Детерминация и специфика профессиональных стрессов

 

В настоящее время большое внимание уделяется изучению специфики стресса в контексте «человек - профессиональная среда». Основанием для детальной разработки данного подхода послужил методологический принцип комплексного исследования различного рода взаимосвязей между условиями и требованиями производственной ситуации и уровнем внутренних ресурсов работающего человека.

Отмечается, что нарушение баланса между требованиями профессиональной среды и индивидуально-личностными особенностями человека негативно сказывается на его стрессоустойчивости, способствует нарушению физического и психического здоровья, что проявляется в возникновении психосоматических заболеваний, невротических расстройств, профессиональных деформаций и т.д. Снижение стрессоустойчивости профессионала помимо вышеперечисленного влечет за собой снижение эффективности его трудовой деятельности и всей организации в целом.

Представляется крайне важным проведение исследований стрессоустойчивости работников различных сфер профессиональной деятельности, поскольку они закладывают фундамент для организации системы психологического сопровождения, направленной на комплексную диагностику в режиме мониторинга и организацию коррекционных занятий.

Как уже отмечалось, стрессоры психологической и социальной природы никогда не действуют на личность непосредственно. Стрессовые сдвиги вызывает образ стрессора, интерпретация ситуации, которые всегда субъективны и другими не могут быть. Поэтому и трудовая деятельность, и та или иная производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников. При этом истинные причины стресса находятся в особенностях личности: ее мировоззрении и установках, потребностях, мотивах и целях, стереотипах восприятия, позициях в межличностном взаимодействии, особенностях стрессоустойчивости или особенностях внутриличностной динамики. С другой стороны, основное значение в преодолении любого стресса, имеет личностный фактор. Трудные ситуации не изменяют состояние человека непосредственно. Их влияние на настроение и психическое состояние опосредовано всей совокупностью личностных особенностей, отношением к сложившейся ситуации, опытом преодоления.

Развитие личности, процесс самореализации связаны с непрерывным изменением взаимодействия с социальным пространством, стремлением его расширить. Освоение пространства требует не только активности, но и определенного уровня напряжения.

В ходе развития неизбежны переживания неудовлетворенности собой, некоторое внутреннее напряжение. Уровень напряжения не всегда легко опознать и регулировать, поэтому оно часто таит в себе опасность превышения оптимального или допустимого уровня. Сохранение благоприятного состояния (и для деятельности, и для жизнедеятельности), поддержание устойчивого настроения, «настроенность души» гармония в душе связаны с умеренным напряжением, не приводящим к эмоциональному дискомфорту и соразмерного личностным и индивидным ресурсам, возможностям человека.

Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс».

Рабочий стресс. Трудно перечислить все многообразие производственных факторов, которые могут быстро или постепенно вызывать стрессовое состояние у человека (производственные шумы, вибрация, укачивание на транспортных средствах, ограниченное рабочее пространство, неудобная поза и т.п.).

Л.А.Китаев-Смык отмечает, что «современные технологические процессы часто создают рабочую среду, весьма отличающуюся от среды обитания, к которой люди приспособлены ходом эволюционно-биологического процесса». Немаловажным фактором является временной график работы: повышенная продолжительность смены (в том числе, сверхурочные часы), приводящая к переутомлению, неудобные часы на работе. Человеческий организм имеет естественные, циклические ритмы в течение суток, которые включают периоды сна и активной деятельности. Биологически человек предрасположен к тому, чтобы активно действовать в дневное время и восстанавливать силы в ночное время. Однако производственная необходимость зачастую требует изменения данного природного ритма.

Помимо нарушения циклических ритмов сверхурочные часы работы имеют два дополнительных фактора, вызывающих стресс: а) у человека не остаётся времени, которым бы он мог распоряжаться по своему усмотрению; б) непредсказуемые часы работы могут мешать развитию его личных связей, хобби, которые обычно облегчают человеку последствия стресса.

При работе в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений в физиологических процессах, психике, социально-психологических характеристиках личности. Сильное разрушающее воздействие на организм и личность оказывает монотония: сенсорная, двигательная, эмоциональная. Привыкание (адаптация) к такого рода трудности очень ограничено. Снижение негативных последствий монотонии возможно лишь при основательном изменении условий труда.

При широком понимании рабочего стресса к нему следует отнести разного рода активность, в том числе и ту, которая не связана с профессиональной деятельностью или с имеющимся у субъекта профессиональным образованием. Многие увлечения (хобби) не только способствуют весьма эффективной рекреации, отвлечению от связанных с работой переживаний, но и дают возможность для раскрытия творческих потенциалов, ощущения полноценной самореализации. Более того, известно, что нередко увлечение (любительское) становится новой профессией, более значимой, чем прежняя, приносящая больший доход, кардинально меняющая характер деятельности и весь образ жизни.

Организационный стресс. Обобщая мнение многих авторов, можно выделить ряд основных источников организационного стресса.

Плохое распределение труда и нехватка обслуживающего персонала или технических исполнителей вызывает необходимость выполнять работу ниже своего профессионального уровня и компетентности. Это уменьшает количество времени, для выполнения непосредственных обязанностей работника. При этом снижается эффективность деятельности, у работника возникает ощущение, что его профессиональные навыки и способности недооцениваются. Сюда же должны быть отнесены и нечёткие инструкции, определяющие границы ответственности работника. Нечёткий перечень служебных обязанностей делает работника очень уязвимым.

Неопределённость перспектив организации. Неопределённость может принимать форму частых перемен в местной политике, в результате которых сотрудники никогда точно не знают, что происходит. Перспективное планирование становится трудным. Не успев привыкнуть к одной последовательности процедур и решений, служащие вынуждены изменять свой стиль мышления и приучать себя к чему-то совершенно новому. Неопределённость может принимать форму незнания основного для работника момента: удастся ему удержаться на рабочем месте или нет. Несколько менее остра неопределённость в связи с изменениями в служебной иерархии.

Особого внимания заслуживает процесс реорганизации на производстве и такая его составляющая, как введение инноваций. Л.Г.Почебут и В.А.Чикер определяют инновации как процессе внедрения нового в различные сферы деятельности, производства и промышленности. Это процесс качественного изменения чего-либо, а также как результат этого изменения - новшество.

Низкий должностной статус, маленькая зарплата и отсутствие перспектив служебного продвижения являются весьма существенными факторами организационного стресса. Возможность служебного продвижения способствует осознанию как ценности собственного профессионализма, так и уверенности в долговременных перспективах. Без таких целей многие люди испытывают стресс, вызванный ущемлением их притязаний.

Исследования Е.Н.Игнатовой, Л.В.Куликова и М.А.Розановой выявили степень выраженности стрессоустойчивости в зависимости от должностного статуса. Стрессовые состояния среди занятого населения наиболее выражены у рабочих. Среди руководящего персонала стресс более выражен у руководителей верхнего уровня - первых лиц предприятий, учреждений и организаций. От разрушительного стресса здесь спасают позитивное настроение - высокие показатели самореализации и активность личностной позиции, а также высокий уровень самопринятия. По характеристикам состояний инженерно-технические работники достаточно схожи с руководителями среднего уровня, однако у последних выше запас стрессоустойчивости - больше удовлетворённость ходом жизни и самореализацией, высокий уровень самопринятия, самый высокий среди всех сравниваемых по должностному рангу групп. Наиболее благоприятное состояние свойственно руководителям нижнего звена. Возможно, что на этом уровне должностной иерархии уже нет факторов риска нижних уровней и ещё нет - факторов верхних уровней.

Очень значимыми причинами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается взаимоподдержка коллег. В результате: ограничение возможностей обсуждения профессиональных проблем, получения одобрения, поддержки и успокоения от осознания того, что коллеги переживают те же трудности.

Конфликты с коллегами вызывает нечёткий перечень функциональных обязанностей, сверхурочная работа, борьба за статус и продвижение по службе. «Эмоциональный климат» в коллективе портят необоснованное недоверие, грубость, склока, недобросовестное отношение к делу отдельных сотрудников.

Профессиональный стресс. Для целого ряда профессий характерна недостаточная двигательная активность. Сюда должны быть отнесены профессии операторского труда, умственного труда (программисты, бухгалтеры, экономисты…), управленческого труда, научного труда. Сильным стрессором становится то обстоятельство, что в большинстве профессий научной и технических сфер количество знаний, требуемых для сохранения уровня компетентности, интенсивно прогрессирует. К профессиональному стрессу следует отнести феномен «профессионального психического выгорания», обычно принимающего форму затяжного течения.

Н.В.Гришина рассматривает понятие выгорания, которое обозначает «переживаемое человеком состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызываемое длительной включённостью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, что тождественно хроническим стрессовым ситуациям». Существует ряд профессий, где работники переживают значительные ограничения в проявлении своих истинных чувств, что, в свою очередь, провоцирует стресс.

В литературе отмечается положительная связь между синдромом профессионального выгорания и социальной незащищённостью персонала. Экспериментальные данные, представленные Н.Е.Водопьяновой, А.Б.Серебряковой и Е.С.Старченковой, показывают, что в условиях межличностных конфликтов люди, не ощущающие социальной поддержки, более подвержены «выгоранию».

Эмоциональное истощение обнаруживает себя, прежде всего, в чувстве беспомощности, безнадёжности, близости эмоционального срыва, мыслях о суициде. Может возникать чувство «приглушённости», «притуплённости» эмоций, когда человек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны его трогать.

Психологически профессиональное выгорание начинает проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать. Контакты с ними становятся более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными. Возникающие негативные или жёсткие установки по отношение к «клиентам» могут иметь скрытый характер и поначалу проявляться во внутреннем раздражении, чувстве неприязни, которое сдерживается, но постепенно могут возникать и эмоциональные вспышки. Важное проявление профессионального выгорания - постепенно нарастающее неудовлетворенность собой, развивающиеся безразличие и апатия, касающиеся, в частности, как своей работы, так и системы ценностей, а также - уменьшение ощущения ценности своей деятельности.

Поглощённость работой делает значительный вклад в профессиональное выгорание. Большинство людей формируют основные представления о себе на основе той работы, которую они выполняют. Слишком сильная поглощённость работой означает, что, выполняя её, человек становится высокочувствительным ко всему, что бросает тень на его профессиональную компетентность.

Стресс в профессиональной жизни усиливается ещё больше, если он дополняется домашними и социальными стрессами. Не следует забывать и о давлении социальных образцов и норм поведения. Так, например, «учитель должен всегда быть внимательным, терпеливым, добрым, выдержанным, всё понимающим, спокойным и т.д.»

Дж.Гринберг (2002) использует термин «профессиональный стресс» в более широком контексте. Он выделяет две модели профессионального стресса. Согласно первой, стресс является результатом повышенных требований к работе и низким уровнем влияния на процесс деятельности. Согласно второй модели, стресс - результат слишком больших усилий и очень низкого вознаграждения за хорошо сделанную работу. Здесь на одном полюсе стоит высокая загруженность на работе, а на другом - заработок, оценка и статус на работе. Дж.Гринберг приводит ряд так называемых «профессиональных стрессоров», уделяя особое внимание фактору «неудовлетворенность работой». Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются заработок и условия работы. Однако на данный показатель оказывает влияние и группа так называемых «мотивационных факторов»: степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отношения между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: