Современная керамика как вид искусства

Керамические предметы есть в разных цивилизациях, но, внося свою эстетику в их изготовление, и используя традиционную для всех глину, каждый ремесленник создавал творение, присущее только для данной культуры. Таким образом, используя традиционные, присущие для всех материалы и технологии производства, создавались глубоко национальные произведения.

наши дни, употребляя те же принципы, художниками создаются новые работы, интернациональные по материалам и технологиям, и национальные по содержанию.

Глина и изделия из керамики появились на заре цивилизации одновременно в различных культурах человека, сопровождая его на всём пути исторического развития. Простота производства и доступность материала, а также долговечность, сделали изделия из керамики наиболее распространёнными в культуре человека. С развитием цивилизации, совершенствовались и изделия. Помимо простейших вещей, появились вещи, несущие не только практическую нагрузку, но и имеющие высокую культурную ценность. Керамика становится искусством.

Сейчас, в повседневной жизни, керамика появляется больше в изделиях декоративно-прикладного искусства. Ваза или кувшин в интерьере, не предназначены для хранения продуктов, а представляют собой его украшение. Надо заметить, что изделия из глины и шамота приобретают всё большую популярность. В настоящее время, при изготовлении изделий из керамики, используются, как традиционные материалы и технологии, которым тысячи лет, так и новые, в чём-то, упрощающие их производство, но расширяющие возможности художников-керамистов. В любом случае, обжиг остаётся непременным условием настоящей керамики.

Глина, являясь интернациональным материалом, служила определённым потребностям людей, воплощая национальные особенности в конкретных, как утилитарных, так и в культовых произведениях керамики. В большинстве стран, керамика использовалась в повседневной жизни в виде различной посуды, а также во всевозможных предметах декоративно - прикладного искусства.

В России имеются свои традиции в изготовлении керамики. Российские народные промыслы были частью жизни крестьян, занимавшихся изготовлением различной бытовой утвари в свободное от сельскохозяйственных работ время. Керамические свистульки и окарины, игрушки и сувениры, имели свои характерные национальные особенности, типичные для конкретной местности. Это и Дымковская игрушка и Каргопольские свистульки и многое другое. Художники народных промыслов вносят свой вклад в развитие и продолжение традиций Российской керамики.

К этническому стилю у нас, в отличие от Запада, относятся сдержанно. Появляются, правда, интересные общественные интерьеры, чаще всего рестораны, решенные в национальном колорите. Но для частных домов заказчики предпочитают роскошную эклектику или нечто вроде хай-тека, во всяком случае, чтобы все непременно было «с иголочки», ни одной старой вещи. Легче всего объяснить это отечественным снобизмом, хотя причина, возможно, не только в нем.

Европейский обыватель, устав от стандартности массовой культуры, инстинктивно потянулся к этническим вещам. Мы же, не успев насладиться благами западной цивилизации, казавшимися недостижимым эталоном, до сих пор не можем избавиться от комплексов, навязанных интернационализмом советского образца. Нас слишком долго кормили «национальным» - русским, узбекским, грузинским, предварительно пропустив народные традиции через мясорубку идеологии, придав им пристойное сувенирное обличье. Наконец, и приобрести подлинные произведения традиционного искусства стало очень непросто. Ковры ручной работы еще можно подобрать, а вот керамику днем с огнем не сыскать.

Любое керамическое изделие имеет рисунок. Однако нанесение на некоторые виды керамики рисунка - очень сложная задача, которая в итоге становится причиной высокой стоимости изделия. Самый дорогой декор на керамике - барельеф, покрытый толстым слоем прозрачной глазури. Более распространенной является майолика - высокопористая керамика, на которую наносится краска. Сегодня майолика стала не только названием типа керамического изделия, но и стиля рисунка. Покупателю могут предложить итальянскую или голландскую майолику, а также русские изразцы, которые тоже являются членом многочисленного семейства майолики.

Родина майолики - Египет. Именно в этой стране впервые была изготовлена высокопористая керамическая плитка, отлично сопротивлявшаяся жаре. На майолику легко наносилась краска, что позволяло египтянам создавать огромные панно с изображением богов, героев и фараонов. Неглазурованная майолика попала в Испанию, откуда в XI мавры привезли ее в Италию.

Флорентийский мастер Лука дела Робиа нанес на плитку молочно-белую глазурь и получил в результате удивительный по красоте предмет. Глянцевая, словно светившаяся внутренним светом майолика сразу стала пользоваться спросом у духовенства и аристократии. Позже мастер экспериментировал с другими цветами и получил фиолетовую (добавление марганца), зеленую (добавление меди) и синюю (добавление кобальта) майолику.

Современная итальянская майолика представлена в основном сине-зелеными и желто-зелеными образцами. Рисунок итальянской майолики наносится на непрозрачную глазурь или непосредственно на плитку, после чего покрывается прозрачной глазурью. Во время обжига выдерживают высокую температуру лишь указанные выше цвета, что обусловлено особенностью состава используемых красок.

Итальянская майолика хороша в ярких, творческих интерьерах 'с изюминкой'. Для такого холодного стиля как хай-тек итальянская майолика совершенно непригодна. Главная задача майолики из Италии - вносить особое настроение в помещение. Зеленоватые тона помогут создать классический стиль интерьера 1930-х годов, а яркие желтые или светло-голубые - американский кантри.

Удачный образец использования голландской майолики - дворец Александра Меньшикова в Петербурге. Русские изразцы - это ни что иное, как голландская майолика с элементами русской народной росписи. Знаменитая фабрика гжельской керамики переняла технологию производства майолики у голландских мастеров еще в XVII веке, а позже создала ей образ исконно русской, хотя на самом деле в России майолику никогда не изготавливали.

Мастера постоянно экспериментируют с рисунком, составом глины, цветом глазури и техникой нанесения рисунка. Классическая голландская майолика отличается контрастностью цветов: на белом фоне - темно-синие или фиолетовые геометрические фигуры или изображения растений, животных и людей.

Майолика по-русски - это изразцы. Наверняка многие помнят белую со светло-голубым орнаментом керамическую плитку, изображавшую одиноко стоящую мельницу или медведя с бочонком меда. Это и есть «русская майолика» или 'изразец'.

 



Ход работы

Творческий источник

 

К числу уникальных искусств, которые в нашем понимании неразрывно связаны с Японией, относиться искусство чайной церемонии - тя-но ю, что дословно означает «чай с горячей водой» (тя - чай, ю - горячая вода). Японская чайная церемония - это не просто традиция, это таинство, которое не может не привлечь внимания и не вызвать уважения.

Искусству чайной церемонии учатся годами в специальных школах. Несмотря на то, что сам процесс может показаться простым и естественным, пределу совершенства в этом нет. Умение японской девушки встретить гостей, усадить их по японской традиции на циновки, приготовить ароматный чай, а затем, разлив по чашечкам, с поклоном подать его - высший признак эстетического воспитания.

Тя-но ю - это один из путей познания психологии и мировоззрения японцев. Ее истинный смысл заключен не столько в дегустации заваренного по всем правилам чая, сколько в обретении определенного душевного состояния, отрешении от суеты повседневной жизни и постижении Дзен. Чайная церемония способствует установлению атмосферы единения, со-мыслия между всеми ее участниками, подразумевающей отрешение от собственного «я».

В чайной церемонии, как в зеркале, отражена суть культуры Японии, ее уникальность и неповторимость. Она находит свое проявление в редком трудолюбии японцев, их врожденной вежливости и необычном чувстве прекрасного, скромности, простоте, лаконизме и вместе с тем необыкновенном изяществе убранства, одежды и интерьера. Церемония чаепития также является ярким примером удивительной способности японцев заимствовать и развивать достижения других народов и культур, сохраняя при этом свое национальное своеобразие.



Анализ эскизов

 

Первые эскизы были выполнены без масштаба в черно-белом варианте в виде рисунков.

 

 

На этапе выполнения эскизов сформировался образ сервиза: он должен быть выполнен в восточном стиле. По замыслу автора он должен подчеркивать некоторую индивидуальность, даже интимность чайной церемонии/, которая является ритуалом в восточной культуре. Именно этими соображениями был обусловлен выбор цвета посуды - сочетание светло-бежевого и темно-коричневого. Эти цвета подчеркивают некую сакральность чайной церемонии, создают ощущение стиля, комфорта и некоей уединенности, отстраненности от внешнего мира, будто зовут сосредоточиться на важном и вечном. Узор, нанесенный на посуду, отражает тонкость и хрупкость бытия, при этом подчеркивает непрерывность процессов мироздания.

Плавная, округлая форма чайного сервиза позволяет настроиться на ощущения. Смысл чайной церемонии в том, чтобы очистить шесть чувств. Для глаз есть висящие свитки и цветочные композиции. Для носа есть благовония. Для ушей - звуки кипящей воды. Для рта - вкус чая. А для рук и ног - правильность формы. Когда пять чувств таким образом очищены, ум очищается сам по себе. Чайная церемония проясняет мысли, когда они затуманились. Я не теряю духа чайной церемонии в течение двадцати четырех часов в день».

Основываясь на восточной философии, вошедшая в глубокие народные традиции восточная чайная церемония приобрела духовный оттенок, ведь сам восточный взгляд на мир - стремление понять его суть через простые вещи, действия, созерцание - наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования. По нашему мнению, форма эллипса позволяет получить максимально приятные тактильные ощущения и. несомненно, она приятна для глаз.

В ходе подготовки макета менялась форма подставок, ручек, носика чайника. В результате мы получили максимально органичный на наш взгляд, образ, соответствующий восточной философии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: