Содержание программы психологического сопровождения синдрома эмоционального выгорания как показателя профессионального стресса у менеджеров

 

При организации психологического обеспечения профилактики и снижения выраженности синдрома эмоционального выгорания мы использовали теоретическую концепция Я. Антоновского, согласно которой детерминантами психического здоровья в профессиональной среде являются: чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий, способность к вербализации переживаемых эмоциональных состояний. Констелляция этих факторов создает предпосылки для личностного и профессионального развития человека. Доверие к окружающему миру и к себе создают условия для повышения психологической компетентности, что, в свою очередь, значительно снижает риск возникновения стресса (в том числе, синдрома эмоционального выгорания).

Была разработана комплексная программа по оказанию психологической помощи данным менеджерам с целью повышения уровня их уверенности, саморегуляции и, в конечном счёте, для снижения уровня их профессионального выгорания.

Комплексная программа по профилактике и коррекции профессионального выгорания предусматривает комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, которые проводятся на различных этапах её применения. Можно выделить следующие этапы:

1. Диагностический.

2. Установочный.

.   Коррекционный.

.   Оценка эффективности коррекционной работы.

.   Индивидуальное консультирование

Диагностический этап представляет собой взаимодействие практического психолога и клиента, на основе которого затем будет составлена профилактическая и коррекционная программа.

Полученная информация, собранная на диагностическом этапе, позволила выявить факторы риска и степень выраженности профессионального выгорания менеджеров для формирования психологической помощи.

Установочный этап должен включать в себя мотивацию взаимодействия с практическим психологом для оказания помощи менеджерам в преодолении их психологических проблем. На данном этапе проходило знакомство с правилами и принципами работы в группе.

Группа информируется о том, что в процессе работы они приобретут необходимую психологическую информацию о факторах и симптомах выгорания, обучатся навыкам успешного общения и активного слушания, коммуникации, эффективным формам преодолевающего поведения, овладению методами саморегуляции и самопомощи для снятия тревожности и психо-эмоциональных нагрузок.

В коррекционный блок программы рекомендуется ввести мероприятия, направленные на профилактику и снижение выявленных в ходе диагностического этапа проблем связанных с высоким уровнем профессионального выгорания, неконструктивными моделями поведения, неадекватной самооценкой и уровнем притязаний, неспособностью к вербализации эмоциональных переживаний.

Коррекция может проводиться в виде групповых занятий - психологического тренинга. В рамках тренинга группа обучается практическому овладению способами межличностного взаимодействия, повышением уверенности в себе, снятию тревожности, повышению коммуникативной компетентности и развитию коммуникативных навыков, овладению эффективными техниками разрешения конфликтных ситуаций, обучению взаимодействию с самим собой для снятия тревожности и повышения адаптации к стрессам.

В ходе тренинга проводится теоретическое и практическое знакомство с методами самопомощи, включающими релаксацию, медитацию, навыки саморегуляции. Проводится обучение конструктивным моделям преодолевающего поведения (повышение уверенности, планирование времени, формирование позитивного мышления, коммуникативные навыки межличностного общения, формирование позитивных и активных жизненных установок, эффективные техники разрешения конфликтных ситуаций). В программу входит тренинг, как вид психологической помощи менеджерам в качестве профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания. Программа тренинга приведена в приложении З.



Заключение

Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование проблемы психологических факторов профессионального стресса у менеджеров дало возможность констатировать, что стресс представляет собой состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Понятие стресса, введенное канадским физиологом Г.Селье при описании адаптационного синдрома, является предметом большого количества исследований. Экспериментально доказано, что стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до его дезорганизации, что делает актуальным задачу изучения адаптации человека к сложным, в тои числе и экстремальным условиям, а также прогнозировать его поведение в подобных условиях.

Экспериментальное исследование позволило заключить, что синдром эмоционального выгорания является одним из основных проявлений профессионального стресса у менеджеров. Высокий уровень синдрома эмоционального выгорания может быть обусловлен рядом факторов: социально-психологическим (специфика самой работы в сфере торговли, отличающейся большим количеством нагружающих психику контактов с разными людьми) и организационно-психологическим (недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника и т.д.).

Анализ объяснительных моделей феномена эмоционального выгорания позволил выделить приоритетную для нашего исследования - индивидуально-психологическую.

В исследовании было обращено особое внимание на изучение структурно-содержательных компонентов синдрома эмоционального выгорания и их связи с рядом личностных характеристик (удовлетворенности работой, низкой и неадекватной самооценкой, низким уровнем притязаний, неспособностью к вербализации эмоционального состояния и т.д.).

В результате экспериментального исследования структурно-содержательных характеристик синдрома эмоционального выгорания у менеджеров компании «Сателс» можно констатировать, что значительная часть выборки (75,0% - 24 чел.) обнаруживает симптомы профессионального выгорания (тип В), 12,5% (4 чел.) находятся в группе риска (тип А). Лишь небольшое количество менеджеров проявляет черты поведения, способствующие эффективной деятельности и сохранению психического здоровья в профессиональной среде (типы G и S составляют соответственно 6,25 % и 6,25% от общего числа исследованных).

Развитие синдрома выгорания не зависит от возраста и пола исследуемых менеджеров.

Выводы:

В результате психологического исследования были проанализированы отмечаемые в литературе личностные корреляты высокого уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у менеджеров, а именно: удовлетворенность работой, высота и устойчивость самооценки, высота уровня притязаний, алекситимия (способность к выражению словами своего эмоционального переживания, интенсивность жалоб на физическое самочувствие).

Нами было обнаружено, что существует положительная связь (на уровне p ≤0,01) между «высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания» и: «низкой удовлетворенностью работой» (0,55), «жалобами на физическое самочувствие» (0,6) и «алекситимией» (0,65).

Также была обнаружена положительная связь на уровне p ≤0,05 с факторами: «неустойчивая самооценка» (0,49); «низкая самооценка» (0,5) и «неадекватно высокий уровень притязаний» (0,48). Не обнаружено связи между высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания и неадекватно высоким уровнем притязаний.

Признаки профессионального выгорания менеджеров в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья представителей этой профессиональной группы.

Теоретической основой профилактики выгорания может служить концепция Я. Антоновского, согласно которой детерминантами психического здоровья в профессиональной среде являются: чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий, способность к вербализации переживаемых эмоциональных состояний.

Предложения:

Перспективами проведенного исследования представляются:

организация комплексного психологического обследования выраженности симптомов эмоционального выгорания у менеджеров компании «Сателс»;

составление и апробация программы психологического сопровождения менеджеров с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания с учетом их социально-демографических и психологических характеристик; составление и апробация программы профилактики синдрома эмоционального выгорания;

мониторинг уровня синдрома эмоционального выгорания у менеджеров.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: