Название Раздела 1 Теоретические проблемы лингвистики в специальном образовании 1.1. Процессы порождения и восприятия речевого высказывания. Внутренняя речь. Порождение речевого высказывания, как строго скоординированный поведенческий акт, в теории Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии. Артикуляционный аппарат и образование звуков. Акустическая теория речеобразования. Центральные отделы управления порождения речевого высказывания. Внутренняя речь в теориях П.Я. Гальперина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева. 1.2. Когнитивные модели речеязыковых структур и процессов Модель понимания речи В, Кинча, 1999. Модель продуцирования речи В. Левелта, 1989. Отечественные модели порождения речевого высказывания (Л.С. Выготский, 1956; А.А. Леонтьев, 1997, 1999; А.А. Залевская, 1999). Модель порождения и функционирования речи Т.Н. Ушаковой. 1.3. Речевой онтогенез Речевой онтогенез как развитие речи ребёнка. Биологические предпосылки и социальные условия онтогенеза речи. Психофизиологические, когнитивные и собственно языковые компоненты речевого развития. Восприятие речевых звуков. Развитие звукопроизводящей стороны младенческих вокализаций. Начальный детский лексикон. Развитие грамматики. Детское словотворчество. Принципы развития ранней детской речи.
| |||||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)УК-5: З.1., У.1., В.1 | |||||
Содержание раздела | |||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||
Лекция 1. Тема: 1.1. Процессы порождения и восприятия речевого высказывания. Внутренняя речь. Кол-во часов: 2. План: 1. Порождение речевого высказывания. 2. Артикуляционный аппарат и образование звуков. 3. Акустическая теория речеобразования. 4. Центральные отделы управления порождения речевого высказывания. 5. Восприятие и распознавание речи. 6. Внутренняя речь.. Список литературы: [1, 6, 12, 15, 17]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по теме лекции
| Практическое занятие 1. Тема: 1.2. Когнитивные модели речеязыковых структур и процессов (1 час). Кол-во часов: 2. План: 1. Модель понимания речи В, Кинча, 1999. 2. Модель продуцирования речи В. Левелта, 1989. 3. Отечественные модели порождения речевого высказывания (Л.С. Выготский, 1956; А.А. Леонтьев, 1997, 1999; А.А. Залевская, 1999). 4. Модель порождения и функционирования речи Т.Н. Ушаковой. Список литературы: [1, 4, 5, 8, 9, 17, 18, 22, 24]. | ||||
Лекция 2. Тема: 1.3. Речевой онтогенез. Кол-во часов: 2. План: 1. Развитие речи ребёнка. 2. Биологические предпосылки 3. Социальные условия онтогенеза речи. 4. Психофизиологические, когнитивные и собственно языковые компоненты речевого развития.
5. Восприятие речевых звуков. 6. Начальный детский лексикон. 7. Развитие грамматики. 8. Детское словотворчество. 9. Принципы развития ранней детской речи. Список литературы: [4, 9, 12, 18, 24, 26]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация по теме лекции
| |||||
Паспорт оценочных средств по разделу* | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||
УК-5: З.1., У.1., В.1 | 1. Эссе «Соотношение понятий «язык» и «речь» в современных теоретических исследованиях.. 2. Аналитический обзор исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.Н. Ушаковой по теме «Порождение и восприятие речевого высказывания», «Внутренняя речь» 3. Модель речевого онтогенеза ребёнка в период: - первый крик – первая фраза; - первая фраза – сложносочиненные предложения; - до появления письменной речи; - становления связной речи | ||||
Название Раздела 2. Прикладные аспекты лингвистических исследований в специальной педагогике и психологии 2.1. Нарушения речи. Понятие нарушений речи. Проблема классификаций речевых нарушений. Существующие отечественные классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Классификация нарушений речи А.Н. Корнева. Проблема логопедического заключения в современной специальной педагогике. 2.2. Диагностика речи. Понятие речевой диагностики. Нормативные требования к конструированию речевых методик. Психодиагностические требования к адаптации зарубежных речевых методик. Стандартизация методов речевой диагностики. Области применения психометрики в речевой диагностике. Тесты речевого развития. Гейдельбергский тест речевого развития детей (Гримм, Шелер, 1978). Диагностика языковой компетенции Ц-тест. Методики диагностики речевого развития в отечественной логопедии. Речевая диагностика в социально-психологической практике. Контент-анализ. Подходы к психологическому анализу текста. Интент-анализ дискурса. Выявление аффектов в содержании речи (метод Готшалка-Глезер). 2.3. Особенности речи лиц с ОВЗ. Предмет и объект исследования лингвистики лиц с ОВЗ. Использование временного показателя. Анализ продукта речевой деятельности лиц с различными вариантами ОВЗ. Анализ содержания речевой продукции лиц с различными вариантами ОВЗ. | |||||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции). ОПК-7: З.2, У.2, В.3. | |||||
Лекция 3. Тема: 2.1. Нарушения речи. Кол-во часов: 2. План: 1. Понятие нарушений речи. 2. Проблема классификаций речевых нарушений. 3. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи 4. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. 5. Классификация нарушений речи А.Н. Корнева. 6. Проблема логопедического заключения в современной специальной педагогике. Список литературы: [2, 3, 10, 19]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана | Практическое занятие 2. Тема: 2.1. Нарушения речи. Кол-во часов: 2. План: 1. Понятие нарушений речи. 2. Проблема классификаций речевых нарушений. 3. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи 4. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. 5. Классификация нарушений речи А.Н. Корнева. 6. Проблема логопедического заключения в современной специальной педагогике. Список литературы: [2, 3, 10, 19]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам планаподготовленные по вопросам плана | ||||
Практическое занятие 3. Тема: 2.2. Диагностика речи. Кол-во часов: 2. План: 1. Понятие речевой диагностики. 2. Нормативные требования к конструированию речевых методик.
3. Психодиагностические требования к адаптации зарубежных речевых методик. 4. Тесты речевого развития. 5. Методика диагностики речевого развития в отечественной логопедии. 6. Речевая диагностика в социально-психологической практике. 7. Выявление аффектов в содержании речи (метод Готшалка-Глезер). Список литературы: [2, 3, 10, 19]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана | |||||
Практическое занятие 4,5. Тема 2.3. Особенности речи лиц с ОВЗ. Кол-во часов: 4. План: 1. Предмет и объект исследования лингвистики лиц с ОВЗ. 2. Анализ продукта речевой деятельности лиц с различными вариантами ОВЗ. 3. Анализ содержания речевой продукции лиц с различными вариантами ОВЗ. Список литературы: [2, 3, 10, 19]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу* | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||
ОПК-7: З.2, У.2, В.3. | Эссе «Особенности порождения и восприятия речевого высказывания лиц с ОВЗ». Аналитический обзор работ Л.С. Выготского по теме «Первично и вторично нарушенные звенья дефекта». Эссе «Специфика лингвистических средств общения лиц с ОВЗ». 3.Контрольная работа «Основные этапы диагностики речевого недоразвития» | ||||
Таблица 5