Возникла 30-е годы XIX века

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики, управления и природопользования

Кафедра географии

РЕФЕРАТ

По предмету: введение в географию

Тема: Географические школы России

 

Преподаватель: Ямских Галина Юрьевна

Студент 1-ого курса: Щербинин Дмитрий Андреевич


 


Географическая школа - направление в социологии, рассматривающее географическое положение и природные условия в качестве определяющего фактора развития общественной жизни народов.

 Географической школой можно считать сбор и накопление трудов в области географических наук направленных на улучшение жизни общества.

Пример: создание топографических карт малоизученных районов страны.

 

На рубеже XVIII—XIX вв. русская картография переживает важный период своего развития. В 1797 г. было создано так называемое Депо карт, которое в 1812 г. было переименовано в Военно-топографическое депо. Этим было положено начало организации военно-топографической службы в России.

Проведенные в конце XVIII — начале XIX в. организационные меры в области картографии и географии оказали положительное влияние на их развитие. Войны, которые происходили в конце XVIII — начале XIX в., тоже оказали существенное влияние на развитие картографии.

Школа погубернских описаний.

Возникла 30-е годы XIX века.

Возникла в Генеральном штабе и Академии Генштаба, в городе С-Петербург.

Академия генерального штаба помещалась в доме бывшей Иностранной коллегии на Английской набережной; с 1901 года — на Суворовском проспекте, д. 32 (здание построено в 1900—1901 годах, архитектор А. И. фон Гоген, инженер-строитель А. А. Веденяпин).

Николаевская академия генерального штаба была основана 26 ноября 1832 года на базе училища колонновожатых, расквартированного в Петербурге и Москве в 1810—1812 гг. и в Петербурге в 1823—1825 гг., под названием Императорской военной академии, по проекту генерал-адъютанта барона Жомини «для образования офицеров к службе Генерального штаба» и «для вящего распространения знаний в армии».

Изначально курс обучения был рассчитан на 2 года (теоретический и практический классы). На общем отделении академии главными предметами были тактика, стратегия, военная история, военная администрация, военная статистика, геодезия с картографией, съемкой и черчением, а вспомогательными — русский язык, сведения по артиллерийской и инженерной части, политическая история, международное право и иностранные языки. На геодезическом отделении — теоретическая и практическая астрономия, физическая география, геодезия со съемкой и черчением, картография и военная статистика; вспомогательными — военная администрация, тактика, русский и иностранные языки.

Образование академии положило начало формированию корпуса офицеров Генерального штаба. К данной категории причислялись обер-офицеры в чине не ниже поручика, прослужившие в строю не менее 2 лет и окончившие академию (или выдержавшие при ней экзамен).

С 1840 г. лучшие из воспитанников кадетских корпусов и Дворянского полка в числе 30 человек прикомандировывались напрямую к гвардейскому штабу для поступления через 2 года в академию. Сначала служба в Генеральном штабе не давала никаких преимуществ, и число абитуриентов академии было небольшим. После введения некоторых преимуществ для корпуса офицеров Генерального штаба в 1852 г. приток офицеров в академию усилился и прикомандирование выпускников кадетских корпусов было прекращено.

В академию могли поступать офицеры не моложе 18 лет и в чинах не старше капитана армии и штабс-капитана гвардии, артиллерии и сапёров. Служащие вне Петербурга сначала держали предварительный экзамен при корпусных штабах. В самой академии офицеры желающие поступить в теоретический класс должны были выдержать вступительный экзамен, а для желающих поступить напрямую в практический класс, — и вступительный, и переходной. Офицер, желающий выпуститься экстерном, должен был помимо двух предыдущих экзаменов сдать ещё и выпускной. По окончании курса офицеры прикомандировывались на 1 год к образцовым частям для ознакомления со службой. Выпуск производился в октябре. Окончившие по 1-му разряду получали следующий чин, по 2-му — выпускались тем же чином, а по 3-му — возвращались в свои части и в Генеральный штаб не переводились. Армейские офицеры переводились в Генеральный штаб с тем же чином, артиллеристы, инженеры и гвардейцы — с повышением (гвардейцы ещё со старшинством в последнем чине). В 1850—1855 гг. академия выпускала ежегодно в среднем 23 человека. С 1854 г. открыто Геодезическое отделения, для подготовки геодезистов в Корпус военных топографов.

В 1862, 1888 и 1893 годах был внесен ряд изменений, в сторону ужесточения строевого ценза, по порядку приёма в академию и прохождения в ней обучения и последующего распределения по окончании учёбы. При этом возросло количество обучающихся в академии офицеров: в 1860-х годах обучалось до 150 человек в год, в 1890-х — до 300 человек, к 1914 году — свыше 350 человек.

С 1894 г. квота на число поступающих была отменена. Правда при этом изменились и правила распределения выпускников. После второго курса офицеры выпускались в войска, лучшие из потока офицеры поступали на дополнительный курс. Окончившие дополнительный курс причислялись к Генеральному штабу. Окончившие академию, как правило, занимали впоследствии высшие командные посты. Однако довольно большое число офицеров по разным причинам отчислялись до окончания курса. Так с 1881 по 1900 гг. было отчислено 913 человек.

Академия сразу же заняла центральное место в системе военного образования России. Обучение офицера в Академии Генерального штаба в русской армии приравнивалось к особому отличию и считалось почётным.

С 1832 по 1918 годы академия подготовила 4 532 офицера русской армии, несколько десятков офицеров болгарской и сербской армий.

Академия довольно скоро по праву заняла место центра военной мысли в России. Выдающимися преподаватели академии были: Аничков В. М., Драгомиров М. И., Снесарев А. Е., Свечин А. А., Михневич Н. П., Шиловский Е. А., по стратегии — Медем Н. В., Леер Г. А., по военной статистике — Обручев Н. Н., по военной истории — Масловский Д. Ф. иМышлаевский А. З., по военной администрации — Редигер А. Ф. Выпускники академии этого периода ярко проявили себя как на поприще военной службы, так и в государственной деятельности. Широко известны выпускники академии, ставшие крупными военачальниками и прославленными учёными России. В их ряду Милютин Д. А., Радецкий Ф. Ф., Пржевальский Н. М., Скобелев М. Д., Снесарев А. Е., Куропаткин А. Н., Кондратенко Р. И., великий князь Николай Николаевич (младший).

В годы первой мировой войны выпускниками академии были почти все командующие армиями и фронтами, 29 из 36 командиров корпусов и 46 из 70 начальников дивизий. Сама академия с началом войны была по существу, расформирована, занятия прекращены, был произведен досрочный выпуск, большинство преподавателей отправлено в действующую армию. Ход войны показал, что это решение было глубокой ошибкой, ибо возникла массовая потребность в подготовленных военачальниках с высшим военным образованием. В 1916 году было принято решение возобновить занятия, в начале 1917 года было принято 120 офицеров на младший курс.

Воспитанники академии И. И. Вацетис, Н. Е. Какурин, В. Ф. Новицкий, А. А. Свечин, М. В. Свечников, Снесарев А. Е.,Шапошников Б. М., Е. А. Шиловский и некоторые другие в последующем проявили себя в рядах Красной армии и в деле становления и развития советского военного искусства. В белом движении руководящие роли играли выпускники академии М. В. Алексеев, П. Н. Врангель, А. И. Деникин, Л. Г. Корнилов, Н. Н. Юденич.

В начале 1918 года академию эвакуировали в Екатеринбург, затем в Казань. В июле 1918 года по предложению председателя Совета народных комиссаров РСФСР В. И. Ленина академия переименована в Военную академию РККА. В июле 1918 основная масса преподавателей и учащихся отказалась выступить против наступавших на Казань частей Чехословацкого корпуса и Русской армии и перешла на их сторону. В связи с этим 4 августа 1918 года приказом Реввоенсовета республики академия формально была расформирована. Однако она продолжила свою работу в рядах белого движения сначала в Екатеринбурге, затем в Томске и Омске. В конце 1919 года эвакуирована во Владивосток. Последний выпуск её слушателей состоялся в конце 1921 года во Владивостоке на острове Русском, в казармах 3-го Сибирского стрелкового полка.

В 1927 году в Париже бывшим профессором Академии Н. Н. Головиным были открыты Зарубежные высшие военно-научные курсы, которые виделись их основателю и руководству РОВС как преемники Академии Генерального Штаба. Отделения Курсов были открыты в ряде других европейских центров Белой эмиграции. Курсы прекратили своё существование только после начала Второй мировой войны.

В начале XXI века в зданиях, ранее принадлежавших Академии Генерального штаба, располагался Санкт-Петербургский военный университет связи — первый и второй курс 4-го факультета (курсанты). В главном здании (Суворовский пр. 32) находились библиотека, клуб, кинозал, кафедра физики, гостиница для высокопоставленных военных начальников, факультет подготовки гражданских специалистов, а также кабинеты руководящих лиц. В бывшем здании конюшни располагался спортивный зал. Бо́льшую часть исторических зданий снесли и продали под постройку элитного жилья.

Печатный орган — Известия Императорской Николаевской военной академии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: