Статическим расчётом регулятора определяются его основные размеры и статические характеристики.
При расчёте регулятора известен полный ход рейки топливного насоса =16мм. (см. таб. 2). И ход рейки в пределах регуляторной характеристики =14мм., а также размеры рычага и радиусы
Размеры и должны удовлетворять равенству:
;(2.1)
где - ход муфты регулятора в пределах регуляторной характеристики.
Тогда
,мм.(2.2)
мм.
Конструктивный ход муфты включает запас на полное выключение топлива и максимальную подачу его при перегрузке двигателя и выбирается в пределах:
.(2.3)
Принимаем мм.
Для улучшения характеристик регулирования рекомендуется принимать более высокие значения номинального числа оборотов валика регулятора , но так, чтобы:
,(2.4)
где - скорость вращения оси грузов относительно оси регулятора;
- расстояние между осями вращения измерителя и качания грузов;
;(2.5)
где i=2,5 - передаточное отношение повышающей передачи от двигателя к регулятору (см. таб. 3).
|
|
Для топливных насосов золотникового типа сопротивление рейки f=0,3…0,4 Н на каждый плунжер. Принимаем f=0,35 Н.
Сила сопротивления рейки топливного насоса, приведённая к оси движения муфты:
(2.6)
Н.
Величина степени нечувствительности на номинальном режиме 1,5%(см. таб. 3).
Восстанавливающая сила на номинальном режиме приведённая к муфте регулятора:
Н.(2.7)
Уравнение статического равновесия регулятора на номинальном режиме имеет вид:
;(2.8)
где А - инерционный коэффициент;
- угловая частота вращения валика регулятора;
.(2.9)
Центробежная сила грузов на номинальном режиме:
;(2.10)
где m-масса грузов, кг.
- расстояние центра массы грузов до оси вала регулятора, мм.
Для упрощения расчетов пронимаем грузы регулятора шарообразной формы.
Из условия равенства моментов относительно оси качания грузов, можно записать:
;(2.11)
Решая совместно уравнения (2.8) и (2.11) получим:
(2.12)
На основании уравнения (2.10) и (2.12)
;(2.13)
где - масса одного груза, кг.
- количество грузов ( =2).
кг.
Так как грузы имеют шарообразную форму, то радиус шара определяется как:
;(2.14)
где - плотность материала груза,( =8000 кг/м³).
м.
Максимальный радиус вращения грузов, соответствующий режиму максимальных оборотов холостого хода:
мм(2.15)
Для нахождения графической зависимости величины восстанавливающей силы , приведённой к центру тяжести груза от радиуса вращения груза необходимо оценить на номинальном режиме степень неравномерности регулятора, соответствующую режиму максимальных оборотов холостого хода.
|
|
% (см. таб. 3),
; (2.16)
Приведённая к центру тяжести грузов восстанавливающая сила на номинальном режиме:
Н.(2.17)
Приведённая к центру тяжести грузов восстанавливающая сила на режиме максимальных оборотов холостого хода:
Н (2.18)
Минимальные обороты вала регулятора при работе двигателя по внешней характеристике:
об/мин,(2.19)
где - минимальные обороты двигателя.
Степень неравномерности на минимальном скоростном режиме =40% (см. таб. 3).
Обороты вала двигателя на холостом ходу:
об/мин.(2.20)
Для вала регулятора:
об/мин.(2.21)
Угловые скорости:
1/с.(2.22)
1/с.(2.23)
Восстанавливающие силы на режимах минимальных оборотов и минимальных оборотов холостого хода:
Н.(2.24)
Н.(2.25)
Характеристики (см. рис. 2.1) позволяют определить разность:
Н.(2.26)
которая показывает изменение восстанавливающей силы регулятора, приведённой к центру тяжести груза, на номинальном регулируемом скоростном режиме при перемещении регулирующего органа от полной подачи топлива до подачи холостого хода. Тогда величина изменения восстанавливающей силы, приведённой к муфте регулятора, определится как:
Н.(2.27)
двигатель вал регулятор вращение
Рис. 7 - Зависимости восстанавливающей силы и поддерживающей силы , приведенных к центру тяжести грузов от радиуса r для механического регулятора
Определяем жёсткость пружины:
Н/м.(2.28)
Величина предварительной деформации пружины:
мм.(2.29)
Максимальная деформация:
мм.(2.30)
Равновесные характеристики являются основными статическими характеристиками регулятора (см. рис. 8). Каждой настройке регулятора соответствует
своя равновесная характеристика.
Рис. 8 - Равновесные характеристики регулятора для минимальной 1-2 и максимальной 3-4 затяжки пружины
К статическим характеристикам регулятора относится и фактор его устойчивости:
;(2.31)
где А - инерционный коэффициент поддерживающей силы.
(2.32)
где Н - определяется из графика (см. рис. 2.1).
Динамика регулятора
Динамические свойства регулятора для случая постоянства его настройки могут быть
исследованы с помощью уравнения движения регулятора:
,(2.33)
или в операторной форме:
,(2.34)
где - собственный оператор регулятора,
(2.35)
и - безразмерные выходная и входная координата регулятора;
- время регулятора прямого действия;
- время катаракта;
- местная степень неравномерности регулятора.
Время регулятора на номинальном режиме:
(2.36)
где - приведённая к оси движения муфты масса деталей регулятора и топливного насоса, связанных в движении с регулятором;
(2.37)
где - приведённые массы грузов, пружины, муфты, топливного насоса и рычагов.
кг;(2.38)
кг;(2.39)
от кг.
кг.
с.
Время катаракта на номинальном режиме:
с;(2.40)(2.40)
где - фактор торможения (см. таб. 3).
Местная степень неравномерности на номинальном режиме:
.(2.41)
Уравнение передаточной функции регулятора имеет вид:
(2.42)
Тогда вещественная и мнимая частотные характеристики определяются по формуле:
.(2.43)
Таблица 9 - Значения функции и
ω, с-1 | 0 | 5 | 10 | 30 | 50 | 100 | 200 | 500 |
Xд(ω) | 0,809 | 0,802 | 0,782 | 0,615 | 0,429 | 0,169 | 0,037 | -0,010 |
Уд(ω) | 0,000 | -0,076 | -0,148 | -0,351 | -0,413 | -0,347 | -0,208 | -0,085 |
По результатам построены графики (см. рис. 9-11).
Рис. 9 - Действительная частотная характеристика регулятора
Рис. 10 - Мнимая частотная характеристика регулятора
Рис. 11 - Амплитудно-фазовая частотная характеристика регулятора
Сводный переходный процесс регулятора (см. рис. 2.6) есть общий интеграл его дифференциального уравнения (2.33).
При : ;(2.44)
где и - корни характеристического уравнения:
,(2.45)
из которого следует, что:
|
|
.(2.46)
константы интегрирования, значения которых зависят от начальных условий движения.
(2.47)
Н.У.
.
Таблица 10 - Значения функции
t | 0 | 0,003 | 0,005 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,07 | 0,09 | 0,1 |
η(t) | 0,0001 | 0,1089 | 0,1846 | 0,3399 | 0,5442 | 0,6596 | 0,7247 | 0,7614 | 0,7939 | 0,8042 | 0,8063 |
Чувствительный элемент должен быть всегда устойчивым ().
Так как выполняется неравенство:
,(2.48)
то переходный процесс регулятора будет апериодически сходящимся.
= 1206750; = 122376.
Рис. 12