Стационарные источники загрязнения

 

На железнодорожном транспорте имеется 35 970 стационарных источников выбросов в атмосферу. От них поступает в атмосферу 197 тысяч тонн загрязняющих веществ ежегодно, в том числе 53 тысячи тонн твердых веществ, 144 тысячи тонн - газообразных. Более 90 % выбросов приходится на котлоагрегаты (котельные, кузнечные производства). Как правило, на каждом ремонтном предприятия железнодорожного транспорта имеется собственная котельная, работающая на газе или мазуте. Всего на железнодорожном транспорте насчитывается 1000 котельных.

Локомотивные, вагонные депо, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, заводы по ремонту подвижного состава имеют производства и осуществляют технологические процессы, характерные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава всех видов транспорта. Компоненты и структура загрязняющих веществ у них в основном совпадают. Так, например, при окрасочных работах на предприятиях железнодорожного транспорта используется более 70 тысяч тонн различных лакокрасочных материалов, при этом ежегодный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 27 тысяч тонн.

Кроме того, в локомотивных депо производится загрузка сухого песка в тормозную систему локомотива. Технологический процесс подготовки песка включает сушку в сушильной печи при сгорании газа или мазута, подачу сухого песка пневмотранспортером в хранилище, складирование и транспортировку в раздаточный бункер к месту загрузки. Процесс сопровождается выделением пылевидных частиц в окружающую среду практически на всех стадиях его протекания. В настоящее время пылеулавливающими устройствами на стационарных источниках оборудованы лишь 1,8 % вагонных депо, 4,6 % локомотивных депо, 7,8 % котельных. Сброс сточных вод локомотивным депо составляет 10-400 тысяч м3 в год, пассажирским вагонным депо - 30-180 тысяч м3, грузовым вагонным депо - 20-150 тысяч м3.

Специфическими для железнодорожного транспорта являются предприятия по подготовке и пропитке шпал, щебеночные заводы, промывочно-пропарочные станции.

Шпалопропиточные заводы (ШПЗ) производят подготовку и пропитку деревянных шпал, идущих на ремонт и строительство железнодорожных путей. Общий годовой объем перерабатываемой на них древесины - около 3 млн. м3. Шпалы пропитывают антисептиком, в состав которого входят каменноугольное и сланцевое масла. Подготовленные шпалы помещают в пропиточный цилиндр, который заполняют под давлением антисептиком. Процесс пропитки длится от двух до восьми часов при температуре около 200°С. После пропитки, антисептик удаляется из пропиточного цилиндра с помощью сжатого воздуха и вакуум-насоса. Готовые шпалы выгружаются из цилиндра, и после остывания отправляются на склад. Основными источниками выделения загрязняющих веществ являются пропиточный цилиндр в период откачки антисептика, трубопроводы и вакуум-насос, а также остывающие шпалы в процессе их транспортировки в вагонетках на склад.

Процесс обработки шпал сопровождается выделением в воздушную среду нафталина, антрацена, аценафтена, бензола, толуола, ксиола, фенола, то есть веществ, относящихся в большинстве своем к 2-му классу опасности. В целом ШПЗ выбрасывают в атмосферу до 10 тонн особо токсичных загрязняющих веществ ежегодно.

Помимо атмосферы, на шпалопропиточных заводах происходит загрязнение почвы и водоемов. Основными загрязнителями являются сланцевые и каменноугольные масла, в состав которых входят фенолы; их накопление в почве опасно для живых организмов. Сточные воды ШПЗ насыщены антисептиком, растворенными смолами, фенолами. Один шпалопропиточный завод сбрасывает в год от 40 до 150 тысяч м3 производственных и хозяйственно-бытовых вод.

В составе вагонных депо, либо как самостоятельные предприятия действуют около 20 промывочно-пропарочных станций (ППС), где производится очистка цистерн от остаточных нефтеропдуктов. При очистке цистерн выполняют следующие операции: пропарка внутренней полости пара, промывка горячей водой, продувка и удаление остаточных газов из цистерны (дегазация). Все они сопровождаются выделением загрязняющих веществ в окружающую среду.


 

Таблица 8 - Удельные выбросы загрязняющих веществ при очистке цистерн на ППС

Тип обрабатываемой цистерны

Выделяющиеся вещества кг/цистерна

  бензол ксилол углеводороды
Цистерны вместимостью 60т из под светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизтопливо) 4,55 2,77 8,47
Цистерны вместимостью 60т из под темных нефтепродуктов (нефть, мазут) - - 3,97

 

Сточные воды ППС (объемом от 60 до 500м3) загрязнены нефтепродуктами, растворенными органическими кислотами, фенолами. Если в цистерне осуществлялась перевозка этилированного бензина, стоки содержат, кроме того, тетраэтилсвинец. Для обмывки используется оборотное водоснабжение, при котором обмывочная вода после прохождения через очистные сооружения и отделения от нефтепродуктов используется повторно.

Значительное загрязнение сточных вод наряду с ППС получается в пунктах подготовки обмывки грузовых и пассажирских вагонов ведется обмывка внутренней и наружной поверхности крытых грузовых вагонов и наружной обшивки пассажирских вагонов. В состав загрязнений входят остатки перевозимых грузов, минеральные и органические примеси, растворенные и др.

В них также присутствуют бактериальные загрязнения.

 

3.4 Понятие "страхование" и его виды

 

Страхование возникло в глубокой древности первоначально в форме самострахования (например, люди создавали страховые запасы продуктов питания на случай возможного неурожая), а затем в форме взаимного обязательства. Например, снаряжая караван в дальние страны, купцы договаривались, что если с кем-нибудь из них случится беда и он погибнет, то остальные возьмут на себя заботу о членах семьи погибшего или брали на себя обязательство разделить поровну тот убыток, который может быть причинен нападением разбойников. Отсюда и возникла одна из старейших форм страхования, основанная на так называемом раскладочном принципе, - убыток, причиненный страховым случаем, распределялся на всех членов общества взаимного страхования. Кстати, именно с этого начинала ныне знаменитая страховая корпорация "Ллойд". Поначалу бывшая объединением судовладельцев, оказывающих друг другу помощь в случае гибели судна, она постепенно стала ассоциацией страховщиков. Затем в ходе исторического развития страхование превратилось в профессиональную деятельность. Следствием этого стало выделение страхования как особой разновидности предпринимательства, осуществляемого наряду с производственной, торговой, банковской и др. деятельностью.

Страхование представляет собой отношения по имущественной защите интересов физических и юридических лиц (застрахованных) при наступлении определенных страховых случаев посредством выплаты страховых возмещений за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых им страхователями страховых платежей, а также из источников, не запрещенных законодательством.

Сущностью страхования является принятие на себя страховщиком обязательства по возмещению тех неблагоприятных последствий, которые наступили для страховщика в результате определенного события, именуемого страховым случаем.

Например, страхователь имеет на праве собственности жилой дом стоимостью 200 тыс. тенге. Страховая организация предлагает ему застраховать этот дом от пожара, уплатив для этого данной организации, предположим, 500 тенге. Если пожар случается, страховщик возместит страхователю ущерб, причиненный им, т.е. страховщик принимает на себя риск возмещения тех убытков, которые могут возникнуть в результате наступления страхового случая. В старину это называли переложением опасений, страха, который испытывает человек за свою жизнь и имущество от всякого рода непредвиденных обстоятельств, таящих в себе угрозу для благополучия. Именно слово "страх" (боязнь чего-либо из области потенциально опасного) и породило такие термины, как "страхование" (переложение страха на другое лицо), "страховщик", "страхователь", "страховой случай" и т.п.

Рассмотрим основные понятия, используемые в страховом деле.

Страхователь - лицо, заключившее договор страхования со страховщиком.

Страховщик - лицо, принимающее на себя страховой риск, т.е. обязанное при наступлении страхового случая выплатить страхователю или назначенному им лицу страховое возмещение.

Застрахованный - лицо, в отношении которого осуществляется страхование.

По общему правилу застрахованным является сам страхователь, например, гражданин страхует свою жизнь или свое имущество. Однако возможны ситуации, когда эти фигуры разобщаются, например, гражданин страхует жизнь своего ребенка, предприятие - своих работников и т.п.

Выгодоприобретатель - лицо, которое выступает получателем страхового возмещения. Обычно выгодоприобретателем является застрахованный, но им может быть и другое лицо. Например, гражданин застраховал свою жизнь, но получателем страхового возмещения в случае своей смерти назначил жену.

Страховой платеж - плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику.

Страховая сумма - сумма денежных средств, на которую застрахован объект страхования и которая представляет собой предельный объем обязательств страховщика при наступлении страхового случая.

Страховое возмещение - выплата, производимая страховщиком страхователю в пределах страховой суммы при наступлении страхового случая.

Страховой случай - событие, при наступлении которого договором страхования предусматривается выплата страхового возмещения.

Объект страхования - интерес страхователя, подлежащий страхованию, например, интерес в сохранении своего имущества.

Предмет страхования - то, на что направлено имущественное страхование (машина, дом и т.п.).

По степени обязательности страхование подразделяется на добровольное и обязательное.

Обязательное страхование осуществляется в силу требований закона. Виды обязательного страхования устанавливаются законодательными актами, т.е. актами Парламента или указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу закона.

Порядок и условия проведения обязательного страхования устанавливаются Правительством Республики Казахстан в той мере, в какой они не предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.

При обязательном страховании страхователь обязан заключить договор со страховщиком на условиях, предписанных законодательством, регулирующим данный вид страхования. При этом в соответствии с законодательством Республики Казахстан страховщик вправе предложить страхователю условия, более выгодные, чем это предписано законодательством.

Договор обязательного страхования может быть заключен только со страховщиком, имеющим лицензию на осуществление данного вида страхования. Заключение такого договора для упомянутого страховщика является обязательным.

Обязательное страхование - а его обязательность устанавливает государство - всегда носит социальный характер, т.е. осуществляется в интересах либо общества в целом, либо самих застрахованных.

Наиболее распространенными его видами - а они существуют почти во всех развитых странах - являются страхование пассажиров, где страхователем выступает перевозчик, а застрахованным - сам пассажир, и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, где страхователем выступает владелец этого средства, а застрахованным - лицо, которое пользуется этим транспортным средством.

Другой весьма распространенный вид - страхование предприятиями своих работников от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Объект страхования по обязательным видам страхования определяется законодательством, регулирующим данный вид страхования.

Поскольку обязательное страхование в большинстве случаев осуществляется в интересах застрахованного, где страхователем, а соответственно и плательщиком страхового платежа выступает не сам застрахованный гражданин, а какое-то третье лицо, например, предприятие, на котором работает гражданин, то законодательство устанавливает определенные гарантии, обеспечивающие право гражданина на свое страхование.

Так, лицо, в пользу которого в соответствии с законодательным актом должно быть осуществлено обязательное страхование, вправе, если ему стало известно, что оно не застраховано, потребовать в судебном порядке своего страхования от страхователя, на которого возложена данная обязанность.

Если страхователь не заключил договор страхования либо заключил его на условиях, ухудшающих положение застрахованного по сравнению с тем, которое предусмотрено законодательством, он при наступлении страхового случая несет ответственность перед застрахованным на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.


 



Экономическая часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: