Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Название Раздела 1 Теоретические проблемы лингвистики в специальном образовании

1.1. Процессы порождения и восприятия речевого высказывания. Внутренняя речь.

Порождение речевого высказывания, как строго скоординированный поведенческий акт, в теории Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии. Артикуляционный аппарат и образование звуков. Акустическая теория речеобразования. Центральные отделы управления порождения речевого высказывания.

Внутренняя речь в теориях П.Я. Гальперина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева.

1.2. Когнитивные модели речеязыковых структур и процессов

Модель понимания речи В, Кинча, 1999. Модель продуцирования речи В. Левелта, 1989. Отечественные модели порождения речевого высказывания (Л.С. Выготский, 1956; А.А. Леонтьев, 1997, 1999; А.А. Залевская, 1999). Модель порождения и функционирования речи Т.Н. Ушаковой.

1.3. Речевой онтогенез

Речевой онтогенез как развитие речи ребёнка. Биологические предпосылки и социальные условия онтогенеза речи. Психофизиологические, когнитивные и собственно языковые компоненты речевого развития. Восприятие речевых звуков. Развитие звукопроизводящей стороны младенческих вокализаций. Начальный детский лексикон. Развитие грамматики. Детское словотворчество. Принципы развития ранней детской речи.

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)УК-5: З.1., У.1., В.1

Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 1.

Тема: 1.1. Процессы порождения и восприятия речевого высказывания. Внутренняя речь.

Кол-во часов: 2.

План:

1. Порождение речевого высказывания.

2. Артикуляционный аппарат и образование звуков.

3.  Акустическая теория речеобразования.

4. Центральные отделы управления порождения речевого высказывания.

5. Восприятие и распознавание речи. 

6. Внутренняя речь..

Список литературы: [1, 6, 12, 15, 17].

Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по теме лекции

 

Практическое занятие 1.

Тема: 1.2. Когнитивные модели речеязыковых структур и процессов (1 час).

Кол-во часов: 2.

План:

1. Модель понимания речи В, Кинча, 1999.

2. Модель продуцирования речи В. Левелта, 1989.

3. Отечественные модели порождения речевого высказывания (Л.С. Выготский, 1956; А.А. Леонтьев, 1997, 1999; А.А. Залевская, 1999).

4. Модель порождения и функционирования речи Т.Н. Ушаковой.

Список литературы: [1, 4, 5, 8, 9, 17, 18, 22, 24].

Лекция 2.

Тема: 1.3. Речевой онтогенез.

Кол-во часов: 2.

План:

1. Развитие речи ребёнка.

2.  Биологические предпосылки

3. Социальные условия онтогенеза речи.

4. Психофизиологические, когнитивные и собственно языковые компоненты речевого развития.

5. Восприятие речевых звуков.

6.  Начальный детский лексикон.

7.  Развитие грамматики.

8. Детское словотворчество.

9.  Принципы развития ранней детской речи.

Список литературы: [4, 9, 12, 18, 24, 26].

Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по теме лекции

 

Паспорт оценочных средств по разделу*

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

УК-5: З.1., У.1., В.1

1. Эссе «Соотношение понятий «язык» и «речь» в современных теоретических исследованиях.. 2. Аналитический обзор исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.Н. Ушаковой по теме «Порождение и восприятие речевого высказывания», «Внутренняя речь» 3. Модель речевого онтогенеза ребёнка в период: -  первый крик – первая фраза; - первая фраза – сложносочиненные предложения; - до появления письменной речи; - становления связной речи

Название Раздела 2. Прикладные аспекты лингвистических исследований в специальной педагогике и психологии

2.1. Нарушения речи. Понятие нарушений речи. Проблема классификаций речевых нарушений. Существующие отечественные классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Классификация нарушений речи А.Н. Корнева. Проблема логопедического заключения в современной специальной педагогике.

2.2. Диагностика речи. Понятие речевой диагностики. Нормативные требования к конструированию речевых методик. Психодиагностические требования к адаптации зарубежных речевых методик. Стандартизация методов речевой диагностики. Области применения психометрики в речевой диагностике. Тесты речевого развития. Гейдельбергский тест речевого развития детей (Гримм, Шелер, 1978). Диагностика языковой компетенции Ц-тест. Методики диагностики речевого развития в отечественной логопедии. Речевая диагностика в социально-психологической практике. Контент-анализ. Подходы к психологическому анализу текста. Интент-анализ дискурса. Выявление аффектов в содержании речи (метод Готшалка-Глезер).

2.3. Особенности речи лиц с ОВЗ. Предмет и объект исследования лингвистики лиц с ОВЗ. Использование временного показателя. Анализ продукта речевой деятельности лиц с различными вариантами ОВЗ. Анализ содержания речевой продукции лиц с различными вариантами ОВЗ.

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции). ОПК-7: З.2, У.2, В.3.

Лекция 3. Тема: 2.1. Нарушения речи. Кол-во часов: 2. План: 1. Понятие нарушений речи. 2. Проблема классификаций речевых нарушений. 3. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи 4. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. 5. Классификация нарушений речи А.Н. Корнева. 6. Проблема логопедического заключения в современной специальной педагогике. Список литературы: [2, 3, 10, 19]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана

Практическое занятие 2.

Тема: 2.1. Нарушения речи.

Кол-во часов: 2.

План:

1. Понятие нарушений речи.

2. Проблема классификаций речевых нарушений.

3. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

4. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

5. Классификация нарушений речи А.Н. Корнева.

6. Проблема логопедического заключения в современной специальной педагогике.

Список литературы: [2, 3, 10, 19].

Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам планаподготовленные по вопросам плана

 

Практическое занятие 3.

Тема: 2.2. Диагностика речи.

Кол-во часов: 2.

План:

1. Понятие речевой диагностики.

2.  Нормативные требования к конструированию речевых методик.

3. Психодиагностические требования к адаптации зарубежных речевых методик.

4. Тесты речевого развития.

5.  Методика диагностики речевого развития в отечественной логопедии.

6. Речевая диагностика в социально-психологической практике.

7. Выявление аффектов в содержании речи (метод Готшалка-Глезер).

Список литературы: [2, 3, 10, 19].

Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана

 

Практическое занятие 4,5.

Тема 2.3. Особенности речи лиц с ОВЗ.

Кол-во часов: 4.

План:

1. Предмет и объект исследования лингвистики лиц с ОВЗ.

2. Анализ продукта речевой деятельности лиц с различными вариантами ОВЗ.

3.  Анализ содержания речевой продукции лиц с различными вариантами ОВЗ.

Список литературы: [2, 3, 10, 19].

Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана

Паспорт оценочных средств по разделу*

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК-7: З.2, У.2, В.3.

Эссе «Особенности порождения и восприятия речевого высказывания лиц с ОВЗ». Аналитический обзор работ Л.С. Выготского по теме «Первично и вторично нарушенные звенья дефекта». Эссе «Специфика лингвистических средств общения лиц с ОВЗ». 3.Контрольная работа «Основные этапы диагностики речевого недоразвития»
       

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: