В.К. Проблемы личности в курсе общей психологии. Л.: ЛГУ, 1989. - 102с.

.   Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория исследований. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 640с.

.   Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 175с.

.   Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 672 с.

.   Рогов Е.И. Личность педагога: теория и практика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512с.

.   Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 480с.

.   Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.

.   Сидоренко Е., Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 350с.

.   Соколова Е.Т. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1989. - 215с.

.   Старшенбаум В.Г. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. - М.: Высшая школа психологии, 2003. - 367с.

.   Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.25.

.   Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456с.

.   Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. - 144с.

.   Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Пси-хологический журнал. - 2001. - №1. - С.36-38



Приложения

Приложение 1

Методика исследования "Индекс жизненного стиля"

Плутчика-Келлермана-Конте.

Инструкция: Вам будут предъявляться утверждения, касающиеся состояния вашего здоровья и вашего характера. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к вам. Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову. Если вы решили, что утверждение верно, поставьте справа от номера вопроса знак "+"; если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте справа от номера вопроса знак "-". При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

Вопросы:

1. Я человек, с которым очень легко поладить.

. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.

. Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.

. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.

. Мне противны непристойные кинофильмы.

. Я редко помню свои сны.

. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.

. Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.

. Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.

. В своих фантазиях я всегда главный герой.

. У меня не очень хорошая память на лица.

. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.

. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.

. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.

. Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.

. Многое во мне восхищает людей.

. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.

. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.

. Друзья почти никогда не подводят меня.

. Мне случалось думать о самоубийстве.

. Меня оскорбляют непристойные шутки.

. Я всегда вижу светлые стороны вещей.

. Я ненавижу недоброжелательных людей.

. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.

. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.

. Я склонен к излишней импульсивности.

. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.

. Я ни к кому не отношусь с предубеждением.

. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.

. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.

. Иногда мне хочется увидеть конец света.

. Порнография отвратительна.

. Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.

. У меня нет врагов.

. Я не очень хорошо помню свое детство.

. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.

. В своих фантазиях я совершаю великие дела.

. Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.

. Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.

. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.

. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.

. Я не скоро замечаю дурное в людях.

. Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.

. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.

. Я испытываю сильную потребность в комплиментах.

. Сексуальная невоздержанность отвратительна.

. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.

. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.

. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.

. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.

. Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.

. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.

. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.

. Я склонен часто противоречить людям.

. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.

. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.

. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.

. Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.

. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.

. Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.

. Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.

. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.

. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.

. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.

. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.

. Меня не слишком раздражает детский плач.

. Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.

. Я всегда оптимистичен.

. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.

. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.

. Я часто испытываю чувство ревности.

. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.

. Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.

. Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.

. Я никогда не бывал панически испуган.

. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.

. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.

. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.

. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.

. Я никогда не позволяю себе терять самообладание.

. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.

. Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.

. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.

. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.

. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.

. Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.

. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.

. Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.

. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.

. Я легко переношу критику и замечания.

. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.

. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.

. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.

. К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.

. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.

. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.

. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

 

Бланк ответов

ФИО___________________________пол____________дата__________

да нет   да нет   да нет   да нет  
1       26       51       76      
2       27       52       77      
3       28       53       78      
4       29       54       79      
5       30       55       80      
6       31       56       81      
7       32       57       82      
8       33       58       83      
9       34       59       84      
10       35       60       85      
11       36       61       86      
12       37       62       87      
13       38       63       88      
14       39       64       89      
15       40       65       90      
16       41       66       91      
17       42       67       92      
18       43       68       93      
19       44       69       94      
20       45       70       95      
21       46       71              
22       47       72              
23       48       73              
24       49       74              
25       50       75              

 



Приложение 2

  Ф. И.О. Возраст Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Гиперком пенсация Рационализация
1 Базымова Д.А. 23 20% 53% 70% 27,3% 66,7% 70% 50% 50%
2 Гордеева Е.А. 36 40% 47% 60% 45% 58% 60% 40% 66,7%
3 Григорьева Т.А. 27 30% 82% 70% 36% 58% 60% 30% 66,7%
4 Давыдова Д.И. 46 50% 35,3% 50% 45% 66,7% 50% 30% 75%
5 Клушева А.А. 38 20% 47% 60% 36% 66,7% 60% 40% 58%
6 Коробова К.Г. 26 20% 64,7% 80% 27,3% 75% 70% 40% 66,7%
7 Кузнецова Н.В. 54 60% 41,2% 50% 63,6% 50% 50% 40% 66,7%
8 Ларина Л.Д. 55 70% 41,2% 50% 72% 58% 50% 40% 75%
9 Лебедева К.С. 35 30% 70,5% 60% 36% 66,7% 70% 30% 58%
10 Магадеев В.Ф. 25 40% 53% 80% 27,3% 66,7% 70% 30% 50%
11 Мешков И.В. 49 30% 47% 70% 45% 58% 60% 20% 66,7%
12 Новикова Л.В. 52 60% 41,2% 60% 45% 50% 60% 50% 75%
13 Порошина Т.И. 30 20% 58,8% 50% 36% 75% 70% 40% 50%
14 Усов И.И. 46 30% 47% 50% 36% 58% 60% 40% 58%
15 Хасанова А.С. 42 40% 47% 60% 27,3% 58% 70% 30% 58%

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: