Самостоятельная работа

Наименование раздела дисциплины (модуля) Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Трудоемкость (Кол-во часов) Контроль выполнения работы (опрос, тест, дом. задание и т.д.)

1.

Теоретические проблемы лингвистики в специальной психологии и педагогике

Процессы порождения и восприятия речевого высказывания. Написать эссе «Соотношение понятий «язык» и «речь» в современных теоретических исследованиях 6 Домашнее задание
Когнитивные модели речеязыковых структур и процессов Разработать лекцию с презентационным сопровождением по теме «Когнитивные модели речеязыковых структур и процессов» и презентацию к ней 10 Отчет
Речевой онтогенез Написать эссе «Язык и мозг» в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Т.В. Черниговской» 10 Домашнее задание

2.

Прикладные аспекты лингвистических исследований в специальной педагогике и психологии

Нарушения речи Анадитический обзор работ Р.Н. Левиной с целью определения понятия «нарушения речи» 10 Домашнее задание
Диагностика речи Составить таблицу соотнесение направлений диагностики речи   10 Отчет
Особенности речи лиц с ОВЗ Написать эссе «Особенности порождения и восприятия речевого высказывания лиц с ОВЗ» 10 Отчет

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Учебно-методическая литература*

№ п/п Библиографическое описание (автор, заглавие, вид издания, место, издательство, год издания, количество страниц) Количество экземпляров в библиотеке

Основная литература

1. Шереметьева Е.В. Понимание грамматики обращённой речи детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью [Текст]: лекция. – Челябинск: Изд-во.Юж.-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2017. - 48 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1937    
2. Шереметьева Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению [Текст]. монография / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. - 282 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/6992 Шереметьева Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению [Текст]. монография / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. - 282 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/6992  
3. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 251 с.    

Дополнительная литература

2.1. Учебные и научные издания

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во «Эксмо», 2003. – С. 664 – 1020.    
5. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.    

2.2. Нормативно-технические издания

     
     

3. Методические указания для студентов по освоению дисциплины

     
     

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента

6. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.    
7. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; СПб: Лань, 2003. – 287 с.  
8. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 448 с.    
9. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой, - М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416 с.    

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины

1. http://www.fasi.gov.ru - Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

2. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

3. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.

4. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

5. Минерва. Проект дистанционного обучения нейролигнвистике / http://www.genlingnw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/index.html.

 

 

Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания к разделу 1

1. Экспрессивная речь.

2. Импрессивная речь.

3. Механизмы речевых процессов.

4.  Речевое взаимодействие.

5.  Внутренняя речь.

6. Порождение речевого высказывания.

7. Артикуляционный аппарат и образование звуков.

8.  Акустическая теория речеобразования.

9. Центральные отделы управления порождения речевого высказывания.

10.Восприятие и распознавание речи. 

11.Речевой сигнал как акустическое явление.

12.Основные характеристики звука.

13.Схема слухового пути.

14.Динамическая локализация высших психических функций.

15. Основные речевые зоны мозга, и их характеристика.

16.Методы исследования функционирования мозговых структур в реализации речевых процессов.

17. Модель понимания речи В, Кинча, 1999.

18. Модель продуцирования речи В. Левелта, 1989.

19. Отечественные модели порождения речевого высказывания (Л.С. Выготский, 1956; А.А. Леонтьев, 1997, 1999; А.А. Залевская, 1999).

20. Модель порождения и функционирования речи Т.Н. Ушаковой.

21. Речь как специфически человеческая деятельность.

22.  Основные формы речи.

23. Язык как одно их наиболее важных средств речевого общения.

24. Основные языковые компоненты, необходимые для речевого общения.

25. Семантика как осмысленность речи.

26. Семантический треугольник Готтлоба Фреге.

27. Истоки семантических процессов.

28. Развитие семантических актов в младенчестве.

29. Онтогенез имени.

30. Семантика слова.

31. Соотношение понятий слово и мысль в современных теоретических исследованиях.

32. Развитие речи ребёнка.

33.  Биологические предпосылки речевого развития ребёнка.

34. Социальные условия онтогенеза речи.

35. Психофизиологические, когнитивные и собственно языковые компоненты речевого развития.

36. Начальный детский лексикон.

37.  Развитие грамматики.

38. Детское словотворчество.

39. Принципы развития ранней детской речи

40. Природа речи и языка.

41. Психогенетические исследования речеязыковой способности.

42. Проблема саморазвития и спонтанности речеязыковой способности.

43. Речеязыковая способность в филогенезе человека как проблема.

 

Контрольные вопросы и задания к разделу 2

1. Речевое воздействие как наука об эффективном общении.

2.  Причины возникновения и становления науки речевого воздействия.

3. Структура науки речевого воздействия.

4. Риторика как наука об эффективной публичной речи.

5.  Деловое общение, реклама как наука об эффективном продвижении.

6. История развития науки о речевом воздействии.

7. Теория речевого воздействия.

8. Понятие речевой диагностики.

9.  Нормативные требования к конструированию речевых методик.

10. Психодиагностические требования к адаптации зарубежных речевых методик.

11.  Стандартизация методов речевой диагностики.

12. Области применения психометрики в речевой диагностике.

13. Тесты речевого развития.

14.  Методика диагностики речевого развития на материале русского языка.

15. Речевая диагностика в социально-психологической практике.

16. Выявление аффектов в содержании речи (метод Готшалка-Глезер).

17. Предмет и объект исследования лингвистики лиц с ОВЗ.

18.  Использование временного показателя.

19. Анализ продукта речевой деятельности.

20. Анализ содержания речевой продукции.

21. Определение и классификация недостатков речи.

22.  Специфические недостатки речевого развития.

23. Вторичные нарушения речевого развития.

24. Взаимодействие речи и мышления.

25. Диагностика недостатков речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: